• Информируем вас, что с 1 января 2024 года оценки и расписание доступны в новой версии Электронного образования по адресу ms-edu.tatar.ru. В данной версии электронного дневника вы можете продолжать смотреть ранее полученные оценки.
    С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте: info.edu.tatar.ru.

Электронное образование Республики Татарстан

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №1 Зеленодольского муниципального района РТ»/"Татарстан Республикасы Зеленодольск муниципаль районы 1 нче лицее" гомуми белем муниципаль бюджет учреждениесе"

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Визитная карточка

Адрес: 422550, РТ, Зеленодольский муниципальный район, г. Зеленодольск, ул. Юности, д. 3
Телефон: +7(843)-715-91-80
E-Mail: Licey.1@tatar.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МБОУ "Лицей №1 ЗМР РТ"
Руководитель: Кудрявцева Светлана Юрьевна
Год основания учреждения: 2007
У нас учатся: 1032 учащихся
У нас учат: 61 педагог

Система организации работы с одаренными и талантливыми детьми

1.Выявление одаренных и талантливых детей.

 Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффектив­ная идентификация одаренности посредст­вом какой-либо одноразовой процедуры тес­тирования невозможна. Поэтому вместо од­номоментного отбора одаренных детей  учителя нашей школы  направляют свои  усилия на постепен­ный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения в условиях общеобра­зовательного учреждения, т.е.

·         прогнозирование умственной одаренности, трудностей её развития, поиск путей применения их в какой-либо деятельности, анализ особых успехов ученика;

·         представление критериев психолого – педагогических методов развития;

·         диагностика потенциальных возможностей детей с использованием ресурсов психологической службы.

Условно мы выделяем три категории одаренных детей:

·         Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития  (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).

·         Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки, искусства, спорта и др. видах деятельности (подростковый образ).

·         Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

2. Принципы работы педагога с одаренными детьми:

·         принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

·         принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

·         принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

·         принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

·         принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

В лицее отработана   диагностика профессиональной компетентности учителей, работающих с одаренными детьми.

·               Психодиагностические методики для определения природных предпосылок склонности к тому или иному стилю педагогической деятельности.

·               Психодиагностические методики для определения склонности к стилю, ориентированного на «результат».

·               Шкала эффективности педагогического стиля.

В лицее определены критерии готовности педагогов к работе с одаренными детьми:

·         Высокая коммуникативная культура, наличие творческих способностей.

·         Стремление к самообразованию и самосовершенствованию.

·      Профессиональная компетентность.

·      Умение найти подход к нестандартным детям.

·      Доброжелательность, чуткость, педагогический такт.

·      Знание возрастной психологии.

3. Цели работы с одаренными детьми.

В качестве приоритетных целей обучения детей с общей ода­ренностью мы  выделяем следующие:

      Выявление одаренных детей.

      развитие духовно-нравствен­ных основ личности одаренного ребенка, высших духовных ценностей (важно не само по себе дарование, а то, какое при­менение оно будет иметь);

создание условий для развития творческой личности;

развитие   индивидуальности одаренного ребенка (выявление и рас­крытие самобытности и индивидуаль­ного своеобразия его возможностей);

–обеспечение широкой общеобразо­вательной подготовки высокого уровня, обусловливающей развитие целостного миропонимания и высокого уровня компе­тентности в различных областях знания в соответствии с индивидуальными по­требностями и склонностями учащихся.

4.Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности.

·         интеграция   предметов школьной программы, дающая возможность развития общеучебных информационных и мыслительных навыков;

·         организация факультативных курсов по углубленному изучению предметов;

·         организация научно – исследовательской деятельности учащихся;

·         организация и участие в интеллектуальных играх (школьный «Интеллектуальный марафон», международная игра «Кенгуру», Всероссийская игра «Русский медвежонок», школьная заочная математическая регата)

·         использование публикаций в Интернете и учебных программах на дисках с иллюстрациями и большим выбором обучающих заданий – ресурсом самопознания;

·         обучение во Всероссийской заочной физико-математической школе при МГУ им. М.В. Ломоносова «ВЗМШ», чтобы иначе взглянуть на привычные вещи, показать красивые математические идеи и проблемы, научить решать нестандартные задачи. Эта одна из возможностей учёта интересов, склонностей и способностей учащихся. Обучение заочное, что прививает навыки самостоятельной работы с научной литературой, приучает к системному умственному труду.

5. Методы психолого – педагогического воздействия при работе с одаренным детьми.

«Мозговой штурм».

 «Соревнование», индивидуальное или групповое, в результате которого учитель «видит» каждого ученика с его личными ресурсами учебного успеха.

Организация взаимной деятельности, помогающая учить задавать вопросы, анализировать и создавать новые задачи, находить ошибки.

Личностно – мотивированное обеспечение деятельности учащегося, мотивация через интерес к собственному «Я», при котором поиск своих отличий от остальных начинает доминировать над поиском сходства, формировать осознанную «Я- концепцию».

Формирование вербально – логического компонента интеллекта через семантику языка, смысла предложений, определяющегося их грамматической структурой и лексическим наполнением.

Создание комфортных условий обучения и воспитания, организация творческой развивающей среды, уменьшающей давление стереотипов; проведение нетрадиционных форм занятий.

Организация систематической внеклассной работы по предметам,  способствующей развитию творческих способностей.

Использование современных образовательных технологий в обучении предмету и воспитательной работе.

6.Общие принципы обучения

К основным общим принципам обучения одаренных, как и вообще всех детей школьного возраста, относятся:

Принцип развивающего и воспитывающего обучения означает, что цели, содержание и методы обучения должны способствовать не только усвоению знаний и умений, но и познавательному развитию, а также воспитанию личностных качеств учащихся.

Принцип индивидуализации и диф­ференциации обучения состоит в том, что цели, содержание и процесс обучения должны как можно более полно учитывать индивидуальные и типологические особен­ности учащихся. Реализация этого принципа особенно важна при обучении одаренных детей, у которых индивидуальные различия выражены в яркой и уникальной форме.

Принцип учета возрастных возмож­ностей предполагает соответ­ствие содержания образования и методов обучения  специфическим особенностям ода­ренных учащихся на разных возрастных этапах, поскольку их более высокие возможно­сти могут легко провоцировать завышение уровней трудности обучения, что может при­вести к отрицательным последствиям.