• Информируем вас, что с 1 января 2024 года оценки и расписание доступны в новой версии Электронного образования по адресу ms-edu.tatar.ru. В данной версии электронного дневника вы можете продолжать смотреть ранее полученные оценки.
    С более подробной информацией можно ознакомится на сайте: info.edu.tatar.ru.

Электронное образование Республики Татарстан

Управление дошкольного образования Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района (в том числе муниципальное бюджетное учреждение "Центр дошкольного образования" Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан)

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Визитная карточка

Адрес: 423570, Республика Татарстан, г. Нижнекамск, ул. Ахтубинская, д. 6
Телефон:
E-Mail: udo.nk@tatar.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Руководитель: Андрианова Светлана Анатольевна

Охрана здоровья и обеспечение безопасности детей

«Итоги оздоровительно- профилактической работы с детьми в дошкольных образовательных учреждениях Нижнекамского   муниципального района.

 

На протяжении нескольких,  очень важных для развития маленького человека лет, основной средой обитания становятся дошкольные учреждения, в которых должны быть созданы оптимальные и безопасные условия для успешной образовательной деятельности и укрепления детского здоровья. Состояние здоровья детей, прежде всего, связано с санитарно – эпидемиологическим состоянием учреждений, в которых они воспитываются и обучаются.
В процессе создания условий здоровьясбережения нами выработана система: «Модель организации здоровьесберегающей деятельности в ДОУ»
 
В соответствии с данной моделью  определены основные приоритетные вопросы, которые  мы обязаны решать, для достижения цели:

 «Приоритетные вопросы»

•    Аналитический обзор динамики состояния здоровья детей;
•    Комплексный подход к оценке организации питания в ДОУ;
•    Оценка материально – технических и санитарно - гигиенических условий в ДОУ;
•    Обеспечение профессиональными кадрами;
•    Сотрудничество с другими организациями и учреждениями;

Как решаются эти вопросы в дошкольных образовательных  учреждениях Нижнекамского муниципального района?

 «Аналитический обзор динамики состояния здоровья детей»

Итак, рассмотрим, первый вопрос:
 «Аналитический обзор динамики состояния здоровья детей».
    В качестве здоровьесберегающей образовательной среды нами понимается такая образовательная среда, которая способна обеспечить воспитанникам комплекс возможностей для получения качественного обучения и воспитания при сохранении и укреплении здоровья.    
    Медицинский мониторинг здоровья, который был направлен на определение групп здоровья  представлен в таблице:




«Анализ по группам здоровья»

Группа здоровья   
     
I    7,2 %    7,3 %    8,5%
II    86,7 %    86,5 %    86,%
III – IV
    6,1%
    6,2 %
    5,5%

    Данные таблицы свидетельствуют о том, что состояние здоровья детей раннего и дошкольного возраста заслуживает особого внимания: 86% воспитанников относятся ко второй группе здоровья, то есть имеют функциональные нарушения.
По результатам проведённого мониторинга детям с выявленными отклонениями в состоянии здоровья врачом - педиатром назначаются оздоровительные мероприятия, которые проводятся в детской поликлинической сети, а при наличии условий – в образовательном учреждении (оптимальная двигательная активность, закаливание естественными факторами природы, рациональный режим дня и т.д).
Ещё одним важным показателем здоровья каждого ребёнка  является мониторинг физического развития детей.

 «Анализ состояния физического развития воспитанников»

Физическое развитие    

Высокое    1,7    2    2,1
Среднее    96,5    96,5    96,6
Низкое    1,8    1,5    1,3

Это самый чувствительный  показатель здоровья ребёнка: заболел ли он? ухудшился ли у него аппетит? нарушился ли сон? появились ли отклонения в режиме дня? Из слайда представленного на экране видно, что  гармоничное развитие детей посещающих дошкольные образовательные учреждения остаётся стабильно высоким на протяжении нескольких лет – это 96,6% воспитанников.






 «Пропуски дней по болезни одним ребенком в год»


4,6    5,2    4,7

В таблице представлены показатели пропусков дней по болезни одним ребенком.
Хорошие результативные показатели в этом направлении в ДОУ№№:
7 – 3,0 дня на одного ребёнка;
32– 3,5 дня
И надо отметить, что снижению данного показателя способствовала низкая заболеваемость в селе.
Село  В. Уратьма – 0,9 дней.
Село Кулмакса  - 0,5 дней
Низкая активность работы в этом направлении в ДОУ №№:
8,84, село Трудовское – пропуск дней по болезни в этих дошкольных учреждениях свыше 7 дней на одного ребёнка в год.
Вопрос посещаемости остаётся наиболее важным в деятельности ДОУ. Именно от посещаемости и системности занятий напрямую зависит качество воспитательно – образовательного процесса, и как следствие, качество подготовки выпускника ДОУ. И нам есть к чему стремиться, учитывая то, что в соседних городах и по Республике в целом  показатель     пропусков дней по болезни значительно лучше:
-в Наб. Челнах- 3.1 дня,
-в Альметьевске составляет 3 дня,
-по Татарстану – 4 дня.

Индикатором правильно организованного режима дня, организации лечебно-профилактической, физкультурно – оздоровительной работы служит такой показатель, как индекс здоровья.  В  течении ряда лет  этот показатель остаётся стабильным (39 – 41%)
Программа оздоровления часто болеющих детей позволила  снять  с диспансерного учёта 39,8 % воспитанников,  это 6170  детей. (В 2010 году этот показатель равен 37% т.е 5518 детей).
Ежегодно в дошкольные образовательные учреждения поступает более 3тыс. детей. Анализ состояния и динамики процесса адаптации к дошкольным учреждениям указывает на высокий уровень его организации. Отмечается увеличение числа детей с лёгкой и средней степенью адаптации, что связано с профессиональным мастерством воспитателей. С 2009 года, как одна из форм вариативного  дошкольного образования Нижнекамского муниципального района получили широкое распространение группы кратковременного пребывания по адаптации детей раннего возраста (с 3-х месяцев до 2-х лет) к условиям детского сада. Существование этих групп позволяет снизить психо-эмоциональное напряжение, как детей, так и у родителей. По результатам мониторинга заболеваемости в период адаптации можно сделать вывод: дети, посещающие адаптационные группы болеют реже на 8 – 10%.  В перспективе также планируется открытие.  
Квалифицированная коррекция нарушений в развитии и состоянии здоровья у детей дошкольного возраста – приоритетное направление специализированных дошкольных учреждений. Педагоги вместе с медицинским персоналом в тесном взаимодействии работают над созданием единого здоровьесберегающего  пространства ДОУ. Это не случайно.  В связи со стойкой тенденцией ухудшения состояния здоровья детей, а также его качества с  каждым годом количество специализированных групп увеличивается. Для проведения оздоровительной, коррекционной работы на сегодняшний день функционируют более 150 коррекционных групп. Анализ деятельности дошкольных учреждений показывает, что своевременная и целенаправленная работа с воспитанниками способствует успешной коррекции.
Трудно переоценить значение зрения в нашей жизни. И трудно понять хорошо видящему человеку, что означает его потеря. В условиях дошкольных учреждений (№№ 70,71) дети со зрительной патологией получают следующую реабилитацию:
- строгое соблюдение зрительного режима;
- предаппаратная подготовка (работа с мелкими предметами);
- плеоптическое лечение (лечение на аппаратах);
- компьютерное лечение (коррекция косоглазия);
- специальный массаж для глаз;
- массаж по неврологическому статусу.

Процент реабилитации детей с урологическими заболеваниями в 2013г. достиг  98,9%. На базе детского сада для детей с урологическими заболеваниями №64 по плану получают физио и медикаментозное лечение. Ежеквартально в течении месяца дважды в день дети получают минерализированную воду. Для укрепления иммунитета, профилактики острых респираторных инфекций и гриппа, а также ликвидации последствий приёма антибиотиков на спонсорскую помощь в данном дошкольном учреждении в 2011 году была построена галокамера.
 Эффективность оздоровления  детей с аллергическими заболеваниями также имеет неплохой показатель, значительные улучшения у 57 % детей.
 Положительный результат достигается за счёт:
- осуществления элиминационного питания (индивидуальное диетическое питание);
 -  организации гипоаллергенного быта;
       - базисной терапии бронхиальной астмы (небулайзер терапия с бередуалом, применение ингаляторов с гормонами;
       - противорецидивного лечения (медикаментозная профилактика);
  - проведения противоэпидемических мероприятий. В ДОУ №№69,77 имеются  соляные шахты.

Снижение эффективности оздоровления детей с нарушением опорно-двигательного (на 6%) объясняется увеличением числа детей с аномалиями в развитии (полидактилия и др.).  Ортопедические нарушения (сколиоз, деформация грудной клетки, плоскостопие) являются прогрессирующими заболеваниями. С целью систематического оздоровления в детском саду №87 для детей с нарушениями опорно – дигательного аппарата созданы все условия. На протяжении всего дня в группе поддерживается оптимальный двигательный режим: ЛФК, физкультурные занятия, физкульт минутки, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, игры на свежем воздухе, плавательные процедуры, занятия в тренажёрном зале.  Дети планово получают физиотерапевтическое лечение (электрофарез,  парафинолечение, галокамера), массаж.
На базе дошкольных образовательных учреждений для детей с тубифицированием также проводится систематическое оздоровление. А именно:
- усиленное питание (на завтрак дети получают дополнительную белковую пищу, соки, фрукты);
- дыхательная гимнастика;
- лечебная гимнастика;
- физиолечение;
- медикаментозное оздоровление;
- витаминотерапия.  
    Имеются положительные результаты работы по коррекции тяжёлых  речевых нарушений. Так, благодаря комплексной медико-психолого-педагогической коррекции увеличилось количество выпускников, поступающих в общеобразовательные классы школ. Таким образом, успешность коррекционно-воспитательной работы дает одинаковые стартовые возможности при поступлении детей в школу.
    А вот в ситуации, когда дошкольные учреждения нашего города в состоянии обеспечить местами в коррекционные группы детей с нарушениями развития мы сталкиваемся с такой проблемой: зачастую родители, нарушая права ребёнка на получение коррекционной помощи, отказываются от  неё или от направления в специализированную группу, особенно для детей с нарушениями интеллекта ДОУ№63. В подобных случаях с родителями проводится индивидуальная работа по психолого-педагогическому просвещению, практикуется приглашение на совет  по защите прав детей при УДО, комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Одним из наиболее важных направлений деятельности дошкольных учреждений является работа с детьми инвалидами.
Проблема реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья остается на сегодняшний день актуальной.
Наши  статистические данные указывают на то,  что уменьшение числа детей-инвалидов связано чаще всего не со снятием диагноза, а с переходом в другую возрастную категорию.
Для полноценной профилактики заболеваний,  реабилитации и оздоровления детей-инвалидов в дошкольных учреждениях созданы необходимые условия. Организовано специальное питание для детей с аллергологическими заболеваниями.  Проводится лечение на специальных аппаратах: лазеростимуляция, магнитотерапия, все виды массажа рекомендуемые врачом физиотерапевтом, электрофорез.
Соматическое оздоровление данный контингент воспитанников 1-2 раза в год проходит в реабилитационном  центре «Надежда»
    Итак, нами был представлен  аналитический обзор динамики состояния здоровья детей в дошкольных образовательных учреждениях НМР.

1.    Основная масса воспитанников имеют II группу здоровья – 86%;
2.    Средне гармоничное развитие имеет 96,6% воспитанников ДОУ;
3.    Пропуски дней по болезни одним ребёнком  составляет 4,1 дня;
4.    Индекс здоровья равен 39 -41  %;
5.    Эффективность оздоровления часто болеющих детей – 39,8%.

    Здоровье детей, их устойчивость к заболеваниям напрямую зависит от качества организации питания.
 «Комплексный подход к оценке организации питания в ДОУ»

    Второй рассматриваемый вопрос  это - комплексный подход к оценке организации питания в ДОУ.
    Основой организации рационального питания детей в ДОУ является соблюдение рекомендуемых СанПиНом  наборов продуктов и примерного 10-ти дневного меню, согласованного с главным специалистом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан в Нижнекамском  районе и г. Нижнекамск. Потребление основной группы продуктов, позволяет удовлетворить физиологические потребности дошкольников в энергии и основных пищевых веществах, в первую очередь в незаменимых ингредиентах питания. Также учитываются индивидуальные особенности детей в случае непереносимости отдельных продуктов и блюд.
Обеспечение завоза продуктов питания, в соответствии с предусмотренными в договорах сроками, осуществляется централизованно специалистами отдела по контролю качества и обеспечения продуктами при управлении дошкольного образования.
    Отделом по контролю качества и обеспечению продуктами питания  ведется контроль за:
-рациональным использованием и  соблюдением  норм расхода     продуктов питания и правильным хранением продуктов в кладовых;
-правильным использованием выделенных детским садам продуктов питания по целевому назначению;
-своевременным выполнением поставщиками обязательств по договорам и заказам, предъявлением претензий к поставщикам за нарушения ими обязательств и условий договора;
-соблюдением технологий приготовления пищи.
Обеспечение качества организации питания невозможно без укрепления материально технической базы. На сегодняшний день износ торгово - технологического оборудования составляет 43%. Для выдерживания температурного режима складских помещений сыпучих продуктов приобретаются кондиционеры. В перспективе планируется закупка электрокипятильников,  универсальных приводов, частичная замена жарочных шкафов.
Материально – техническая и санитарно - гигиеническая оценка созданных условий в ДОУ это весьма важный и актуальный рассматриваемый нами вопрос.
Важно подчеркнуть тот факт, что для полноценной профилактики заболеваний и оздоровления детей в дошкольных учреждениях созданы необходимые условия.
За счет привлечения внебюджетных средств значительно улучшилось оснащение медицинских блоков специальным оборудованием и медикаментами.
Естественно большее количество детских садов имеют срок эксплуатации свыше 30 лет и в них периодически необходимо проводить плановые и текущие ремонты.

Также в ДОУ решаются вопросы материально-технического обеспечения.
Укрепление и развитие материально- технической базы ДОУ проводится в разных направлениях. Это приобретение холодильно – технологического оборудования, посуды, дошкольной мебели, мягкого инвентаря и т.д.
    Главная отличительная особенность организационно – гигиенических условий обеспечения образовательного процесса состоит в том, что они регламентированы в Санитарных правилах и нормах. Следовательно, это требования закона, которые выполнять необходимо.
    Влияние этих условий на здоровье и психо-физическое состояние дошкольников в последние годы увеличилось и составляет до 40% (это научно доказано). Действительно о каком здоровье воспитанников можно  говорить, если в групповой холодно или душно, если гудят светильники, если мебель не подобрана по возрасту ребёнка.
    Понятно, что СанПиНы выдвигают жёсткие требования, их трудно претворить в жизнь и многие  предписания требуют финансовых затрат, это приобретение стационарных кроватей, эмалированной и нержавеющей посуды и т.д. Однако соблюдение гигиенических требований начинается с элементарной чистоты.
    Ответственность за соответствие гигиенических условий требованиям Санпин лежит на старшей медицинской сестре, шеф – поваре и конечно же  на руководителе ДОУ.
    Какими бы не были созданные условия в детских садах, как бы не укреплялась ежегодно материально-техническая база, дошкольные учреждения, могут по праву считаться доступными, если в них будут работать квалифицированные кадры.




 «Обеспечение квалифицированными кадрами»
Рассмотрим четвёртый вопрос данного доклада: «Обеспечение квалифицированными кадрами»
В системе дошкольного образования Нижнекамского муниципального района занято более 5 тыс. человек, из них 217 медицинских работников. 29 медицинских сестёр имеют высшую квалификационную категорию, 10 – первую,  9 – вторую. Для осуществления работы по физическому воспитанию в дошкольных учреждениях работают  инструктора по физической культуре.
С целью повышения профессионального мастерства молодых специалистов среди медицинских работников организован Совет опытных старших медицинских сестёр.  Советом осуществляется методическая работа. В течение 2013 года 4 молодых специалиста прошли стажировку у своих наставников.
Врачи педиатры курирующие дошкольные учреждения являются штатными сотрудниками детской поликлинической сети.
 
«Задачи на перспективу»
•    Соблюдение санитарно – дезинфекционного режима.
•    Обеспечение оптимального сочетания лечебно-профилактической, физкультурно-оздоровительной, познавательной деятельности на основе современных научных подходов.
•    Пополнение материально-технической базы  ДОУ.
•    Укрепление иммунитета детей, максимальное сокращение количества дней, пропущенных по болезни;
•    Удовлетворение физиологических потребностей дошкольников в сбалансированном рациональном питании.
•    Достижение высокого уровня реабилитации детей, посещающих коррекционные дошкольные учреждения.
•    Совершенствование профессиональной подготовки работников дошкольных образовательных учреждений.

Навигация по спецразделу:

Публичный доклад начальника УДО НМР

Смотры и конкурсы

Национальное воспитание/милли тәрбия

Охрана здоровья и обеспечение безопасности детей

Полезные ссылки

Рейтинг дошкольных образовательных учреждений НМР

Медиатека/Фотокүргәзмә