Автономная некоммерческая организация общеобразовательная организация «Прогимназия №14 «Журавушка» города Бугульмы - Бөгелмә шәһәре “Торнакай” 14 нче прогимназия" гомуми белем бирү оешмасы коммерцияле булмаган автоном оешма
Визитная карточка
Адрес: | г.Бугульма, ул.Николая Баумана, д.11 А |
Телефон: | +7(855) 944-45-18 |
E-Mail: | Prog14Zhuravushka@yandex.ru; PGim14.Bug@tatar.ru; |
Министерство: | Министерство образования и науки Республики Татарстан |
Короткое название: | АНО ОО "Прогимназия № 14" |
Руководитель: | Безрукова Елена Владимировна |
Год основания учреждения: | 1986 |
У нас учатся: | 330 |
У нас учат: | 42 |
Средства формирования национального самосознания и толерантности у детей в условиях прогимназии
Средства формирования национального самосознания и толерантности у детей в условиях прогимназии
Сахибгареева Альфира Равильевна, Валишина Земфира Риваловна, воспитатели АНО ОО «Прогимназия №14 «Журавушка» города Бугульмы
Воспитание толерантности – длительный и сложный процесс, начинающийся в дошкольные годы и протекающий в течение всей жизни. Раскрывая влияние условий воспитания на формирование толерантности у дошкольников, наблюдается несколько типов реакций. При встрече с представителем иной культуры может проявляться неприятие; защита идеи собственного культурного превосходства; признание инокультурных ценностей, норм и форм поведения; наконец, приспособление к новой культуре. Задача взрослых – помочь детям принять непривычное, снять отрицательные эмоции, смягчить процесс адаптации к новым ценностям. Только в этом случае чужая культура будет принята и усвоена. Детям старшего дошкольного возраста свойственна отзывчивость, открытость, доверчивость, впечатлительность. Вместе с тем, нужно понимать, что ни одно социально-нравственное качество не может быть сформировано окончательно, все лишь зарождается: и гуманность, и трудолюбие, в том числе и толерантность.
Традиционно формирование толерантного отношения к народам мира, знакомство с особенностями их культуры осуществляется разнообразными средствами: традиции, общение, детская литература, национальные куклы, подвижные игры с использованием национальных атрибутов, произведения искусства, праздники и др. Детская литература (такие ее жанры как сказки, пословицы, поговорки, загадки, стихотворения, рассказы) позволяет приобщить дошкольников, как к национальной, так и общечеловеческой культуре.
Дошкольный возраст – это возраст сказки. Ребенок проявляет тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Важная роль отводится культурно-этнической функции сказки. Сказка, как феномен культуры этноса, исторически отражает хозяйственно-бытовой уклад народа, его язык, особенности менталитета, его традиции и обычаи, предметную атрибутику. Корректировать, расширять представления о толерантном отношении к народам мира целесообразно у детей всех уровней. На первом этапе педагог выполняет главную роль в формировании знаний у дошкольников с низким уровнем. В индивидуальных формах обучения, дидактических играх педагог закрепляет названия других стран и их столиц, знания о растительном и животном мире, культуре других народов. На следующем этапе используется не только прямой тип обучения, но и опосредованный, к которому привлекаются дети со средним и высоким уровнем толерантного отношения к народам мира. При этом важно создавать условия, благодаря которым дети могли бы проявить свою компетентность в том или ином вопросе, рассказать другим о том, что знают.
Воспитание патриотизма является возможным при помощи разных народных сказок. Именно сказка является одним из важнейших источников воспитания любви к своему отечеству. Через сказки дети познают свой народ, духовные богатства его культуры.
Период дошкольного детства – это период сказок. Ведь конкретно в дошкольном возрасте ребенка интересует все чудесное и сказочное. И если сказка выбрана грамотно и рассказана выразительно, то можно быть уверенным в том, что детям она понравится. А это в свою очередь, будет способствовать развитию национального самосознания. Гармония в сочетании умственного и нравственного развития достигается благодаря простоте, искренности, непосредственности сказок, которые соответствуют свойствам психики ребенка. Народ, создавая сказки, хотел отразить в героях сказок лучшие черты, ценности и принципы, стремясь передать их предкам.
Если быть внимательными, в сказках превозносятся трудолюбие, скромность, щедрость, любовь к ближним и др., а отрицательные качества осуждаются и высмеиваются.
Все народы, независимо от того какая сказка, всегда ценили ум, здоровье, любовь к Родине, великодушие, честность и т.п.
Произведения устного народного творчества помогают ребенку осознать ценность самосознания и терпимости. И самой простой формой, через которую детям можно задать полярные образы человека, естественно будет сказка, точнее герои детских сказок. Во всех сказках скрыт интересный сюжет, который содержит определенную педагогическую идею. В большинстве сказок присутствуют полярные пары, т.е. отрицательные герои всегда противостоят положительным. В таких сказках разыгрываются взаимоотношения, олицетворяющие борьбу добра и зла. Через подобного рода героев ребенок будет стремиться в перспективе сравнивать свои поступки с поведением любимых героев.
При работе с дошкольниками применяются следующие приемы формирования толерантности:
- сравнение содержания 2-х и более сказок;
- сравнение героев, их характеров 2х или 3х сказок;
- разглядывание иллюстраций сказок и их сравнение;
- изменение сюжета сказки или создание своего, нового сюжета;
- изготовление книжек по сказкам;
- проведение викторин и т.д.
Одним из сложных этапов в работе формирования толерантности у дошкольников через сказки, является этап подбора необходимой художественной литературы. При выборе материала следует придерживаться некоторых принципов: сказка должна быть не длинной; главными героями, желательно, должны быть дети; в сказке должны быть положительные и отрицательные герои; главный персонаж должен обладать качествами толерантной личности.
Сказка – это незаменимый помощник в воспитательном процессе. Она учит делить мир на плохих и хороших людей, зверей и т.д. А так же тому, что добрых людей всегда больше, и они удачливы, злые же всегда получают по заслугам. Формирование образа положительного героя так же происходит через сказки (добрый, умный, сильный, верный своему слову). Сказка помогает преодолевать страх. Главные герои сказок берутся за любое дело и доводят его до конца, каким бы невыполнимым и сложным оно ни было. Сказка учит дорожить дружбой: не имей 100 рублей, а имей 100 друзей. У главных героев сказок всегда много друзей, честных и настоящих, в образе человека, птиц, зверей и т.п. Он всем им помогает, а они, в свою очередь, охотно спешат на помощь к нему. Сказка учит упорству и воспитывает волю: не все получается сразу. Но смелость и решительность, проявляемые главным героем торжествуют в виде победы. Сказка учит любить родителей, свою Родину. Главные персонажи сказок всегда с огромным желанием защищают родную землю от чудищ и захватчиков. Сказка учит правдивости, щедрости, верности. В большинстве сказок присутствуют доброта и взаимная помощь. Сказка помогает одолеть зло и жестокость. Слушая, читая или играя в сказку, дошкольник учится понимать поступки людей, защищать униженных и обиженных, сочувствовать другим, терпимо относится к любому мнению, распознавать добро и зло.
При работе со сказкой можно использовать разнообразные формы: чтение (рассказывание) сказок и их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатоков сказок, выставки рисунков по мотивам сказок народов мира и др. Формирование толерантного отношения посредством сказок важно осуществлять во взаимодействии дошкольного учреждения с родителями.
Смысл народных сказок - в поэтизации, возвышении человека, вооруженного разумом и знаниями, способного побеждать враждебные силы, строить жизнь без помощи и вмешательства сверхъестественных сил. В данных сказках утверждается мысль о том, что житейский опыт является основой человеческого познания и что практика проверяет достоверность наших знаний. Работа с народными сказками создает условия для символического разрешения эмоциональных проблем; развитие творческих способностей детей, воспитание национального самосознания. Кроме того, именно в данных сказках в символической форме отражены типичные ситуации, в которые попадает в жизни реальный человек, которые он переживает.
Одной из важнейших задач воспитания в дошкольном возрасте является воспитание любви к своему народу и толерантного отношения к окружающим народам.
Приобщение к культуре другого народа – вещь во всех отношениях полезная. Это не только путь духовно-нравственного обогащения ребенка, возможность познакомиться с «чужим», но лучше узнать свое, научиться ценить его, любить, беречь, обогащать за счет влияний других культур. Кроме того, знакомство с культурой народа ближайшего национального окружения – это самый верный путь воспитания уважения, симпатии, добрых чувств к людям иных национальностей и этики межнационального общения. Воспитание национального самосознания возможно посредством любых видов народных сказок. Сказка – ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине, это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает родной народ.
Через народные сказки ребенок постигает ценности толерантности. Наиболее доступной формой, в которой полярные образы людей можно задать детям, являются в первую очередь герои детских сказок. Как правило, большинство народных сказок содержат педагогические идеи, которые завуалированы в интересный для детей сюжет. Отрицательные персонажи всегда противостоят в них положительным, образуя полярные пары, противоположные не только по своим личным качествам, но и по разыгрывающимся между ними взаимоотношениям, которые олицетворяют борьбу добра и зла. Подобного рода персонажи для ребёнка являются далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя свои дела и поступки с действиями любимых героев.
Таким образом, подводя итог, мы можем сказать что сказки:
1. способствуют углублению знаний о народной духовной культуре в ее прошлом и настоящем;
2. способствуют усвоению нравственных, поведенческих, культурных норм и ценностей, которые закреплены в культуре любого народа. Нравственно-поведенческие нормы и ценности находят свое отображение в системе образов. Раскрывая характеры сказочных героев, углубляясь в суть их поведения, ребенок понимает, что хорошо, а что плохо, тем самым легко может определить свои симпатии и антипатии, постигает народные представления о человеческой красоте;
3. при помощи сказки воспитывается уважительное и терпеливое отношение к культуре своего и другого этноса. Изучая фольклор, ребенок понимает, что народ является творцом и создателем культурного наследия, которым нужно восхищаться и гордиться;
4. сказка развивает эстетический вкус. Ребенок осознает красоту народной мысли, у него появляется потребность в общении с народом, возникает желание понять, какими средствами пользуется народ в своем творчестве, стремится применить их в дальнейшем.