Электронное образование Республики Татарстан

МБДОУ "Детский сад №324 комбинированного вида" Советского района г. Казани

Визитная карточка

Адрес: 420061, г. Казань, ул. Ак. Губкина, д. 13А(основное здание), 420053, , г. Казань, ул. 4-ая Станционная д.5Б (филиал)
Телефон: +7(843)-273-17-92
E-Mail: rdo222@yandex.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МБДОУ №324
Руководитель: Евстафьева Лариса Анатольевна
Год основания учреждения: 1974
У нас учатся: 192
У нас учат: 19

Кризис трех лет

            Еще совсем недавно мама не могла нарадоваться на своего подросшего малыша, который уже все понимает, оказывает посильную помощь, слушается и практически не закатывает истерик, но неожиданно чадо, как подменили...  Маленький буян ломает любимые игрушки, реагирует на замечания только со стороны папы, а некогда любимую мамочку игнорирует в принципе, на любую просьбу отвечает коротко и емко  - «нет», а рыдания в магазине становятся обыденным делом? Значит, пора заглянуть в календарь и удостовериться, что у малыша начался первый серьезный личностный кризис – кризис трех лет.

Кризис трех лет: причины.

          Кризис трех лет понятие относительное, с одной стороны рамки его возникновения весьма подвижны – от 2,5 лет у девочек до 3,5 у мальчиков, с другой же, данному «кризису» не всегда сопутствуют деструктивные изменения в поведении ребенка, которых так боятся родители.  

Дело в том, что кризис - это не пик трудностей в воспитании и общении с ребенком или временное ухудшение его поведения, а переломный момент в формировании личности подрастающего человека. Первопричина кризиса трех лет кроется в изменении самосознания ребенка с младенческого подчинения воле родителей, на личную самостоятельность, где главенствует свое «Я», которое не равноправно с родительским, а превосходит его! Конфликты на этой почве возникают преимущественно в том случае, когда родителям взросление чада по каким-либо личным причинам «не удобно». Ведь признание за ребенком права на выражение его желаний означает необходимость принимать их во внимание, а значит, усложнять для себя процесс «воспитания ребенка». Куда проще одеть ребенка самой, чем ждать пока он натянет шапку, или не пустить играть в лужу, вместо того, чтобы дать малышу утолить жажду познания, а затем, вернуться домой и переодеться и т.д.

         При спокойной обстановке в семье, где установлены доверительные отношения, а не царит деспотизм родителей над ребенком, дети с легкостью преодолевают трудности перехода из раннего детства в детство дошкольное, без надрыва для себя и с сохранением нервной системы родителей. Для того, чтобы облегчить негативные «кризисные» проявления, но выйти из переломного возраста с багажом необходимых личностных достижений у ребенка, важно вовремя распознать «первые ласточки» кризиса трех лет и научиться реагировать на них конструктивно.

                   Кризис трех лет: проявления.

         Кризис трех лет проявляется весьма разнообразно, у большинства детей в этот период наблюдаются следующие характерные симптомы:

1.     Упрямство и деспотизм. Чаще всего упрямство выражается в требованиях чего-либо, несмотря, на заведомую бесполезность или опасность желания. Важно различать упрямство и целеустремленность. Если ребенок не ест суп, а желает макароны и всячески настаивает таком питании – это не упрямство, а личные пищевые предпочтения, в том же случае, когда малыш требует поперчить суп «как для папы» и не приемлет никакую иную пищу, кроме такого супа – можно говорить об упрямстве в чистом виде. Деспотизм апогей упрямства, который выражается в требовании полного подчинения взрослых ребенку и его желаниям.

2.     Негативизм. Проявляется негативизм у детей либо в виде выполнения противоположных просьбам действий (не пей из лужи – пьют, не грызи ногти – грызут и т.д. хотя без данных реплик эти действия и не пришли бы на ум), либо в игнорировании отдельных людей (ребенок покладистый при папе, маму же «не слышит»).

3.     Строптивость. Ребенок выражает свое несогласие с правилами поведения в семье, отказывается мыть руки до еды (они не грязные), ложиться спать, когда взрослые еще бодрствуют, надевать шапку, несмотря на прохладную погоду и т.д.

4.     Своеволие и протест. У ребенка появляется знаменитое «Я сам», которое формирует такие черты характера, как самостоятельность и стремление к саморазвитию. Желание ребенка выполнять определенные действия самому, важный этап его психосоциального развития. Своеволие, ключевой положительный симптом, без которого кризис трех лет теряет свою основную функцию адекватного взросления. В том случае, если природный позыв к самостоятельности родители настойчиво купируют, а это происходит повсеместно, ребенок начинает бунтовать. Протест против взрослого неприятия «Я» ребенка выражается в истериках, девиантном поведении, агрессии.

5.     Обесценивание. Проявляется обесценивание чаще всего агрессивным поведением по отношению к тем вещам, что были близки и дороги ребенку. Он может ломать игрушки, выкидывать вещи, таскать за волосы или бить родителей, отказываться от любимой ложки или игрушки в пользу любой другой и так далее.

Кризис трех лет: что делать?

         Когда проявления кризиса становятся не эпизодическими, а регулярными в жизни семьи, важно признать необходимость изменения отношения к ребенку, иначе кризис трех лет может затянуться и перерасти в подростковый, либо авторитаризм родителей погубит самостоятельность малыша в зародыше, даруя миру еще одного инфантильного безвольного человека.

1.     Не старайтесь подчинить себе ребенка, дайте ему право иметь свое мнение, прислушивайтесь к нему, и старайтесь повернуть ситуацию так, чтобы ребенок сам пришел к нужному выводу. Если ребенок не хочет надевать варежки, не настаивайте, а возьмите их с собой, когда замерзнут ручки – сам придет и попросит их. Старайтесь работать с ситуацией так, чтобы малышу не нужно было «признавать свои ошибки», а была возможность самому «прийти к нужной мысли». Другими словами, забудьте фразу «я же тебе говорила!»

2.     Поощряйте инициативу ребенка, пусть он одевается сам, кушает сам, ложиться спать сам, моет пол сам, даже если вы можете сделать это в 10 раз быстрее и лучше!

3.     Хвалите ребенка за каждое из его маленьких достижений. Именно похвала должна заменить наказание и стать стимулом для малыша.

4.     Дайте ребенку столько свободы в мелочах, сколько необходимо для спокойного восприятия им крупных ограничений. Чем чаще малыш будет слышать «да, попробуй», тем спокойнее он отнесется к глобальным «нет».