• Информируем вас, что с 1 января 2024 года оценки и расписание доступны в новой версии Электронного образования по адресу ms-edu.tatar.ru. В данной версии электронного дневника вы можете продолжать смотреть ранее полученные оценки.
    С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте: info.edu.tatar.ru.

Электронное образование Республики Татарстан

МБДОУ «Высокогорский детский сад «Байгыш» комбинированного вида Высокогорского муниципального района Республики Татарстан

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Визитная карточка

Адрес: 422701, РТ, Высокогорский район, с. Высокая Гора, ул.Рождественская, д.2
Телефон: +7(963)-121-54-78
E-Mail: baygish2020@mail.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МБДОУ «Высокогорский детский сад «Байгыш»
Руководитель: Диярова Эльвира Раисовна
Год основания учреждения: 2020
У нас учатся: 430
У нас учат: 30

Игры для развития речи детей от 1-3 лет

Усманова Эльвира Альфисовна, учитель-логопед,

консультант Консультационного центра

«Первые шаги» - «Беренче адымнар»

МБДОУ «Высокогорский детский сад «Байгыш»

 

Игры для развития речи детей от 1-3 лет

Поскольку именно в возрасте от полутора до трех лет происходит значительный скачок в развитии речи, то целесообразно уделить этому особое внимание. Чтобы ребенок мог свободно выражать свои мысли и желания, у него должен быть богатый словарный запас. Поэтому приучите себя проговаривать все действия, которые вы совершаете с ребенком. Учите малыша считалкам. Повторение этих забавных стишков способствует развитию речи малыша. Загадывайте ребёнку загадки, разбирайте ответ вместе с ним. Когда ребенок запомнит несколько загадок или научится сам их придумывать — загадывайте загадки друг другу. Они развивают воображение, наблюдательность и творческое мышление. Необходимо научить малыша правильному дыханию и развивать его артикуляционный аппарат для того, чтобы ребенок мог легко говорить длинными сложными предложениями. Артикуляцию очень хорошо развивают скороговорки. Скороговорки: скороговорок существует великое множество. Выбирайте те, которые соответствуют знаниям ребёнка, смысл слов в которых он в состоянии понять. Проговаривайте скороговорки сами, а после вместе с ребёнком. Главное - не заставлять ребенка выговаривать, а сделать так, чтобы ему было интересно и хотелось произнести те же самые слова, что и вы. Для этого начните фразу скороговорки, а ребенок пускай закончит ее. Постепенно, когда ребенок выучит слова, увеличивайте скорость произношения.

Вот несколько скороговорок - коротких и более длинные.

Течет речка, печет печка.

У ежа ежата, у ужа ужата. Т

кет ткач ткани на платки Тане.

У редьки и репки корни крепки.

 От топота копыт пыль по полю летит.

У перепела с перепелкой пять перепелят.

У четырех черепашек по четыре черепашонка.

Щиплет девочкам мороз ножки, ручки, ушки, щечки, нос.

На дворе трава, на траве дрова.

Раз дрова, два дрова, три дрова. «

Расскажите про покупки!» - «Про какие про покупки?» - «Про покупки, про покупки, про покупочки свои».

Ваш малыш очень скоро полюбит это веселое и увлекательное занятие.

 Кроме упражнений для дыхания и скороговорок нужно, проговаривая с ребенком все действия, следить за правильным произношением и ударением в словах. Чтобы развить речь ребенка многосторонне, нужен комплексный подход. Занимаясь с малышом, обращайте его внимание на качества, свойства того или иного предмета, используя при этом в своей речи как можно больше прилагательных для описаний. Обогащайте речь ребенка синонимами, омонимами и т. д. Поскольку при грамотном дыхании мы произносим все слова на выдохе, существует множество игр на тренировку именно этой фазы дыхания. Дудочка и свистулька. Для ребенка мир полон разнообразных звуков: одни можно получить, если постучать вон той штучкой, другие - только если в эту штучку дунуть. Извлекая звуки, ребенок тренирует выдох, познает причинно-следственные связи (дунул - получился звук). Начать можно со свистульки, поскольку для извлечения звука достаточно в нее просто дунуть. Выбирайте свистульки, которые нравятся ребенку внешне, удобны для его рук и с негромким свистом. В противном случае головная боль вам гарантирована.

Дудочка предназначена для детей более старшего возраста. Она усложняет задачу для ребенка и одновременно с этим делает ее более интересной и занимательной. Ведь дудочка, обладая мелодичным звучанием, позволяет получать разные звуки.

Пузыри мыльные. Наверно, не найдется ни одного взрослого, который в детстве не любил бы мыльные пузыри. Сколько удовольствия и радости доставляют эти забавные шарики, переливающиеся всеми цветами радуги! Вашему ребенку они наверняка тоже очень понравятся. Ведь их можно не только выдувать, но еще ловить, бегая за ними и хлопая в ладоши.

Вата или пенопласт. Возьмите небольшой кусочек ваты или пенопласта (он тоже достаточно легкий, положите на стол и просите малыша сдуть его. В эту игру интересно играть в компании. Задача - дунуть так, чтобы твой кусочек переместился как можно дальше.

А с пенопластом можно затеять еще более интересную игру: возьмите кусочек пенопласта, воткнув в него зубочистку, сделайте из бумаги парус. Теперь осталось набрать воды в раковину, таз или ванну и дать старт морской регате. Вообще дуть нужно на всё, что попадается под руку, - это насколько хватит вашей фантазии. Кто дольше. В этой игре очень простые правила. Например, кто дольше протянет звук «а», «у» или любой другой гласный. Тянуть можно и некоторые согласные звуки. Все дети любят играть в эту игру вместе с родителями. Осталось только набрать воздуха. Повторяй за мной. Формирует навыки правильного произношения, разбивает артикуляционный аппарат короткие рифмовки. Читайте ребенку и просите повторять за вами последний слог: Прибежала детвора –ра-ра-ра, ра-ра-ра.

Ногу выше, шаг смелей – лей-лей-лей, лей-лей-лей.

Мы увидим листопад –пад-пад-пад, пад-пад-пад.

Милый зайчик не скучай – чай-чай-чай, чай-чай-чай.

Голоса животных. Игра способствует развитию речи, артикуляционного аппарата, знакомит с животным миром. Необходимый инвентарь: карточки с изображениями животных или игрушки-животные. Покажите ребенку карточки с животными, рассмотрите их внимательно. Расскажите малышу, где обитает то или иное существо, чем оно питается. Одновременно знакомьте ребенка с голосами и звуками животных. Очень полезно слушать голоса в записи.

 Показывайте ребенку карточки и попросите назвать изображенных животных и вспомнить, кто какие звуки издает.

Воробей - чирикает (чирик-чирик)

Ворона - каркает (кар-кар)

Гусь - гогочет (га-га-га)

Индюк - кулдыкает (кулды-кулды)

Кабаны, свиньи - хрюкают (хрю-хрю)

Коза - блеет (ме-е-е)

 Корова - мычит (му-у-у)

Кошка - мяукает (мяу-мяу)

Лошадь - ржет (и-го-го)

Лягушка - квакает (ква-ква)

 Мышка - пищит (пи-пи-пи)

Осел - ревет (иа-иа)

Петух - поет, кукарекает (кукареку)

Пчела - жужжит (ж-ж-ж)

Слон - трубит (ту-у-у)

Собака - лает (гав-гав)

 Тигр, лев - рычит (р-р-р)

Утка - крякает (кря-кря)

Не спрашивайте ребенка сразу обо всех животных.