• Информируем вас, что с 1 января 2024 года оценки и расписание доступны в новой версии Электронного образования по адресу ms-edu.tatar.ru. В данной версии электронного дневника вы можете продолжать смотреть ранее полученные оценки.
    С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте: info.edu.tatar.ru.

Электронное образование Республики Татарстан

  • Главная
  • Организации по районам
  • Зеленодольский
  • Школы
  • Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ачасырская основная общеобразовательная школа Зеленодольского муниципального района РТ"\ "Татарстан Республикасы Зеленодольск муниципаль районы Ачасыр төп гомуми белем бирү мәктәбе" Муниципаль бюджет гомуми белем бирү учреждениесе

МБОУ «Ачасырская основная общеобразовательная школа Зеленодольского муниципального района РТ"

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Визитная карточка

Адрес: 422515, РТ, Зеленодольский район, с.Большие Ачасыры, ул. Ленина, д 10
Телефон: +7(843)-712-56-28
E-Mail: Sach.zel@tatar.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МБОУ "Ачасырская ООШ ЗМР РТ"
Руководитель: Мухаметзянов Ильгам Ильдарович
Год основания учреждения: 1956
У нас учатся: 19
У нас учат: 11

Новости Ачасырской СОШ

Что делать, если ребенка травят

Опубликовано: 19.09.2025

Когда ребенок сталкивается с унижением, травлей или агрессией в школе, он оказывается в уязвимом положении. Особенно если ему 12–17 лет — в этом возрасте подростки уже многое чувствуют, но еще не умеют полностью себя защищать. В такие моменты самым важным защитником становится родитель.

1. Почему "сам(а) разберется" — опасное заблуждение.

Фраза «пусть сам(а) научится себя защищать» звучит как призыв к самостоятельности. Но на практике — это перекладывание взрослой ответственности на плечи ребенка. Подросток может бояться, стыдиться, не понимать, что именно с ним происходит, и чувствовать себя абсолютно одиноким.

Оставляя его одного в борьбе с системной травлей или с агрессором, мы формируем у него опасную установку: "Если меня обижают — это норма, и никто не поможет". Такие установки потом переносятся во взрослую жизнь — в токсичные отношения, низкую самооценку и страх отстаивать себя.

2. Почему «не обращай внимания» и «не показывай, что тебе больно» — не решениеа игнорирование проблемы.

Многие родители (или сами подростки) усваивают фразы вроде:

  • «Не обращай внимания — сами отстанут».
  • «Если не покажешь, что тебя задело — перестанут».
  • «Показал(а), что тебе больно — значит сам(а) себя унизил(а)».

На первый взгляд, это звучит как стратегия выживания. Но по сути — это внутренний запрет на проявление чувств и просьбу о помощи. Ребенку внушают, что проявлять боль, обиду или уязвимость — стыдно и унизительно. А значит, лучше «терпеть молча» — даже если больно.

В результате:

  • Чувства загоняются внутрь.
  • Страдание накапливается.
  • Ребенок не обращается за помощью — и ситуация усугубляется.

На деле же умение чувствовать и говорить о своих переживаниях — это сила, а не слабость. Это фундамент эмоционального здоровья.

Игнорирование не останавливает травлю, особенно если она регулярная. Агрессоры, наоборот, часто усиливают давление, если видят, что за их действиями нет последствий.

При стратегии игнорирования обидчика ребенок получает послание: "твои чувства — неважны", "ты должен терпеть", "если страдаешь — это ты виноват".

Это подрывает доверие к взрослым и усиливает внутреннюю травму.

Показывать, что тебе больно или страшно — это не слабость, а естественная реакция. И задача взрослого — признать чувства ребенка, а не обесценивать их.

3. У родителя есть юридическое право и обязанность.

По закону (в большинстве стран СНГ и по международным нормам):

  • Родитель обязан защищать права и интересы ребенка до его 18 лет.
  • Родитель может обратиться в администрацию школы, в отдел образования, к психологу или в полицию, если его ребенку угрожает опасность или его систематически унижают.
  • Родитель имеет право потребовать от школы разобраться в ситуации, привлечь виновного к ответственности, а также зафиксировать происходящее документально.

Это не только право, но и ответственность, прописанная в законах о защите прав несовершеннолетних и в Семейном кодексе.

4. Эмоциональная и психологическая защита — ключ к доверию.

Подросток, который чувствует, что родитель встал на его сторону, поговорил с обидчиком, написал заявление, добился реакции, получает колоссальный ресурс: внутреннюю опору - чувство, что он важен и не один.

Это не мешает формированию самостоятельности — наоборот, даёт ей прочную базу.

Он учится, что:

  • Меня можно защищать.
  • Я имею право на безопасность.
  • Я не один.

Это мощная профилактика тревожных расстройств, депрессий и низкой самооценки в будущем.

5. Страх «переборщить» — тоже про тревогу, а не про благо ребенка.

Многие родители боятся «сделать хуже» или «усугубить конфликт». Но молчание — это не нейтральная позиция, это тоже выбор. И часто — в пользу обидчика.

Да, можно опасаться конфликта или быть неуверенным, как действовать. Но бездействие почти всегда воспринимается как предательство. Не стоит бояться показаться «слишком эмоциональным» или «гиперопекающим», если речь идёт о безопасности и самоценности ребенка.

Подведем итог.

 Ребёнок не должен быть один в борьбе за себя.

Родитель — это первая и самая важная линия защиты. Если подросток страдает, боится, замыкается — это не просто «трудный возраст». Это сигнал, что ему нужна защита, поддержка и действия со стороны взрослого.

Самостоятельность не возникает в одиночестве. Она формируется, когда в детстве рядом был родитель, который защитил, не обесценил, не отмахнулся — а встал рядом и сказал: «Я с тобой. Мы разберемся вместе».



К списку новостей