• Информируем вас, что с 1 января 2024 года оценки и расписание доступны в новой версии Электронного образования по адресу ms-edu.tatar.ru. В данной версии электронного дневника вы можете продолжать смотреть ранее полученные оценки.
    С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте: info.edu.tatar.ru.

Электронное образование Республики Татарстан

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Мелекесская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов" Тукаевского муниципального района РТ / Татарстан Республикасы Тукай муниципаль районы «Аерым предметлар тирәнтен өйрәнелә торган Мәләкәс урта гомуми белем мәктәбе» гомуми белем муниципаль бюджет учреждениесе

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Визитная карточка

Адрес: 423897, Республика Татарстан, Тукаевский район, с. Мелекес, ул. Школьная, д. 1А
Телефон: +7(855)-279-35-36
E-Mail: Smel.Tul@tatar.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МБОУ "Мелекесская СОШ" Тукаевского муниципального района РТ
Руководитель: Кузнецова Ирина Николаевна
Год основания учреждения: 1971
У нас учатся: 174
У нас учат: 20

I. Местоположение школы и его краткая характеристика

 

1.1.         Адрес школы

Почтовый адрес – 423897, Республика Татарстан, Тукаевский район, село Мелекес,  улица Школьная, дом 1А, телефон: 79-35-36.

Электронный адресSmel.Tul@edu.tatar.ru

1.2.         Историческая справка школы

        Во второй половине XIX века в Казанской епархии сформировалась и развивалась миссионерская и просветительская система. В 1864 была открыта в Казани Центральная крещено-татарская школа. Тимофеев Василий Тимофеевич, родом из д. Никифорова Мамадышского уезда, был назначен ее учителем. После принятия священного сана (1869) его поездки по татарским селениям получили миссионерское значение.  Основное внимание миссионеры епархии обращали на создание школ для крещено-татарского населения с обучением детей на родном языке.

         Первая такая школа возникла еще в 1868 г. в селе Мелекес Мензелинского уезда Уфимской губернии. Основана она была на средства елабужского купца Дмитрия Ивановича Стахеева.

         Первым учителем  в с. Мелекес Мензелинского уезда Уфимской губернии стал Игнатий Тимофеев - младший брат Тимофеева Василия Тимофеевича, о.Василия.  В 1864-66 годах он учился в Казанской крещено-татарская школе. После окончания со 2 января 1967 г. работал учителем в с. Апазово; с ноября 1867 года - учитель во вновь открытой школе с. Карабаян Лаишевского уезда;  с сентября 1868 года - учитель в с. Мелекес Мензелинского уезда Уфимской губернии.

         Из истории семьи: в  дальнейшем Игнатий Тимофеев состоял помощником учителя в Казанской крещено-татарской школе, учителем с. Фершампенуаз Верхнеуральского уезда.

         В 1873 году женился на Марине Софроновой, уроженке с. Мелекес (также одна из первых учениц Центральной крещено-татарской школы).  В 1880 году рукоположен в священники с. Остроленка Верхнеуральского уезда. В 1896 году вернулся в Оренбургскую епархию. Умер в 1914 году.

        Сын Игнатия Тимофеева и Марины Софроновой  - Тимофеев Александр Игнатьевич (1881 — 1929) — акушер-гинеколог. Окончил медицинский факультет Казанского университета, работал земским врачом в Пермской губернии. С 1910 г. зав. лабораторией акушерско-гинекологической клиники.  В с. Груздева защитил докторскую диссертацию. С 1915 г. старший ассистент, а в 1916 г. приват-доцент акушерско-гинекологической клиники Казанского университета, позднее профессор акушерско-гинекологической клиники Томского института. С 1920 г. профессор организованной им акушерско-гинекологической клиники в Казанском университете усовершенствования врачей. А. И. Тимофеев — автор более 30 научных работ.

          Общеобразовательными знаниями в церковно-приходских школах ученики овладевали за 3-4 года. "Правила" 1884 г. устанавливали обязательные предметы: обучение детей письму, начальным арифметическим правилам, чтению церковной и гражданской печати, священной истории, молитвам, церковному пению.

           В 1885 г. вышел указ Синода, касающийся духовенства крещенских сел. Он разрешал открыть в Уфимской епархии особые притчи для крещен из татар и башкир. Отмечалось важность перевода основных богослужебных книг на языки местных народов и желательность проповедничества на двух языках (русском и местном). В 80–90-е гг. XIX в. десятки словарей, грамматик и евангелий на татарском и башкирском языках появились в Уфимской епархии. При миссионерском отделении Казанской духовной академии практикантом татарского языка был  священник, много потрудившийся над христианским просвещением своих соплеменников-татар Тимофеев Василий Тимофеевич.  При участии Тимофеева В.Т. были переведены на татарский язык: "Букварь" (Казань, 1862, 3 изд., 1867), кн. Бытия (1863), книгу Премудрости сына Сирахова (1864), Евангелие от Матфея (1866), литургию Иоанна Златоуста и многие священные песни и стихиры. Им же исполнен был перевод на татарский язык полной Псалтири. Тимофееву принадлежат еще "Дневники старокрещеного татарина", изданные под редакцией и с предисловиями Н. И. Ильминского в "Православном Обозрении" (1864 и 1866 гг.) В 1869 году  татарская школа в первый раз услышала полное богослужение на своем родном языке.  В качестве учебников и пособий в них использовались "Священная история Ветхого и Нового Завета" Соколова, "Молитвослов",  "Учение о Богослужении", "Псалтырь", Евангелие, "Букварь" издания Св. Синода, сборники арифметических задач Воронова и Евтушевского. 

         Существовало и серьезные проблемы в организации учебного процесса. Много учеников и особенно учениц бросали учебу из-за материальных трудностей (не было одежды, обуви), а также из-за необходимости наравне со взрослыми работать по хозяйству. Для поддержки детей из малообеспеченных семей земство изыскивало средства в своем бюджете. В 1891/92 учебном году, например, было организовано их бесплатное питание при училищных столовых. В частности, в Мелекесском училище - 12 человек было охвачено бесплатным питанием. (В.В. Ермаков «Челнинская история»).

 

 

         После революции церковно-приходская школа с. Мелекес была переименована в начальную школу. До 1924 года там  учительствовал Денисов Назарий  Денисович, классы именовались «младший», «средний», «старший».  А 1924-28 годах – работали учителя супруги Сабанаевы. Классы стали  называться:  I, II, III, IV классы.  В 1928-1931 годах учил Евдокимов Владимир Петрович. При нем в 1929 году было построено деревянное здание  школы.

         С 1931 по 1936 год в школе работали учителя: Архипова, Попов Порферий, Набиуллин.

         С 1936 до 1947 года -  Сагъдиева, Ахатова Фаузия и Петров Михаил Петрович.

         С 1947 года заведующий начальной школой -Терентьев Григорий Иванович, учителя:  Шабалина Дарья Осиповна, Васильев Захар, Филимонова Мария.

         В 1949 году начальная школа  стала семилетней. Директор - Терентьев Григорий Иванович. Учителя начальных классов:  Фокина Анастасия Романовна (1 класс), Васильева Агафья Васильевна (1 класс),  Шабалина Дарья Осиповна (2 класс), Васильев Захар (3 класс), Назиуллина Канита Гильмановна  (4 класс). В 5а, 5б, 5в классах работали: Харитонов Илья Иванович, Васильева Анна Васильевна, Степанова Анна Федоровна, Маклакова Татьяна И., Закиров Анфак Закирович, Таешева Раиса З.

         С 1951 года директором назначается  Насыйбуллин Габдулла Насибуллович., а завучем - Харитонов Илья Иванович. С 1954 года завучем работает Борисова Степанида Афанасьевна. В 1962-63 учебном году школа становится восьмилетней.

         В 1966 году директором школы назначается Капалыгин Иван Герасимович, завучем - Харитонов Илья Иванович. В ту пору строится новое здание школы. В 1970-71 учебном году школа становится средней.

         С 1971-72  учебного года  до 1983 года школой руководит Харитонов Илья Иванович. Ахметшина Альфия Мухаметхановна - завуч (1971-1982г.)  Ахметзянова Клара Вагизовна - организатор.

        В 1983- 89 годах директором работает Хусаенов Рафаэль Тимерович, Тимофеева Роза Михайловна - завучем;   в 1984-1994годах  организатор - Анисимова Анна Михайловна.

        С 1990 до 2008 года  директором работает Тимофеева Роза Михайловна, Ахметвалеева Мунира Сагировна - завуч (1991 – 2008 годы),  Амирова Марва Гиздетдиновна – зам.директора по воспитательной работе (1994-2002 годы).

       Большой радостью для сельчан стало открытие в 2004 году нового двухэтажного здания школы. Школа стала центром  образования, воспитания, развития и культуры для всего населения Мелекеса и Мелекесского поселения. В 2006 году она стала призером конкурса «Лучшие школы Татарстана», Победителем Всероссийского конкурса  Приоритетного Национального  проекта «Образование» и обладателем гранта в  миллион рублей. Через год школа была поощрена  Правительством РТ и Президентом Республики Татарстан  премией в миллион рублей. Так школа обогатила  свою учебно-материальную базу.

        С 2008 года школой руководит Шагалиева Сария Ханифовна- заслуженный работник общего образования РФ, руководитель высшей категории. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Иванова Чулпан Валентиновна (2008-2012 гг.). Заместитель директора по воспитательной работе Прокопьева Татьяна Ильинична (2009-2012 гг.). Все учителя с высшим образованием, многие имеют правительственные и ведомственные награды:

 Шагалиева Сария Ханифовна - победитель Всероссийского конкурса ПНПО  «Лучший учитель РФ», награждена нагрудным знаком  МО и Н РФ  «За заслуги в образовании»; Хазеева Назима Муллануровна- победитель Всероссийского конкурса ПНПО «Лучший учитель РФ», награждена нагрудным знаком МО и Н РТ «За заслуги в образовании»; Ахметвалеева Мунира Сагировна- отличник народного просвещения, победитель гранта МО и Н РТ  «Лучший учитель»; Амирова Марва Гиздетдиновна- награждена Почетной грамотой МО и Н РФ  и Почетной грамотой МО и Н РТ, ведомственным знаком отличия Федеральной службы государственной статистики - медалью «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года»; Борисова Галина Константиновна- победитель Всероссийского конкурса ПНПО  «Лучший учитель РФ»; награждена нагрудным знаком МО и Н РТ «За заслуги в образовании»; Закирова Флера Карамовна - награждена Почетной грамотой МО и Н РТ; Липатова Зубярзят Масгутовна-  награждена Почетной грамотой МО и Н РФ, нагрудным знаком  МО и Н РТ «За заслуги в образовании»,  победитель гранта МО и Н РТ   «Лучший учитель в области ИКТ».

     Сейчас школа  передовое, современно - оснащенное Миниципальное бюджетное образовательное учреждение «Мелекесская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов».  Школа внесена в реестр  лучших школ России. В школе 3 компьютерных класса, современно оснащенные предметные кабинеты с  условиями для ИКТ, мастерская, кабинет домоводства, спортзал, танцевальный зал, столовая; открыт музей истории родного края. В школе работает филиал городской школы искусств по изобразительному искусству и классу баян, успешно работает филиал спортшколы.  Здесь же размещен филиал Сармановского агролицея. Школа имеет оборудованную спортплощадку, пришкольный участок с разделами фруктовый сад, огород, цветник, учебно-опытный участок, семенник, теплица. В школе работают 19  учителей высшей, первой, второй квалификационных категорий.

 

 

1.3.         Современная характеристика населенного пункта с учетом расположения школы (тип застройки, удаленность от дороги, предприятий, жилых домов, транспорт, наличие лесопарковых зон)

1.Тип здания - Двухэтажное кирпичное  здание с подвалом,  общая площадь –  2018,5  кв.м.

2. Год ввода в эксплуатацию -  1 сентября 2004 года

3.  Проектная мощность  - 164 учебных мест

4. Фактическая наполняемость – 115 учащихся

5. Количество и общая площадь учебных кабинетов  - 15, 675,3 кв.м.

6. Наличие спортивного зала, его площадь –  275 кв.м

Кроме того, школа имеет:

•          Столовую на 66 посадочных мест

•          Актовый зал -68,4 кв.м

•          Библиотеку (книжный фонд) – 11541 экземпляров               

•          Спортивную площадку

•          Учебно - опытный участок с садовым отделом– 2,99 га

•          школьный краеведческий музей

•          Мастерские по обработке металла и дерева

•          Технику: автобус 

      «Мелекесская  средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»  располагается  в 9 км от города Набережные Челны и 252 км от столицы республики - города Казань.

       Школа расположена в сельской местности  рядом с федеральной Альметьевской трассой. Фермерских хозяйств -1, в основном семьи имеют землю до двух гектаров, выращенную продукцию реализуют в г. Набережные Челны.  В селе работает 2 магазина «Светлана» и «Бэхетле», недавно начала действовать организация по переработке мяса «Вегас».  В 8 км от села действует аэропорт «Бегишево», в 2 км от села проходит Куйбешевская железная дорога. 

        В 3 км от школы произрастает смешанный лес (осина, сосна, ель, рябина, орешники, дикая ежевика, калина и т.д.). В 2,5 км на юго-западе от школы есть пруд. По центральной части села протекает река Мелекеска, которая впадает в реку Кама.

1.4.         Природно-климатическая характеристика месторасположения школы (рельеф, освещенность участка, почва, преобладающие ветры, шумовая нагрузка, растительность, ориентация по сторонам горизонта)

         Школа находится в 252 км от республиканского центра города Казани и в 9 км от районного центра города Набережные Челны. Рельеф территорий характеризуется большим количеством разветвленных балок, по склоном различной длины, крутизны, экспозицией и формы. Растительный покров представлен в основном разно злаковыми пастбищами среди которых преобладают: овсяница красная клевер луговой, тысячелетник обыкновенный и другие. Древесная растительность представлена кустарниковыми зарослями и деревьев, состоящий из черемухи, рябины, березы, осины, ели, сирени.

       Преобладают черноземные почвы. В основном это оподзоленные черноземы 6,3%, выщелоченные 21,3% и типичные почвы 6,5%. По механическому составу почвы в основном среднесуглинистые, а по кислотному составу преобладают близкие к нейтральным, почвы занимающие 43,5%.  Имеются также слабо и средне кислые почвы, подлежащие первоочередному известкованию.

       Территория школы  характеризуется умеренно-континентальным климатом с теплым летом и холодной зимой. Годовая сумма осадков составляют 480-500 мм, из которых около 70% выпадает в теплый период  (апрель-октябрь).

       Несмотря на это, из-за интенсивного испарения и неравномерного выпадения осадков во времени, часты  и сухие периоды, отрицательно влияющие на рост и развитие растений и на урожайность овощных культур.

        Агроклиматические ресурсы территории оценивается по двум показателям: теплообеспеченность и влагообеспеченность вегетационного периода. Показателем теплообеспеченности является сумма средних суточных температур воздуха за период с температурой более 100 0С (период активной вегетации основных овощных культур).

        Теплообеспеченность вегетационного периода. Одним из главных факторов, определяющих развитие растений, является тепло. В температурном режиме выделяются теплые и холодные периоды и связанные с ними периоды вегетации и покоя растений.

        За начало и конец вегетации принимают сроки устойчивого перехода средней суточной температуры воздуха через 50 0С. Этот переход весной наблюдается 19-22 апреля, осенью – 6-10 октября. Продолжительность вегетационного периода 166-173 дня. Сумма температур за это время 2320-2560 0С.

       При выращивании сельскохозяйственных культур необходимо, чтобы обеспеченность теплом составляла не менее 90% от суммы активных температур. На территории в 90% лет сумма активных температур составляет 1700-2000 0С, что обеспечивает ежегодное созревании  культур.

        Влагообеспеченность вегетационного периода. Другим важным фактором, влияющим на рост и развитие культур, является влагообеспеченность вегетационного периода.

        Представление о ресурсах увлажнение дает количество осадков, выпадающих за период вегетации или по месяцам (декадам). Сумма осадков за вегетационный период составляет 250-270 мм. В период формирования урожая полевых культур (май-июнь) ежемесячно выпадает 20-55 мм, что обеспечивает достаточное увлажнение полей.

        Потребность растений во влаге в различный периоды развиваются не одинаково. Наибольшая потребность наблюдается в период интенсивного роста их массы.  Поэтому для ранних культур решающее значение имеют осадки первой половины, а для поздних - второй половины лета.

        Ресурс влаги кроме осадков характеризует запасы продуктивной влаги в почве, одним из источников пополнения запасов влаги в почве является весенние талые воды. В начале вегетации запасы продуктивной влаги в почве составляет 140-160мм на черноземах оподзоленных и выщелоченных, 120-140см на черноземах обыкновенных. Запасы продуктивной влаги в метровом слое оцениваются как хорошие и удовлетворительные.

     При образование снежный покров в конце второй декады ноября имеет небольшую высоту 5-10 см. В дальнейшем снегопады увеличиваются  до 20-30 см  и максимального значения высота снежного покрова достигает в первой половине марта 35-45см на открытых и 45-55 см на защищенных участках. Продолжительность залегания снежного покрова 140-150 дней.

      Шумовая нагрузка отсутствует, так как шум от автомобильного транспорта защищается деревьями, стеклопакетами на школьных окнах. Немаловажную роль играет достаточная отдаленность здания школы от федеральной трассы. Вдоль забора школы растут липы, березы, рябина, что способствует уменьшению запыленности.