МБДОУ «Высокогорский детский сад «Байгыш» комбинированного вида Высокогорского муниципального района Республики Татарстан
Визитная карточка
Адрес: | 422701, РТ, Высокогорский район, с. Высокая Гора, ул.Рождественская, д.2 |
Телефон: | +7(963)-121-54-78 |
E-Mail: | baygish2020@mail.ru |
Министерство: | Министерство образования и науки Республики Татарстан |
Короткое название: | МБДОУ «Высокогорский детский сад «Байгыш» |
Руководитель: | Диярова Эльвира Раисовна |
Год основания учреждения: | 2020 |
У нас учатся: | 430 |
У нас учат: | 32 |
Игры для развития речи детей от 1-3 лет
Усманова Эльвира Альфисовна, учитель-логопед,
консультант Консультационного центра
«Первые шаги» - «Беренче адымнар»
МБДОУ «Высокогорский детский сад «Байгыш»
Игры для развития речи детей от 1-3 лет
Поскольку именно в возрасте от полутора до трех лет происходит значительный скачок в развитии речи, то целесообразно уделить этому особое внимание. Чтобы ребенок мог свободно выражать свои мысли и желания, у него должен быть богатый словарный запас. Поэтому приучите себя проговаривать все действия, которые вы совершаете с ребенком. Учите малыша считалкам. Повторение этих забавных стишков способствует развитию речи малыша. Загадывайте ребёнку загадки, разбирайте ответ вместе с ним. Когда ребенок запомнит несколько загадок или научится сам их придумывать — загадывайте загадки друг другу. Они развивают воображение, наблюдательность и творческое мышление. Необходимо научить малыша правильному дыханию и развивать его артикуляционный аппарат для того, чтобы ребенок мог легко говорить длинными сложными предложениями. Артикуляцию очень хорошо развивают скороговорки. Скороговорки: скороговорок существует великое множество. Выбирайте те, которые соответствуют знаниям ребёнка, смысл слов в которых он в состоянии понять. Проговаривайте скороговорки сами, а после вместе с ребёнком. Главное - не заставлять ребенка выговаривать, а сделать так, чтобы ему было интересно и хотелось произнести те же самые слова, что и вы. Для этого начните фразу скороговорки, а ребенок пускай закончит ее. Постепенно, когда ребенок выучит слова, увеличивайте скорость произношения.
Вот несколько скороговорок - коротких и более длинные.
Течет речка, печет печка.
У ежа ежата, у ужа ужата. Т
кет ткач ткани на платки Тане.
У редьки и репки корни крепки.
От топота копыт пыль по полю летит.
У перепела с перепелкой пять перепелят.
У четырех черепашек по четыре черепашонка.
Щиплет девочкам мороз ножки, ручки, ушки, щечки, нос.
На дворе трава, на траве дрова.
Раз дрова, два дрова, три дрова. «
Расскажите про покупки!» - «Про какие про покупки?» - «Про покупки, про покупки, про покупочки свои».
Ваш малыш очень скоро полюбит это веселое и увлекательное занятие.
Кроме упражнений для дыхания и скороговорок нужно, проговаривая с ребенком все действия, следить за правильным произношением и ударением в словах. Чтобы развить речь ребенка многосторонне, нужен комплексный подход. Занимаясь с малышом, обращайте его внимание на качества, свойства того или иного предмета, используя при этом в своей речи как можно больше прилагательных для описаний. Обогащайте речь ребенка синонимами, омонимами и т. д. Поскольку при грамотном дыхании мы произносим все слова на выдохе, существует множество игр на тренировку именно этой фазы дыхания. Дудочка и свистулька. Для ребенка мир полон разнообразных звуков: одни можно получить, если постучать вон той штучкой, другие - только если в эту штучку дунуть. Извлекая звуки, ребенок тренирует выдох, познает причинно-следственные связи (дунул - получился звук). Начать можно со свистульки, поскольку для извлечения звука достаточно в нее просто дунуть. Выбирайте свистульки, которые нравятся ребенку внешне, удобны для его рук и с негромким свистом. В противном случае головная боль вам гарантирована.
Дудочка предназначена для детей более старшего возраста. Она усложняет задачу для ребенка и одновременно с этим делает ее более интересной и занимательной. Ведь дудочка, обладая мелодичным звучанием, позволяет получать разные звуки.
Пузыри мыльные. Наверно, не найдется ни одного взрослого, который в детстве не любил бы мыльные пузыри. Сколько удовольствия и радости доставляют эти забавные шарики, переливающиеся всеми цветами радуги! Вашему ребенку они наверняка тоже очень понравятся. Ведь их можно не только выдувать, но еще ловить, бегая за ними и хлопая в ладоши.
Вата или пенопласт. Возьмите небольшой кусочек ваты или пенопласта (он тоже достаточно легкий, положите на стол и просите малыша сдуть его. В эту игру интересно играть в компании. Задача - дунуть так, чтобы твой кусочек переместился как можно дальше.
А с пенопластом можно затеять еще более интересную игру: возьмите кусочек пенопласта, воткнув в него зубочистку, сделайте из бумаги парус. Теперь осталось набрать воды в раковину, таз или ванну и дать старт морской регате. Вообще дуть нужно на всё, что попадается под руку, - это насколько хватит вашей фантазии. Кто дольше. В этой игре очень простые правила. Например, кто дольше протянет звук «а», «у» или любой другой гласный. Тянуть можно и некоторые согласные звуки. Все дети любят играть в эту игру вместе с родителями. Осталось только набрать воздуха. Повторяй за мной. Формирует навыки правильного произношения, разбивает артикуляционный аппарат короткие рифмовки. Читайте ребенку и просите повторять за вами последний слог: Прибежала детвора –ра-ра-ра, ра-ра-ра.
Ногу выше, шаг смелей – лей-лей-лей, лей-лей-лей.
Мы увидим листопад –пад-пад-пад, пад-пад-пад.
Милый зайчик не скучай – чай-чай-чай, чай-чай-чай.
Голоса животных. Игра способствует развитию речи, артикуляционного аппарата, знакомит с животным миром. Необходимый инвентарь: карточки с изображениями животных или игрушки-животные. Покажите ребенку карточки с животными, рассмотрите их внимательно. Расскажите малышу, где обитает то или иное существо, чем оно питается. Одновременно знакомьте ребенка с голосами и звуками животных. Очень полезно слушать голоса в записи.
Показывайте ребенку карточки и попросите назвать изображенных животных и вспомнить, кто какие звуки издает.
Воробей - чирикает (чирик-чирик)
Ворона - каркает (кар-кар)
Гусь - гогочет (га-га-га)
Индюк - кулдыкает (кулды-кулды)
Кабаны, свиньи - хрюкают (хрю-хрю)
Коза - блеет (ме-е-е)
Корова - мычит (му-у-у)
Кошка - мяукает (мяу-мяу)
Лошадь - ржет (и-го-го)
Лягушка - квакает (ква-ква)
Мышка - пищит (пи-пи-пи)
Осел - ревет (иа-иа)
Петух - поет, кукарекает (кукареку)
Пчела - жужжит (ж-ж-ж)
Слон - трубит (ту-у-у)
Собака - лает (гав-гав)
Тигр, лев - рычит (р-р-р)
Утка - крякает (кря-кря)
Не спрашивайте ребенка сразу обо всех животных.