Управление дошкольного образования Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района (в том числе муниципальное бюджетное учреждение "Центр дошкольного образования" Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан)
Визитная карточка
Адрес: | 423570, Республика Татарстан, г. Нижнекамск, ул. Ахтубинская, д. 6 |
Телефон: | +7(855)-547-33-22 |
E-Mail: | udo.nk@tatar.ru |
Министерство: | Министерство образования и науки Республики Татарстан |
Короткое название: | УДО ИК НМР РТ |
Руководитель: | Андрианова Светлана Анатольевна |
Год основания учреждения: | 1998 |
Охрана здоровья и обеспечение безопасности детей
«Итоги оздоровительно- профилактической работы с детьми в дошкольных образовательных учреждениях Нижнекамского муниципального района.
На протяжении нескольких, очень важных для развития маленького человека лет, основной средой обитания становятся дошкольные учреждения, в которых должны быть созданы оптимальные и безопасные условия для успешной образовательной деятельности и укрепления детского здоровья. Состояние здоровья детей, прежде всего, связано с санитарно – эпидемиологическим состоянием учреждений, в которых они воспитываются и обучаются.
В процессе создания условий здоровьясбережения нами выработана система: «Модель организации здоровьесберегающей деятельности в ДОУ»
В соответствии с данной моделью определены основные приоритетные вопросы, которые мы обязаны решать, для достижения цели:
«Приоритетные вопросы»
• Аналитический обзор динамики состояния здоровья детей;
• Комплексный подход к оценке организации питания в ДОУ;
• Оценка материально – технических и санитарно - гигиенических условий в ДОУ;
• Обеспечение профессиональными кадрами;
• Сотрудничество с другими организациями и учреждениями;
Как решаются эти вопросы в дошкольных образовательных учреждениях Нижнекамского муниципального района?
«Аналитический обзор динамики состояния здоровья детей»
Итак, рассмотрим, первый вопрос:
«Аналитический обзор динамики состояния здоровья детей».
В качестве здоровьесберегающей образовательной среды нами понимается такая образовательная среда, которая способна обеспечить воспитанникам комплекс возможностей для получения качественного обучения и воспитания при сохранении и укреплении здоровья.
Медицинский мониторинг здоровья, который был направлен на определение групп здоровья представлен в таблице:
«Анализ по группам здоровья»
Группа здоровья
I 7,2 % 7,3 % 8,5%
II 86,7 % 86,5 % 86,%
III – IV
6,1%
6,2 %
5,5%
Данные таблицы свидетельствуют о том, что состояние здоровья детей раннего и дошкольного возраста заслуживает особого внимания: 86% воспитанников относятся ко второй группе здоровья, то есть имеют функциональные нарушения.
По результатам проведённого мониторинга детям с выявленными отклонениями в состоянии здоровья врачом - педиатром назначаются оздоровительные мероприятия, которые проводятся в детской поликлинической сети, а при наличии условий – в образовательном учреждении (оптимальная двигательная активность, закаливание естественными факторами природы, рациональный режим дня и т.д).
Ещё одним важным показателем здоровья каждого ребёнка является мониторинг физического развития детей.
«Анализ состояния физического развития воспитанников»
Физическое развитие
Высокое 1,7 2 2,1
Среднее 96,5 96,5 96,6
Низкое 1,8 1,5 1,3
Это самый чувствительный показатель здоровья ребёнка: заболел ли он? ухудшился ли у него аппетит? нарушился ли сон? появились ли отклонения в режиме дня? Из слайда представленного на экране видно, что гармоничное развитие детей посещающих дошкольные образовательные учреждения остаётся стабильно высоким на протяжении нескольких лет – это 96,6% воспитанников.
«Пропуски дней по болезни одним ребенком в год»
4,6 5,2 4,7
В таблице представлены показатели пропусков дней по болезни одним ребенком.
Хорошие результативные показатели в этом направлении в ДОУ№№:
7 – 3,0 дня на одного ребёнка;
32– 3,5 дня
И надо отметить, что снижению данного показателя способствовала низкая заболеваемость в селе.
Село В. Уратьма – 0,9 дней.
Село Кулмакса - 0,5 дней
Низкая активность работы в этом направлении в ДОУ №№:
8,84, село Трудовское – пропуск дней по болезни в этих дошкольных учреждениях свыше 7 дней на одного ребёнка в год.
Вопрос посещаемости остаётся наиболее важным в деятельности ДОУ. Именно от посещаемости и системности занятий напрямую зависит качество воспитательно – образовательного процесса, и как следствие, качество подготовки выпускника ДОУ. И нам есть к чему стремиться, учитывая то, что в соседних городах и по Республике в целом показатель пропусков дней по болезни значительно лучше:
-в Наб. Челнах- 3.1 дня,
-в Альметьевске составляет 3 дня,
-по Татарстану – 4 дня.
Индикатором правильно организованного режима дня, организации лечебно-профилактической, физкультурно – оздоровительной работы служит такой показатель, как индекс здоровья. В течении ряда лет этот показатель остаётся стабильным (39 – 41%)
Программа оздоровления часто болеющих детей позволила снять с диспансерного учёта 39,8 % воспитанников, это 6170 детей. (В 2010 году этот показатель равен 37% т.е 5518 детей).
Ежегодно в дошкольные образовательные учреждения поступает более 3тыс. детей. Анализ состояния и динамики процесса адаптации к дошкольным учреждениям указывает на высокий уровень его организации. Отмечается увеличение числа детей с лёгкой и средней степенью адаптации, что связано с профессиональным мастерством воспитателей. С 2009 года, как одна из форм вариативного дошкольного образования Нижнекамского муниципального района получили широкое распространение группы кратковременного пребывания по адаптации детей раннего возраста (с 3-х месяцев до 2-х лет) к условиям детского сада. Существование этих групп позволяет снизить психо-эмоциональное напряжение, как детей, так и у родителей. По результатам мониторинга заболеваемости в период адаптации можно сделать вывод: дети, посещающие адаптационные группы болеют реже на 8 – 10%. В перспективе также планируется открытие.
Квалифицированная коррекция нарушений в развитии и состоянии здоровья у детей дошкольного возраста – приоритетное направление специализированных дошкольных учреждений. Педагоги вместе с медицинским персоналом в тесном взаимодействии работают над созданием единого здоровьесберегающего пространства ДОУ. Это не случайно. В связи со стойкой тенденцией ухудшения состояния здоровья детей, а также его качества с каждым годом количество специализированных групп увеличивается. Для проведения оздоровительной, коррекционной работы на сегодняшний день функционируют более 150 коррекционных групп. Анализ деятельности дошкольных учреждений показывает, что своевременная и целенаправленная работа с воспитанниками способствует успешной коррекции.
Трудно переоценить значение зрения в нашей жизни. И трудно понять хорошо видящему человеку, что означает его потеря. В условиях дошкольных учреждений (№№ 70,71) дети со зрительной патологией получают следующую реабилитацию:
- строгое соблюдение зрительного режима;
- предаппаратная подготовка (работа с мелкими предметами);
- плеоптическое лечение (лечение на аппаратах);
- компьютерное лечение (коррекция косоглазия);
- специальный массаж для глаз;
- массаж по неврологическому статусу.
Процент реабилитации детей с урологическими заболеваниями в 2013г. достиг 98,9%. На базе детского сада для детей с урологическими заболеваниями №64 по плану получают физио и медикаментозное лечение. Ежеквартально в течении месяца дважды в день дети получают минерализированную воду. Для укрепления иммунитета, профилактики острых респираторных инфекций и гриппа, а также ликвидации последствий приёма антибиотиков на спонсорскую помощь в данном дошкольном учреждении в 2011 году была построена галокамера.
Эффективность оздоровления детей с аллергическими заболеваниями также имеет неплохой показатель, значительные улучшения у 57 % детей.
Положительный результат достигается за счёт:
- осуществления элиминационного питания (индивидуальное диетическое питание);
- организации гипоаллергенного быта;
- базисной терапии бронхиальной астмы (небулайзер терапия с бередуалом, применение ингаляторов с гормонами;
- противорецидивного лечения (медикаментозная профилактика);
- проведения противоэпидемических мероприятий. В ДОУ №№69,77 имеются соляные шахты.
Снижение эффективности оздоровления детей с нарушением опорно-двигательного (на 6%) объясняется увеличением числа детей с аномалиями в развитии (полидактилия и др.). Ортопедические нарушения (сколиоз, деформация грудной клетки, плоскостопие) являются прогрессирующими заболеваниями. С целью систематического оздоровления в детском саду №87 для детей с нарушениями опорно – дигательного аппарата созданы все условия. На протяжении всего дня в группе поддерживается оптимальный двигательный режим: ЛФК, физкультурные занятия, физкульт минутки, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, игры на свежем воздухе, плавательные процедуры, занятия в тренажёрном зале. Дети планово получают физиотерапевтическое лечение (электрофарез, парафинолечение, галокамера), массаж.
На базе дошкольных образовательных учреждений для детей с тубифицированием также проводится систематическое оздоровление. А именно:
- усиленное питание (на завтрак дети получают дополнительную белковую пищу, соки, фрукты);
- дыхательная гимнастика;
- лечебная гимнастика;
- физиолечение;
- медикаментозное оздоровление;
- витаминотерапия.
Имеются положительные результаты работы по коррекции тяжёлых речевых нарушений. Так, благодаря комплексной медико-психолого-педагогической коррекции увеличилось количество выпускников, поступающих в общеобразовательные классы школ. Таким образом, успешность коррекционно-воспитательной работы дает одинаковые стартовые возможности при поступлении детей в школу.
А вот в ситуации, когда дошкольные учреждения нашего города в состоянии обеспечить местами в коррекционные группы детей с нарушениями развития мы сталкиваемся с такой проблемой: зачастую родители, нарушая права ребёнка на получение коррекционной помощи, отказываются от неё или от направления в специализированную группу, особенно для детей с нарушениями интеллекта ДОУ№63. В подобных случаях с родителями проводится индивидуальная работа по психолого-педагогическому просвещению, практикуется приглашение на совет по защите прав детей при УДО, комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Одним из наиболее важных направлений деятельности дошкольных учреждений является работа с детьми инвалидами.
Проблема реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья остается на сегодняшний день актуальной.
Наши статистические данные указывают на то, что уменьшение числа детей-инвалидов связано чаще всего не со снятием диагноза, а с переходом в другую возрастную категорию.
Для полноценной профилактики заболеваний, реабилитации и оздоровления детей-инвалидов в дошкольных учреждениях созданы необходимые условия. Организовано специальное питание для детей с аллергологическими заболеваниями. Проводится лечение на специальных аппаратах: лазеростимуляция, магнитотерапия, все виды массажа рекомендуемые врачом физиотерапевтом, электрофорез.
Соматическое оздоровление данный контингент воспитанников 1-2 раза в год проходит в реабилитационном центре «Надежда»
Итак, нами был представлен аналитический обзор динамики состояния здоровья детей в дошкольных образовательных учреждениях НМР.
1. Основная масса воспитанников имеют II группу здоровья – 86%;
2. Средне гармоничное развитие имеет 96,6% воспитанников ДОУ;
3. Пропуски дней по болезни одним ребёнком составляет 4,1 дня;
4. Индекс здоровья равен 39 -41 %;
5. Эффективность оздоровления часто болеющих детей – 39,8%.
Здоровье детей, их устойчивость к заболеваниям напрямую зависит от качества организации питания.
«Комплексный подход к оценке организации питания в ДОУ»
Второй рассматриваемый вопрос это - комплексный подход к оценке организации питания в ДОУ.
Основой организации рационального питания детей в ДОУ является соблюдение рекомендуемых СанПиНом наборов продуктов и примерного 10-ти дневного меню, согласованного с главным специалистом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан в Нижнекамском районе и г. Нижнекамск. Потребление основной группы продуктов, позволяет удовлетворить физиологические потребности дошкольников в энергии и основных пищевых веществах, в первую очередь в незаменимых ингредиентах питания. Также учитываются индивидуальные особенности детей в случае непереносимости отдельных продуктов и блюд.
Обеспечение завоза продуктов питания, в соответствии с предусмотренными в договорах сроками, осуществляется централизованно специалистами отдела по контролю качества и обеспечения продуктами при управлении дошкольного образования.
Отделом по контролю качества и обеспечению продуктами питания ведется контроль за:
-рациональным использованием и соблюдением норм расхода продуктов питания и правильным хранением продуктов в кладовых;
-правильным использованием выделенных детским садам продуктов питания по целевому назначению;
-своевременным выполнением поставщиками обязательств по договорам и заказам, предъявлением претензий к поставщикам за нарушения ими обязательств и условий договора;
-соблюдением технологий приготовления пищи.
Обеспечение качества организации питания невозможно без укрепления материально технической базы. На сегодняшний день износ торгово - технологического оборудования составляет 43%. Для выдерживания температурного режима складских помещений сыпучих продуктов приобретаются кондиционеры. В перспективе планируется закупка электрокипятильников, универсальных приводов, частичная замена жарочных шкафов.
Материально – техническая и санитарно - гигиеническая оценка созданных условий в ДОУ это весьма важный и актуальный рассматриваемый нами вопрос.
Важно подчеркнуть тот факт, что для полноценной профилактики заболеваний и оздоровления детей в дошкольных учреждениях созданы необходимые условия.
За счет привлечения внебюджетных средств значительно улучшилось оснащение медицинских блоков специальным оборудованием и медикаментами.
Естественно большее количество детских садов имеют срок эксплуатации свыше 30 лет и в них периодически необходимо проводить плановые и текущие ремонты.
Также в ДОУ решаются вопросы материально-технического обеспечения.
Укрепление и развитие материально- технической базы ДОУ проводится в разных направлениях. Это приобретение холодильно – технологического оборудования, посуды, дошкольной мебели, мягкого инвентаря и т.д.
Главная отличительная особенность организационно – гигиенических условий обеспечения образовательного процесса состоит в том, что они регламентированы в Санитарных правилах и нормах. Следовательно, это требования закона, которые выполнять необходимо.
Влияние этих условий на здоровье и психо-физическое состояние дошкольников в последние годы увеличилось и составляет до 40% (это научно доказано). Действительно о каком здоровье воспитанников можно говорить, если в групповой холодно или душно, если гудят светильники, если мебель не подобрана по возрасту ребёнка.
Понятно, что СанПиНы выдвигают жёсткие требования, их трудно претворить в жизнь и многие предписания требуют финансовых затрат, это приобретение стационарных кроватей, эмалированной и нержавеющей посуды и т.д. Однако соблюдение гигиенических требований начинается с элементарной чистоты.
Ответственность за соответствие гигиенических условий требованиям Санпин лежит на старшей медицинской сестре, шеф – поваре и конечно же на руководителе ДОУ.
Какими бы не были созданные условия в детских садах, как бы не укреплялась ежегодно материально-техническая база, дошкольные учреждения, могут по праву считаться доступными, если в них будут работать квалифицированные кадры.
«Обеспечение квалифицированными кадрами»
Рассмотрим четвёртый вопрос данного доклада: «Обеспечение квалифицированными кадрами»
В системе дошкольного образования Нижнекамского муниципального района занято более 5 тыс. человек, из них 217 медицинских работников. 29 медицинских сестёр имеют высшую квалификационную категорию, 10 – первую, 9 – вторую. Для осуществления работы по физическому воспитанию в дошкольных учреждениях работают инструктора по физической культуре.
С целью повышения профессионального мастерства молодых специалистов среди медицинских работников организован Совет опытных старших медицинских сестёр. Советом осуществляется методическая работа. В течение 2013 года 4 молодых специалиста прошли стажировку у своих наставников.
Врачи педиатры курирующие дошкольные учреждения являются штатными сотрудниками детской поликлинической сети.
«Задачи на перспективу»
• Соблюдение санитарно – дезинфекционного режима.
• Обеспечение оптимального сочетания лечебно-профилактической, физкультурно-оздоровительной, познавательной деятельности на основе современных научных подходов.
• Пополнение материально-технической базы ДОУ.
• Укрепление иммунитета детей, максимальное сокращение количества дней, пропущенных по болезни;
• Удовлетворение физиологических потребностей дошкольников в сбалансированном рациональном питании.
• Достижение высокого уровня реабилитации детей, посещающих коррекционные дошкольные учреждения.
• Совершенствование профессиональной подготовки работников дошкольных образовательных учреждений.
Навигация по спецразделу:
Публичный доклад начальника УДО НМР
Национальное воспитание/милли тәрбия
Охрана здоровья и обеспечение безопасности детей