Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Детская школа искусств" Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан
Визитная карточка
Адрес: | 422570, Республика Татарстан, Верхнеуслонский район, с. Верхний Услон, ул.Печищинский тракт, д.1б |
Телефон: | +7(843)-792-04-28 |
E-Mail: | dshi-v@yandex.ru |
Министерство: | Министерство культуры Республики Татарстан |
Короткое название: | ДШИ |
Тип УДО: | ХЭН |
Руководитель: | Антонова Нина Валентиновна |
Год основания учреждения: | 1970 |
У нас учатся: | 277 |
У нас учат: | 29 |
Новости Детской школы искусств Верхнеуслонского муниципального района
Великое наследие Назиба Жиганова
Опубликовано: 15.01.2021
15.01.2021 для учащихся школы состоялась музыкальная беседа, посвященная 110 – летию со дня рождения Назиба Жиганова, удивительно проницательного, неутомимого общественного деятеля, талантливого композитора XX века. Ребята слушали фрагменты из известных произведений Назиба Жиганова: симфонии «Сабантуй», опер «Алтынчеч» и «Джалиль». В своем выступлении преподаватель музыкально – теоретических дисциплин Ф.Б.Захарова показала, как творческая и организаторская деятельность композитора оказала влияние на развитие татарской музыкальной культуры.
Н.Жиганов стремился всей душой к тому, чтобы татарская профессиональная музыка стала известной и за пределами родной республики. Замечательные слова о Жиганове сказал крупнейший дирижер современности Фуат Мансуров: «Он – борец, стойкий и принципиальный, без оглядки кидающийся в бой за утверждение правды в жизни и в искусстве…». Назиб Гаязович был ярким публицистом. Высказывания композитора отражают главные черты его характера – неравнодушие и одержимость, преданность избранному делу. Жиганов выступал против стилистической замкнутости и национальной ограниченности, ратовал за обогащение пентатоники. Произведения современных татарских композиторов – А.Монасыпова, Р.Еникеева, Р.Калимуллина и других, являются ярким подтверждением слов Назиба Жиганова о том, что «пентатоника таит в себе много нераскрытых возможностей».
Горячо и настойчиво композитор отстаивал необходимость изучать достижения мировой музыки, в первую очередь русской: «…без Чайковского вряд ли появилась бы моя опера «Джалиль», а без Римского – Корсакова – «Алтынчеч»…». В период становления татарской профессиональной музыки одним из главных был вопрос о развитии национальной оперы. Восхищение вызывают проницательность и чувство юмора, с каким он дает ответ противникам татарской оперы: «Когда открылся оперный театр, люди шли туда как на праздник. К сожалению, мы не смогли удержать интерес слушателя к татарской опере на уровне первых лет существования оперного театра. Однако точка зрения противников татарской оперы, которые считают, что татарскому народу опера вообще не нужна, и он ее никогда не поймет, напоминает мне один исторический курьез. Когда появились первые автомобили, в одном городе развесили плакаты: «Запретить ездить на авто, пока лошади не привыкнут».
Назиб Гаязович открыто выступал за то, чтобы оперные либретто создавались в содружестве композитора и поэта – драматурга. «Сочинение оперных либретто нередко передоверяется «дельцам от литературы». А это совершенно нетерпимо» – восклицает Жиганов. Важные задачи, которые он озвучивал в публицистических выступлениях, композитор решал также в своих музыкальных произведениях. Патриотическая, глубоко национальная опера «Джалиль» покорила огромную аудиторию не только в родной республике, но и далеко за ее пределами.
Назибу Гаязовичу было интересно все, что касалось татарской музыкальной культуры: проблемы традиции и новаторства, национального симфонизма, воспитания творческой молодежи. Всем сердцем Жиганов мечтал о том, чтобы татарская профессиональная музыка заняла свое достойное место в общечеловеческой культуре. Неутомимый труженик, стратег, он чувствовал на себе большую ответственность. В 40 – е годы в республике не хватало исполнителей и композиторов. С болью Назиб Гаязович писал: «Почему к нам не приезжают лучшие симфонические оркестры и хоры нашей страны? Почему не приезжают исполнители с мировым именем?…им у нас негде выступать». Благодаря энергии и настойчивости композитора в 1945 году была открыта консерватория, а в 1967 году – Актовый зал консерватории. Рубин Абдуллин, ректор Казанской государственной консерватории, талантливый органист, называл Жиганова возмутителем спокойствия, не переносящим бездействия и равнодушия. Общественная работа отнимала много душевных и физических сил, но у композитора была огромная, всепоглощающая любовь к музыке. Симфонии, оперы, балеты, песни, романсы… - Назиб Гаязович оставил большое творческое наследие. В нем он выразил свою безграничную любовь к искусству своего народа, в нем находил глубокий смысл. Слова великого татарского поэта Габдуллы Тукая: «Народные песни – это самое дорогое и ценное наследие наших предков», - стали путеводной звездой для Жиганова. Романтическая симфония «Кырлай», лирико – философская сюита на татарские темы, опера – легенда «Алтынчеч», опера – поэма «Джалиль», симфония «Сабантуй» - все эти произведения вызывают интерес и у современного слушателя.
Мы преклоняемся перед многогранной и гармоничной личностью Назиба Гаязовича. Современная музыкальная культура Татарстана гордится своими композиторами и исполнителями. Сегодня в Казани есть прекрасный концертный зал, великолепная консерватория, проводятся Международные музыкальные фестивали. И в этих достижениях ощущаешь могучее творческое дыхание Назиба Жиганова: «Зерна, брошенные в благодатную почву в 1945 году, дали свои всходы».
К списку новостей