Электронное образование Республики Татарстан

МБДОУ "Детский сад №324 комбинированного вида" Советского района г. Казани

Визитная карточка

Адрес: 420061, г. Казань, ул. Ак. Губкина, д. 13А(основное здание), 420053, , г. Казань, ул. 4-ая Станционная д.5Б (филиал)
Телефон: +7(843)-273-17-92
E-Mail: rdo222@yandex.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МБДОУ №324
Руководитель: Евстафьева Лариса Анатольевна
Год основания учреждения: 1974
У нас учатся: 192
У нас учат: 19

Общение и формирование личности ребенка

Общение и формирование личности ребенка.

Нежно прижимая руку к своему животу, будущая мама думает, каким будет ее ребенок – умным и скромным «ботаником», говорливым и шустрым «весельчаком», или мрачным и жестоким «циником», и чаще всего даже не подозревает, что малыш, который скоро придет в этот мир, еще и сам не знает, каким он вырастет!

Ребенок рождается лишь с определенным набором инстинктов, у него нет морали, он не оперирует такими понятиями, как «добро» и «зло», не может обращаться к «памяти предков» самостоятельно. Другими словами, не имеет представления о том, как «принято» жить в этом мире, что плохо и что хорошо.  В процессе общения сначала с родителями, а затем, с другими представителями социума, малыш начинает накапливать в себе определенные мировоззренческие установки, поведенческие реакции, и интересы, что и можно считать началом формирования личности.

Прежде чем говорить о том, как правильно выстроить общение и формирование личности ребенка, чтобы воспитать достойного человека необходимо понять какие фазы становления личности проходит малыш, каждый раз попадая в новые условия существования.

Фазы становления личности.

         Личность ребенка формируется только при взаимодействии, либо с другим индивидуумом, либо с определенной группой, живущей по своим внутренним законам. Потому, первой фазой становления личности при любой коммуникации будет адаптация. К примеру, ребенок первый раз, оказавшийся в песочнице, интуитивно сначала присматривается к другим детям, перенимает «законы» данной группы, (все играют в куличики и он начинает, все катают машинки и «новому» ребенку нужно это же делать, принято делится игрушками – делится, не принято - жадничает), то есть вливается в группу детей и становится там «своим».

         Как только период адаптации завершен, и ребенок чувствует себя полноправным членом этого малого сообщества, у него возникает желание выделиться, снискать определенную славу (по З.Фрейду), начинается фаза индивидуализации. Проявлять себя ребенок может по-разному, либо удивлять других своими умениями залазить на горку, либо хвастать самыми крутыми игрушками, либо озорничать и ломать чужые «песочные замки».

         В свою очередь сообщество будет решать, как реагировать на индивидуализацию ее отдельного члена, стараясь поощрять те особенности каждого, что выгодны другим членам общества, и осуждать противоположные. Ребенок же будет проходить так называемую фазу интеграции, то есть пытаться проявить свою индивидуальность так, как считает нужным, но в тоже время «остаться» своим в группе, либо покинуть ее.

         Все эти фазы многократно повторяются в течение жизни человека, каждый раз привнося в его личность новые черты. Чем выше уровень развития сообществ, в которых пребывает человек, тем более развитая у него личностная составляющая.

         Общение и формирование личности ребенка раннего возраста.

         Основываясь на фазах становления личности в группах, посмотрим, как с помощью правильного подхода к ребенку формировать его личность, таким образом, чтобы вырастить «хорошего» человека!

Адаптация новорожденного ребенка к внешнему миру начинается сразу после рождения, задача родителей в этот период помочь малышу справится с родовым стрессом и обеспечить максимально комфортные условия и уход за ребенком до года. Чем проще пройдет первый в жизни малыша период адаптации, тем легче ему будет вливаться в сообщества в течение всей будущей жизни. В этот временной отрезок у ребенка появляются первые знания того, как вести себя в социуме, он быстро запоминает реакцию окружающих на какой-либо раздражитель и копирует ее. Самое простое – крик родителей. Если авторитетный для малыша взрослый, может себе позволить повышать голос, то и ребенок, адаптируясь, считает это нормальным проявлением эмоций. В результате ребенок становится крикливой и неуравновешенной личностью.

Ближе к двум годам ребенок входит во вторую фазу становления личности и начинает проявлять свою индивидуальность. Чаще всего это выражается в понимании родовой принадлежности «моя мама», «мой папа», и в желании подражать родителям и получать похвалу, то есть осознавать, что ты «любимый», «молодец», «наша гордость» и так далее. На этом этапе важнейшим элементом общения с ребенком, должно стать признание его маленьких заслуг и обязательное восхищение положительными достижениями, в то время как на негативные проявления, желательно не реагировать, дабы не провоцировать ребенка на них, когда ему захочется сделать «на зло».

Фаза интеграции в становлении личности детей раннего возраста, сегодня часто именуется «кризисом трех лет». На самом деле, данный «кризис», скорее показатель того, что интеграция ребенка в социуме происходит с осложнениями. Чаще всего к этой проблеме приводит неправильный пример родителей в период адаптации.

Повлиять на формирование личности ребенка в это время поможет личный положительный пример, а так же четкие установки для всех взрослых в непосредственном окружении ребенка, касающиеся отношения к плохому и хорошему поведению малыша. Другими словами, на истерики желательно реагировать спокойно, и поддаваясь на провокации, и не переходя на уровень ребенка (крик или угрозы). Вместе с тем, важно поощрять положительные побуждения ребенка.

Общение и формирование личности ребенка раннего возраста, происходит по схеме «насаждения» взрослым человеком важнейших социальных понятий и реакций, и четкая оценка поведения ребенка согласно «пройденному материалу».

 Общение и формирование личности ребенка в дошкольном возрасте.

         В дошкольном возрасте все ступени становления личности ребенок пройдет в новом для него сообществе – детском саду, либо в других группах, где его общение расширится до коммуникаций с «чужими» взрослыми и другими детьми. Для формирования личности ребенка на этом этапе взросления, родителям с одной стороны необходимо ввести ребенка в группы с более высоким развитием (то есть детский сад предпочтительнее игр во дворе), с другой максимально контролировать изменения в личности ребенка под давлением нового окружения.

         Облегчить адаптационный период в детском коллективе, поможет подготовка ребенка к детскому саду, после которой он будет чувствовать себя уверенно и скорее станет «своим». Проявить индивидуальность в положительных действиях помогут интересные увлечения: конструирование, спорт, музыка, ранее чтение и так далее. Реализованное желание показать свое «я» сведет на нет, желание выделится с помощью хулиганства,  или нарушения норм поведения. Интеграцию ребенка в среду садика улучшат умение кооперировать усилия со сверстниками, решать спорные моменты с участием взрослых, а так же обсуждение детсадовских проблем с родителями, для преемственности их отношения к интересной или конфликтной ситуации.

           Обобщая, следует сказать, что в период раннего и дошкольного детства формирование личности ребенка идет лишь в непосредственном общении с самыми близкими взрослыми, жизненные позиции которых, ценности и поведенческие реакции заимствуются ребенком и отражаются в его личности.