Электронное образование Республики Татарстан

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №15 с углубленным изучением отдельных предметов» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан/Татарстан Республикасы Түбән Кама муниципаль районының "Аерым фәннәрне тирәнтен өйрәнүле 15 нче урта гомуми белем бирү мәктәбе" муниципаль бюджет гомуми белем бирү учреждениесе

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Визитная карточка

Адрес: 423582, Республика Татарстан, г. Нижнекамск, ул. Кайманова, д. 4
Телефон: +7(855)-541-28-15
E-Mail: school15n-kamsk@mail.ru, S15.Nk@tatar.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МБОУ "СОШ № 15" НМР РТ
Руководитель: Чернятьева Татьяна Алексеевна
Год основания учреждения: 1978
У нас учатся: 961
У нас учат: 61

Информация об условиях охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

            В соответствии со статьей 41 главы 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ (в ред. от 28.06.2014) «Об образовании в Российской Федерации» средняя школа №15 создаёт условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учащихся.  Основные направления охраны здоровья:

 • оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;

• организация питания учащихся;

• определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;

• пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;

• организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления учащихся, для занятия ими физической культурой и спортом;

• прохождение учащимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации;

• профилактика и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ;

• обеспечение безопасности учащихся во время пребывания в школе;

 • профилактика несчастных случаев с учащимися во время пребывания в школе;

 • проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.

Оказание первичной медико-санитарной помощи.

            В школе созданы все необходимые меры и условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В школе оборудован медицинских кабинет в соответствии с предъявляемыми требованиями. Первичная медико-санитарная помощь учащимся оказывается в соответствии со статьёй 54 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) от 5 ноября 2013 г. № 822н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях».

            В соответствии с программой «Здоровье» в школе ведется работа по сохранению и укреплению здоровья обучающихся. К началу учебного года ежегодно составляется план мероприятий. Работа осуществляется в тесной взаимосвязи с деятельностью школьного фельдшера  ДГБ с ПЦ, НКД, Центром здоровья для детей. Ежегодный медосмотр проводится школьным фельдшером, с использованием скрининг-программы. После проведенного медосмотра осуществлялся анализ состояния здоровья обучающихся: по группам здоровья, по отдельным видам заболеваний, индекс здоровья и общая заболеваемость по школе.

Организации питания учащихся. 

            Горячее питание осуществляется  в  школьной  столовой.  Основное  питание  школьников организовано  в  соответствии  с  требованиями  санитарных  правил.  Столовая оборудована  всем  необходимым  технологическим  оборудованием. Обучающимся  предоставляется  возможность  получать  горячее  питание  во время перемен. 2-х разовое горячее питание получают обучающиеся 1 - 4 классов. 

            При организации питания школа руководствуется СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения».

            В школе в соответствии с установленными требованиями СанПиН созданы следующие условия для организации питания учащихся:

 • предусмотрены производственные помещения для хранения, приготовления пищи, полностью оснащённые необходимым оборудованием (торговотехнологическим, холодильным, весоизмерительным), инвентарём;

• предусмотрено помещение для приёма пищи;

 • разработан и утверждён порядок питания учащихся (режим работы столовой, время перемен для принятия пищи).

            Определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул.

         На основании пунктов 15—17 приказа Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 (с последующими изменениями) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» приказа  Минобрнауки РФ от 22 декабря 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 17 декабря 2010г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» школа создаёт условия для реализации общеобразовательных программ. Образовательная деятельность по общеобразовательным программам, в том числе адаптированным основным образовательным программам, организуется в соответствии с расписанием учебных занятий. Учебный год в школе начинается 1 сентября и заканчивается в соответствии с учебным планом. В процессе освоения общеобразовательных программ учащимся предоставляются каникулы. Сроки начала и окончания каникул определяются в соответствии с учебным планом.  Организация внеурочной деятельности в образовательном учреждении в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения осуществляется в соответствии с письмом Минобрнауки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

Пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления учащихся, для занятия ими физической культурой и спортом.

         На основании Указа Президента РФ от 01 июня 2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 годы» и письма Минобрнауки РФ от 13 мая 2013 г. № ИР-352/09 «Об утверждении программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях» определены основные направления воспитания и социализации обучающихся школы. Приоритетным является здоровьесберегающее воспитание, включающее в себя формирование у учащихся культуры здорового образа жизни, ценностных представлений о физическом здоровье, о ценности духовного и нравственного здоровья; формирование у них навыков сохранения собственного здоровья, овладения здоровьесберегающими технологиями в процессе обучения во внеурочное время; формирование представлений о ценности занятий физической культурой и спортом, понимания влияния этой деятельности на развитие личности человека, на процесс обучения и взрослую жизнь.  На уроках физкультуры предусмотрена оптимальная физическая нагрузка для учащихся различных групп здоровья, что находит отражение в учебной программе. В плане работы школы запланированы дни здоровья, участие школьных спортивных команд во внутришкольных, городских спортивных мероприятиях. На уроках систематически проводятся динамические паузы (физкультминутки) для снижения нервно-эмоционального напряжения, утомления зрительного анализатора, и.т.д. 

Профилактика и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива,  наркотических средств и психотропных веществ.

            Классными руководителями на классных часах и родительских собраниях проводятся беседы по профилактике употребления наркотических средств и психотропных веществ, с привлечением сотрудников инспекции по делам несовершеннолетних. Школьным психологом ежегодно проводится диагностика факторов риска приобщения к наркотическим средствам и психотропных веществ учащихся старших классов; диагностика выявления склонности к различным формам девиантного поведения. Проводятся профилактические психологические игры, направленные на профилактику употребления наркотических средств и психотропных веществ.  

Система обеспечения безопасности учащихся во время пребывания в школе.

            Формируется и достигается комплексная безопасность школы в процессе реализаций следующих направлений:

 • работа по организации и управлению безопасным образовательным пространством (письмо Федерального агентства по образованию Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 марта 2007' г. № 17—1/45 «О введении в штатное расписание образовательных учреждений должности заместителя руководителя по безопасности»);

• работа по антитеррористической защищённости и противодействию терроризму и экстремизму (Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (в ред. от 28.06.2014); приказ Минобрнауки России от 4 июня 2008 г. № 170 «О комплексе мер по противодействию терроризму в сфере образования и науки» (в ред. от 23.07.2008); приказ Федерального агентства по образованию от 11 ноября 2009 г. № 2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений»);

• работа по обеспечению охраны образовательного учреждения (Постановление Правительства РФ от 14 августа 1992 г. № 587 «Вопросы частной детективной и охранной деятельности»; Постановление Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. № 589 «Об утверждении Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации»);

• Информационная безопасность (письмо Минздравсоцразвития РФ от 17 сентября 2008 г. № 01/10237-8-32 «О мерах, направленных на нераспространение информации, наносящей вред здоровью, нравственному и духовному развитию детей и подростков»);

• Пожарная безопасность (Федеральный закон РФ от 21 декабря 1994 года № 63-ФЗ «О пожарной безопасности», Федеральный закон РФ от 11 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);

• Электробезопасность (Правила устройства электроустановок (ПУЭ) и Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП).

- Официальный сайт школы адаптирован для лиц с нарушением зрения (слабовидящих);

- Инвалидам обеспечивается помощь, необходимая для получения в доступной для них форме информации о правилах предоставления услуги, в том числе об оформлении необходимых для получения услуги документов, о совершении ими других необходимых для получения услуги действий;

  

Основные направления здоровьесбережения в учреждениях для детей с ОВЗ

Санитарно-гигиенический режим

Воздушно-тепловой режим

            Сквозное проветривание кабинетов осуществляется после каждого урока, проветривание рекреакций осуществляется во время уроков.

            Проветривание учебных помещений во время перемен (при температуре до -10 гр. 5-10 мин, при температуре ниже -10гр. не более 2 мин). В теплое время года занятия желательно проводить при открытых фрамугах. Температура в учебных помещениях должна составлять примерно19-21 гр. по Цельсию.

Освещение

            Наличие естественного освещения обязательно. Необходимость левостороннего бокового освещения. При глубине учебного помещения более 6 м необходим правосторонний подсвет. Недопустим основной световой поток спереди и сзади обучающихся.

Водно-питьевой режим

            В связи с низкой влажностью воздуха в помещениях во время отопительного сезона особенно важно соблюдение водно-питьевого режима. Норма потребления воды - сугубо индивидуальная величина, которая зависит от активности ребенка, биохимических особенностей детского организма, от температуры и влажности окружающего воздуха. В среднем суточное потребление воды должно быть не менее 55-95 мл на кг массы ребенка. Для организации питьевого режима в школе функционирует питьевой фонтанчик, который находится в столовой. Дважды в год проиизводится замена фильтровых картриджей.

            По желанию родителей в класс может быть организована доставка бутилированной воды. В таком случае необходимо наличие одноразовых  или индивидуальных стаканчиков. Питьевая вода должна быть сертифицирована.

Двигательный режим

            В профилактических и оздоровительных целях в школе  должны создаваться условия для удовлетворения биологической потребности обучающихся в движении, которая может быть реализована при ежедневной двигательной активности детей и подростков в зависимости от их основного диагноза и физического состояния. Необходимый объем двигательной активности складывается из:

- утренней гимнастики, которую должен выполнять дома ежедневно каждый обучающийся (упражнения подбираются с помощью специалистов по адаптивной физкультуре);

- гимнастики перед началом учебных занятий;

- физкультминуток на уроках;

- подвижных игр на переменах;

- динамических пауз в режиме продленного дня;

- уроков физкультуры;

- школьных соревнований, дней здоровья и других мероприятий;

- дополнительных занятий в группах и индивидуально адаптивной физкультурой.

             В школе ежедневно в 7.50 по звонку классые руководители проводят утреннюю зарядку. В середине урока подается звонок, напоминающий о том, что необходимо провести физкультурную паузу.

Профилактика нарушений осанки и стопы

            Необходимо уделять внимание формированию правильной позы, обучать детей самым простым приемам контроля рабочей позы во время занятий в школе и дома. Педагогам, медицинским работникам и родителям, особенно в начальных классах, рекомендуется корректировать нарушения в рабочей позе обучающихся. Правильная поза ребенка во время занятий:

            1. За столом (партой)

Длина сиденья стула должна соответствовать длине бедер ребенка. Высота ножек стула должна равняться длине голеней. Голеностопный, коленный и тазобедренный суставы при сидении образуют прямой угол. Между краем стола и грудной клеткой сидящего ребенка необходимо выдерживать расстояние, равное ширине кисти.

            2. При письме

Сидеть нужно с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы. Позвоночник опирается на спинку стула. Предплечья лежат на поверхности стола симметрично и свободно. Надплечья находятся на одном уровне. Голова чуть наклонена вперед. Расстояние от глаз до стола (тетради, книги) соответствует 30-35 см. Тетрадь при письме должна лежать на столе под углом 30°. Левая рука (правая рука у левшей) ребенка поддерживает и двигает тетрадь снизу вверх.

            3. При чтении

Поза при чтении в основном совпадает с позой при письме. Предплечья симметрично, без напряжения лежат на поверхности стола (парты), кисти поддерживают книгу с наклоном по отношению к глазам под углом 15°.

            4. Стоя

Стоять надо свободно, без напряжения, с равномерной нагрузкой на обе ноги. Голову не наклонять, следить за симметричным положением надплечий, углов лопаток.

Примеры упражнений для профилактики сколиоза

Упражнение «Травинка»

И.П.: стоя, руки опущены вдоль тела. Поднимите руки медленно вверх через сто­роны. Потянитесь, как травинка тянется навстречу солнечному теплу. Покачайтесь, как травинка на ветру, из сто­роны в сторону, а теперь – вперед-назад. Медленно опустите руки через стороны вниз. Выполняется 3- 5 раз.

Упражнение «Винтик» (выполняется по образцу или сопряженно).

И.П. –сидя, ноги согнуты в коленях на ширине плеч, ступни параллельны, руки опущены вдоль тела, ладони лежат на полу по обе стороны бедер. Поднимите вверх правую руку, и с силой потяни­тесь – вы «винтик».«Ввинчивайтесь» в пол, старайтесь не отрывать пятки от пола. Теперь «вывинчивай­тесь», не отрывая пятки от пола. Опустите руки, положите ладони на пол. Поднимите вверх левую руку, и с силой потяни­тесь – вы «винтик». «Ввинчивайтесь» в пол, старайтесь не отрывать пятки от пола. Теперь «вывинчивай­тесь», не отрывая пятки от пола. Опустите руки, положите ладони на пол. Почувствуйте, какой у вас подвижный гибкий позвоночник. Выполняется 3–5 раз. Упражнение «Чайка» И.П.: стоя, руки опущены вдоль тела. Сделайте глубокий медленный вдох через нос. Поднимите руки до уровня плеч. Задержите дыхание. Подожмите правую ногу. Закройте глаза и постарайтесь удержать равновесие. Сделайте медленный выдох через нос, одновременно опустите руки через стороны вниз, станьте на обе ноги и откройте глаза. Снова медленно вдохните через нос, подняв руки в стороны до уровня плеч, задержите дыха­ние, закройте глаза и подожмите левую ногу. Не открывая глаз, медленно, с силой выдохни­те через нос. Опустите руки и станьте на обе ноги. Откройте глаза.

Упражнение «Ракета»

И.П.: стоя, руки опущены вдоль тела. Сделайте глубокий вдох через нос, медленно поднимаясь на носки, – руки через стороны вверх, ладони сомкнуть над головой. Задержите дыхание, потянитесь с силой вверх, поднимаясь на носки и удерживая равновесие, – подготовка ракеты к старту. Медленно выдохните с открытым, свободным, длительным звуком ААААА →, опуская при этом руки через стороны вниз, одновременно опускаясь на полную ступню. Затем снова сделайте глубокий вздох через, нос, так же потянитесь и задержите дыхание, а выдохните с силой, резко и кратко А [3].

Упражнение на релаксацию шейного отдела позвоночника

Цель: релаксация напряженных мышц шейного отдела позвоночника (элемент антистрессовой терапии) Выполняется не менее 2 раз в день.

И.п.: сидя. При занятиях лечебной гимнастикой данным комплексом можно завершать занятие. Руки в «замок» на затылке. На вдохе давление затылком на ладони 5 - 7 сек. На выдохе наклон головы вперед с растяжением мышц 10-15 сек. Из крайнего положения повторить упражнение 2 – 3 раза. В и.п. вернуться медленно. Наклоны головы с аналогичным сопротивлением. Правая рука через голову, пальцы на уровне левого уха. На вдохе наклон головы к левому плечу, давление на пальцы правой руки (5-7 сек), на выдохе медленный наклон вправо с растяжением мышц 10- 15 сек. Повторить упражнение 2 – 3 раза. Аналогично в другую сторону. Повороты головы с сопротивлением. Основание большого пальца правой руки приставить в правой скуловой кости. На вдохе поворот головы вправо до ощущения напряжения (5 - 7 сек), на выдохе поворот головы влево с растяжением мышц (10 -15 сек.). Повторить 2 – 3 раза. Аналогично в левую сторону [4].

Примеры упражнений для профилактики нарушений стопы Упражнение «Каток» Ребенок катает вперед-назад мяч, гимнастическую палку сначала одной ногой, потом другой.

Упражнение «Разбойник»

Ребенок сидит на полу с согнутыми ногами. Пятки плотно прижаты к полу и не отрываются от него в течение всего периода выполнения упражнения. Движениями пальцев ног он старается подтащить под пятку разложенное на полу полотенце (или салфетку), на котором лежит какой-нибудь груз (например, камень). Упражнение выполняется сначала одной ногой, потом другой. Упражнение «Маляр» Ребенок, сидя на полу с вытянутыми ногами (колени выпрямлены), большим пальцем одной ноги проводит по подъему другой ноги по направлению от большого пальца к колену. «Поглаживание» повторяется 3-4 раза. Упражнение выполняется сначала одной ногой, затем другой.

Упражнение «Сборщик»

Ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, собирает пальцами одной ноги различные мелкие предметы, разложенные на полу (игрушки, прищепки для белья, елочные шишки и др.), и складывает их в кучки. То же самое делает другой ногой. Затем, без помощи рук, перекладывает эти предметы из одной кучки в другую. Упражнение «Художник» Ребенок карандашом, зажатым пальцами ноги, рисует на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист другой ногой. Упражнение выполняется сначала одной ногой, затем другой. Упражнение «Кораблик» Ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями и прижимая подошвы ног друг к другу, постепенно старается выпрямить колени до тех пор, пока пальцы и пятки ног могут быть прижаты друг к другу (старается придать ступням форму кораблика). Упражнение «Мельница» Ребенок, сидя на полу с выпрямленными коленями, описывает ступнями круги в двух направлениях.

Упражнение «Серп»

Ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, ставит подошвы ног на пол (расстояние между ними 20 см). Согнутые пальцы ног сперва сближаются, а затем разводятся в разные стороны, при этом пятки остаются на одном месте. Упражнение повторяется несколько раз. Упражнение «Барабанщик» Ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, двигает ступнями вверх и вниз, касаясь пола только пальцами ног. В процессе выполнения упражнения колени постепенно выпрямляются. Упражнение «Окно» Ребенок, стоя на полу, разводит и сводит выпрямленные ноги, не отрывая подошв от пола.

Профилактика нарушений зрения

            В связи с тем, что в последние годы резко возросла нагрузка на зрительный анализатор, и большую часть информации дети воспринимают через зрительную модальность, значительно увеличилось число детей с нарушениями зрения. Поэтому необходимо несколько раз в день проводить мини-гимнастики для глаз (продолжительность не более 1-2 мин). Проведение такой гимнастики особенно необходимо после работы на компьютере. Занятия с использованием компьютеров следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг. Для детей, имеющих хроническую патологию, часто болеющих (более 4 раз в год), после перенесенных заболеваний в течение 2-недель продолжительность занятий с компьютером должна быть сокращена (для детей 5 лет до 7 минут, для детей 7 лет - до 10 мин.) 

            Примеры упражнений для профилактики нарушений зрения

Цель: тренировка аккомодационной мышцы, профилактика нарушений зрения, вызванных переутомлением и эмоциональной перегрузкой. Выполняется 1 раз в день (вторая половина) Сесть (или лечь) удобно, чтобы плечи, шея и голова были в расслабленном состоянии: Закрыть глаза и так посидеть (полежать) 1 - 2минуты Массаж точек под лобной костью с внутренней стороны бровей. Массаж указательными пальцами переносицы. Кончиками указательных пальцев массировать скулы на расстоянии приблизительно в толщину одного пальца от носа. Легкий круговой массаж участков вокруг глаз (начинать с точек под бровями, двигаться к их краям, затем под глазами). Потереть ладони, согревая их. Затем положить их на закрытые глаза, не касаясь век. Двигать глазами вправо-влево (10 – 15 сек.), вверх-вниз (10 – 15 сек.), голова неподвижна. Рисовать геометрические фигуры глазами по часовой стрелке и против (не более 10 – 15 секунд в одну и другую сторону, голова неподвижно зафиксирована). Сконцентрировать внимание на кончике карандаша, отодвинув его на 30 см от глаз, медленно приближать карандаш к лицу на расстояние 15 см и так же медленно удалять его назад (10 – 15 раз). «Написать» глазами себе несколько комплиментов Потянуться, не открывая глаз, руками в стороны, вверх и открыть глаза

Профилактика ОРВИ и эмоционального и физического переутомления

       Во время эпидемии гриппа и ОРВИ учебные кабинеты в школе дезинфицируются луком и чесноком, соблюдается режим проветривания и влажной уборки. В период адаптации учащиеся 1-х классов  (сентябрь) и в зимний период для профилактики ОРВИ и гриппа учащиеся начальной школы 1 – 4 классы ежегодно проходят курс витаминотерапии  драже «Аскорбиновая кислота». 

            Для преодоления и внутренней эмоциональной, и мышечной скованности у детей с проблемами в развитии необходимы дыхательно-голосовые упражнения. Такие упражнения способствуют развитию и укреплению голоса, умению управлять им, а также являются профилактикой острых респираторных заболеваний. Дети с церебральными параличами боятся звучания своего голоса и при попытках форсирования замыкаются, напрягаются еще больше. Вводить дыхательные упражнения желательно в любые занятия с ребенком независимо от возраста и степени его умелости. Продолжительность таких дыхательных разминок не должна превышать 3 – 5 минут. Ребенок должен поверить в свои силы, поэтому сначала задания даются таким образом, чтобы ребенок мог справиться с ними с незначительной помощью взрослого или самостоятельно после показа. Различные дыхательные упражнения известны человечеству с незапамятных времен и имеют обширную географию. Согласно древним восточным обычаям главный секрет сохранения молодости и долголетия заключен в умении регулировать свое дыхание. С годами уменьшается продолжительность вдоха и выдоха, следовательно, уменьшается количество кислорода, поставляемое клеткам мозга, кожи, различным органам, что в свою очередь ускоряет процесс старения [9]. Предлагаемые нами дыхательно-голосовые и координационные упражнения способствуют развитию различных видов внимания, общей координации движений, регуляции и укреплению голоса. Дыхательные упражнения выполняются стоя, если дети в состоянии удерживать равновесие самостоятельно или при незначительной поддержке взрослого, а также сидя или лежа. Приведенные ниже дыхательные упражнения вполне доступны детям дошкольного и младшего школьного возраста. ВНИМАНИЕ! Детям с судорожной готовностью категорически не рекомендуются упражнения, выполняемые с задержкой дыхания. Примерные комплексы дыхательно-голосовых упражнений Упражнения выполняются стоя или сидя. Количество повторений от 3 до 5 раз. Комплекс должен состоять из 4 - 5 упражнений с частичной сменяемостью в течение 2 – 3 недель. Общее время выполнения комплекса не должно превышать 5 – 7 минут. Выполняются упражнения ежедневно.

            КОМПЛЕКС 1

Плечи поднять – вдох, опустить – выдох, руки свободно опущены. Свести лопатки – вдох, развести – выдох. Плечи вперед – вдох, назад выдох. Правое плечо поднять – вдох, опустить – выдох. То же с левым плечом. Наклон вправо – вдох, выпрямиться – выдох. То же влево. Скручивание вправо – вдох, исходное положение выдох. То же влево (ноги не отрываются от пола, таз неподвижен). Круговые движения плечами вперед, затем назад – дыхание свободное. Закрыть указательным пальцем правой руки правую ноздрю – вдох, выдох. Затем закрыть ноздрю средним пальцем, безымянным…(остальные пальцы согнуты и прижаты к ладони). То же с левой ноздрей и левой рукой. Закрыть левую ноздрю – вдох через правую, закрыть правую ноздрю – выдох через левую, а затем вдох через левую. Закрыть левую ноздрю и выдохнуть через правую. Вдох – руки вверх. Выдох – теплый воздух выдыхается с длительным звуком Х ХХХ или Ш ШШШ , руки при этом свободно опускаются вниз («задуть свечу»). Вдох – руки вверх, выдох с силой. Теплый воздух выдыхается тремя порциями Х – Х – Х или Ш – Ш – Ш («задуть три свечи»). Вдох – руки вверх. Выдох длительный, холодная воздушная струя по подбородку вниз со звуком С ССС – руки при этом медленно опускаются вниз. Аналогично холодный воздух выдыхается тремя порциями со звуком С - С- С[1].

            КОМПЛЕКС 2.

Глубокий вдох через нос. Продолжительный выдох через рот. «Заморозим подбородок» - втянуть нижнюю губу под верхнюю и длительно подуть холодным воздухом вниз по подбородку. Выполнять молча на одном выдохе. {C}«Заморозим ладошку» - растянуть сомкнутые губы, тыльную сторону ладони подставить под подбородок, дуть длительно холодным воздухом по подбородку на тыльную сторону ладони. Выполняется на одном выдохе. «Погреем ладошки» - дуть теплым воздухом на ладони, руки согнуты в локтях. Ладони на расстоянии 15 – 20 см от рта. Повторить упр.2,3 с дополнением: шепотом произносится слог ФА на 1 усиленном выдохе. {C}Повторяем упр. 4 с дополнением: шепотом на одном усиленном выдохе произносится слог ХА. {C}Произнесение на одном выдохе сначала тихим, затем громким голосом гласных звуков поочередно А, Э, У, О, Ы, И. В течение нескольких дней произнесение (пропевание) проводится вместе со взрослыми с контролем в зеркале положения артикуляционного аппарата (губ). В дальнейшем участие взрослого сводится только к показу (беззвучному) артикуляционной позы звука. Ребенок отгадывает и произносит его самостоятельно. {C}8. {C}Произнесение на одном выдохе сочетаний 2, а затем 3 гласных звуков А) АУ, УА, АО, ОА, АИ, ИА, УИ, ИУ… Б) АИУ, АУИ, ИУА, ИАУ, АОИ, ОИА… Произнесение на 1 выдохе одинаковых слогов ФА-ФА-ФА ХА-ХА-ХА ФО-ФО-ФО ХО-ХО-ХО ФУ-ФУ-ФУ ХИ-ХИ-ХИ 10.Произнесение на одном выдохе слогов с разными гласными ХА-ХО-ХЫ ФА-ФО-ФУ-ФЫ ХО-ХЫ-ХА ФО-ФЫ-ФУ-ФА ХА-ХЫ-ХО… ФЫ-ФА-ФО-ФУ…

            КОМПЛЕКС 3

Дыхательная гимнастика Стрельниковой А.Н. Правильное дыхание не только позволяет развивать все психические процессы, регулировать произвольно эмоциональные состояния, значительно увеличивать скорость протекания мыслительных операций, но и длительно сохранять приобретенные навыки и умения. Помните! Активный вдох носом - абсолютно пассивный неслышный выдох через рот. Плечи в момент вдоха неподвижны! Норма 12 раз по 8 вдохов-движений. "Ладошки"

Исходное положение (и.п.): станьте прямо, согните руки в локтях (локти вниз) и "покажите ладони зрителю" - "поза экстрасенса". Делайте шумные, короткие, ритмичные вдохи носом и одновременно сжимайте ладони в кулаки (хватательные движения).

"Погончики"

И.п.: станьте прямо, кисти рук сожмите в кулаки и прижмите к животу на уровне пояса. В момент вдоха резко толкайте кулаки вниз к полу, как бы отжимаясь от него (плечи напряжены, руки прямые, тянутся к полу). Затем кисти рук возвращаются в и.п. на уровень пояса. Плечи расслаблены - выдох "ушел". Выше пояса кисти рук не поднимайте.

"Насос" ("Накачивание шины")

И.п.: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч, руки вдоль туловища (основная стойка - о.с.). Сделайте легкий поклон (руками тянуться к полу, но не касаться его) и одновременно - шумный и короткий вдох носом во второй половине поклона. Вдох должен кончиться вместе с поклоном. Слегка приподняться (но не выпрямляться), и снова поклон и короткий, шумный вдох "с пола".

"Кошка" ("Приседание с поворотом")

И.п.: Станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч (ступни ног в упражнении на должны отрываться от пола). Сделайте танцевальное приседание и одновременно поворот туловища вправо - резкий, короткий вдох. Затем такое же приседание с поворотом влево и тоже короткий, шумный вдох носом. Руками делайте хватательные движения справа и слева на уровне пояса. Спина абсолютно прямая, поворот - только в талии

 Допускается отступление от предложенной последовательности упражнений, нет четких временных рамок. Предложенная процедура релаксации может быть использована при работе как с детьми с достаточным уровнем мышечного контроля, так и с родителями при индивидуальной и малогрупповой работе. Причем этот комплекс может применяться как самостоятельное занятие, направленное на коррекцию тревожности, а также отдельные релаксационные упражнения могут быть включены в коррекционные занятия психолога, логопеда, дефектолога.