• Информируем вас, что с 1 января 2024 года оценки и расписание доступны в новой версии Электронного образования по адресу ms-edu.tatar.ru. В данной версии электронного дневника вы можете продолжать смотреть ранее полученные оценки.
    С более подробной информацией можно ознакомится на сайте: info.edu.tatar.ru.

Электронное образование Республики Татарстан

МБОУ «Большеуськинская начальная школа - детский сад Мамадышского муниципального района РТ»

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Визитная карточка

Адрес: 422147, Республика Татарстан, Мамадышский р-н, д.Большие Уськи,ул.Школьная,57.
Телефон: +7(855)-632-48-31
E-Mail: Nbolusm.mam@tatar.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МБОУ "Большеуськинская НШ - ДС"
У нас учатся: 5 учащихся и3 воспитанника (иностранные граждане отсутствуют)
У нас учат: 3 педагога

Информация по внедрению элементов антикоррупционного воспитания и образования

 

АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ВОСПИТАНИЕ:

 

СИСТЕМА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ У УЧАЩИХСЯ АНТИКОРРУПЦИОННОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

.

1. Основные подходы к созданию системы антикоррупционного воспитания в современной школе

Создание системы антикоррупционного воспитания предполагает уточнение ряда терминов, определяющих сущность коррупции как социального явления.         коррупция как особый вид правонарушений, связанный с превышением должностных полномочий;

·         коррупция как особый подход к людям, обладающим властью, связанный с демонстрацией им своего уважения и удовлетворения их потребностей.

Такое многообразие взглядов на коррупцию порождает многочисленные сложности при его искоренении и необходимость системных усилий со стороны общества, государства, каждого человека по борьбе с коррупцией.

Выделяются следующие признаки коррупции:

1.   Принимается решение, нарушающее закон или неписаные общественные нормы.

2. Стороны действуют по обоюдному согласию.

3. Обе стороны получают незаконные выгоды и преимущества.

4. Обе стороны стараются скрыть свои действия.

– воспитывать ценностные установки и развивать способности, необходимые для формирования у молодых людей гражданской позиции в отношении коррупции.

·        антикоррупционное просвещение: изложение сущности феномена коррупции как преступного действия на уроках правоведения;

·         это дежурный, контролирующий соблюдение отдельных правил. Подчинение дежурному, отказ от угроз и подкупа дежурному будет показателем формирования уважительного отношения к хранителю правил. Создание системы ролевых игр будет способствовать закреплению этой роли, выращиванию человека, который гордится тем, что он является хранителем правил, сам их соблюдает и не позволяет нарушать эти правила никому даже в случае подкупа и угрозы. При этом учитель должен быть примером, выступать в качестве основного хранителя правил школьной жизни и независимо от того, как к нему относятся учащиеся класса, не позволять их нарушать. Кроме этого, в жизни класса должно быть как можно меньше ситуаций, когда делается исключение из правил. Особенно важно не нарушать правила для поощрения деятельности учащегося (к примеру, мы нарушим правила и закончим урок пораньше, потому, что вы себя хорошо вели). Учащиеся должны понимать, что учитель не сам придумывает и меняет правила жизни, а выступает в качестве хранителя общих правил жизни, принятых в обществе.

Система антикоррупционного воспитания 
в МБОУ «Алгаевская НШ-ДС»

 

Возраст учащихся

Ведущая воспитательная задача

Основное содержание воспитательной деятельности

Основные формы воспитательной работы

Учащиеся начальных классов

Формирование положительного отношения к хранителям порядка,

стремление стать хранителем порядка

Хранители порядка:

правила охраны порядка, отношения с хранителями

Беседы-убеждения,

ролевые игры

 

 

2. Система воспитательной работы по формированию антикоррупционного мировоззрения в начальной школе

 

Учебными предметами, содержание которых прямо или косвенно влияет на осмысление младшими школьниками различных социальных явлений (в том числе и связанных с такими понятиями, как польза, обмен, подарок, благодарность, т. е. с теми терминами, которые в современном обществе ассоциируются с коррупцией), являются «Литературное чтение» и «Окружающий мир». Ряд слов, значение которых может быть освоено через жизненный опыт и обсуждение, осмысление их на уроках: праздник, событие, подарок, услуга, польза, благодарность, великое слово «спасибо», бескорыстие.

Программа по литературному чтению в начальной школе разработана в контексте формирования нравственных ценностей на основе изучения высокохудожественных произведений. Таким образом, сам предмет «Литературное чтение» имеет большое значение в решении задач воспитательного характера, в том числе и антикоррупционного воспитания в начальной школе. Литература как часть культурного наследия знакомит школьников с нравственно-эстетическими ценностями своего народа, способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим образцам. Освоению читателями – младшими школьниками нравственных ценностей способствуют произведения, изучаемые на уроках литературного чтения в различных учебно-методических комплектах, а также система вопросов и заданий (методический аппарат учебников), обращенный к жизненному опыту ребенка, к его проблемам. Кроме того, изучение художественных произведений происходит и во внеурочной деятельности в рамках предмета «Литературное чтение: проектная деятельность».

В течение первого года обучения учащиеся получают нравственные представления о доброте и сострадании, об ответственности за слабого, о сердечном отношении друг к другу и ко всему живому, о великодушии, настойчивости и смелости.

В течение второго года обучения получают нравственные представления о любви к родному краю, малой родине, об ответственности за родных и близких, о сердечности и совестливости.

В течение третьего года обучения учащиеся получают нравственные представления об ответственности человека за свою судьбу, о великодушии, о защите Родины, талантливости и щедрости русского человека.

В течение четвертого года обучения учащиеся получают нравственные представления о самопожертвовании, отваге, благородстве, об ответственности за тех, кто поверил тебе, о понятии вины человека.

Можно предложить перечень литературных произведений, изучаемых в начальной школе, которые могут быть использованы в рамках антикоррупцонного просвещения (табл. 2).

Система формирования нравственных представлений и нравственных качеств ребенка на уроках литературного чтения

Нравственные представления и качества

1-й класс

2-й класс

3-й класс

4-й класс

Гуманизм, человечность, великодушие, сердечность, добродушие

И.А. Крылов. «Чиж и голубь», Л.Н. Толстой. «Лев и мышь» и др.

Н. Артюхова. «Большая береза»,

В. Драгунский. «Надо иметь чувство юмора»,

В. Берестов. «Бабушка Катя» и др.

Русские народные сказка «Сивка-бурка», «Хаврошечка», «Царевна лягушка»,

К. Паустовский. «Заячьи лапы» и др.

Д. Мамин-Сибиряк. «Приемыш», «Серая шейка», 
С. Аксаков. «Аленький цветочек»,

А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…»,

К. Паустовский. «Растрепанный воробей»

Долг, ответстве-
ность

И. Токмакова. «Это ничья кошка»,

В. Осеева. «Синие листья», «Печенье»,

Л.Н. Толстой. «Старый дед и внучек» и др.

М. Зощенко.

«Не надо врать»,

русские народные сказки «Гуси -лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»,

Л. Толстой. «Прыжок», «Акула» и др.

Е. Шварц. «Сказка о потерянном времени»,

А. Платонов. «Неизвестный цветок»,

П. Ершов. «Конек-горбунок» и др.

А. Сент-Экзюпери. «Маленький принц»,

О. Генри. «Дары волхвов»,

А.С. Пушкин. «Сказка о золотом петушке» и др.

Совесть, совестливость

Л.Толстой. «Косточка», «Старый дед и внучек», русская народная сказка «Лиса и козел» и др.

Б. Заходер. «Серая Звездочка»,

Н. Артюхова. «Большая береза»,

А. Чехов. «Мальчики» и др.

Б. Житков.

«Как я ловил человечков»,

К. Паустовский. «Теплый хлеб», Р. Киплинг. «Маугли» и др.

Ю. Нагибин. «Заброшенная дорога»,

А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане...» и др.

 

В 3–4-х классах приведенные ниже народные пословицы могут стать и частью урока литературного чтения, и темой классного часа.

Хорошо тому добро делать, кто его помнит.

 Рука руку моет, и обе белы живут.

Милость велика, да не стоит и лыка.

Своего спасибо не жалей, а чужого не жди.

Худого человека ничем не уважишь.

Лучше не дари, да после не кори.

Тонул – топор сулил, вытащили – топорища жаль.

Плохо не клади, вора в грех не вводи.

Дорого яичко ко Христову дню.

Не в службу, а в дружбу.

В предмете «Окружающий мир» Федеральным государственным стандартом в разделе «Человек и общество» предусмотрено изучение ряда тем, способствующих формированию компонентов антикоррупционного сознания. Это такие темы, как:

·         Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи.

·