• Информируем вас, что с 1 января 2024 года оценки и расписание доступны в новой версии Электронного образования по адресу ms-edu.tatar.ru. В данной версии электронного дневника вы можете продолжать смотреть ранее полученные оценки.
    С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте: info.edu.tatar.ru.

Электронное образование Республики Татарстан

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Набережные Челны «Средняя общеобразовательная школа №35 с углубленным изучением отдельных предметов» / Яр Чаллы шәhәренең “Аерым предметлар тирәнтен өйрәнелә торган 35нче урта гомуми белем бирү мәктәбе” муниципаль автономияле гомуми белем бирү учреждениесе

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Визитная карточка

Адрес: 423812, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, Новый город, б-р 60-летия Октября, д. 10 (7/14)
Телефон: +7(8552) 58-51-81 (приёмная); 8-927-462-35-70 (бассейн)
E-Mail: sch35_chelny@mail.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МАОУ "СОШ №35 с УИОП"
Руководитель: Альменеев Александр Геннадьевич
Год основания учреждения: 1980
У нас учатся: 1747 учеников
У нас учат: 101 учитель

Новости / Хәбәрләр

Мероприятие "78 годовщина снятия блокады города Ленинград"

Опубликовано: 28.01.2022

Учащиеся 5 «К»;7 «Г 20 января  посетили мероприятие в  детской библиотеке филиал №11. Сотрудники библиотеки провели устный журнал «Листая блокадную книгу».

Мероприятие было посвящено 78 годовщине снятие блокады города Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. Ребятам рассказали о тяготах и лишениях, выпавших на долю ленинградцев в годы войны. . Ребята узнали, из чего готовили хлеб во время блокады города. и какова была суточная норма на человека. Они посмотрели отрывок из документального фильма «Дети Блокадного Ленинграда».

 

Список книг  предназначен для учащихся и всех, кто интересуется историей нашей Родины

78 лет назад, 27 января 1944года, закончилась блокада города Ленинграда.

 

Прошло уже  76 лет, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо её до сих пор не затихает в людских душах. Да, у времени своя память. Мы не имеем права забывать ужасы этой войны, чтобы она не повторилась вновь, забывать тех людей, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили.

22 июня 1941 года гитлеровские войска атаковали границы Советского Союза. Фашистское командование рассчитывало за несколько недель в ходе молниеносной войны захватить половину нашей страны. На дальних подступах к Ленинграду бои развернулись в первых числах июля 1941 года.

В сентябре 1941 года немецкие дивизии подошли вплотную к Ленинграду и окружили город. Из окружённого города нельзя было выехать ни на поезде, ни на машине.

Гитлеровское командование приступило к осуществлению своего кровавого замысла – уничтожению города Ленина и его населения. Начались ежедневные артиллерийские обстрелы и бомбёжки. Днём фашисты обстреливали Ленинград из дальнобойных орудий, ночью сбрасывали с самолётов зажигательные и фугасные бомбы. Рушились жилые здания, школы, детские дома, больницы. На домах появились предупреждающие надписи: «Граждане! Во время обстрела эта сторона улицы наиболее опасна!».

Вместе со взрослыми на чердаках и крышах при налётах вражеской авиации дежурили и дети. Они тушили зажигательные бомбы, возникшие пожары. Их называли часовыми ленинградских крыш.

В середине сентября 1941 года фашисты непрерывно бомбили город с воздуха. Прошло три месяца с начала войны, а в городе закончились продукты. Была введена карточная система. Детям выдавали 125 граммов хлеба в день, рабочим – 250 граммов хлеба. Люди научились готовить себе еду из того, что было под рукой. Хлеб, который получали по карточкам, был не хлебом, а липким черным месивом, сделанным из мучных отходов, мокрым и расплывающимся в руках. Каждый растягивал свой кусок насколько мог.

Многие люди от недоедания падали и умирали прямо на улицах. Весной 1942 года при таянии снега на улицах и площадях нашли около 13 тысяч трупов.

В городе не было топлива и электричества. Люди, истощённые голодом, измученные непрерывными бомбёжками, жили в холодных домах. Чтобы согреться, они жгли мебель. Замёрзли водопровод и канализация. За водой ходили на набережную Невы, делали проруби и набирали воду под обстрелами.

Все эти нечеловеческие тяготы и лишения наравне со взрослыми переносили дети и подростки. Самый великий подвиг школьников Ленинграда состоял в том, что они учились. Учились несмотря ни на что. Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, тёплой одежды. Опасен и тяжёл был путь в школу, ведь на улицах часто рвались снаряды, и идти приходилось через снежные заносы. В школах стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках и рукавицах. Руки мёрзли, а мел выскакивал из пальцев. Ученики шатались от голода.

Город не просто выживал – он давал фронту танки и самолёты. За 900 героических дней – более 2000 танков, 1500 самолетов, 10 миллионов снарядов и мин.

На заводах и фабриках работали женщины, старики и инвалиды, потому что все мужчины ушли на фронт. Но рабочих рук не хватало. Тогда на помощь пришли мальчишки. Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков.

С невероятными трудностями доставляли в Ленинград продукты и топливо. Продукты перевозили через Ладожское озеро. В периоды навигации – по воде, зимой – по льду. На льду проложили автомобильную дорогу. Из города по ней вывозили детей, раненых, изготовленные снаряды, мины, пулемёты, а в город везли хлеб. Эту дорогу назвали Дорогой жизни. Фашисты знали про эту дорогу, постоянно бомбили её с воздуха. А бывало, лёд не выдерживал, машины проваливались и тонули.

В январе 1944 года войска Волховского и Ленинградского фронта соединились — блокада города была полностью снята. В честь этого события над Невой прогремело 24 залпа торжественного салюта.

Ленинградцы показали себя истинными патриотами. Они несли огромные жертвы, но ни минуты не сомневались в победе. В суровые дни блокады умерло от голода более 600 тыс. человек. А выжившие были представлены к уникальной награде – медали «За оборону Ленинграда».

Адамович А. М. Блокадная книга / Адамович А. М., Гранин Д. А. – М. : Советский писатель, 1983. - 431 с. : ил.

Два известных писателя и общественных деятеля в течение нескольких лет собирали материалы:работали в архивах, встречались с жителями Ленинграда, пережившими блокаду, записывали их воспоминания, опросили более тысячи человек.

Алексеев С. П. Подвиг Ленинграда, 1941-1944 / С. П. Алексеев ;худож. А. Лурье. – М. : Дет. лит., 2005. - 83 с. : ил.

Рассказ о том, как жители Ленинграда, в основном дети и подростки, дежурили по городу: тушили «зажигалки», подбирали умирающих людей на улицах, как подростки помогали разгружать машины, когда в город завозили хлеб.

Алексеев С. П. Рассказы об обороне Ленинграда / С. П. Алексеев ; худож. Н. И. Андреев. – М. : Дрофа, 2003. - 80 с. : ил.

Как простые жители Ленинграда записывались и работали в народном ополчении: строили оборонительные сооружения: окопы, противотанковые ежи, как люди работали на высоте, чтобы закрыть стратегические здания.

Аль Д. Н. Дорога на Стрельну / Д. Н. Аль. - Ленинград : Дет. лит., 1991. - 240 с. : ил.

Автор книги был студентом Ленинградского университета, когда началась Великая Отечественная война. В первый месяц войны он записался в народное ополчение, был тяжело ранен, тем не менее, вернулся в строй, войну закончил в Польше. После войны он тщательно изучал военные архивы, написал научно-исследовательскую работу о блокаде Ленинграда. Также Даниил Аль написал документальные повести о войне. Данный сборник рассказов – о ровесниках-студентах, которые защищали вместе с автором Ленинград во время блокады: перевозили людей и продукты по Дороге жизни, поднимались на крыши домов и тушили зажигательные бомбы. Многие из них погибли, другие, как и автор книги, прошли всю войну, победу встретили в

Байков В. А. Память блокадного подростка / В. А. Байков. - Ленинград :Лениздат, 1989. - 132 с.

Воспоминания шестнадцатилетнего подростка о том, как началась война, о первом, самом тяжёлом годе блокады Ленинграда.

Воскобойников В. М. Девятьсот дней мужества / В. М. Воскобойников ; худож. Д. Боровский. – М. : Малыш, 1984. - 32  с. : цв. ил.

Автору было три года, кода началась война. Отец воевал на Ленинградском фронте. Вместе с мамой и бабушкой будущий автор книги прожил два года в блокадном Ленинграде. Им повезло – их вывезли на большую землю. На всю жизнь он запомнил рассказы своих близких о голоде, бомбёжках и артобстрелах, о мужестве и стойкости ленинградцев.

Дети города-героя / сост. А. Л. Мойжес. - Ленинград : Лениздат, 1974. - 423 с.

Авторы сборника – писатели и журналисты – ленинградские дети, пережившие блокаду, которые написали свои личные воспоминания, передали рассказы тех, кто трудился у станка, спасал товарищей, помогал расчищать город от мусора и завалов, сражался в партизанских отрядах.

Крестинский А. А. Мальчики из блокады / А. А. Крестинский ;худож. Н. Кошельников. - Ленинград : Дет. лит., 1983. - 143 с. : ил.

Известный ленинградский писатель и журналист рассказывает о себе, своих друзьях, о том, как они пережили блокаду Ленинграда: учились, смеялись, дружили, хоронили друзей.

Маграчев Л. Е. Репортаж из блокады / Л. Е. Маграчев. - Ленинград : Лениздат, 1989. - 272 с. : ил.

Воспоминания известного радиожурналиста, который в дни блокады Ленинграда передал в эфир более семисот репортажей. Архив радиожурналиста послужил основой для рассказа о людях блокадного города, о героических подвигах ленинградцев.

Миксон И. Л. Жила, была: ист. повествование / Миксон И. Л. - Ленинград : Дет. лит., 1991. - 240 с. : ил.

Документальная повесть о трагической судьбе 11-летней Тани Савичевой и её семьи, погибшей во время блокады. На Нюрнбергском процессе, когда судили нацистских преступников, дневник Тани Савичевой фигурировал как страшное свидетельство преступлений фашистов.

Островский В. П. 27 января 1944. – М. : Молодая гвардия, 1984. - 143 с.

Исторический очерк о полном снятии блокады Ленинграда.

Поволяев В. Д. До последнего мига / В. Д. Поволяев. – М. : Вече, 2010. - 287 с.

Повести и рассказы известного российского историка об офицерах и солдатах –  участниках обороны Ленинграда.

Пожедаева Л. В. Война, блокада, я и другие... / Л. В. Пожедаева. – СПб. : КАРО, 2015. - 416 с.

Воспоминания ленинградской журналистки о суровом блокадном детстве и страшных бомбёжках, о том, как пережили блокаду ее ровесники.

Помозов Ю. Ф. Блокадная юность / Ю. Ф. Помозов ; худож. Л. Сергеева. - Переизд. - Ленинград :Дет. лит., 1989. - 143 с.

Повесть о детях и подростках, работавших на заводах во время блокады.

Сапаров А. В. Дорога жизни / А. В. Сапаров. – М. : Советская Россия, 1967. - 341 с. : ил.

Автор – советский писатель, журналист, непосредственный участник и первый летописец героических рейсов по ледовой трассе – о легендарной Дороге жизни, связавшей осаждённый Ленинград с большой землёй.

Сухачев М. П. Дети блокады / Сухачев М. П. – М. : Дет. лит., 1989. - 176 с. : ил.

Воспоминания военного историка, который в двенадцать лет записался в народное ополчение защитников Ленинграда. Как и многие подростки в те военные годы, он хотел сделать хоть что-то полезное для страны: устроиться на завод, делать снаряды – его не взяли. Будучи дружинником, он помогал тушить зажигательные бомбы на чердаках, помогал откапывать людей в разрушенных домах.

Тихонов Н. С. Ленинградские рассказы / Н. С. Тихонов ; худож. И. Латинский. - Ленинград : Дет. лит., 1977. - 191 с. : ил.

Известный советский поэт и общественный деятель рассказывает о жизни подростков во время блокады.

  



К списку новостей