Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №9 имени А. С. Пушкина Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан"/Татарстан Республикасы Зеленодольск муниципаль районының А. С. Пушкин исемендәге 9нчы лицее
Визитная карточка
Адрес: | 422545, Республика Татарстан, г. Зеленодольск, ул. Жукова, д. 3 |
Телефон: | +7(843)-713-41-98;+7(843)-713-42-96 |
E-Mail: | Licey.9@tatar.ru |
Министерство: | Министерство образования и науки Республики Татарстан |
Короткое название: | МБОУ "Лицей № 9 им.А.С.Пушкина ЗМР РТ" |
Руководитель: | Шагаева Алия Юнусовна |
Год основания учреждения: | 1987 |
У нас учатся: | 1673 детей |
У нас учат: | 102 учителя |
Все новости лицея
Кибермошенничеству -нет!
Опубликовано: 05.12.2024В последнее время этому вопросу уделяется большое внимание. И понятно почему: в прошлом году кибермошенники украли у россиян почти 16 млрд рублей. За первые шесть месяцев текущего года этот показатель составил 9 млрд рублей. Здесь можно привести результаты опроса ВЦИОМ, согласно которому больше 70% жителей России убеждены, что никогда не попадутся на обман телефонных мошенников. Но самоуверенность не защищает сбережения. Когда человек считает себя неуязвимым, это может сыграть на руку аферистам. Даже несмотря на то, что люди знают, что не стоит верить звонкам с незнакомых номеров и рассказам лжесотрудников службы безопасности, они все равно рискуют попасться на уловки мошенников и потерять деньги. Большинство хищений происходит с помощью злоупотребления доверием. То есть мошенники специально оказывают психологическое воздействие на человека, заставляют его самого раскрывать конфиденциальную, секретную информацию. Обычно, прежде чем выйти на контакт, злоумышленники стараются узнать о человеке как можно больше. Нередко люди и сами публикуют в соцсетях номера телефонов, электронные адреса и даже выкладывают фотографии своих банковских карт. Этой информации недостаточно, чтобы украсть деньги. Но вполне хватит, чтобы начать разговор и усыпить бдительность. Когда махинаторы обращаются к людям по имени и отчеству, сами называют номер карты или другие конфиденциальные данные, кажется, что они действительно представляют знакомую организацию или человека. (хочу привести пример сервис Глаз Бога). Мошенники могут найти подход практически к любому человеку, используя различные техники. Они почти всегда безошибочно определяют, с кем разговаривают: с доверчивым или скептически настроенным человеком, с тревожным или спокойным. Исходя из этого они выбирают стиль коммуникации и тон разговора.
Также злоумышленники выясняют данные человека с помощью фишинговых сайтов. Фишинг – это один из видов интернет-мошенничества, своеобразная «ловля на живца» с помощью массовых рассылок СМС-сообщений или сообщений по электронной почте, содержащих ссылки на ложные сайты. Аферисты подделывают сайты известных магазинов, маркеплейсов, туристических компаний, банков и т.д. Несмотря на то, что внешне сайт очень похож на настоящий, при внимательном рассмотрении можно заметить, что наименование сайта в адресной строке одним или двумя символами отличается от официального. Дизайн сайта может быть скопирован некачественно, в текстах допускаться ошибки, у сайта мало страниц или даже только одна – для ввода данных карты. Имитируя интернет-ресурсы государственных ведомств, справочноправовых систем, популярных компаний, они рассчитывают, что пользователи не заметят подделку и введут важную информацию: например личные или финансовые данные, логин и пароль, контактные сведения. Получив данную информацию, мошенникам будет легче обмануть человека. Банк России регулярно проводит опрос по теме кибермошенничества. В 2023 году в нем приняли участие более 395 тыс. человек, из которых практически каждый десятый пострадал от действий кибермошенников. Как правило, сумма потери была менее 20 тыс. рублей. Обычно мошенникам сообщали данные карты и коды из СМС-сообщений либо сами переводили им деньги. Примерно треть пострадавших от мошеннических действий по факту хищения денег обращались с заявлением в свой банк. Результаты опроса позволили составить портрет пострадавшего от мошенников. Это работающая женщина в возрасте от 25 до 44 лет со средним уровнем дохода и средним образованием, проживающая в городе. При этом в целом на уловки мошенников попадаются люди абсолютно разного возраста, социального статуса, с разными уровнями дохода и образования. Это связано с тем, что злоумышленники оперативно меняют свохемы для хищения денег у граждан, подстраивают их под актуальную новостную повестку. Так, например, аферисты стали чаще выманивать деньги в соцсетях и мессенджерах с помощью поддельных видеосообщений. Они создают виртуальные копии реальных людей и рассылают сообщения от их имени. Мошенники взламывают чужой аккаунт, берут из него фотографии, видео- и аудиозаписи человека и загружают их в нейросеть. Искусственный интеллект анализирует черты лица, движения, голос и создает дипфейк – цифровой образ, максимально похожий на свой прототип. Затем преступники записывают ролик с виртуальным двойником. Он говорит, что оказался в беде, например, серьезно заболел, попал в аварию или лишился работы, и просит помочь ему деньгами. Это фальшивое видео обманщики рассылают родным, друзьям и коллегам человека и добавляют свои реквизиты для перевода денег. Иногда мошенники создают дипфейки известных людей, популярных блогеров и отправляют видеосообщения всем их подписчикам. Дипфейк-технологии пока еще несовершенны, к тому же для создания реалистичной копии требуется большое количество данных. Поэтому подделку можно распознать по некоторым признакам: монотонному голосу, несвойственной человеку мимике или интонациям, дефектам звука и изображения. Но даже если видео не вызывает сомнений, стоит настороженно относиться к просьбам о деньгах и помнить, что аккаунт могли взломать. Прежде чем переводить какие-то суммы, лучше позвонить знакомому и убедиться, что ему действительно нужна помощь. Если нет возможности поговорить по телефону или лично, в сообщении задайте человеку вопрос, ответ на который знает только он. Банк России выстраивает свою работу по нескольким векторам, чтобы противодействовать кибермошенникам. Меры технического характера реализуются совместно с финансовым сектором. В целом по стране за 2023 год пресечено 34,8 млн попыток похитить средства со счетов клиентов на сумму почти 5,8 трлн рублей. За первое полугодие 2024 года банки отразили уже почти 30,2 млн таких попыток, предотвратили хищение более 4,3 трлн рублей. Несмотря на впечатляющие цифры предотвращенных хищений, объем потерь от действий кибермошенников не снижается. В 2023 году им удалось похитить у клиентов финансовых организаций 15,8 млрд руб. За первые шесть месяцев текущего года этот показатель составил 9 млрд рублей. По сравнению с аналогичным периодом 2023 года размер потерь увеличился на 10,6%. Еще одно направление – это участие в рамках своей компетенции в работе по изменению законодательства. Об этом мы поговорим чуть позже. Также Банк России проводит профилактическую работу. И здесь индикатором для нас являются жалобы от потребителей финансовых услуг и инвесторов. За первое полугодие 2024 года Банком России получено 154 тыс. жалоб. Это на 9% меньше, чем за аналогичный период 2023 года. Но в структуре мы видим рост в 1,5 раза числа жалоб на действия мошенников (+52,7%). Информация о наиболее массовых схемах Банк России регулярно публикует на своем сайте Банка России в разделе «Противодействие мошенническим практикам». Дополню эту статистику. В текущем году количество IТ-преступлений, совершенных с использованием мобильной связи и интернет-сервисов, увеличилось на 37%. Удельный вес от общего количества преступлений составил 54%. Сумма похищенных у жителей республики денежных средств за 3 месяца 2024 года составила 565 млн рублей, из которых более 107 млн рублей похищено у пенсионеров. Значительная часть этой суммы ущерба возникла в результате дистанционных хищений со счетов граждан либо оформления гражданами банковских кредитов под влиянием обмана. Ежедневно в республике жертвами IТ-хищений в среднем становятся около 25 человек, а причиненный ими ущерб составляет 10–15 млн руб. Добавлю также, что используемые схемы расширяются за счет использования современных технологий, например, искусственного интеллекта
К списку новостей