Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Джалильская гимназия» Сармановского муниципального района РТ/ТР Сарман муниципаль районының муниципаль бюджет гомуми белем бирү учреждениесе " Җәлил гимназиясе"
Визитная карточка
Адрес: | 423368, Российская Федерация, Республика Татарстан, Сармановский район, п.г.т. Джалиль, улица Ахмадиева, дом 39а. |
Телефон: | +7(855)-593-16-93 |
E-Mail: | dzalilsch3@mail.ru |
Министерство: | Министерство образования и науки Республики Татарстан |
Короткое название: | МБОУ «Джалильская гимназия» |
Руководитель: | Булатова Гульнара Назифовна |
Год основания учреждения: | 2003 |
У нас учатся: | 537 учащихся |
У нас учат: | 37 педагогов |
Дом без наркотиков
Основные биологические факторы риска злоупотребления ПАВ
Генетическая предрасположенность:
- наличие у несовершенно летнего отца, матери, брата или сестры больных алкоголизмом или наркоманией;
- наличие алкоголизма и наркомании у более отдаленных родственников;
Нейрофизиологическая предрасположенность:
- выраженная межполушарная ассиметрия с подавлением активности правого полушария головного мозга;
- снижение или полное отсутствие волны Р300 коркового вызванного потенциала;
- истощенность нейромедиаторных систем;
- степень изначальной толерантности;
Психопатологические факторы:
- психические расстройства и заболевания;
- депрессивные расстройства;
- маниакальные расстройства;
- амотивационные расстройства;
- патология волевой деятельности – компульсивность;
- синдром нарушения внимания с гиперактивностью.
Индивидуально-психологические факторы риска злоупотребления психоактивными веществами в младшем школьном возрасте
1. Негативная «Я-концепция ребенка» (заниженная самооценка, формирование «комплекса неудачника», преобладание мотивации избегания неудач), сформировавшаяся под алиянием неадекватной оценки взрослыми личности ребёнка.
2. Усвоение наркогенных паттернов поведения в результате подражания негативным моделям.
3. Несформированность дифференцированных нравственных критериев и норм поведения.
4. Недостаточная развитость коммуникационных навыков, что затрудняет процесс адаптации в школе и социализации в целом.
5. Неумение или невозможность, из-за давления со стороны взрослых, проявить инициативу.
6. Неуспешность в учебной деятельности, школьная дезадаптация.
Основные индивидуально-психологические факторы риска приобщения к ПАВ в подростковом возрасте
Поведенческая сфера:
- гипертрофированные поведенческие реакции;
- недостаток самоконтроля над поведением;
- неспособности к межличностному общению;
- чрезмерная критичность и агрессивность в отношении окружающих;
- неспособность к самостоятельному принятию решений;
- склонность к рискованному поведению;
- привычка уклоняться от жизненных трудностей;
- неадекватные стратегии коппинг-поведения;
- личный опыт проб ПАВ;
Мотивационно-потребностная сфера:
2. неадекватное удовлетворение потребностей подростком;
3. любопытство;
4. высокая потребность в поиске ощущений;
5. расторможенности сферы влечений;
6. разрыв между сформировавшимся высоким уровнем притяэаний и возможностью их реализации;
Эмоциональная сфера:
- стремление к избеганию агрессивных переживаний;
- низкая фрустрационная толерантность;
- тревожно-мнительные черты характера;
- частое и длительное пребывание в депрессивных состояниях;
- длительное пребывание в стрессовых ситуациях;
- гедонистическая установка по отношению к ожидаемым эмоциональным переживаниям;
- стремление избегать нежелательные эмоциональные состояния и скуку;
- несформированность чувств привязанности;
- алекситимия;
Характерологическая сфера:
1. акцентуация характера (неустойчивый тип, эпилептоидный тип, гипертимный и др.);
Когнитивная сфера:
1. проблема интересов;
2. низкий интеллектуальный уровень;
3. высокий интеллектуальный уровень;
Сфера «Я-концепции»
- проблемы с индентификацией;
- низкая самооценка;
- низкое самоуважение;
- «комплекс неполноценности»;
Духовная сфера:
- проблемы самоопределения личности.
Нарушения семейных взаимоотношений,
повышающие риск первых проб ПАВ
Реализация семейных функций:
- отсутствие согласованных семейных ценностей и целей, ясных социальных норм и правил;
- насилие в семье;
- снижение функции социального контроля. А также неадекватные формы её реализации, в том числе в связи с аддиктивным и антисоциальным поведением родителей;
- нарушение эмоциональных отношений, неуважительные, взаимотвергающие отношения в семье;
- невовлечённость членов семьи в жизнь друг друга, отсутствие общих интересов, увлечений и т.д.;
Супружеские взаимоотношения:
- затяжные, стойкие конфликты между родителями;
- преодоление родителями разногласий между собой через реализацию различных форм аддиктивного поведения («заключение мира» в процессе совместного распития спиртного, «уход» в работу, гемблинг и т.д.);
- «втягивание» ребёнка в супружеские конфликты: использование его в качестве «аргумента» при выяснении отношений несогласованность родительских позиций;
Родительско-детские взаимоотношения:
- расширение сферы родительских чувств;
- предпочтение детских качеств в подростке;
- проекция на ребёнка нежелаемых качеств;
- неразвитость родительских чувств;
- гипер- и гипопротекция;
- недостаточность требований, предъявляемых к подростку;
- неустойчивость и противоречивость стиля воспитания;
- конфликтность отношений, отсутствие доверия и сотрудничества в родительско-детских отношениях, директивность и вспыльчивость;
- низкий авторитет родителей в глазах подростка;
- чрезмерная концентрация родителей на ребёнке, либо, напротив, излишнее дистанцирование от него;
- недостаточная или патологическая привязанность.
Факторы, провоцирующие продолжение наркотизации
Супружеские отношения и структура семьи:
- острый кризис супружеских отношений, вплоть до развода;
- формирование коалиций внутри семьи;
- перевёрнутая иерархия, перераспределение власти в семье в связи с манипулятивным отношением подростка к родителям;
- нарушение внутренних и внешних границ семьи;
Родительско-детские отношения:
- синдром родительской реакции на наркотизацию ребёнка;
- отвержение родителями воспитательного стиля друг друга;
- максимальная напряжённость и конфликтность отношений;
- нарушенные стили родительского отношения по типу гиперпротекции или гипоопеки;
- деструктивные семейные роли и стратегии созависимого поведения;
- наличие правил: «не говори», «не чувствуй», «не доверяй», «контролируй свои чувства».
Основные макросоциальные факторы риска приобщения к ПАВ:
- доступность психоактивных веществ;
- ухудшение социально-экономической ситуации в стране;
- аномия;
- ценностный плюрализм;
- затруднение процесса социализации современных подростков;
- мода на употребление психоактивных веществ;
- несовершенство правовой базы в отношении степени ответственности, грозящей потребителю ПАВ;
- традиции общества, связанные с употреблением ПАВ;
- наркогенная субкультура;
- состояние психологической депривации на макросоциальном уровне;
- нарушение функционирования институтов, связанных с социализацией, воспитанием и обучением индивида;
- рост безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних;
- отсутствие альтернатив употребления ПАВ для детей и молодёжи.
Основные факторы риска злоупотребление ПАВ, связанные со школой, досугом и сверстниками
Школа:
- употребление ПАВ в образовательном учреждении;
- раннее асоциальное поведение в образовательном учреждении;
- хроническая академическая неуспеваемость, особенно начавшаяся в младшей школе;
- конфликтные отношения с педагогами и сверстниками, недоброжелательный климат в школе;
- частая смена школ;
- неспособность справиться с общественными задачами, общественная пассивность;
- частые пропуски, прогулы занятий;
- неопределённая позиция школы в отношении наркотиков и других психоактивных веществ;
- неподготовленность школьного персонала в отношении проблемы;
- попытка педагогического коллектива проводить профилактическую работу, используя модели запугивания и устрашения;
- доступность наркотиков и алкоголя в школе;
Окружение, сверстники:
- наличие в ближайшем окружении ребёнка или подростка лиц, употребляющих ПАВ, или лиц с девиантным поведением;
- одобрение наркотизации в ближайшем окружении ребёнка;
- отчуждение или конфликтные отношения со сверстниками;
- принадлежность к «отвергнутым» или к тем, кто находится в контакте с «отвергнутыми» детьми.