Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №1 Зеленодольского муниципального района РТ»/"Татарстан Республикасы Зеленодольск муниципаль районы 1 нче лицее" гомуми белем муниципаль бюджет учреждениесе"
Визитная карточка
| Адрес: | 422550, РТ, Зеленодольский муниципальный район, г. Зеленодольск, ул. Юности, д. 3 |
| Телефон: | +7(843)-715-91-80 |
| E-Mail: | Licey.1@tatar.ru |
| Министерство: | Министерство образования и науки Республики Татарстан |
| Короткое название: | МБОУ "Лицей №1 ЗМР РТ" |
| Руководитель: | Кудрявцева Светлана Юрьевна |
| Год основания учреждения: | 2007 |
| У нас учатся: | 1032 учащихся |
| У нас учат: | 61 педагог |
Система организации работы с одаренными и талантливыми детьми
1.Выявление одаренных и талантливых детей.
Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей учителя нашей школы направляют свои усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения в условиях общеобразовательного учреждения, т.е.
· прогнозирование умственной одаренности, трудностей её развития, поиск путей применения их в какой-либо деятельности, анализ особых успехов ученика;
· представление критериев психолого – педагогических методов развития;
· диагностика потенциальных возможностей детей с использованием ресурсов психологической службы.
Условно мы выделяем три категории одаренных детей:
· Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
· Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки, искусства, спорта и др. видах деятельности (подростковый образ).
· Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).
2. Принципы работы педагога с одаренными детьми:
· принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
· принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
· принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
· принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
· принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
В лицее отработана диагностика профессиональной компетентности учителей, работающих с одаренными детьми.
· Психодиагностические методики для определения природных предпосылок склонности к тому или иному стилю педагогической деятельности.
· Психодиагностические методики для определения склонности к стилю, ориентированного на «результат».
· Шкала эффективности педагогического стиля.
В лицее определены критерии готовности педагогов к работе с одаренными детьми:
· Высокая коммуникативная культура, наличие творческих способностей.
· Стремление к самообразованию и самосовершенствованию.
· Профессиональная компетентность.
· Умение найти подход к нестандартным детям.
· Доброжелательность, чуткость, педагогический такт.
· Знание возрастной психологии.
3. Цели работы с одаренными детьми.
В качестве приоритетных целей обучения детей с общей одаренностью мы выделяем следующие:
– Выявление одаренных детей.
– развитие духовно-нравственных основ личности одаренного ребенка, высших духовных ценностей (важно не само по себе дарование, а то, какое применение оно будет иметь);
– создание условий для развития творческой личности;
–развитие индивидуальности одаренного ребенка (выявление и раскрытие самобытности и индивидуального своеобразия его возможностей);
–обеспечение широкой общеобразовательной подготовки высокого уровня, обусловливающей развитие целостного миропонимания и высокого уровня компетентности в различных областях знания в соответствии с индивидуальными потребностями и склонностями учащихся.
4.Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности.
· интеграция предметов школьной программы, дающая возможность развития общеучебных информационных и мыслительных навыков;
· организация факультативных курсов по углубленному изучению предметов;
· организация научно – исследовательской деятельности учащихся;
· организация и участие в интеллектуальных играх (школьный «Интеллектуальный марафон», международная игра «Кенгуру», Всероссийская игра «Русский медвежонок», школьная заочная математическая регата)
· использование публикаций в Интернете и учебных программах на дисках с иллюстрациями и большим выбором обучающих заданий – ресурсом самопознания;
· обучение во Всероссийской заочной физико-математической школе при МГУ им. М.В. Ломоносова «ВЗМШ», чтобы иначе взглянуть на привычные вещи, показать красивые математические идеи и проблемы, научить решать нестандартные задачи. Эта одна из возможностей учёта интересов, склонностей и способностей учащихся. Обучение заочное, что прививает навыки самостоятельной работы с научной литературой, приучает к системному умственному труду.
5. Методы психолого – педагогического воздействия при работе с одаренным детьми.
«Мозговой штурм».
«Соревнование», индивидуальное или групповое, в результате которого учитель «видит» каждого ученика с его личными ресурсами учебного успеха.
Организация взаимной деятельности, помогающая учить задавать вопросы, анализировать и создавать новые задачи, находить ошибки.
Личностно – мотивированное обеспечение деятельности учащегося, мотивация через интерес к собственному «Я», при котором поиск своих отличий от остальных начинает доминировать над поиском сходства, формировать осознанную «Я- концепцию».
Формирование вербально – логического компонента интеллекта через семантику языка, смысла предложений, определяющегося их грамматической структурой и лексическим наполнением.
Создание комфортных условий обучения и воспитания, организация творческой развивающей среды, уменьшающей давление стереотипов; проведение нетрадиционных форм занятий.
Организация систематической внеклассной работы по предметам, способствующей развитию творческих способностей.
Использование современных образовательных технологий в обучении предмету и воспитательной работе.
6.Общие принципы обучения
К основным общим принципам обучения одаренных, как и вообще всех детей школьного возраста, относятся:
– Принцип развивающего и воспитывающего обучения означает, что цели, содержание и методы обучения должны способствовать не только усвоению знаний и умений, но и познавательному развитию, а также воспитанию личностных качеств учащихся.
– Принцип индивидуализации и дифференциации обучения состоит в том, что цели, содержание и процесс обучения должны как можно более полно учитывать индивидуальные и типологические особенности учащихся. Реализация этого принципа особенно важна при обучении одаренных детей, у которых индивидуальные различия выражены в яркой и уникальной форме.
– Принцип учета возрастных возможностей предполагает соответствие содержания образования и методов обучения специфическим особенностям одаренных учащихся на разных возрастных этапах, поскольку их более высокие возможности могут легко провоцировать завышение уровней трудности обучения, что может привести к отрицательным последствиям.







