• Информируем вас, что с 1 января 2024 года оценки и расписание доступны в новой версии Электронного образования по адресу ms-edu.tatar.ru. В данной версии электронного дневника вы можете продолжать смотреть ранее полученные оценки.
    С более подробной информацией можно ознакомится на сайте: info.edu.tatar.ru.

Электронное образование Республики Татарстан

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ошторма - Юмьинская средняя школа " Кукморского муниципального района Республики Татарстан

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Визитная карточка

Адрес: 422102 Республика Татарстан Кукморский муниципальный район c. Ошторма Юмья, ул. Школьная 42а
Телефон: +7(843)-643-29-11
E-Mail: Sostorma.Kuk@tatar.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МБОУ "Ошторма - Юмьинская средняя школа"
Руководитель: Семенов Виталий Геннадьевич
Год основания учреждения: 1845
У нас учатся: 113 обучающихся/ 14 воспитанников
У нас учат: 22 педагога / 2 воспитателя

Школьный музей/мәктәп музее

Ссылка на школьный музей

Об истории создания школьного краеведческого музея

     На базе МБОУ «Ошторма  - Юмьинская средняя школа" Кукморского района РТ с 1986 года действует краеведческий музей. Он посвящен истории и культуре кукморских удмуртов. Все экспонаты музея собраны учителями и учащимися школы, большую помощь оказывают выпускники и население. Зачинателем музея является ветеран - учитель Рамазанов Василий Николаевич (с 1950 года рождения, образование высшее, первой квалификационной категории). руководителем музея является учитель истории и обществознания, Галимьянова Людмила Васильевна.  Музей занимает одну классную комнату площадью  48 кв.м.

    Имеются следующие разделы:

1.      Из истории родного края. На двух больших стендах вкратце написана родного края с древнейших времен до наших дней. Уникальной является карта Мамадышского уезда Казанской губернии 1910 года. Имеются материалы  по истории 7 деревень Оштормаюмьинского сельского поселения.

2.       Предметы домашней утвари. Здесь представлены посуда из дерева и глины, самовары, маслобойка, ритуальный большой ковш, фонари и т.д.

3.      Из истории школы. Имеются  стенд с фотографиями по истории школы, альбомы о выпускниках с 1938 года, счеты, записи воспоминаний учителей-ветеранов и т.д.

4.      В этнографическом отделе можно увидеть национальные женские платья, вышитые полотенца, альбомы и разработки.

5.      Археологический отдел. Уникальным экспонатом является бивень мамонта, найденный в 1970 году около д.Верхний Кумор.

6.      В отделе старинных книг можно увидеть книги по истории, сельскому хозяйству, военному делу конца 19- начала 20 веков.

7.      В отделе, посвященном орудиям труда, представлены ткацкий станок, льномялка, прялка и т.д.

8.      Нумизматика. Здесь размещены деньги нашей и зарубежных стран с 18 века.

9.      Наш край в годы войны. На двух больших стендах имеются фотографии ветеранов войны, их воспоминания, альбомы, ордена и медали, газеты военных лет, Книги памяти и т.д.

10.  Республика Удмуртия. Имеются карта, фотографии, книги,  буклеты и т.д.

    Работой музея руководит совет из 5 человек во главе с учителем истории Рамазановым В.Н. В школьном музее проходят некоторые уроки истории, классные часы, уроки мужества, встречи с ветеранами. Организуются обзорные и тематические экскурсии для населения, учащихся своей и соседних школ, выпускников и гостей.

В краеведческой работе используются следующие основные формы:

- историко-краеведческие олимпиады и викторины - это соревнование учащихся в знаниях по истории села, края. Цель: заинтересовать учащихся знаниями о своем крае, стимулировать чтение краеведческой литературы, местной печати.

- историко-краеведческий вечер помогает учащимся разнообразными средствами искусства(художественным чтением, музыкой, инсценировкой) эмоционально воспринять значение и содержание исторического события, факта, явления.

- экскурсия-изучение местных объектов в их естественной обстановке.

    Туристско-краеведческую деятельность можно отнести к традиционным методам воспитания, обучения и оздоровления школьников. Школьный туризм и краеведение имеют комплексный, интегрированный характер воздействия на личность и коллектив. Это выражается в повышении духовного и физического потенциала, уровня знаний и умений, удовлетворение потребностей в самовыражении, творчестве, общении с людьми и природой.

 То место, где человек родился, где жили его предки, принято называть малой Родиной. Малая Родина неповторима, в ней все связано с первыми жизненными шагами, с первыми открытиями, радостями и первыми трудностями. В ней всё родное и очень близкое. Дорогие сердцу черты малой родины человек хранит в памяти всегда. Здесь есть священные места, напоминающие о предках. Конечно, современная деревня очень сильно отличается от того, какой она была много лет назад. Но в ней продолжают жить истоки, которые укрепляют преемственность поколений, помогают нам, ныне живущим, глубоко почувствовать свою укоренённость на земле предков.

Целью  экскурсий может быть :

 -  разработка туристического маршрута и знакомство с историей возникновения названий заброшенных и ныне существующих деревень.

 Задачи исследования:

1.        Приобрести и развивать навыки краеведческо-исследовательской работы

2.        Изучить историю возникновения названий, встречающихся на пути исследования

3.        Получить знания о природных ландшафтах родного края

4.        Овладеть основными туристическими навыками

5.        Прививать любовь и бережное отношение к природе родного края, пропагандировать здоровый образ жизни

6.    Получить знания о видных земляках

Объект экскурсии: история родного края.

По составу участников: учащиеся 9-11 классов.

По способу организации: пешеходная.

По содержанию: тематическая (историко-этнографическая).

Используемые виды работ:

  - работа с теоретическим материалом (архивные данные, материалы школьного музея)

    - опрос местного населения, фотосъёмки 

 Обычно совершаются экскурсии по следующим маршрутам: с.Ошторма_Юмья - д.Новый Кумор; с.Ошторма Юмья-д.Верхняя Юмья;  с.Ошторма Юмья - речка Очырма, с.Ошторма Юмья- Нырья.

 Так, проведя экскурсию по с. Ошторма Юмья, мы обычно останавливаемся у дома Михеевых. Вот фрагмент рассказа:

     Гордостью нашего села Ошторма – Юмья является Михеев Иван Степанович – видный удмуртский педагог – просветитель, ученый, писатель, автор учебников, учебных пособий и методических работ. Родился он в 1876 году в крестьянской семье. После окончания школы продолжил учебу в Казанской учительской семинарии. Один год работал в Карлыганской центральной школе удмуртов, затем его пригласили преподавателем в Казанскую семинарию. В Казани у него была своя типография, после революции работал в Казанском университете. Вел научную работу. По его учебникам по русскому языку, арифметике занимались не только в удмуртских школах, но и в национальных школах Поволжья, Средней Азии, Казахстана. Своими трудами он был известен и за пределами России – в Турции, Китае, Японии и т.д.

     Михеев И. С.- автор не только научных трудов, учебников, но и многих художественных произведений. Им написаны пьесы «Эн лушка» («Не кради»), «Удмурт дышетись» («Удмуртский учитель»), «Удмурт доктор» («Удмуртский доктор»), «Пелляськись» («Знахарь»), «Визьтэм Онтон» («Глупый Онтон») и другие произведения. По этим пьесам в деревнях ставились спектакли.

     В 1930 – 1936 годы его направили на работу в Среднюю Азию, был преподавателем в вузах Ходжента, Самарканда. В 1936 году его приглашают в Марийский государственный пединститут. В 1937  году был репрессирован и расстрелян. В 1956 году его реабилитировали.

 Заместитель министра образования Удмуртской Республики Суворова З.В.защитила кандидатскую диссертацию на тему «Педагогические идеи И. С. Михеева» и выпустила книгу. В настоящее время в с. Ошторма  Юмья живут  родственники по линии его брата Егора.

   Уникальным архитектурным, историческим памятником в с.Ошторма Юмья   является православная церковь. Ниже приводим небольшой отрывок рассказа экскурсовода.

     Историю села Ошторма Юмья невозможно изучать без истории строительства и существования храма. Из материалов, взятых из историко-статистического описания церквей и приходов Казанской епархии 1904 года следует, что церковь в селе Ошторма Юмья для православных верующих была открыта 21 июля 1843 года с благословения Архиепископа Казанского Владимира 1-го (Ужинского).Главным образом церковь строилась на средства прихожан. Но этих средств было недостаточно для окончания постройки, ввиду чего Казанским духовным управлением (епархией) было выделено 2244 рубля 13 копеек. Мамадышским уездом судом была передана на постройку церкви большая сумма штрафных денег, взысканных с населения за тайное варение «кумышки» (самогона) и несколько сот  рублей  частных пожертвований от казанских состоятельных горожан

   Строили церковь русские мастера. Храм построен в форме шестиконечного креста, с 15 большими окнами, имеющими железные решетки.

    В одной связи с храмом находилась двухъярусная колокольня, завышающая небольшим шпилем. Звон колоколов был весьма бедным из-за малого количества колоколов, всего их было 5, из них 2 разбитые. Кресты, как на колокольне, так и на самом храме были  деревянные, обитые белой жестью.         Ошторма- Юмьинский храм занимал очень красивое место на большой площади, находящейся в середине села. В летнее время он совершенно утопал в зелени  берез, рассаженных в церковной ограде.

    Дома крестьян были отодвинуты на 50 метров в целях противопожарной безопасности. По воспоминаниям старожилов, на площади вокруг церкви устраивались базары, было специальное  место для привязи лошадей.  В 1880 году был произведен капитальный ремонт церкви: крыша  была покрыта железом, внутри отштукатурена и выкрашена, переделан пол, обновлены рамы и печи. В 1897 году алтарь и главный храм были украшены стенной живописью. Внутренность храма представляла  собой продолговатый четырехугольник, отделяясь от алтаря одноярусным иконостасом. В алтаре святой престол был  сделан из дубового дерева. Из документов следует, что в разное время Юмьинский храм посетили такие викарные епископы как Викторин, Павел, Сергий и в 1899 году Антоний.

    Большую часть Юмьинского прихода составляли православные удмурты.  Обращение язычников в христианство  шло сравнительно медленно.Успехам проповеди сильно препятствовали близость татарских селений и  отсутствие грамотности среди вотского населения.

    Из материалов следует, что первым священником  храма был Иоанн Меньшиков, благодаря которому впоследствии  в селе была открыта первая церковно-приходская школа. Надо признать, что церковь в те времена сыграла большую роль не только в духовной жизни, но и в области просвещения населения здешних мест. Непосредственно с открытием церкви в Ош-Юмье связано начало грамотности  жителей окрестных сел(прихода).Так в 1845 году была открыта первая церковно-приходская школа благодаря стараниям  священника Иоанна Меньшикова, который преподавал все предметы в школе с 1845 года по 1869 год. Попечителем школы был В.И.Шабалин, в последующие годы учителями работали Назар Герасимов, Федор Романов. В 1885 году в Ош-Юмье было открыто земское училище. А в 1897 году  даже была открыта женская школа грамотности, учительницей была Ксения Васильевна Сергеевна ( крещенная татарка).

   Рядом с церковью было  деревянное здание для служителей церкви (это здание разобрали в 2008 году). Потом там размещались классные комнаты, квартиры для учителей. С 1907 года священником  храма становится 32-летний Петр Халдеев, окончивший миссионерские курсы. Он же был законоучителем в школе. Жители всех окрестных деревень были прихожанами церкви. Однако из Ош-Юмьинского прихода отошли в связи открытием в деревне Средний Кумор своей церкви 3 деревни: Верхний Кумор, Средний Кумор, Нижний Кумор.

    Церковь в селе Ошторма Юмья прослужила до 1928 года. Активисты- партийцы сняли колокола. Последним попом был Иванов, его арестовали.  В это время партия большевиков  вела решительное наступление против церкви, против верующих. После закрытия церкви это здание было отдано под клуб. Его перепланировали до неузнаваемости. Из левого придела соорудили будку, в алтаре расположилась сцена. Так духовный центр был поруган и превращен в «культурный».В годы войны в  этом здании  жили солдаты 147-ой стрелковой дивизии. В одно время здание церкви использовали как склад. Последний раз здесь ремонтные работы были произведены в 19 70-е годы. Потолок обветшал, крыша протекала. Хорошо, что провели отопление. Следует отметить, что здание занесено в реестр памятников истории, культуры Республики Татарстан.

     В начале 90-х годов XX века началась переоценка духовных ценностей, наследия, изменилась политика государства по отношению к церкви. Начался длительный путь возрождения церкви, который затянулся до настоящего времени. В 2010 году после проведенного опроса общественного мнения жители села Ошторма Юмья, которые высказались большинством голосов за передачу здания церкви верующим, разоренный, перестроенный храм был передан верующим.Начались реставрационные работы по внутренней отделке храма. Всеми организационными работами руководит приходской совет, председателем которого является Ефремова Нина. Благодаря ее стараниям  и помощи многих людей , с 2011 года церковь начала использоваться по своему прямому назначению. Священник Кукморского прихода Сергей Елисеев возобновил богослужения по особо чтимым церковным дням. Первое богослужение в обновленном храме состоялось на праздник Казанской иконы Божией Матери 21 июля 2011 года. Этот праздник считается престольным праздником нашей церкви и всегда сопровождается торжественным богослужением, привлекающим в храм массы прихожан даже из окрестных селений. Так было ,есть и дай Бог, чтобы было всегда.

    В селе Нырья  средняя школа носит имя видного общественного и государственного деятеля   Максима Прокопьева. Фрагмент рассказа о видном земляке.

     Удмуртский поэт, партийный и общественный деятель Прокопьев Максим Прокопьевич родился 29 января 1884 года в селе Нырья( ныне Кукморского района Республики Татарстан) в семье крестьянина.

     Учился в земской школе в родном селе, затем окончил центральную вотскую школу в селе Карлыган и Казанскую инородческую учительскую семинарию.

     Учительствовал в земских школах удмуртских деревень Каймашабаш, Канлы (ныне Башкирской АССР) и Верх­ний Гондыр (ныне Пермской области). С начала первой мировой войны — в царской армии. В партию большеви­ков вступает между февральской буржуазно-демократической и Великой Октябрьской социалистической револю­циями. Примерно в этот же период переводит на родной язык текст «Интернационала».

     Первые шаги в литературном творчестве были связа­ны с необходимостью разъяснять идеи революции крестьянам-удмуртам, неграмотным и незнающим русский язык.

     После Октябрьской революции М. П. Прокопьев участвует в установлении Советской власти на родине, избирается в Совет депутатов Осинского уезда Пермской губернии. В июне 1918 года под его руководством в Елабуге прошел Первый Всероссийский съезд удмуртов, в марте 1919 года – Второй Всероссийский съезд удмуртов. С 31 июля 1918 года возглавлял удмуртский отдел Наркомнаца РСФСР в Москве. Вел работу по созданию автономии удмуртов, по оказанию помощи голодающим трудящимся Москвы и Петрограда, по изданию книг и газет на удмуртском языке и т.д.

     Когда стал наступать Колчак, М. П. Прокопьев добровольно ушел на фронт. 30 июня 1919 года на рассвете на реке Ирень близ города Кунгура М. Прокопьев погиб от пули колчаковцев.

   При жизни вышла в свет только одна книга М. П. Прокопьева – «Максимлэн гожтэмез» («Написанное Максимом»). В ней все произведения были написаны на родном автору диалектике. К 100-летию поэта созвучные нашему времени произведения, в том числе и не вошедшие в прижизненный сборник, опубликованы в переводе на современный литературный язык.

О М. П. Прокопьеве  А. Никитин написал  научно-популярную  книгу.  Удмуртское телевидение поставило фильм о жизни революционера «Визыл» («Быстрина») – сценарий П. Поздеева, режиссер И. Данилов, в роли М. П. Прокопьева – народный артист Республики Удмуртия С. Макаров. В настоящее время в селе Нырья Кукморского района школа носит имя Максима Прокопьева. Дом, где он родился и вырос, к сожалению, не сохранился.

-школьный кружок – позволяет организовать систематические занятия по определенной программе с постоянным составом учащихся. Кружок не является продолжением классных занятий, а только базируется на знаниях, которые учащиеся получили на уроках. На протяжении  лет  учителя истории  ведут краеведческий кружок.