Электронное образование Республики Татарстан

МАОУ "Лицей №121 имени Героя Советского Союза С. А. Ахтямова" Советского района г. Казани (Центр образования №178)

Визитная карточка

Адрес: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Камалеева, д. 22
Телефон: +7(843)-562-03-70
E-Mail: gimn121@ya.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МАОУ "Лицей № 121" (ЦО №178)
Руководитель: Афонская Валентина Александровна
Год основания учреждения: 2010
У нас учатся: 2107 учеников
У нас учат: 164 учителя

Что для меня значит школьная отметка?

Методическая разработка для проведения интегрированного классного часа, родительского собрания или заседания дискуссионного клуба

 

 

 

         С поступлением в школу в жизни ребёнка начинается новая полоса; ведущей формой его деятельности становится учебная деятельность с её особым режимом. Первый вопрос, который обычно задают ребёнку школьного возраста: “Как ты учишься, какой ты ученик - отличник, хороший, средний или плохой?” Теперь уже именно это определяет его лицо и место среди других людей. Успехи и неудачи в учебной деятельности, а главное оценка учителем результатов его учебного труда начинают определять и отношение ребёнка к самому себе, т.е. его самооценку.

Изучение мнений учащихся показало, что положительные систематические подкрепления их учебной деятельности, свидетельствующие об их достижениях, не являются гарантией позитивности их самооценки, но значительно повышают вероятность такого результата. Кроме того, успеваемость стала предметом конкурентной борьбы детей, и при этом страх ребёнка потерпеть в ней поражение используется педагогами как основное средство учебной мотивации. Очень часто оценки в учебно-воспитательном процессе служат главным средством воздействия учителя на учащихся.

     Проблема школьных оценок долгое время является предметом изучения педагогов и психологов. Комплекс переживаний, обусловленных оценками деятельности личности ученика, может являться источником психического нездоровья, причинами которого является высокий уровень тревожности.

     В узле проблем, связанных со школьной оценкой, переплетены родительская любовь, собственная самооценка школьника, взаимоотношения в системе «учитель – ученик», уважение одноклассников и множество других сильных эмоциональных переживаний ребенка. Если предложить детям школьного возраста закончить предложение «Когда я получаю плохую отметку….», то можно предугадать варианты их ответов. Скорее всего, это будут следующие слова: «Пропадает настроение на весь день», «Я сильно огорчаюсь, и мне становится грустно», «Становлюсь раздражительным», «Пропадает желание делать уроки», «Я обижаюсь на учителя» и т.д. Школьная отметка является сверхсильным раздражителем для ребенка, с которым психика ребенка не в состоянии справиться. Результат действия такого раздражителя – резкие перепады настроения, эмоциональная неустойчивость, высокий уровень тревожности.

 

 

Что же такое школьная отметка?

 

 

 

 

Итог работы, которую сделал ученик

Кнут, которым подстегивается школьник

Средство репрессий и наказаний

Отчет, который школьник предоставляет родителям?????

 

   Вышеизложенное актуализирует внедрение в учебный процесс целенаправленной работы по формированию личного, адекватно отношения к школьной отметке, отработке навыков конструктивного реагирования на получения отрицательных отметок, и осмысления понятия «отметка». Данная работа предполагает совместное взаимодействие педагогов, психолога, родителей и учащихся в процессе творческой, дискуссионной, игровой и практической работы.

 

Шаги построения практической работы (психологический практикум с элементами дискуссии и творческой работы)

 

1 шаг. Определение даты проведения практического мероприятия, приглашение родителей, учащихся разных школьных возрастов, педагогов и психологов для участия в психологическом практикуме на тему: «Для чего на уроке нужна отметка?», подготовка диагностических плоскостей, необходимых материалов и оборудования для качественного проведения мероприятия.

2 шаг. Проведение диагностических исследований. Цель: выявить истинное предназначение отметки всеми субъектами УВП с их субъективной точки зрения, осознания актуальности проблемы школьных отметок в конкретном учебном заведении.

3 шаг. Практическая часть.

В аудитории расставлены столы, для командной работы педагогов, учащихся, родителей, ученых специалистов (психологов, и т.д.)

1. Учащимся, родителям, педагогам, психологам задается вопрос: «Для чего на уроке нужна отметка?»

 

Каждая группа вносит свои ответы в предложенную плоскость мнений.

Команда детей

Команда родителей

Команда педагогов

Психологи и другие специалисты

       

Анализ мнений может показать неоднозначный взгляд на предназначение школьной отметки всеми субъектами УВП.

 

Вопрос 1. «Для чего на уроке нужна отметка?»

Плоскость мнений проведенного мероприятия (из опыта работы)

Команда детей

Команда родителей

Команда педагогов

Психологи и другие специалисты

Отметка нужна для того, чтобы:

• определить уровень знаний

• для контроля знаний

• для стимулирования внимания на уроке

• учитель смог отличить одного ученика от другого

• оценить подготовку ученика к уроку

«Для констатации заслуг или результатов работ ученика»

«Для того, чтобы лучше оценить свои знания»,

 

Отметка нужна для того, чтобы:

• помочь ученику оценивать свои знания, работоспособность, прилежность, ответственность

• осуществить учащимися самоконтроль, как мотивирующее средство, для контроля со стороны учителя, и контроля со стороны родителей

• представить ученику уровень его знаний

• стимулировать познавательную активность у школьников

• оценить уровень преподавания предмета, оценка ученика – показатель труда учителя

• пробуждать интерес к предмету

• стимулировать хорошего ученика и наказать бездельника

 

Вопрос 2. В качестве примера из опыта работы:

Ответы детей, учащихся разных классов и параллелей на вопрос

Что вы чувствуете, получая отметку?

Педагоги образовательного учреждения

Отвечают на вопрос:

Что чувствует ребенок, получая хорошую или плохую отметку?

Многое зависит от учителя – он оценивает»,   «Когда отметка хорошая,   разумеется, я радуюсь, но не расслабляюсь. А когда отметка плохая я стараюсь ее исправить», «Если отметка положительная, то мое настроение очень сильно поднимается и у остальных окружающих меня людей то же, глядя на мою радость», «Если отметка отрицательная я становлюсь угрюмым, пропадает интерес к предмету. Особенно если отрицательная отметка не заслуженная», «Обиду, если отметка не объективная и заниженная», «При положительных отметках чувствую прилив сил и радости», «При положительных отметках на душе так все хорошо», «Даже плохая погода за окном на меня не влияет на меня, если я пришел домой с пятеркой.   И родители радуются за ребенка вдвойне».

«При получении хорошей отметки у ученика появляется стимул, уверенность, что он может хорошо учиться, при получении плохой отметки у ученика теряется уверенность в себе, появляется сильное расстройство».

«Если ученик чувствует, что оценка поставлена справедливо и учитель объясняет за что, и какая оценка поставлена, то воспринимает любую оценку правильно». «При положительной оценке: чувство собственной компетенции, самодостаточность, уверенность, потребность в похвале»

«При отрицательной оценке: неуверенность в себе, страх перед родителями, желание в следующий раз улучшить оценку не все учащиеся».

«Самое страшное – задавить школьника двойками или тройками,   и сформировать у него     психологию троечника. Плохая оценка – это всегда стресс для ребенка. Хорошая отметка чаще всего взывает положительные эмоции. Однако. Если она дается легко, то у ученика пропадает желание изучать предмет глубоко».

«Это зависит от нескольких обстоятельств: психологии ребенка, уровня знаний ребенка, наличия или отсутствия навыков устного ответа, отношения учителя к ученику, отношения ученику к учителю».

«Испытывает чувство радости»,

«Нужно спросить у самого ребенка. Я предполагаю при получении плохой оценки или разочарование в себе или учителе, или безразличие, если уже привык к плохим оценкам».

 

Дополнительные вопросы для обсуждения   и дискуссии:

 

1. Знаете ли вы критерии выставления отметок? (знают ли Ваши ученики, по каким критериям Вы выставляете отметки?)

2. Хотели бы вы, чтобы отметок вообще не было?

3. Как часто, Вы ставите отметки на уроках? (Как часто вам ставят на уроках отметки?)

 

Шаг 4. Дискуссионная площадка для обсуждения влияния результатов учебной деятельности, выражающихся в форме оценок, на самооценку личности школьника.

В качестве предмета обсуждения могут быть использованы результаты анкетирования, занесенные в таблицу №1.

Таблица №1

Утверждения    

Оценивание моей личности и результатов моей учебной деятельности в образовательной деятельности способствовало тому, что:

«Да»

«Нет»

1. Я стал более критичным в отношении себя.

   

2. Я стала (а) более раздражительной, если у меня не получается что – либо.

   

3. Мне кажется, я стал очень тревожным

   

4.Я стараюсь учиться изо всех сил

   

5. Стал осознавать, что у меня все получается, и я могу справляться с трудностями.

   

6. В большей степени на уроках я стал чувствовать свое превосходство над теми, кому учебная деятельность доставляет немало трудностей.

   

7. Я стал более трудолюбив

   

8. Любая оценка моей личности, меня не волнует, я сам оцениваю себя

   

9. Моя самооценка очень часто меняется в зависимости от мнения обо мне окружающих меня людей (одноклассники, учителя).

   

10. Я стал (а) относится к другим по их поступкам и отношению к учебе.

   

11. Я стал очень критичным в отношении моих сверстников (одноклассников), одновременно научился критиковать самого себя.

   

12. Мое мнение никогда не зависит от мнения кого-то, я всегда самостоятельно оцениваю себя и способен к объективным оценкам.

   

 

Шаг 5. «Я себе поставлю 5!»

     В жизни каждого человека существует много оценок деятельности, но в памяти каждого, кто прошел через школьное обучение, или находится в процессе отметка «5» является источником положительных эмоций, самопоощрения, подарком, самореализацией в учебной деятельности и просто цифрой, которая несет в себе высокий заряд созидательной энергии.

Участникам практикума предлагается задание написать перечень основных своих достижений на данный момент времени, за которые они сами себе поставят отметку 5

Можно представить в табличном варианте

Пример:

Мои достижения, способности, умения

Мои успехи, мои лучшие поступки и т.д.

Отметка «5»

Я самый справедливый педагог

5

Я самый добрый человек

5

Я самый верный друг

5

Я самая хорошая мама

5

Я самый честный человек

5

Я самый прилежный ученик

5

Я самый целеустремленный

5

   
   
   

 

Завершение мероприятия всегда должно проходить на позитивной ноте.

 

Главным достижением этой работы для детей должно стать:

Новое отношение к отметки. Уменьшение ее значимости для своей самооценки (всегда можно найти то, за что вы себя похвалите, всегда можно найти то, за что вы себе поставите 5, всегда можно учесть субъективность отметки). Нужно ориентироваться на собственное представление о себе и в меньшей мере оценочные суждения других, пусть даже значимых для вас людей.

Главным достижением этой работы для педагогов должно стать:

Новое понимание значимости отметки для школьников, новый взгляд на природу оценивания личности и знаний ребенка, понимания чувств и эмоций детей в результате получения тех или иных отметок.

Главным достижением этой работы для родителей должно стать:

Изменение отношения к отметкам, которые приносят дети. Безоценочное принятие своих детей, забота, прежде всего о психологическом благополучии ребенка и в меньшей степени о том, отличник твой ребенок или нет.

Главная задача психолога на всех этапах взаимодействия с детьми – формирование адекватной самооценки и повышения значимости собственного мнения для себя, нежели оценочного других. Формирование внутреннего стержня и уверенности в себе, формирование терпимого отношения к тем, кто субъективно оценил способности ребенка, не учитывая его тонкую психическую реальность в которой отметка (оценка) может стать оружием, наносившим глубокие раны.

Теоретические основания, на которых может быть построена дискуссия

 

 Представления школьника о себе складываются на основе тех оценок и реакций на результаты своей учёбы, которые он получает от учителей и родителей. Чем более постоянным является этот поток направленных на школьника оценочных суждений, тем более определённое воздействие они оказывают на него и тем легче прогнозировать уровень его успеваемости. Неудачи учеников, в особенности слабоуспевающих, подкрепляемые систематическими отрицательными оценками учителя, резко понижают уверенность ребёнка в себе, его надежду на какой-либо успех в любой, особенно в учебной деятельности.   В психологической литературе очень часто можно встретить информацию как формируются различные комплексы. Например «комплекс двоечника», «комплекс отличника». Если потребность в признании себя таковым, какой я есть, не реализуется, и ребенок, смирившись с тем, что он «плохой ученик» в большей степени по субъективному мнению учителя, то,   как правило, принимает отрицательную оценку даже тогда, когда выполненная ими работа объективно заслуживает более высокой оценки.

Самочувствие школьников после урока, во многом зависит от оценок, выставляемых в школьный журнал. Оценка, выставляемая в журнал, должна учитывать не только конечный результат, но и вклад школьника в его достижение. Критика учителя должна относиться к отдельным действиям или поступкам школьника, а не к его личности в целом. Тогда даже самая низкая оценка не будет восприниматься как ущемление его личности.