Электронное образование Республики Татарстан

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Набережные Челны «Детский сад комбинированного вида №103 «Тургай»

Визитная карточка

Адрес: Республика Татарстан, 423827, город Набережные Челны, пр-т Московский, д.177 (27/18)
Телефон: +7(855)-254-74-71
E-Mail: edu.tatar.ru; sad103.turgai@yandex.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №103 «Тургай»
Руководитель: Губайдуллина Альбина Адыхановна
Год основания учреждения: 2011
У нас учатся: 261 воспитанник
У нас учат: 26 педагогов

«Развитие речи»

«Развитие речи»

Звуковая культура

         Звуковая культура речи (ее произносительная сторона) является одним из разделов общей культуры речи, которая характеризуется степенью соответствия речи говорящего нормам литературного языка.

         Звуковая культура речи сочетает в себе: развитие речевого дыхания, голоса, подвижности органов артикуляционного аппарата, постановку и уточнение произношения звуков, выработку нормального темпа, ритма речи, развитие выразительности речи, фонематического слуха, воспитание навыков звукового анализа и синтеза.

         Навыки четкого произношения звуков, правильного употребления их в речи, умение выделять звуки в словах вырабатываются не сразу.

В средней группе:

1. Проводятся артикуляционные упражнения для правильного произношения звуков, отрабатываются его движения во время артикуляционной гимнастики и в работе над звуками: т,д, н, к, г, х, ы.

2. Вызывается и закрепляется или корректируется произношение свистящих звуков: с, с,, з, з,, ц.

3. Развивается фонематический слух, речевое дыхание, сила и высота голоса.

4. Вырабатывается четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.

В старшей группе:

1. Формируется четкость движения органов артикуляционного аппарата в процессе артикуляционной гимнастики над звуками: й, ш, ж, ч, щ, л, л', р, р'.

2. Корректируется произношение йотированных гласных: я, е, ё, ю; шипящих звуков: ш, ж, ч, щ и сонорных: л, л', р, р'.

3. Продолжается работа над развитием фонематического слуха, речевого дыхания, силы и высоты голоса.

4. Продолжается работа над четким произношением слов с выделением голосом отдельных звуков, над спокойным темпом и размеренным ритмом речи.

В подготовительной группе:

1. Продолжается работа над четким, ясным произношением всех звуков в различных сочетаниях.

2. Развиваются навыки звукового анализа слов, умение дифференцировать сходные по звучанию или артикуляции звуки (см. Презентацию).

Первая младшая группа возраст (от 2 до 3 лет)

Звуковая культура речи

Упражнять детей в отчетливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных),

в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз (из 2-4 слов),

Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, вечевого дыхания, слухового внимания.

Формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса («Киска, брысь!», «Кто пришел?», «Кто стучит?»).

          Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)

          Звуковая культура речи

Совершенствовать умение детей внятно произносить в словах гласные (а, у, и, о, э) и некоторые согласные звуки (пб т — д — к г; ф — в;т с з — ц).

Развивать моторику речедвигательного аппарата,

слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание,

уточнять и закреплять артикуляцию звуков.

Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразитель­ность. Формировать умение отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.

 

          Средний возраст (от 4 до 5 лет)

          Звуковая культура речи

Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р, л) зву­ков. Развивать артикуляционный аппарат.

Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произ­несение слов и словосочетаний.

Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук.

Совершенствовать интонационную выразительность речи.

 

Старший возраст (от 5 до 6 лет)

Звуковая культура речи

Закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков. Учить разли­чать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с— з, с — ц, ш — ж, ч — ц, с — ш, ж — з, л р.

Продолжать развивать фонематический слух. Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).

Отрабатывать интонационную выразительность речи.

 

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)

 

Звуковая культура речи

Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Отрабатывать дикцию: развивать умение внятно и отчет­ливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.

Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, опреде­лять место звука в слове.

Отрабатывать интонационную выразительность речи.