Управление образования исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района РТ/Татарстан Республикасы Түбән Кама муниципаль районы башкарма комитеты мәгариф идарәсе
Визитная карточка
Адрес: | 423570, Республика Татарстан, Нижнекамский район, г. Нижнекамск, ул. Ахтубинская, д. 6 |
Телефон: | +7(855)-547-30-37 |
E-Mail: | obraz.upr@tatar.ru |
Министерство: | Министерство образования и науки Республики Татарстан |
Короткое название: | УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ |
Руководитель: | Гарифуллин Айдар Хакимянович |
У нас учатся: | 34728 |
У нас учат: | 2348 |
Новости
Итоги работы и перспективы развития системы профессионального образования обсудили в Нижнекамске
Опубликовано: 25.08.2016
24 августа 2016 года в рамках муниципальной августовской педагогической конференции состоялась секция «Профессиональное образование Нижнекамского муниципального района: перспективы повышения качества подготовки в соответствии с международными стандартами» с участием представителей Управления образования НМР, преподавателей дисциплин общепрофессионального цикла и профессиональных модулей, мастеров производственного обучения 11-ти профессиональных образовательных организаций г.Нижнекамска. Также в работе секции приняли участие руководители и заместители руководителей колледжей и техникумов.
С основным докладом об итогах работы системы профессионального образования в 2015-2016 учебном году и задачах на предстоящий учебный год выступила директор межшкольного учебного комбината Марина Кирпичонок. Она обозначила, что в качестве ключевых мероприятий на прошедший учебный год стали дальнейшая реализация программы по созданию ресурсных центров, развитие движения WorldSkills, как механизма популяризации рабочих профессий и повышения качества профессиональной подготовки учащихся системы профессионального образования, реализация пилотных проектов по внедрению независимой оценки качества подготовки выпускников СПО, реализация программ профессиональной ориентации школьников.
В прошедшем учебном году в Нижнекамске было реализовано два пилотных республиканских проекта по независимой оценке качества профессионального образования.
Первый проект, о котором рассказали коллеги ГАПОУ «Техникум нефтехимии и нефтепереработки», был связан с независимой сертификацией квалификаций выпускников наших учреждений профессионального образования. В июне 2016 года совместно с крупными работодателями Камской экономической зоны – Нижнекамскнефтехимом, Танеко и КАМАЗом была проведена независимая сертификация квалификаций выпускников двух ресурсных центров – Техникума нефтехимии и нефтепереработки и Камского государственного автомеханического техникума. Всего в независимой сертификации квалификаций приняли участие 108 выпускников, из них 103 чел. (95%) успешно прошли. Сертификация осуществлялась по двум перспективным для нашей республики направлениям: нефтехимия и машиностроение. Отличительной особенностью процедуры сертификации явилось то, что в экзаменационный процесс не могли вмешиваться лица, которые обучали выпускников. Сертификацию проводили представители предприятий по оценочным материалам, разработанным на основе профессиональных стандартов. Работа в данном направлении, с учетом разрабатываемых механизмов на федеральном уровне, будет продолжена.
Второй из них связан с проведением итоговой аттестации выпускников СПО по стандартам Worldskills (Ворлдскиллз). Сергей Титов, заместитель директора по научно-методической работе ГАПОУ «Нижнекамский агропромышленный колледж», выступил с докладом «Республиканская государственная итоговая аттестация выпускников 2016 года по профессии 20.01.03 Автомеханик в соответствии с требованиями «Worldskills» на базе ГАПОУ «Нижнекамский агропромышленный колледж». На базе специализированных центров компетенций итоговые экзамены по 5 массовым профессиям были проведены для всех выпускников учреждений проф. образования республики. При этом сами задания были разработаны с учетом требований Ворлдскиллз. Для эксперимента были выбраны следующие профессии: тракторист-машинист автомеханик, повар, кондитер, сварщик (электро- и газосварочные работы) и мастер общестроительных работ. Оценку профессиональных компетенций выпускников осуществляли единые региональные экзаменационные комиссии, в состав которых вошли эксперты WorldSkills и представители ведущих предприятий профильных отраслей хозяйства. Итоговые экзамены в таком формате сдали 443 выпускника из 15 учреждений СПО. В будущем году планируется расширить эту практику добавив к уже выбранным 5 еще 10 профессий.
Сергей Титов познакомил участников с планом работы научно-методической работы колледжа на 2016-17 учебный год, призвал коллег к взаимному сотрудничеству.
Выступающие преподаватели из ГАПОУ «Нижнекамский индустриальный техникум» обозначили эффективные направления организации учебной и производственной практик.
Представители Управления образования выступили и с методическими рекомендациями по подготовке конкурсной документации для участия в грантах РФ и РТ.
Впервые в Нижнекамске для «спецов» состоялся конструктивный разговор в рамках работы отдельной секции, результатом которого стали следующие выводы:
-Одним из показателей эффективности функционирования ресурсных центров определена реализация краткосрочных образовательных программ, прежде всего в интересах «базовых» предприятий. Этот показатель является индикатором того, насколько система адаптирована под изменяющиеся нужды республиканской экономики.
-Перед городом поставлена задача по осуществлению перехода на новые образовательные стандарты к 2020 году по профессиям ТОП-50 в не менее чем 50 процентах организаций профессионального образования. Выполнение этой задачи должно стать для нижнекамских колледжей и техникумов одним из ключевых направлений работы.
В настоящее время приказом Министерства труда Российской Федерации утвержден список 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий. Стоит отметить, что ряд из них (15 профессий) являются принципиально новыми как для сферы образования, так и для промышленных предприятий. Например, такие профессии, как «Мехатроник», «Мобильный робототехник», «Оператор беспилотных летательных аппаратов», «Специалист по аддитивным технологиям», «Техник по композитным материалам» и «Техник по обслуживанию роботизированного производства». В том или ином виде эти профессии до настоящее время получали свое развитие только через систему чемпионатов «Ворлдскиллз». По профессиям ТОП-50 будут вводиться новые федеральные государственные образовательные стандарты. В настоящее время на уровне Российской Федерации осуществляется большая работа по обновлению их содержания с учетом лучших зарубежных стандартов и передовых технологий.
-Еще одним ориентиром в развитии профессионального образования могут служить стандарты подготовки рабочих, используемые в движении Ворлдскиллз. Республика, наш город вошли в него всего несколько лет назад и сегодня является одним из признанных лидеров в Российской Федерации. Всего на базе наших образовательных организаций создан 31 специализированный центр компетенций по 56 профессиям.
-В 2016 году Агентством стратегических инициатив совместно с органами власти регионов, Минобрнауки России и Союзом «Ворлдскиллс Россия» начата работа по внедрению регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста.
В соответствии с решением Президента Республики Татарстан Рустама Минниханова Татарстан стал одним из пилотных регионов, на базе которого будет организована работа по внедрению Стандарта. Он включает в себя модели и механизмы кадрового обеспечения отраслей промышленности с использованием эффективных инструментов повышения кадрового потенциала, лучших мировых стандартов подготовки кадров, элементов системы дуального обучения, сквозной системы мониторинга качества подготовки кадров.
Назначением Стандарта также является тиражирование в субъектах Российской Федерации лучших региональных практик кадрового обеспечения. Сроком реализации проекта обозначен конец 2017 года. Сегодня на первом этапе стоит задача по разработке и утверждению «дорожной карты» по внедрению стандарта в Республике Татарстан, которая определит границы, отражающие текущую и перспективную потребность региона в кадровом обеспечении, в том числе:
•определение стейкхолдеров (крупных заказчиков) подготовки кадров, ключевых действующих предприятий для республиканской экономики;
•определение 10-15 наиболее востребованных и перспективных профессий, на которых будут сосредоточены усилия по внедрению механизмов, предусмотренных Стандартом;
•определение опорных образовательных организаций.
Работа в данном направлении также станет одной из приоритетных для системы профессионального образования города и республики. Внедрение регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста позволит культивировать имеющиеся практики в еще более успешные модели подготовки рабочих кадров для реального сектора экономики Республики Татарстан.
Председателем нового методического объединения преподавателей дисциплин общепрофессионального цикла и профессиональных модулей, мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций г.Нижнекамска был выбран Сергей Титов, заместитель директора по НМР ГАПОУ «НК АПК».
К списку новостей