Электронное образование в Республике Татарстан

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Мамаширская средняя школа" Кукморского муниципального района РТ Татарстан Республикасы Кукмара муниципаль районы "Мәмәшир урта мәктәбе" муниципаль бюджет гомуми белем биру учреждениесе

Визитная карточка

Адрес: 422104, Республика Татарстан, Кукморский район, с. Мамашир, ул. Равиля Нигматуллина, д.14.
Телефон: +7(843)-643-66-12
E-Mail: Smms.Kuk@tatar.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МБОУ "СОШ с.Мамашир"
Руководитель: Насибуллин Ринат Раянович
Год основания учреждения: 1918
У нас учатся: 85 обучающихся
У нас учат: 24 учителя

Школьный музей /Мәктәп музее

       «Кто не знает прошлого, у того  нет  и будущего»,- сказал великий педагог – просветитель Шигабуддин Марджани. В наше трудное, сложнейшее время, если стремиться воспитать духовно – нравственную – наполненную чувствами любви к Родине, заинтересованную её историей, достижениями культуры, относящуюся с уважением к национальным символам, священным местам, готовую служить народу и обществу, тактичную и покорную личность, во-первых, нужно начать с того, что ребенку с малых лет надо рассказывать историю своего родного края, своего народа. Тот, кто не ценит себя и своего народа, не уважает и других.

      Изучение родного края немыслимо без собирания памятников, документов и материалов. Необходимо решить вопрос, где и каким образом учащиеся будут обрабатывать собранные ими коллекции и другие материалы, чтобы эффективно их использовать в учебно- воспитательных целях. Этот вопрос может быть разрешен посредством создания школьного краеведческого музея. Исходя из этих  побуждений  по приказу № 70 – 02 от 05.04.04 директором школы Насибуллиным Р.Р.   в  2004 году в Мамаширской средней общеобразовательной школе был создан  Краеведческий музей, который получил   Паспорт школьного музея  (Свидетельство № 475).

Краеведческая работа в музее:

        Многогранна работа  музея: проведение уроков по истории и экскурсий, организация встреч со знатными людьми края, постоянное проведение выставок материалов фондов, подготовка экскурсоводов, подготовка сообщений, выпуск стенгазеты, переписка со знатными людьми края и учеными и др. Музей является хорошим подспорьем в учебно- воспитательной деятельности школы: создает огромные возможности для разнообразных форм и методов работы с учащимися. Столь трудная в гуманитарных дисциплинах проблема предметности, доказательности получает материальную базу в виде подлинников.

Внутришкольная работа музея:

         Краеведческий музей проводит разнообразную работу в масштабе школы: обеспечивает организацию вечеров и викторин, конференций и выставок материалов фондов, использование экспонатов музея на уроках и привлечение экскурсоводов к проведению краеведческих бесед на классных часах, оказывает помощь в организации краеведческой работы в классах.

Внешкольная краеведческая работа музея:

         Не менее насыщена краеведческая работа музея и вне школы: организация экскурсий, экспедиций, и походов по местам боевой и трудовой славы, оказание помощи  в организации краеведческой работы в районе, охрана памятников истории и культуры, уход за могилами погибших в годы Великой Отечественной войны, участие в различных слетах, конференциях юных краеведов района, республики.

      Музей основал Насибуллин Ринат Раянович – директор школы, а также Насибуллина Танзиля Дамировна, учительница истории, руководитель музея, которые в данной школе работают 13 лет.,  Совет музея состоит из 10 человек. Начиная с 5 – го класса ученики имеют конкретные задания. 1 – 5 классы знакомятся с музеем на обзорных экскурсиях и тематических беседах.

   Музей находится в здании  школы с отдельным входом с улицы.  . Общая площадь музея – 49 м ².      Справедливо утверждение о том, что фонды музея – его богатство, а экспозиция – его лицо.

Разделы экспозиции следующие:

1.      Откуда произошла деревня?

2.      Интерьер  крестьянской избушки.

3.      Годы коллективизации.

4.      Односельчане в Великой Отечественной войне.

5.      Знаменитые земляки.

6.      Народное творчество.

7.      Экспозиция военно – патриотической тематики.

8.      История школы.

Музей имеет 760 экспонатов, из них основные – 660, вспомогательные – 100.

Основной фонд представляют: фотографии, вещи, археологические находки, старинные монеты, предметы быта, письма, удостоверения и.т.п.

Музейный фонд имеет необходимую учетную документацию. Сохранность экспонатов обеспечена должным образом. Все музейные предметы регистрируются в инвентарных книгах учета основного и вспомогательного фонда. Ответственность за сохранность фондов музея несет директор школы Насибуллин Р.Р. Музей работает с 8.00 – 16.00 с понедельника по субботу.

      Музей является центром воспитательной работы школы. Краеведческий музей создан в Мамаширской ср.школе в целях воспитания патриотизма, обучения истории родного края, показа исторических ценностей разных времен. Цели работы музея :

1.      Воспитание чувств ответственности за благополучие своей Родины, чувств патриотизма.

2.      Изучение истории своей деревни.

3.      Вовлечение учащихся к исследовательской деятельности.

Профилем работы школьного музея является историческое краеведение. Основной темой поиского – исследовательской работы является история и этнография населенного пункта.

Задачами школьного музея являются :

  1. Охрана и пропаганда подлинных памятников путем выявления, сбора и хранения музейных предметов;
  2. Осуществление воспитательной  и образовательной работы музейными средствами;
  3. Организация культурно – методической и иной деятельности, разрешенной законом;
  4. Развитие детского самоуправления.

       Для достижения поставленных целей и задач разработана тематика по каждой экспозиции и методика работы с детьми. Материал для рассказа экскурсоводы разрабатывают самостоятельно, используя различные литературные источники. Руководитель музея корректирует  материал.  На каникулы учащиеся получают конкретные задания. Растут дети и подрастает содержание их выступлений.

Формы работы детей в школьном музее разнообразны : работа с литературой под руководством руководителя музея , проведение лекций, рассказов, проведение торжественных встреч, поисковая работа. Например, выполнялся такой проект: «Моя улица: вчера и сегодня» , где исследовались происхождение названия,  в честь кого  названа, история улицы , какие знаменитости жили или проживают  и т.п.

      Ученики выступают со своей тематикой не только перед своими товарищами, но и перед своими родителями, ветеранами войны и труда, перед учителями района. Принимают участие в конференциях, конкурсах. Проводят обзорные и тематические экскурсии.

Изучение родного края    в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями родного края, воспитания любви к нему. Он раскрывает учащимся связи родного края, города, села с великой Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории каждого  города и села с историей, жизнью нашей страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края.

    Детское объединение дополнительного образования  «Изучения родного края» - поисково-исследовательская деятельность

      В   2000 – 2001 учебном году начал свою деятельность детское объединение дополнительного образования    «Изучения родного края». Руководитель   – Насибуллина Танзиля Дамировна, учительница истории, руководитель музея.

Учащиеся активно участвуют в жизни деревни, края. Например, создали Книгу Памяти , посвященную ветеранам, вернувшимся с войны живыми, также  Книгу Памяти, посвященную репрессированным деревни в годы культа личности.

В объединении учащиеся изучают народные праздники, традиции и выступают с ними на сцене. Ни один праздник в школе не проходит без их участия. Радуются сами дети, и родители довольны. Такие  объединения обогащают мир учащихся в сельской местности, расширяют их возможности.

В процессе работы накапливается богатый и интересный материал в виде альбомов, рефератов, фотоматериалов, исследовательских работ  и т.п. Учащиеся  выпускают стенгазету «Родной край», отражающую деятельность, жизнь школы, села и края.

Ни один вид внеклассной и внешкольной работы не привлекает так учащихся, как туризм. Хорошо подготовленный поход, экспедиция – это ожившие страницы учебников истории, страницы «живой» истории родного края. Воспитание коллективизма, чуткого отношения к  товарищу, коллективу – одна из возможностей туризма. В туристско-краеведческих походах воспитываются наблюдательность и самостоятельность, выносливость и смелость, любовь к родному краю и Отечеству. Это они испытали на себе, так как  ездят на туристические походы, например, в  2005 году ездили в столицу – в  Казань в честь 1000-летия города, в г. Малмыж Кировской области (в ист.музей города),  в г.Мамадыш , в 2009 году- в  музей-заповедник Билярск и в соседние села, в музеи школ района.

С материалами музея работают как учителя, так и учащиеся. Во время подготовки к уроку знакомятся или еще раз просматривают имеющиеся в музее материалы по истории края. При этом  определяют: использовать ли материалы на уроке или провести урок в музее; какой материал используют во время рассказа, а с каким материалом учащиеся знакомятся сами, самостоятельно, готовясь к уроку-беседе или работая над рефератом.

Большое значение имеет поисково- исследовательская деятельность учащихся. Давая учащимся навыки исследовательской работы, активизируя их творческую деятельность, музей приобщает их к науке, является средством воспитания. В последние годы выполнены научно-исследовательские работы, ставшие лауреатами конкурсов регионального уровня , как: «История и этнография деревни Мамашир», «Малый уголок Великой России», « Моя родная деревня Мамашир», « История и этнография Кошкинской волости в конце 19-начале 20 века» , «История улиц деревни Мамашир», «Наши знатные земляки», «Мэдресе – источник знаний», «Я- потомок  основателей села» и др.