• Информируем вас, что с 1 января 2024 года оценки и расписание доступны в новой версии Электронного образования по адресу ms-edu.tatar.ru. В данной версии электронного дневника вы можете продолжать смотреть ранее полученные оценки.
    С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте: info.edu.tatar.ru.

Электронное образование Республики Татарстан

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Свияжская основная общеобразовательная школа Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан»\«Татарстан Республикасы Зеленодол муниципаль районы Зөя төп гомуми белем бирү мәктәбе» муниципаль бюджет гомуми белем бирү учреждениесе

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Визитная карточка

Адрес: 422520, Республика Татарстан, Зеленодольский район, село Свияжск, ул. Рождественская площадь, д. 3
Телефон: +7(843)-713-89-19
E-Mail: sviyajsk@yandex.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МБОУ "Свияжская ООШ ЗМР РТ"
Руководитель: Строкина Татьяна Николаевна
Год основания учреждения: 1911
У нас учатся: 40 обучающихся / 12 воспитанников
У нас учат: 12 педагогов / 2 воспитателя

Новости Свияжской школы

150-летие Ф.И.Шаляпина

Опубликовано: 13.02.2023

День рождения Федора Шаляпина.
/13 февраля 1873 - 12 апреля 1938/
13 февраля исполняется 150-лет со дня рождения нашего выдающегося
соотечественника, великого русского певца, получившего мировую известность -Фёдора Ивановича Шаляпина. Он вошел в историю как выдающий представитель российской оперной сцены, создавший новые традиции оперного исполнения.
Когда Шаляпину было 5 лет, семья переехала в деревню Ометьево. По воспоминаниям певца, он жадно ловил всё, что пели девушки на народных праздниках. Именно здесь, в Ометьеве, будущий великий певец впервые близко соприкоснулся с русской народной песней и на всю жизнь полюбил её. Вскоре семья переехала в Татарскую слободу. Там он впервые испытал сильнейшие театральные впечатления. Это было связано с известным в то время ярмарочным куплетистом и клоуном Яшкой Мамоновым, выступавшим в своем передвижном театрике -балагане.
Федя часами стоял в рождественские импровизированного театра, дрожа от холода, но не желая пропустить эти представления. Эти представления стали первыми уроками актерского мастерства для будущего большого артиста. Подражая Яшке, Шаляпин с мальчишками во дворе
тоже пробовал «балаганить», представляя себя артистом.
В Татарской слободе с юным Федей Шаляпиным произошло еще одно важное событие. В один из холодных зимних вечеров Шаляпин катался на деревянном коньке по Московской улице. Чтобы согреться, зашёл в церковь Святого Варлаама, в которой впервые услышал, как поёт хор. «…Я услышал стройный напев, составленный из разных голосов, — вспоминал артист, — и пели они не просто в унисон или терцию, как я пел с моей матерью, а звуки были скомбинированы в отличном гармоническом порядке… Это было для меня изумительно и чудесно. Когда я подошел поближе к клиросу, то я, к моему удивлению, увидел впереди стоящих мальчиков, такого же
приблизительно возраста, как я сам. Мальчики эти держали перед собой какую-то загадочно разграфленную бумагу и, заглядывая в неё, выводили голосами приятнейшее звуки. Я разинул от удивления рот. Послушал, послушал и задумчивый пошёл домой. Поют ровесники, такие же малыши, как я. Почему бы и мне не петь в хору?».
Мечте Шаляпина суждено было сбыться. Он стал хористом в церкви и даже иногда получал возможность исполнять сольные эпизоды, с которыми тогда из-за страха не особо хорошо справлялся.
Знакомство с настоящим театром состоялось, когда Федору было 11-12. У одного певчего из церковного хора оказался один лишний билет на дневной спектакль. Шаляпин не мог не воспользоваться таким шансом. Галерка оказалась набитой до отказа, и Феде пришлось стоять на третьей скамейке. Мальчика поразила торжественная театральная обстановка.
После представления артист писал: «Театр свёл меня с ума, сделал почти невменяемым». Всеми правдами и неправдами после этого он пролезал за кулисы городского театра, наблюдая за тем, как артисты готовятся к выступлениям - гримируются, облачаются в костюмы, репетируют. Позже этот опыт очень ему пригодился.
В 1886 году впервые ставилась опера Дж. Мейербера «Пророк». Побывав на премьере, Шаляпин заметил на сцене своих товарищей по церковному хору. После представления он спросил их, как они так ловко научились петь в театре. В итоге товарищи дали ему ноты и помогли вступить в ряды оперных хористов.
Отец не разделял увлечения сына, считая пение развлечением, забавой, но никак не профессией. В том же 1886 Фёдор по воле отца поступил служить писарем в Казанскую уездную земскую управу. Изначально мальчику не платили за его работу, так как он числился как помощник своего отца. Однако в конце года его зачислили в официальный штат сотрудников. Работа была скучной, но мальчик был горд, что помогает родителям содержать семью.
Земская управа находилась по адресу Жуковского 4 В настоящее время здесь находится Казанское музыкальное училище (колледж) им. И.В. Аухадеева – одно из старейших музыкальных учебных заведений России, действующее с 1904 года. Работая в земской управе, Шаляпин не прекращал выступать на сцене статистом как в опере, так и в драме. Но он мог быть только в запасном хоре, но не в качестве штатного хориста.
В 1887 году Шаляпин выступает в любительских оперных постановках, а также пытается поступить в хор оперного театра. Но у него ломался детский голос, и ему посоветовали прийти года через два. Это до слёз огорчило Фёдора, пришлось довольствоваться местом статиста.
Именно в это же время поступает в оперный хор Алексей Пешков (литературный псевдоним – Максим Горький). Он был на пять лет старше Шаляпина, его голос сформировался. В этом хоре, по словам Горького, он пробыл недели три и не был ещё знаком с Шаляпиным. Их знакомство состоялось гораздо позже и переросло в большую дружбу.
29 марта 1890 года в городском театре ставилась опера П. И. Чайковского «Евгений Онегин», где Шаляпин исполнял небольшую партию Зарецкого. Зал ломился от публики. Уже за несколько дней до спектакля в театральной кассе не оставалось билетов. Это выступление стало в жизни Ф. И. Шаляпина хоть и небольшим, но первым сольным выступлением в опере.
Помимо дебюта в Казани в 1890 году Шаляпин дебютировал и в оперном театре в Уфе, поет небольшие сольные партии в разных операх. Здесь он обрел известность и признание. Уфимцы прилагали все усилия, чтобы Шаляпин навсегда обосновался в их городе, но певец чувствовал, что пора покорять столицу.
Вскоре он отправляется в творческое путешествие с разными театральными труппами, дойдя до Тифлиса (Грузия), где серьёзно занимается своим голосом с певцом Дмитрием Усатовым.
Постепенно уникальный голос и талант Шаляпина покоряют оперные сцены разных российских городов. В начале 1890-х годов певец живет и выступает в Москве и Санкт-Петербурге. Восторженные зрители поражались его умением воплощать любые образы, даже самые противоположные. С каждой новой ролью, Шаляпин превосходит себя. Главное, что отличает его от других вокалистов – желание достичь на сцене максимальной реалистичности. Грим, костюмы, актерское воплощение, драматическая выразительность голоса – все это должно было работать на образ.
Далеко не все понимали его и принимали новые правила, но постепенно за ним последовали и другие артисты, поднимая русскую оперу на новый уровень.
В 1906 году во время гастролей в Киеве к нему обратились рабочие с просьбой дать для них бесплатный концерт. Шаляпин сразу откликнулся на эту просьбу, взяв целиком организацию концерта на себя. Но снял здание цирка, чтобы вместить как можно больше желающих. 4000 билетов в виде лотереи разыграли между рабочими заводов, предоставив всем возможность стать счастливыми обладателями билета. 500 билетов дополнительно были выставлены на продажу, предоставив возможность попасть на концерт и состоятельным гражданам. Эти билеты целиком покрыли расходы на концерт. Но попасть в цирк мечтали гораздо больше людей. В надежде каким-то случайным образом пробраться на концерт, народ заполонил не только подходы к цирку, но и более отдаленные улицы. Протиснуться через толпу не удавалось и самому певцу с концертмейстером-пианистом. Пришлось им из своей гостиницы, которая к счастью находилась по соседству с цирком, лезть через окно, по крыше, спускаться по водосточной трубе и таким акробатическим способом попасть на собственный концерт. Невероятное ощущение испытал певец, когда весь зал вместе с ним запел песню «Эх, дубинушка, ухнем!».
Талант Шаляпина не остался без внимания и в Москве. Меценат Савва Мамонтов, который держал в то время частный оперный театр, уговорил певца вступить в его труппу. Меценат способствовал раскрытию потенциала Федора Ивановича, и позволял ему делать в театре все, что желает его артистическая душа.
В начале 20 века Шаляпин активно гастролирует и выступает в лучших театрах России, Европы и США с исполнением больших ролей, требующих и силы голоса, и актерского мастерства. Публика принимает певца с восторгом и восхищением.Самыми выдающимися ролями были: Иван Грозный из оперы Николая Андреевича Римского-Корсакова «Псковитянка», Досифей из оперы Модеста Петровича Мусоргского «Хованщина», Иван Сусанин из оперы Михаила Ивановича Глинки «Жизнь за царя», Варяжский гость из оперы Николая Андреевича Римского-Корсакова «Садко», Мельник из оперы Александра Сергеевича Даргомыжского «Русалка».
Событием, всколыхнувшим европейскую культуру, становится участие Шаляпина в русских концертах в Париже (1907), а затем в «Русских сезонах»,
организованных С.П. Дягилевым (1908-1914). На афишах концерта в Париже –Шаляпин в образе Ивана Грозного. Певец, искусство которого было глубоко национальным, воспринимается как символ великого русского искусства.
Последнее выступление Шаляпина перед земляками – это концерты на сцене Дворянского собрания в сентябре 1909 года. Зал был переполнен – более двух тысяч человек. Зрители сидели даже на сцене. Много было жителей Суконной слободы, помнивших певца ещё мальчишкой. Шаляпина принимали с неописуемым восторгом.
Концертная программа была небольшой, но концерт закончился далеко за полночь. Шаляпин исполнил сверх намеченного ещё более 20 произведений. Здесь были «Семинарист» Мусоргского, «Соловей» Чайковского, «Старый капрал» Даргомыжского, «На мельнице» Шуберта, «Во сне я долго плакал» Шумана и др.
В 1914 году Шаляпина приглашают на пост художественного руководителя Мариинского театра. В этом же году он первым получил звание Народного артиста Республики.
Начиная с 1922 года Шаляпин вместе с семьей жил за границей. Почти 16 лет он прожил за рубежом, с триумфом выступая во Франции. Италии, Англии, США, Японии, Китае. Он считал своим долгом, пропагандировать русскую музыку и русское искусство. Шаляпин скучал по Родине и называл себя “странствующим певцом без дома и постоянной крыши”. До конца жизни он не расставался с советским паспортом.
Фёдор Иванович Шаляпин обладал голосом уникальной силы и красоты. Его тембр – высокий бас. Выступал Шаляпин и как оперный певец, и как исполнитель камерной музыки (романсы, песни). В то время, как все певцы уделяли внимание только силе голоса, Шаляпин был настоящим актером, перевоплощаясь в новые образы не только с каждой ролью в театре, но и с каждой песней. Он получил репутацию артиста, который соединил в своём творчестве «прирождённую музыкальность, яркие вокальные данные и необыкновенное актёрское мастерство».



К списку новостей