Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №76" Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
Визитная карточка
Адрес: | 423357, Республики Татарстан, Нижнекамский район, г. Нижнекамск, ул.Баки Урманче 26 |
Телефон: | +7(855)-530-68-49 |
E-Mail: | mbdou76@mail.ru |
Министерство: | Министерство образования и науки Республики Татарстан |
Короткое название: | МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №76" НМР РТ |
Руководитель: | Гиндуллина Гульнара Хайрулловна |
Год основания учреждения: | 1989 |
У нас учатся: | 181 |
У нас учат: | 20 |
Что и как рассказывать дошкольникам о войне
Как рассказывать дошкольнику о войне
Люди, пережившие войну, мечтали о том, чтобы их дети и внуки никогда не знали войны. За 70 лет мира в нашей стране выросло не одно поколение детей, которые знают о войне только по рассказам и воспоминаниям очевидцев, по книгам и фильмам. Однако, с каждым годом носителей памяти о той войне становится все меньше и меньше. Есть большой риск того, что события Великой Отечественной войны будут постепенно стираться из памяти. Сегодня современные дети гораздо больше знают о не настоящей войне, виртуальной, в которой не настоящие герои сражаются с не настоящими противниками; в которой за разными видами оружия, боевыми приемами и спецэффектами не видно боли и страданий; в которой боевые сражения романтизированы и представлены как увлекательные приключения. Это война, которая не вызывает страха и тревоги; это война, которую ребенок хочет повторить и пережить еще раз. В итоге у него формируются искаженные представления и о самой войне, и о ценности победы в ней. С другой стороны, возникает вопрос, а нужно ли говорить с дошкольниками о реальной войне, в которой настоящие боль, горе, утраты, голод и смерть? Ответ: да. Обязательно нужно рассказывать о прошлых (трудных, но героических) страницах истории нашей страны. Только взрослые должны по-другому поставить вопрос: что и как рассказывать о Великой Отечественной войне дошкольникам?
Необходимо осторожно и вдумчиво подойти к отбору содержания. Можно выделить несколько ключевых тем для разговора и совместной деятельности с детьми, как в детском саду, так и в семье.
- О тяготах войны. Не нужно рассказывать обо всех ужасах войны. Рассказывать нужно столько, сколько ребенок готов понять, избегая лишних подробностей. О смерти следует говорить только в том случае, если дети задают вопросы. Содержанием бесед могут быть факты о жизни детей во время войны, ее сравнение с жизнью детей в мирное время. Это может быть разговор о том, что было голодно и маленький кусочек хлеба приходилось растягивать на целый день; о том, что дети не ходили в школы и детские сады, потому что они были разрушены; о том, что дети работали на заводах и заменили взрослых, ушедших на фронт; о том, что жить приходилось в землянках и подвалах, в которых было сыро, темно и холодно; о том, что часто дети и их родители жили в разлуке. При этом взрослый должен не просто сообщать факты, но обязательно акцентировать внимание на том, как важно сохранить мир и не допустить повторения войны.
- О героизме (о героях, городах-героях, боевых наградах). Важно подчеркнуть, что Победа состоялась потому, что героями были все: и люди, и города; и те, кто принимал участие в сражениях, и те, кто работал на Победу в тылу; и те, кто получил боевые награды, и те, кто остался неизвестным героем. Взрослому необходимо показать, что настоящие герои – это защитники, освободители, труженики тыла. В нашей стране в каждой семье есть свои герои войны, о которых нужно помнить и рассказывать.
- О символах и атрибутах Победы (парад Победы, знамя Победы, Георгиевская ленточка, салют, военные песни, Вечный огонь). Пространство дошкольника не просто должно быть насыщено образами Победы. Старшим детям важно рассказывать о значении каждого символа. Например, цвета Георгиевской ленточки повторяют цвет Георгиевской ленты к ордену «Святого Георгия», к ордену «Славы» и к медали «За Победу над Германией». Цвета ленты – желто-оранжевый и черный означают огонь и дым. Это символ личной доблести солдата на поле битвы.
Содержательной основой методических разработок могут быть книги и мультфильмы о войне для детей дошкольного возраста. Например, книга Д. Пентегова «Паровоз «Овечка» из серии «Настя и Никита». Герой этой сказки — небольшой паровоз из серии «Ов», который железнодорожники ласково называли «Овечка». Когда-то он ездил от Москвы до самого Тихого океана. Потом его сменили мощные паровозы других серий, но «Овечек» все уважали за то, что они прочные и надёжные. А в годы Великой Отечественной войны началась новая жизнь этого паровоза: он стал зенитным бронепоездом и отгонял от наших эшелонов вражеские самолёты, вписав свою страницу в историю Великой Победы. Кстати, в нашем городе можно увидеть такой паровоз на постаменте около железнодорожного вокзала. Вместе с детьми можно посмотреть и обсудить мультфильмы, в которых через понятные дошкольнику образы повествуется о событиях Великой Отечественной войны. Список мультфильмов о войне не очень большой («Салют», «Воспоминание», «Легенда о старом маяке», «Василек», «Солдатская лампа», «Солдатская сказка», «Приключения красных галстуков»). Ценность мультфильмов в том, что главным их содержанием являются переживания (а не спецэффекы) героев и при обсуждении именно это должно стать основой для разговора взрослого и ребенка после просмотра.
КАК РАССКАЗЫВАТЬ? Задача взрослого (и педагога, и родителя) заключается не столько в передаче дошкольникам фактов о войне, сколько в создании атмосферы праздника 9 Мая, в которой смешаны разные чувства (и радость от того, что нет войны, и гордость за свою страну, и благодарность ветеранам, подарившим мир). Построение образовательного процесса на основе событийного подхода позволяет избежать формализма. Образовательное событие противопоставляется формальному проведению мероприятий, не отмеченных для его участников какими-либо смыслами. Наоборот, образовательное событие — это ситуация осмысленной деятельности детей; это яркое впечатление, о котором дети хотят рассказывать и вновь возвращаться к нему в своих воспоминаниях. Событие для ребенка – это ситуация личного переживания, которое по силе воздействия может быть сильнее, чем услышанная от взрослого информация.В рамках образовательного события информация предлагается в виде сообщений–размышлений; создается внутреннее напряжение, определенный эмоциональный накал, которые помогают детям делать собственные выводы и открытия; создаются условия для инициации детьми собственной активности, позволяя ребенку быть участником события, а не его зрителем или исполнителем.
Примерное планирование образовательных событий на неделю для детей старшего дошкольного возраста
Название |
Образовательное событие |
Примерное содержание совместной деятельности взрослого и детей |
«Спасибо за Победу» |
Праздник |
Совместно с детьми обсудить с детьми, как можно организовать праздник для ветеранов, прослушать и выбрать военные песни для праздника, выбрать стихи, украсить группу к празднику, приготовить пригласительные и сувениры, подготовить слова благодарности ветеранам за Победу. |
«Будущие защитники Отечества» |
Зарница |
Предложить детям разделиться на две команды, каждой команде придумать название, выбрать командира, придумать и приготовить отличительный признак команды, провести тренировки, подготовить задания для соперников. |
«Когда была война…» |
Кинотеатр |
Совместно с детьми посмотреть мультфильмы о войне, обсудить их, составить программу просмотра для других детей детского сада, нарисовать афиши, приготовить и раздать пригласительные билеты, подготовить кинозал, провести интервью после просмотра. |
Материалы для методических разработок можно взять здесь
Колчева Н.И., методист отдела дошкольного
и начального общего образования ХакИРОиПК
НАВИГАЦИЯ ПО СПЕЦРАЗДЕЛУ:
- Правила для родителей.
- Часто задаваемые вопросы.
- Перечень детей, имеющих льготы при устройстве в детский сад.
- ШӘҺӘРНЕҢ УРНАШУ УРЫНЫ
- Аннотация к книгам о Нижнекамске
- НОМЕРА ТЕЛЕФОНОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
- Постановление «Об утверждении размера родительской платы за содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан на 2016 год »
- Перечень документов на получение части родительской платы
- Развиваем память и воображение дошкольника
- Учим дни недели
- Детские песенки
- Гражданская оборона и чрезвычайные ситуации
- Әти-әниләр, сезнең өчен!
- Что и как рассказывать дошкольникам о войне
- Памятка по соблюдению пожарной безопасности
- Памятка для родителей по противопожарной безопаснсти!
- Психолого-педагогическое сопровождение
- Презентация к общеобразовательной программе