МБОУ «Большеуськинская начальная школа - детский сад Мамадышского муниципального района РТ»
Визитная карточка
Адрес: | 422147, Республика Татарстан, Мамадышский р-н, д.Большие Уськи,ул.Школьная,57. |
Телефон: | +7(855)-632-48-31 |
E-Mail: | Nbolusm.mam@tatar.ru |
Министерство: | Министерство образования и науки Республики Татарстан |
Короткое название: | МБОУ "Большеуськинская НШ - ДС" |
У нас учатся: | 5 учащихся и3 воспитанника (иностранные граждане отсутствуют) |
У нас учат: | 3 педагога |
Информация по внедрению элементов антикоррупционного воспитания и образования
АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ВОСПИТАНИЕ:
СИСТЕМА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ У УЧАЩИХСЯ АНТИКОРРУПЦИОННОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
.
1. Основные подходы к созданию системы антикоррупционного воспитания в современной школе
Создание системы антикоррупционного воспитания предполагает уточнение ряда терминов, определяющих сущность коррупции как социального явления. коррупция как особый вид правонарушений, связанный с превышением должностных полномочий;
· коррупция как особый подход к людям, обладающим властью, связанный с демонстрацией им своего уважения и удовлетворения их потребностей.
Такое многообразие взглядов на коррупцию порождает многочисленные сложности при его искоренении и необходимость системных усилий со стороны общества, государства, каждого человека по борьбе с коррупцией.
Выделяются следующие признаки коррупции:
1. Принимается решение, нарушающее закон или неписаные общественные нормы.
2. Стороны действуют по обоюдному согласию.
3. Обе стороны получают незаконные выгоды и преимущества.
4. Обе стороны стараются скрыть свои действия.
– воспитывать ценностные установки и развивать способности, необходимые для формирования у молодых людей гражданской позиции в отношении коррупции.
· антикоррупционное просвещение: изложение сущности феномена коррупции как преступного действия на уроках правоведения;
· – это дежурный, контролирующий соблюдение отдельных правил. Подчинение дежурному, отказ от угроз и подкупа дежурному будет показателем формирования уважительного отношения к хранителю правил. Создание системы ролевых игр будет способствовать закреплению этой роли, выращиванию человека, который гордится тем, что он является хранителем правил, сам их соблюдает и не позволяет нарушать эти правила никому даже в случае подкупа и угрозы. При этом учитель должен быть примером, выступать в качестве основного хранителя правил школьной жизни и независимо от того, как к нему относятся учащиеся класса, не позволять их нарушать. Кроме этого, в жизни класса должно быть как можно меньше ситуаций, когда делается исключение из правил. Особенно важно не нарушать правила для поощрения деятельности учащегося (к примеру, мы нарушим правила и закончим урок пораньше, потому, что вы себя хорошо вели). Учащиеся должны понимать, что учитель не сам придумывает и меняет правила жизни, а выступает в качестве хранителя общих правил жизни, принятых в обществе.
Система антикоррупционного воспитания
в МБОУ «Алгаевская НШ-ДС»
Возраст учащихся |
Ведущая воспитательная задача |
Основное содержание воспитательной деятельности |
Основные формы воспитательной работы |
Учащиеся начальных классов |
Формирование положительного отношения к хранителям порядка, стремление стать хранителем порядка |
Хранители порядка: правила охраны порядка, отношения с хранителями |
Беседы-убеждения, ролевые игры
|
2. Система воспитательной работы по формированию антикоррупционного мировоззрения в начальной школе
Учебными предметами, содержание которых прямо или косвенно влияет на осмысление младшими школьниками различных социальных явлений (в том числе и связанных с такими понятиями, как польза, обмен, подарок, благодарность, т. е. с теми терминами, которые в современном обществе ассоциируются с коррупцией), являются «Литературное чтение» и «Окружающий мир». Ряд слов, значение которых может быть освоено через жизненный опыт и обсуждение, осмысление их на уроках: праздник, событие, подарок, услуга, польза, благодарность, великое слово «спасибо», бескорыстие.
Программа по литературному чтению в начальной школе разработана в контексте формирования нравственных ценностей на основе изучения высокохудожественных произведений. Таким образом, сам предмет «Литературное чтение» имеет большое значение в решении задач воспитательного характера, в том числе и антикоррупционного воспитания в начальной школе. Литература как часть культурного наследия знакомит школьников с нравственно-эстетическими ценностями своего народа, способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим образцам. Освоению читателями – младшими школьниками нравственных ценностей способствуют произведения, изучаемые на уроках литературного чтения в различных учебно-методических комплектах, а также система вопросов и заданий (методический аппарат учебников), обращенный к жизненному опыту ребенка, к его проблемам. Кроме того, изучение художественных произведений происходит и во внеурочной деятельности в рамках предмета «Литературное чтение: проектная деятельность».
В течение первого года обучения учащиеся получают нравственные представления о доброте и сострадании, об ответственности за слабого, о сердечном отношении друг к другу и ко всему живому, о великодушии, настойчивости и смелости.
В течение второго года обучения получают нравственные представления о любви к родному краю, малой родине, об ответственности за родных и близких, о сердечности и совестливости.
В течение третьего года обучения учащиеся получают нравственные представления об ответственности человека за свою судьбу, о великодушии, о защите Родины, талантливости и щедрости русского человека.
В течение четвертого года обучения учащиеся получают нравственные представления о самопожертвовании, отваге, благородстве, об ответственности за тех, кто поверил тебе, о понятии вины человека.
Можно предложить перечень литературных произведений, изучаемых в начальной школе, которые могут быть использованы в рамках антикоррупцонного просвещения (табл. 2).
Система формирования нравственных представлений и нравственных качеств ребенка на уроках литературного чтения
Нравственные представления и качества |
1-й класс |
2-й класс |
3-й класс |
4-й класс |
Гуманизм, человечность, великодушие, сердечность, добродушие |
И.А. Крылов. «Чиж и голубь», Л.Н. Толстой. «Лев и мышь» и др. |
Н. Артюхова. «Большая береза», В. Драгунский. «Надо иметь чувство юмора», В. Берестов. «Бабушка Катя» и др. |
Русские народные сказка «Сивка-бурка», «Хаврошечка», «Царевна лягушка», К. Паустовский. «Заячьи лапы» и др. |
Д. Мамин-Сибиряк. «Приемыш», «Серая шейка», А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…», К. Паустовский. «Растрепанный воробей» |
Долг, ответстве- |
И. Токмакова. «Это ничья кошка», В. Осеева. «Синие листья», «Печенье», Л.Н. Толстой. «Старый дед и внучек» и др. |
М. Зощенко. «Не надо врать», русские народные сказки «Гуси -лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», Л. Толстой. «Прыжок», «Акула» и др. |
Е. Шварц. «Сказка о потерянном времени», А. Платонов. «Неизвестный цветок», П. Ершов. «Конек-горбунок» и др. |
А. Сент-Экзюпери. «Маленький принц», О. Генри. «Дары волхвов», А.С. Пушкин. «Сказка о золотом петушке» и др. |
Совесть, совестливость |
Л.Толстой. «Косточка», «Старый дед и внучек», русская народная сказка «Лиса и козел» и др. |
Б. Заходер. «Серая Звездочка», Н. Артюхова. «Большая береза», А. Чехов. «Мальчики» и др. |
Б. Житков. «Как я ловил человечков», К. Паустовский. «Теплый хлеб», Р. Киплинг. «Маугли» и др. |
Ю. Нагибин. «Заброшенная дорога», А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане...» и др. |
В 3–4-х классах приведенные ниже народные пословицы могут стать и частью урока литературного чтения, и темой классного часа.
Хорошо тому добро делать, кто его помнит.
Рука руку моет, и обе белы живут.
Милость велика, да не стоит и лыка.
Своего спасибо не жалей, а чужого не жди.
Худого человека ничем не уважишь.
Лучше не дари, да после не кори.
Тонул – топор сулил, вытащили – топорища жаль.
Плохо не клади, вора в грех не вводи.
Дорого яичко ко Христову дню.
Не в службу, а в дружбу.
В предмете «Окружающий мир» Федеральным государственным стандартом в разделе «Человек и общество» предусмотрено изучение ряда тем, способствующих формированию компонентов антикоррупционного сознания. Это такие темы, как:
· Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи.
·