• Информируем вас, что с 1 января 2024 года оценки и расписание доступны в новой версии Электронного образования по адресу ms-edu.tatar.ru. В данной версии электронного дневника вы можете продолжать смотреть ранее полученные оценки.
    С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте: info.edu.tatar.ru.

Электронное образование Республики Татарстан

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Детская школа искусств" Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Визитная карточка

Адрес: 422570, Республика Татарстан, Верхнеуслонский район, с. Верхний Услон, ул.Печищинский тракт, д.1б
Телефон: +7(843)-792-04-28
E-Mail: dshi-v@yandex.ru
Министерство: Министерство культуры Республики Татарстан
Короткое название: ДШИ
Тип УДО: ХЭН
Руководитель: Антонова Нина Валентиновна
Год основания учреждения: 1970
У нас учатся: 277
У нас учат: 29

Новости Детской школы искусств Верхнеуслонского муниципального района

Великое наследие Назиба Жиганова

Опубликовано: 15.01.2021

                          Н.Г.Жиганов.jpg

         15.01.2021 для учащихся школы состоялась музыкальная беседа, посвященная 110 – летию  со дня рождения Назиба Жиганова,  удивительно проницательного, неутомимого общественного деятеля, талантливого  композитора  XX века.    Ребята слушали фрагменты из известных произведений Назиба Жиганова: симфонии «Сабантуй», опер «Алтынчеч» и «Джалиль».  В своем  выступлении  преподаватель музыкально – теоретических дисциплин Ф.Б.Захарова  показала, как творческая  и организаторская деятельность  композитора оказала влияние на развитие татарской музыкальной культуры.                                                                                                        

 Н.Жиганов стремился всей душой к тому, чтобы татарская профессиональная музыка стала известной и за пределами родной республики. Замечательные слова о Жиганове сказал крупнейший дирижер современности Фуат Мансуров: «Он – борец, стойкий и принципиальный, без оглядки кидающийся в бой за утверждение правды в жизни и в искусстве…». Назиб Гаязович был ярким публицистом. Высказывания композитора отражают главные черты его характера – неравнодушие и одержимость, преданность избранному делу. Жиганов выступал против стилистической замкнутости и национальной ограниченности, ратовал за обогащение пентатоники. Произведения современных татарских композиторов – А.Монасыпова, Р.Еникеева, Р.Калимуллина и других, являются ярким подтверждением слов Назиба Жиганова о том, что «пентатоника таит в себе много нераскрытых возможностей».

         Горячо и настойчиво композитор  отстаивал необходимость изучать достижения мировой музыки, в первую очередь русской: «…без Чайковского вряд ли появилась бы моя опера «Джалиль», а без Римского – Корсакова – «Алтынчеч»…». В период становления татарской профессиональной музыки одним из главных был вопрос о развитии национальной оперы. Восхищение вызывают проницательность и чувство юмора, с каким он дает ответ противникам татарской оперы: «Когда открылся оперный театр, люди шли туда как на праздник. К сожалению, мы не смогли удержать интерес слушателя к татарской опере на уровне первых лет существования оперного театра. Однако точка зрения противников татарской оперы, которые считают, что татарскому народу опера вообще не нужна, и он ее никогда не поймет, напоминает мне один исторический курьез. Когда появились первые автомобили, в одном городе развесили плакаты: «Запретить ездить на авто, пока лошади не привыкнут».

  Назиб Гаязович открыто выступал за то, чтобы оперные либретто создавались в содружестве композитора и поэта – драматурга. «Сочинение оперных либретто нередко передоверяется «дельцам от литературы». А это совершенно нетерпимо» – восклицает Жиганов. Важные задачи, которые он озвучивал в публицистических выступлениях, композитор решал также в своих музыкальных произведениях. Патриотическая, глубоко национальная опера «Джалиль» покорила огромную аудиторию не только в родной республике, но и далеко за ее пределами.

  Назибу Гаязовичу было интересно все, что касалось татарской музыкальной культуры: проблемы традиции и новаторства, национального симфонизма, воспитания творческой молодежи. Всем сердцем Жиганов мечтал о том, чтобы татарская профессиональная музыка заняла свое достойное место в общечеловеческой культуре.  Неутомимый труженик, стратег, он чувствовал на себе большую ответственность. В 40 – е годы в республике не хватало исполнителей и композиторов. С болью Назиб Гаязович писал: «Почему к нам не приезжают лучшие симфонические оркестры и хоры нашей страны? Почему не приезжают исполнители с мировым именем?…им у нас негде выступать». Благодаря энергии и настойчивости композитора в 1945 году была открыта консерватория, а в 1967 году – Актовый зал консерватории. Рубин Абдуллин, ректор Казанской государственной консерватории, талантливый органист, называл Жиганова возмутителем спокойствия, не переносящим бездействия и равнодушия. Общественная работа отнимала много душевных и физических сил, но у композитора была огромная, всепоглощающая любовь к музыке. Симфонии, оперы, балеты, песни, романсы… - Назиб Гаязович оставил большое творческое наследие. В нем он выразил свою безграничную любовь к искусству своего народа, в нем находил глубокий смысл. Слова великого татарского поэта Габдуллы  Тукая: «Народные песни – это самое дорогое и ценное наследие наших предков», - стали путеводной звездой для Жиганова. Романтическая симфония «Кырлай», лирико – философская сюита на татарские темы, опера – легенда «Алтынчеч», опера – поэма «Джалиль», симфония «Сабантуй» - все эти произведения вызывают интерес и у современного слушателя.

  Мы преклоняемся перед многогранной и гармоничной личностью Назиба Гаязовича. Современная музыкальная культура Татарстана гордится своими композиторами и исполнителями. Сегодня в Казани есть прекрасный концертный зал, великолепная консерватория, проводятся Международные музыкальные фестивали. И в этих достижениях  ощущаешь могучее творческое дыхание Назиба Жиганова: «Зерна, брошенные в благодатную почву в 1945 году, дали свои всходы».



К списку новостей