Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Нижнекармальская основная общеобразовательная школа» Черемшанского муниципального района Республики Татарстан
Визитная карточка
Адрес: | 423102, Республика Татарстан, Черемшанский район, с. Нижняя Кармалка, ул. Ленина, д. 44 |
Телефон: | +7(843)-962-39-62 |
E-Mail: | nish-karmalka.school@tatar.ru nish-karmal.school@mail.ru |
Министерство: | Министерство образования и науки Республики Татарстан |
Короткое название: | МБОУ "Нижнекармальская ООШ" |
Руководитель: | Чернышова Елена Прохоровна |
Год основания учреждения: | 1991 |
У нас учатся: | 7 учащихся |
У нас учат: | 8 учителей |
ОРКСЭ/ОДНКНР
Уважаемые родители 3 класса! ВНИМАНИЕ!!!
В 4 классе обучающиеся в рамках учебного плана будут проходить курс «Основы религиозной культуры и светской этики» (сокращенно — ОРКСЭ). Вашему вниманию предоставляется необходимая информация по выбору модуля.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 28.01.2012 № 84-р с 1 сентября 2012-2013 учебного года комплексный учебный курс «Основы религиозной культуры и светской этики», направленный на духовную консолидацию российского общества, укрепление его традиционных нравственных основ средствами образования, введен в обязательную часть образовательной программы 4 класса в объеме 34 часов (1 час в неделю). Время, отведенное на основные школьные предметы, не затрагивается.
Учеными и специалистами, привлеченными Минобрнауки РФ, разработан для школ комплексный учебный курс ОРКСЭ, включающий 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы религиозных культур народов России , основы светской этики. Родители (законные представители) школьников могут выбрать ОДИН из модулей для обучения своего ребенка.
Курс ОРКСЭ носит светский характер: у всех модулей единая методическая и методологическая основа, в школе модули преподают учителя, прошедшие курсы повышения квалификации по данному направлению.
Любой выбранный модуль позволит дать школьникам представление о многообразии и взаимопроникновении религиозной и светской культуры, предоставит возможность обсуждать нравственные вопросы и вопросы светской этики с опорой на те культурные особенности и традиции, которые для них представляют наибольший интерес.
Приказ МИНОБРНАУКИ РОССИИ О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373
Заявление по выбору модуля ОРКСЭ
ОДНКНР (ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ)
В связи с переходом с 1 сентября 2015 года всех общеобразовательных организаций Российской Федерации на новые образовательные стандарты основного общего образования возникает необходимость организации изучения новой предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России" (долее - ОДНКНР).
Согласно статье 87 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) в основные образовательные программы могут быть включены учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), или альтернативные им учебные предметы, курсы, дисциплины (модули). Выбор одного из учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в основные общеобразовательные программы, осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся.
В соответствии с пунктом 18.3.1 приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" предметная область ОДНКНР является обязательной и должна быть представлена в учебных планах общеобразовательных организаций. В то же время для данной предметной области в стандартах не прописаны составляющие ее учебные предметы, что позволяет изучать ее на данном этапе через учебные курсы по выбору за счет часов части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений.
Для выставления итоговой отметки в аттестат об основном общем образовании минимальный объем часов учебных занятий по программе учебного курса в соответствии с учебным планом образовательной организации должен составлять не менее 64 часов за 2 учебных года (приказ Минобрнауки России от 14.02.2014 N 115 "Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов").
25 мая 2015 г. Минобрнауки России направило в субъекты РФ письмо N 08-761 "Об изучении предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР", в котором указано, что предметная область ОДНКНР является логическим продолжением предметной области ОРКСЭ и в ее рамках возможна реализация учебных предметов, учитывающих региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации. Таким образом, в целях обеспечения преемственности с предметной областью ОРКСЭ, изучаемой в 4-м классе начальной школы, изучение предметной области ОДНКНР в основной школе целесообразно начинать с 5-го класса.
Согласно нормам части 2 статьи 28 Федерального закона образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.
В соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных образовательных программ выбирают:
1) учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;
2) учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования".
Перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержден приказом Минобрнауки России от 09.06.2016 г. N 699 (всего 80 организаций).
Выбор учебных курсов для изучения в рамках предметной области ОДНКНР осуществляется в соответствии с примерным регламентом, рекомендованным письмом Минобрнауки России от 31.03.2015 N 08-461 "О направлении регламента выбора модулей курса ОРКСЭ".
Целесообразным также является включение тем, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания, в рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) других предметных областей и включение занятий по предметной области ОДНКНР во внеурочную деятельность, в рамках реализации программы воспитания и социализации обучающихся.
ОДНКНР, или «Основы духовно-нравственной культуры народов России» — учебная дисциплина, которая была введена Министерством образования в школьную программу с 2015 года.
Согласно письму Минобрнауки России № 08-761 «Об изучении предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР», предмет ОДНКНР (расшифровка «Основы духовно-нравственной культуры народов России») является логическим продолжением области изучения ОРКСЭ («Основы религиозных культур и светской этики»), однако с учетом этнокультурных, национальных и региональных особенностей. Преемственность достигается за счет изучения в четвертом классе предметной области ОРКСЭ с переходом на изучение ОДНКНР в основной школе.
Ввиду многонациональности населения России на государственном уровне была закреплена потребность в изучении религии, культуры и традиций населяющих государство народностей.
Освоение духовно-нравственной культуры — предметной области ОДНКНР — позволит учащимся: получить необходимые культурно-исторические знания; стать более толерантными, милосердными терпимыми; осознавать основные нормы морали, значение нравственности и духовных ценностей в жизни общества и семьи; прививать уважение к религиозным чувствам других, проявлять веротерпимость; развить чувство патриотизма и уважения к традициям народов России.
Предметная область ОДНКНР призвана помочь ученикам осознать значение религии и нравственности в жизни человека и общества, однако не приобщает детей ни к одной религиозной практике, не подразумевает изучение ритуалов или молитв ни одной из конфессий.
Данная дисциплина должна: стимулировать пробуждение у учащихся интереса к изучению других культур и религий, светской этики; стать источником нравственности и моральных ценностей; помочь в осознании исторической роли традиционных религий для становления государственности; способствовать равноправию, толерантности и консолидации общества; воспитывать способность подрастающего поколения к нравственному совершенствованию и духовному развитию, веротерпимость и уважение к религиозным чувствам.
Перед предметной областью стоят следующие задачи:
- формирование базовых ценностей (человек, Родина, семья, многонациональность, религия, наука, природа, искусство, труд).
- развитие нравственности (гуманное, толерантное и демократическое поведение детей в семье, школе, обществе, основанное на нормах духовной культуры).
- развитие духовности (стимулирование к внутреннему побуждению, активизация мотивации нравственного выбора, развивающегося в процессе самопознания, самореализации и самосовершенствования).
В процессе реализации поставленных задач дети не только узнают, что это за предмет ОДНКНР, но и начинают проявлять интерес к истории многонационального российского народа, более толерантно и уважительно относиться к окружающим, проявлять чувство гражданской идентичности и патриотизма. Не зря методисты и педагоги сходятся во мнении, что ОДНКНР — это неотъемлемая составляющая современного образовательно-воспитательного процесса, в ходе изучения которой учителя смогут обговорить с детьми важные социальные и моральные проблемы, зародить в учениках милосердие, способствовать моральному просвещению, что благоприятно отразится на взаимоотношениях с окружающими и личностном развитии.