Электронное образование в Республике Татарстан

Управление дошкольного образования Нижнекамского муниципального района

Визитная карточка

Адрес: 423570, Республика Татарстан, г. Нижнекамск, ул. Ахтубинская, д. 6
Телефон: 8(8555)47-33-22
E-Mail: udo.nk@tatar.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Руководитель: Андрианова Светлана Анатольевна

КОНЦЕПЦИЯ государственной национальной политики Республики Татарстан

Утверждена

Указом Президента

Республики Татарстан

от «03 »июля 2008 года №УП- 312

КОНЦЕПЦИЯ

государственной национальной политики Республики Татарстан

Концепция государственной национальной политики Республики Та­тарстан (далее - Концепция) представляет собой систематизированную со­вокупность политико-правовых взглядов, ценностных ориентиров, принципов и приоритетов, регламентирующих деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений, граждан в Республике Татарстан в сфере этнического развития и межнациональных от­ношений.

Согласно Концепции, объектом государственной национальной полити­ки является сфера межнациональных отношений и этнокультурного развития представителей народов, проживающих в Республике Татарстан. Концепция определяет цель, задачи и основные направления государственной националь­ной политики Республики Татарстан в сфере межнациональных отношений, в создании оптимальных условий для удовлетворения этнокультурных потреб­ностей представителей каждого народа, проживающего на территории респуб­лики.

Концепция строится на основе двух правовых составляющих: феде­ральной и республиканской, с учётом общепризнанных принципов и норм международного права: «Конвенции о защите прав человека и основных свобод» Совета Европы (1950 г.), «Международного пакта о гражданских и политических правах» (1966 г.), «Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах» (1966 г.), «Декларации о правах лиц, при­надлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам» Организации Объединённых Наций (1992 г.) и «Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств» Совета Европы (1995 г.).

Федеральная составляющая включает в себя: Конституцию Российской Федерации, Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации», Федеральный закон от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ «О национально-купътурной автономии», Федеральный за­кон от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», а также Концеп­цию государственной национальной политики Российской Федерации, ут­вержденную Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1996 г. № 909 «Об утверждении Концепции государственной национальной полити­ки Российской Федерации».

Республиканская составляющая включает в себя: Конституцию Республики Татарстан, Закон Республики Татарстан от 8 июля 1992 г. № 1560-XII «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан», Закон Республики Татарстан от 12 мая 2003 г. № 15-ЗРТ «О национально-культурных автономиях в Республике Татарстан» и За­кон Республики Татарстан от 11 октября 2004 г. 52-ЗРТ «О6 утверждении Государственной программы Республики Татарстан по сохранению, изуче­нию и развитию государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2004 - 2013 годы».

Важной составной частью государственной национальной политики Республики Татарстан является Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан, утверждённый Феде­ральным законом от 24 июля 2007 г. № 199-ФЗ.

Концепция опирается на осознание исторических традиций представи­телей проживающих в республике народов, природно-климатических и есте­ственно-экономических условий, социально-психологических и культурно-бытовых особенностей их жизни, геополитического и национального окруже­ния, опыта взаимоотношений с соседями. Она отражает этноисторические особенности и современную этносоциальную ситуацию в Республике Татар­стан.

Настоящая Концепция нацелена на обеспечение общей социальной, по­литической и экономической стабильности, эффективное взаимодействие ор­ганов государственной власти и местного самоуправления, развитие традиций межнационального согласия и гражданского мира, веротерпимости и этно­культурного взаимообогащения представителей проживающих в республике "на­родов. Она призвана служить ориентиром для всех ветвей власти, органов ме­стного самоуправления и общественных организаций в деле решения задач на­ционального развития и регулирования межнациональных отношений, обеспе­чения конституционных прав человека и гражданина, выработки и реализации целевых проектов и программ, затрагивающих сферу государственной нацио­нальной политики.

 

I. Особенности, современное состояние и основные тенденции развития межнациональных отношений в Республике Татарстан

 

Татарстан, в соответствии со своей Конституцией, является демократиче­ским правовым государством в составе Российской Федерации, выражающим волю и интересы всего многонационального народа республики. Его внешние связи и внутренняя политика в значительной степени нацелены на решение национальных вопросов, организацию полноценной национальной жизни в республике и содействие национальному прогрессу за её пределами.

Государственная национальная политика Республики Татарстан строится на двух фундаментальных приоритетных положениях: необходимости всестороннего развития татарского народа и укрепления Республики Та­тарстан как исторически сложившейся формы его государственности, с одной стороны, и обеспечения равных условий жизнедеятельности представителям всех народов, в совокупности составляющим многонациональный народ респуб­лики.

Особенностью Татарстана являются полиэтничность и поликонфессиональность населения республики, развитие которого характеризуется тесным этнокультурным взаимовлиянием и взаимопроникновением традиций пред­ставителей проживающих на территории современного Татарстана народов. Ведущую роль в данном процессе традиционно играли и играют представители татарского и русского народов, составляющие большинство по отношению к  представителям всех остальных народов, проживающих на территории рес­публики.

Татарский народ, исторически вобравший в себя различные тюркские и финно-угорские составляющие, испытавший позднее и славянское влияние, имеет более чем тысячелетнюю историю своей государственности, представ­ления о которой входят неотъемлемой частью в его менталитет, стимулируют рост его национально-религиозного самосознания, во многом определяя со­держание и характер взаимоотношений татар с другими народами. Вместе с тем, специфика развития татарского народа обусловила такую его особенность, как территориальная дисперсность. Вследствие этого на территории Татарста­на сегодня проживает лишь менее одной трети от общего числа татар, что обу­словливает необходимость осуществления государственной национальной по­литики с учётом этнокультурных интересов, запросов и потребностей татар, живущих за пределами республики. По причине этого государственная нацио­нальная политика Республики Татарстан включает в себя в той или иной степе­ни вопросы возрождения, сохранения, развития и приумножения этнокультур­ного достояния всего татарского народа.

Большое влияние на становление и развитие многонационального наро­да Татарстана оказали представители русского народа, менталитет и ценност­ные ориентиры которого заметно отражаются на характере межнациональных и межконфессиональных отношений в республике. Общие для всей современ­ной России вопросы этнокультурного развития представителей русского наро­да являются неотъемлемой составной частью государственной национальной политики Республики Татарстан.

Помимо представителей татарского и русского народов, территория со­временного Татарстана издревле являлась местом расселения представителей других народов, имеющих здесь много традиционных компактных поселений и, следовательно, также нуждающихся в соответствующем государственном обеспечении своих этнокультурных и национально-образовательных потребно­стей через соответствующие институты и учреждения.

Кроме этого, заметное влияние на формирование и реализацию госу­дарственной национальной политики республики оказывает наличие множест­ва диаспор расселённых на её территории диаспор других народов, что име­ет отношение, главным образом, к крупным населённым пунктам республи­ки.

Все эти обстоятельства в совокупности учитываются в процессе раз­работки и реализации государственной национальной политики Республики Татарстан.

 Согласно результатам Всероссийской переписи населения 2002 г. в Рес­публике Татарстан проживают представители 115 национальностей. Из 3,78 миллионов человек 52,9 % населения составляют татары, 39,5 % - русские. В совокупности эти две национальности, чьи языки в Республике Татарстан яв­ляются государственными, образуют абсолютное большинство (92,4 %) её на­селения.

Из представителей народов Поволжья на территории Татарстана прожи­вают 126,5 тысяч (3,3 %) чуваш, 24,2 тысячи (0,6 %) удмуртов, 23,7 тысяч (0,6 %) мордвы, 18,8 тысяч (0,5 %) марийцев и 14,9 тысячи (0,4 %) башкир, кото­рые в совокупности составляют 5,4 % населения Татарстана. Издавна населя­ют республику украинцы - 24 тысячи человек (0,6 %), белорусы - 6,1 тысячи (0,2 %), евреи - 3,5 тысяч (0,1 %), немцы - 2,9 тысяч (0,08 %), поляки - 620 человек (0,02 %) и другие,

В последние десятилетия, в результате активизировавшихся миграцион­ных процессов, в Татарстане сформировались относительно многочисленные (по несколько тысяч человек) группы выходцев из бывших союзных респуб­лик (азербайджанцы, армяне, узбеки, таджики, казахи, грузины, молдаване, туркмены), несколько меньшие по численности (по несколько сот человек) национальные группы из регионов Российской Федерации, а также из дальне­го зарубежья (турки, вьетнамцы, арабы и другие). Около тридцати народов представлены весьма незначительно - меньше десяти человек.

Нынешнее состояние межнациональных отношений в Республике Татар­стан в целом характеризуется стабильностью, духом мирного взаимодействия и сотрудничества представителей различных национальностей и вероисповеда­ний.

Исторически на территории современного Татарстана сложился позитив­ный характер этноконфессиональных отношений. За столетия совместного проживания в психологии населения сформировались устойчивые черты добрососедства, веротерпимости, межнационального согласия и сотрудничества. В наше время они закрепились в качестве прогрессивных традиций. Опора на них позволяет успешно нейтрализовать влияние негативных национал-радикальных политических тенденций, противостоять проявлениям экстремиз­ма, сохраняя в республике межнациональный и межконфессиональный мир и взаимопонимание.

Подъём в конце 1980-х-начале 1990-х гг. национального самосознания, связанный с общей либерализацией государственной и общественной жизни, привёл к усилению процессов этнокультурного возрождения представителей проживающих в Татарстане народов. В этих условиях проблемы, связанные с обеспечением паритетности функционирования государственных языков рес­публики, культурно-духовным развитием представителей различных народов, гармонизацией межнациональных отношений, приобрели в Татарстане новое звучание.

На сегодняшний день в Татарстане сложилась определённая система взаимодействия в сфере этноконфессиональных отношений, в которой значи­тельная роль отводится органам государственной власти и общественным эт­нокультурным объединениям. В республике создаются необходимые условия, способствующие возвращению и строительству культовых объектов традици­онных конфессий, что открывает новые возможности для духовного возрож­дения общества. В этих условиях в Татарстане возрастает понимание необхо­димости дальнейшего усиления политики многокультурности, как важнейше­го условия социально-политического объединения и развития представителей проживающих в республике народов.

Вместе с тем, трансформация этнической структуры населения респуб­лики в сторону её усложнения, переход к новым формам экономики, иным со­циальным и общественно-политическим условиям создали целый ряд акту­альных проблем, среди которых - адаптация мигрантов, складывающееся со­циально-экономическое неравенство между представителями различных наро­дов и проявление различий в доступе людей разных национальностей в соци­ально-политическую сферу. Одновременно на них накладываются процессы глобализации, для которых характерны противоречивые тенденции взаимо­действия локальных и глобальных культурных ценностей.

 

П. Основополагающие принципы государственной национальной политики Республики Татарстан

 

К основополагающим принципам государственной национальной поли­тики Республики Татарстан относятся:

-   признание и защита равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии, места проживания, принадлежности к этническим и конфессиональным объедине­ниям;

-  соблюдение гражданских прав личности на свободное этническое само­определение, то есть определение, указание, изменение своей национальности, внесение в официальные документы и удаление из них записей о национально­сти без всякого принуждения;

-  удовлетворение этносоциальных, культурно-бытовых, религиозных и духовно-нравственных потребностей граждан без предъявления любых усло­вий;

-  исключение любых форм ограничения прав граждан по признакам расо­вой, национальной, языковой, религиозной принадлежности;

-  равноправное участие представителей всех народов в решении вопро­сов государственного устройства и регулирования общественной жизни;

-   гарантия прав различных этнических и этноконфессиональных групп;

-   содействие развитию национальных культур и языков, сохранению тра­диционного жизненного уклада, народных промыслов и ремёсел, обычаев и обрядов;

-   бережное отношение к историческому наследию и национальному дос­тоянию народов;

-   защита национального достоинства и чести личности независимо от эт­нической принадлежности;

-   взаимодействие органов государственной власти и общественных ор­ганизаций Татарстана с представителями татарских диаспор за пределами рее- публики и участие в решении их этнокультурных проблем на уровне государ­ственных и неправительственных организаций;

- обеспечение свободы общения и всесторонних контактов проживающих в Татарстане представителей национальных диаспор с их исторической родиной и соплеменниками в других странах;

-  мирное разрешение на правовой основе этнических и конфессиональ­ных конфликтов;

-  запрещение деятельности, направленной на возбуждение расовой, на­циональной и религиозной розни, ненависти или вражды к другим народам и представителям других религий;

-  открытость и гласность национальной политики Республики Татарстан;

-  оптимизация договорных отношений в рамках федеративного устрой­ства России;

-  сотрудничество с субъектами Российской Федерации в сфере реализа­ции государственной национальной политики и решении проблем соотечест­венников;

-  признание культурного, экономического и иного вклада мигрантов в развитие Республики Татарстан.

 

ІІІ. Цель и задачи государственной национальной политики Республики Татарстан

 

Целью государственной национальной политики Республики Татарстан является создание и поддержание политико-правовых, социально-экономических, культурно-бытовых, духовно-нравственных и иных условий для цивилизованного развития и жизнедеятельности представителям всех на­родов, в совокупности составляющих многонациональный народ республики.

В связи с этим задачами государственной национальной политики Рес­публики Татарстан являются:

-  укрепление государственности Татарстана, обеспечение всестороннего развития республики, реализация её представительства на межрегиональном, общероссийском и международном уровнях;

-  обеспечение долгосрочной социально-политической стабильности в республике и формирование на основе всестороннего и гармоничного этно­культурного развития у представителей проживающих в Татарстане народов ценностей татарстанского согражданства как составной части единого обще­российского гражданства;

-  совершенствование правовой базы для соблюдения конституционных  прав представителей всех народов, проживающих в Республике Татарстан;

-  содействие национально-культурному развитию представителей всех проживающих в Республике Татарстан народов: возрождение их языков, национальных культур и образования, этнического уклада жизни, народных промыслов и ремёсел;

-  позиционирование Татарстана как исторического, духовного и этно­культурного центра всего татарского народа, создание условий для интеллекту­альной, экономической и иной консолидации российских и зарубежных татарских диаспор;

-  содействие в создании и функционировании национальных обществен­ных организаций;

-  упрочение межнациональной дружбы, мира и согласия;

-  профилактика и предотвращение конфликтов на этнической и конфес­сиональной почве;

-  содействие развитию сотрудничества представителей проживающих в Республике Татарстан народов и их общественных организаций с историче­ской родиной и аналогичными образованиями в других странах и субъектах Российской Федерации;

-  обеспечение оптимального функционирования национальных средств массовой информации как инструмента формирования этнического самосозна­ния, воспитания уважения к другим народам и налаживания межнационально­го и межконфессионального сотрудничества;

-  создание условий для эффективной социально-правовой и культурной адаптации мигрантов к условиям проживания в республике с целью их опти­мальной интеграции в общество в Республике Татарстан.

Цель и задачи государственной национальной политики Республики Татарстан реализуются органами государственной власти Республики Татар­стан, органами местного самоуправления в рамках государственной нацио­нальной политики Российской Федерации во взаимодействии с федеральны­ми органами исполнительной власти и их территориальными органами, а также общественными объединениями в Республике Татарстан.

IV. Основные направления государственной национальной политики

Республики Татарстан

 

Реализация государственной национальной политики Республики Татар­стан строится на основе создания оптимальных условий и механизмов для эф­фективного решения этнокультурных задач, участия в формировании и обес­печении которых принимают органы государственной власти и местного са­моуправления, этнокультурные организации и отдельные граждане.

Органы государственной власти принимают законы и издают подза­конные акты, регулирующие национальные и религиозные отношения, разра­батывают программы этнокультурного развития, обеспечивают необходимыми ресурсами и организуют их, выполнение.

Органы государственной власти и местного самоуправления создают ус­ловия для участия в реализации государственной национальной политики общественных организаций и отдельных граждан, оказывают содействие дея­тельности благотворительных структур и частных лиц, заинтересованных и участвующих в развитии культур народов, проживающих в Республике Та­тарстан.

Деятельность в области реализации государственной национальной политики охватывает следующие направления:

1) в государственно-правовой сфере:

- осуществление прогнозирования и государственного регулирования процессов национальной жизни;

- совершенствование политико-правовой базы государственной нацио­нальной политики Республики Татарстан;

- создание условий для полноценного участия граждан всех националь­ностей (как лично, так и через различные общественные и национально-культурные объединения) во:всех сферах общественной жизни республики;

- координация усилий всех ветвей и уровней власти республики, наце­ленных на осуществление национальной политики и гармонизацию межна­циональных и межконфессиональных отношений;

- организация взаимодействия и конструктивного сотрудничества госу­дарственных и негосударственных институтов по возрождению, сохранению и развитию духовной и материальной культуры, традиционного уклада жизни, семейных институтов и образования;

- организация фундаментальных и прикладных исследований, выработка на их основе системы организационно-правовых мер по развитию этнических культур, совершенствованию межнациональных отношений, государственных языков Республики Татарстан и родных языков представителей народов, про­живающих в республике, а также по предупреждению конфликтных ситуаций на национальной и религиозной почве;

- контроль за соблюдением законодательства о защите прав человека, на­циональной чести и достоинства граждан;

- предупреждение и разрешение возможных споров, претензий, проти­воборства конфликтующих сторон на основе выработки согласительных про­цедур, принятия законов и иных нормативных правовых актов;

- принятие мер в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Татарстан, а также законодательством Российской Федерации и Республики Татарстана в отношении лиц и организаций, включая средства массовой информации, разжигающих национальную рознь, оскорб­ляющих национальные чувства граждан, способствующих насаждению экс­тремистской психологии.

2) в социально-экономической сфере:

- согласование республиканских и муниципальных программ социально-экономического развития с целью и задачами государственной национальной политики Республики Татарстан;

- содействие в удовлетворении экономических потребностей националь­ных общин и их членов в соответствии с их традиционной хозяйственной заня­тостью и сложившимся укладом жизни;

- поддержка в возрождении и развитии народных промыслов и ремёсел, промысловых объединений и мастерских прикладного художественного твор­чества;

- содействие развитию частной и общественной инициативы в сфере производства национальной утвари, предметов обихода, костюмов, обрядо­вых украшений, сувениров и изделий искусства народных умельцев;

- учёт интересов, опыта ведения традиционных форм хозяйства нацио­нальных групп при разработке перспективных планов, проектов и программ экономического развитая Республики Татарстан;

- укрепление потенциала взаимовыгодного экономического сотрудниче­ства предприятий Татарстана с регионами компактного проживания соотече­ственников;

- создание и восстановление национально-культурных, социально-бытовых и культовых объектов, их благоустройство и общественное исполь­зование;

- совершенствование социально-бытовой инфраструктуры в местах ком­пактного проживания представителей разных народов с целью выравнивания уровня жизни различных этнических групп населения;

- создание условий, способствующих вовлечению представителей нацио­нальных общин в процесс развития торгово-экономических связей с регионами Российской федерации, странами ближнего и дальнего зарубежья, являющихся их исторической родиной;

- содействие в привлечении инвестиций, ориентированных на создание торговых домов представителей проживающих в Республике Татарстан наро­дов, организация предпринимательских посреднических центров и культурных коммерческих объектов.

3) в духовно-культурной, информационной и научной сферах:

- развитие и укрепление идей духовного единства, дружбы и сотрудниче­ства народов;

- создание правовых и материальных условий для развития в республике системы образования и воспитания на родных языках в зависимости от по­требностей представителей народов, проживающих в Республике Татарстан;

- создание условий для деятельности в республике профессиональных и народных художественных коллективов, представляющих культуры прожи­вающих в Республике Татарстан народов;

- сохранение интеллектуального, культурного и духовно-нравственного наследия представителей народов, проживающих на территории Татарстана, развитие краеведения и музейного дела, популяризация знаний об истории и   культуре, взаимовлиянии и взаимодействии представителей проживающих в Татарстане народов;

- содействие созданию национально-культурных центров в местах ком­пактного проживания соотечественников за пределами Татарстана;

- поддержка деятельности национально-культурных объединений в реа­лизации их культурных программ со стороны органов государственной власти и местного самоуправления;

- оказание содействия в возвращении национальным и религиозным общинам, реставрации и использовании по прямому назначению объектов ма­териального культурного наследия и иных этнокультурных и этноконфессиональных ценностей;

- создание условий для возрождения, сохранения и развития национальных культур, языков, образования и воспитания;

- обеспечение функционирования государственных языков Республики Татарстан;

- формирование этнического самосознания представителей проживающих в Татарстане народов на основе обеспечения условий для усвоения науч­но выверенной исторической и этнокультурной информации;

- воспитание молодого поколения в духе уважения к культуре, языку, традициям и обычаям проживающих в Татарстане и других народов;

- содействие духовному возрождению населения республики;

- создание необходимых материальных и организационных условий для овладения всеми гражданами родными и государственными языками Респуб­лики Татарстан;

-  постоянное совершенствование системы подготовки преподаватель­ских кадров, ведущих обучение на языках проживающих в республике наро­дов;

-  разработка, подготовка и содействие в распространении учебников, учебных пособий, словарей, художественной и иной литературы, необходимой для изучения языков представителей проживающих в Татарстане народов;

-  совершенствование научно-методических основ изучения языков пред­ставителей народов, проживающих в республике;

- воспитание общереспубликанского патриотизма как неотъемлемой части общероссийской идентичности;

-  создание, поддержка и развитие информационных программ в средст­вах массовой информации, осуществляющих деятельность на языках предста­вителей проживающих в Татарстане народов;

- информационная и научно-методическая поддержка средств массовой информации, осуществляющих информирование населения на татарском язы­ке за пределами Республики Татарстан;

-  создание телевизионных программ на татарском языке для вещания на территориях компактного проживания татар.

4) в области внешних связей и связей с соотечественниками:

-  участие - на уровне органов государственной власти, местного само­управления и неправительственных организаций - в разработке вопросов на­ционального и федеративного развития России;

-  участие (в соответствии с Договором о разграничении предметов веде­ния и полномочий между органами государственной власти Российской Феде­рации и органами государственной власти Республики Татарстан) в разработке и реализации соглашений, а также нормативных правовых актов, отражаю­щих специфику Республики Татарстан в сфере этнического развития и меж­национальных отношений;

-  инициирование подготовки федеральных целевых программ социаль­но-экономического и культурного развития татарского народа;

-  взаимодействие с международными, всероссийскими и региональными национальными объединениями в области реализации программ этнокультурного развития;

- изучение и регулирование процессов миграции, решение проблем бежен­цев и вынужденных переселенцев;

- установление Республикой Татарстан постоянных культурных и эко­номических связей с теми странами дальнего и ближнего зарубежья, субъектами Российской Федерации, в которых имеются значительные группы сооте­чественников.

V. Механизмы реализации государственной национальной политики

Республики Татарстан

 

В условиях Республики Татарстан действенным инструментом осущест­вления государственной национальной политики является программно-целевой подход, позволяющий консолидировать усилия государственных структур и институтов гражданского общества, в той или иной мере занимающихся нацио­нальными вопросами, и создать единый механизм реализации государственной национальной политики.

Этот механизм включает в себя разнообразные виды организационной и распорядительно-исполнительной деятельности, а именно:

-  разработка на основе Концепции Программы реализации государствен­ной национальной политики Республики Татарстан;

- принятие решений по финансовому и материально-техническому обес­печению целевых программ, проектов, планов, детализирующих содержание национальной политики по её функциональным направлениям;

- распределение организационных и исполнительских функций между участниками осуществления государственной национальной политики;

- установление государственного контроля за исполнением законов, под­законных нормативных правовых актов, целевых программ, договоров, согла­шений, иных решений по национальным вопросам;

-  освещение в средствах массовой информации целей, задач и хода вы­полнения намеченных мероприятий, в том числе - отчётов ответственных ис­полнителей о проделанной работе перед органами государственной власти и общественностью республики;

- постоянный мониторинг и анализ межэтнической и межконфессиональ­ной ситуации в республике;

- оказание органами государственной власти и органами местного само­управления поддержки и принятие стимулирующих мер в отношении общест­венных объединений, организаций и граждан, участвующих в осуществлении государственной национальной политики;

- формирование банка данных по различным аспектам этнической спе­цифики общественной и культурной жизни в Республике Татарстан.