• Информируем вас, что с 1 января 2024 года оценки и расписание доступны в новой версии Электронного образования по адресу ms-edu.tatar.ru. В данной версии электронного дневника вы можете продолжать смотреть ранее полученные оценки.
    С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте: info.edu.tatar.ru.

Электронное образование Республики Татарстан

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №76" Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Визитная карточка

Адрес: 423357, Республики Татарстан, Нижнекамский район, г. Нижнекамск, ул.Баки Урманче 26
Телефон: +7(855)-530-68-49
E-Mail: mbdou76@mail.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №76" НМР РТ
Руководитель: Гиндуллина Гульнара Хайрулловна
Год основания учреждения: 1989
У нас учатся: 221
У нас учат: 23

Что и как рассказывать дошкольникам о войне

 

Как рассказывать дошкольнику о войне

      Люди, пережившие войну, мечтали о том, чтобы  их дети и внуки никогда не знали войны.  За 70 лет мира в нашей стране выросло не одно поколение детей, которые знают о войне только по рассказам и воспоминаниям очевидцев, по книгам и фильмам. Однако, с каждым годом носителей памяти о той войне становится все меньше и меньше. Есть большой риск того, что события Великой Отечественной войны будут постепенно стираться из памяти.         Сегодня современные дети гораздо больше знают о не настоящей войне, виртуальной, в которой не настоящие герои сражаются с  не настоящими противниками; в которой за разными видами оружия, боевыми приемами и спецэффектами не видно боли и страданий; в которой боевые сражения романтизированы и представлены как увлекательные приключения.  Это война, которая не вызывает страха и тревоги; это война, которую ребенок хочет повторить и пережить еще раз. В итоге у него формируются искаженные представления и о самой войне, и о ценности победы в ней.    С другой стороны, возникает вопрос, а нужно ли говорить с дошкольниками о реальной войне, в которой настоящие боль, горе, утраты, голод и смерть? Ответ: да. Обязательно нужно рассказывать о прошлых (трудных, но героических) страницах истории нашей страны. Только взрослые должны по-другому поставить вопрос: что и как рассказывать о Великой Отечественной войне дошкольникам?  

      Необходимо осторожно и вдумчиво подойти к отбору содержания. Можно выделить несколько ключевых тем для разговора и совместной деятельности с детьми, как в детском саду, так и в семье.

  • О тяготах войны. Не нужно рассказывать обо всех ужасах войны. Рассказывать нужно столько, сколько ребенок готов понять, избегая лишних подробностей. О смерти следует говорить только в том случае, если дети задают вопросы. Содержанием бесед могут быть  факты о жизни детей во время войны, ее сравнение с жизнью детей в мирное время. Это может быть разговор о том, что было голодно и маленький кусочек хлеба приходилось растягивать на целый день; о том, что дети не ходили в школы и детские сады, потому что они были разрушены; о том, что дети работали на заводах и заменили взрослых, ушедших на фронт; о том, что жить приходилось в землянках и подвалах, в которых было сыро, темно и холодно; о том, что часто дети и их родители жили в разлуке. При этом взрослый должен не просто сообщать факты, но обязательно акцентировать внимание на том, как важно сохранить мир и не допустить повторения войны.
  • О героизме (о героях, городах-героях, боевых наградах). Важно подчеркнуть, что Победа состоялась потому, что героями были все: и люди, и города; и те, кто принимал участие в сражениях, и те, кто работал на Победу в тылу; и те, кто получил боевые награды, и те, кто остался неизвестным героем. Взрослому необходимо показать, что настоящие герои – это защитники, освободители, труженики тыла.  В нашей стране в каждой семье есть свои герои войны, о которых нужно помнить и рассказывать.
  • О символах и атрибутах Победы (парад Победы, знамя Победы, Георгиевская ленточка, салют, военные песни, Вечный огонь). Пространство дошкольника не просто должно быть насыщено образами Победы.  Старшим детям важно рассказывать о значении каждого символа.  Например, цвета Георгиевской ленточки повторяют цвет Георгиевской ленты к ордену «Святого Георгия», к ордену «Славы» и к медали «За Победу над Германией». Цвета ленты – желто-оранжевый и черный означают огонь и дым. Это символ личной доблести солдата на поле битвы.

Содержательной основой методических разработок могут быть книги и мультфильмы о войне для детей дошкольного возраста.      Например, книга Д. Пентегова «Паровоз «Овечка» из серии «Настя и Никита». Герой этой сказки — небольшой паровоз из серии «Ов», который железнодорожники ласково называли «Овечка». Когда-то он ездил от Москвы до самого Тихого океана. Потом его сменили мощные паровозы других серий, но «Овечек» все уважали за то, что они прочные и надёжные. А в годы Великой Отечественной войны началась новая жизнь этого паровоза: он стал зенитным бронепоездом и отгонял от наших эшелонов вражеские самолёты, вписав свою страницу в историю Великой Победы. Кстати, в нашем городе можно увидеть такой паровоз на постаменте около железнодорожного вокзала. Вместе с детьми можно посмотреть и обсудить мультфильмы, в которых через понятные дошкольнику образы повествуется о событиях Великой Отечественной войны. Список мультфильмов о войне не очень большой («Салют», «Воспоминание», «Легенда о старом маяке», «Василек», «Солдатская лампа», «Солдатская сказка», «Приключения красных галстуков»). Ценность мультфильмов в том, что главным их содержанием являются переживания (а не спецэффекы) героев и при обсуждении именно это должно стать основой для разговора взрослого и ребенка после просмотра.

КАК РАССКАЗЫВАТЬ?   Задача взрослого (и педагога, и родителя) заключается не столько в передаче дошкольникам фактов о войне, сколько в создании атмосферы праздника 9 Мая, в которой смешаны разные чувства (и радость от того, что нет войны, и гордость за свою страну, и благодарность ветеранам, подарившим  мир).  Построение образовательного процесса на основе событийного подхода позволяет избежать формализма. Образовательное событие противопоставляется формальному проведению мероприятий, не отмеченных для его участников какими-либо смыслами. Наоборот, образовательное событие — это ситуация осмысленной деятельности детей; это яркое впечатление, о котором дети хотят рассказывать и вновь возвращаться к нему в своих воспоминаниях. Событие для ребенка – это ситуация личного переживания, которое по силе воздействия может быть сильнее, чем услышанная от взрослого информация.В рамках образовательного события информация предлагается в виде сообщений–размышлений; создается внутреннее напряжение, определенный эмоциональный накал, которые помогают детям делать собственные выводы и открытия; создаются условия для инициации детьми собственной активности, позволяя ребенку быть участником события, а не его зрителем или исполнителем.

 

 

Примерное планирование образовательных событий на неделю для детей старшего дошкольного возраста

Название

Образовательное событие

Примерное содержание совместной деятельности взрослого и детей

«Спасибо за Победу»

Праздник

Совместно с детьми обсудить с детьми, как можно организовать праздник для ветеранов, прослушать и выбрать военные песни для праздника, выбрать стихи, украсить группу к празднику, приготовить пригласительные и сувениры, подготовить слова благодарности ветеранам за Победу.

«Будущие защитники Отечества»

Зарница

Предложить детям разделиться на две команды, каждой команде придумать название, выбрать командира, придумать и приготовить отличительный признак команды, провести тренировки, подготовить задания для соперников.

«Когда была война…»

Кинотеатр

Совместно с детьми посмотреть мультфильмы о войне, обсудить их, составить программу просмотра для других детей детского сада, нарисовать афиши, приготовить и раздать пригласительные билеты, подготовить кинозал, провести интервью после просмотра.

Материалы для методических разработок можно взять здесь 

 

Колчева Н.И., методист отдела дошкольного

и начального общего образования ХакИРОиПК

 

 

НАВИГАЦИЯ ПО СПЕЦРАЗДЕЛУ: