• Информируем вас, что с 1 января 2024 года оценки и расписание доступны в новой версии Электронного образования по адресу ms-edu.tatar.ru. В данной версии электронного дневника вы можете продолжать смотреть ранее полученные оценки.
    С более подробной информацией можно ознакомится на сайте: info.edu.tatar.ru.

Электронное образование Республики Татарстан

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 143 комбинированного вида" Советского района г.Казани

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Визитная карточка

Адрес: РТ, г. Казань, пр.Альберта Камалеева, 12А; ул.Мансура Хасанова,17А (филиал)
Телефон: 8(843)222-54-08(07), 8(843)590-04-03 (филиал)
E-Mail: ds.143kzn@mail.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МБДОУ "Детский сад № 143 комбинированного вида" Советского района г.Казани
Руководитель: Краснова Елена Александровна
Год основания учреждения: 2010
У нас учатся: 341 ребенок
У нас учат: 22 педагога

Страничка логопеда

Консультации учителя - логопеда
 
 
Очень часто родителей волнуют вопросы: сколько времени займёт работа по коррекции звукопроизношения у ребёнка, от чего зависит темп и эффективность работы по исправлению звуков, как правильно организовать домашние занятия ребенка и родителя. Ответы на эти вопросы Вы найдете здесь...
 
Особенности работы
по исправлению звукопроизношения у детей.
 
К наиболее часто искажаемым звукам у детей относятся свистящие (С, СЬ, З, ЗЬ, Ц), шипящие (Ш, Ж, Щ), звук Ч, сонорные (Л, ЛЬ, Р, РЬ). В этом же порядке звуки ставятся и закрепляются в речи по мере их прочного включения в речь.
 
Сроки преодоления недостатков произношения зависят от ряда факторов:
 
1. Индивидуальных, возрастных и психологических особенностей ребенка. У детей нередко наблюдается скованность, стеснительность, замкнутость, а иногда и боязнь встреч с незнакомыми сверстниками и взрослыми, поэтому логопеду иногда требуется время, чтобы расположить ребенка к себе и адаптировать к занятиям. Также эффективность коррекционной работы зависит от уровня развития произвольного внимания, восприятия, памяти, мыслительных операций. В случаях аномалий органов, участвующих в артикуляции (язык, нёбо, зубы, челюсть), также требуется время для подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков;
 
 
2. Регулярности посещения занятий ребенком. Логопед старается организовать занятия в форме игр, но они все равно несут обучающий характер, то есть на них ребенок получает определенные знания, умения и навыки, которые требуют закрепления и развития на последующих занятиях. Поэтому, если ребенок посещает занятия нерегулярно, зачастую данные знания и навыки теряются или не получают своего развития, и процесс логопедической работы замедляется;
 
 
3. Участия родителей в процессе коррекции. Если у вашего ребенка проблемы с произношением, и он посещает занятия с логопедом, все равно работа даже самого лучшего логопеда не даст хороших результатов, если вы дома не будете регулярно заниматься с ребенком, поскольку коррекция звукопроизношения – это выработка у ребёнка нового условного рефлекса (новой привычки говорить), которая должна подкрепляться положительным эмоциональным настроем, поддержкой ребенка родителями (похвалами, поощрениями) и контролем;
 
 
4. Степени сложности дефекта, то есть в зависимости от речевого диагноза:
 
- Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Считается наиболее «легким» диагнозом, поддающимся исправлению в довольно короткие сроки при соблюдении условий, указанных в пунктах 2. и 3. Но и здесь существуют свои нюансы, поскольку дислалия может быть простой (нарушена одна группа звуков, например, шипящие) и сложной (нарушены несколько групп звуков, например, свистящие и шипящие). Для исправления сложной дислалии потребуется больше времени. Дислалия может также быть органической (механической), при которой наблюдаются отклонения в строении языка (укороченная подъязычная связка, слишком маленький или большой язык), нёба, челюстей, зубов. В некоторых случаях механических дислалий необходима консультация (а в ряде случаев и лечение) хирурга и ортодонта. Влияние логопеда в этих случаях также длительно, так как выполняются специальные подготовительные упражнения, которые требуют времени.
 
- Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – нарушение звукопроизношения вследствие дефектов восприятия речевых звуков (фонем). Проявляется в заменах звуков, смешениях их и пропусках. Коррекционная работа с детьми, имеющими данный диагноз, проводится по развитию фонематического восприятия и исправлению произношения и более длительна.
 
- Дизартрия – нарушения произношения, обусловленные недостаточностью иннервации речевого аппарата в результате поражения центральной и периферической нервной систем. Наблюдается у детей, перенесших асфиксию или родовую травму или имеющих в анамнезе влияние других неблагоприятных воздействий во время внутриутробного развития или в период родов. Дизартрия – одно из самых распространенных речевых нарушений в настоящее время. Часто выражается в межзубном произношении звуков, «хлюпающих» (боковых) звуках и нарушениях звуков раннего происхождения (М, П, Б, Т, Д, К, Г, Х и др.). Практика показывает, что работа с такими детьми занимает больше времени и требует больше усилий от логопеда и родителей. Речь ребенка должна подвергаться постоянному контролю.
 
 
Логопедическое воздействие осуществляется поэтапно:
 
 
I. Подготовительный этап.
 
Задачами данного этапа являются:
 
развитие умения узнавать и отличать нарушенный звук на слух; формирование артикуляторной базы (достаточной подвижности языка, губ), необходимой для правильного произношения того или иного звука или группы звуков. На данном этапе выполняется артикуляционная гимнастика. Логопед покажет упражнения, которые нужны именно Вашему ребенку. Гимнастику необходимо выполнять каждый день перед зеркалом.
 
II. Этап постановки звука.
 
Поставить правильный изолированный звук должен логопед с помощью подражания и механического воздействия. Например, зачастую вызвать правильный звук Р достаточно трудно. Практика показывает, что вызвать этот звук при помощи подражания удается редко. Обычно постановке звука Р предшествует долгая работа по подготовке артикуляционного аппарата, выработке нужных движений языка. Поэтому маме и ребенку надо запастись терпением.
 
III. Этап автоматизации (закрепления) звука.
 
Исправлением отдельно взятого звука логопедическая работа не может ограничиться. Необходим продолжительный этап включения вызванного звука в самостоятельную речь ребенка, причем в строго определенной последовательности: сначала в слогах, затем в словах, предложениях и в связных высказываниях. На этапе автоматизации (включения в речь) звука занятия родителей с детьми по заданию логопеда необходимы. Их следует проводить ежедневно или через день около 15 мин.
 
IY. Этап дифференциации.
 
Иногда оказывается, что в процессе автоматизации ребенок начинает свободно включать в спонтанную речь поставленный звук. И если он не смешивает его с другим звуком (зачастую с тем, на который заменял его до начала коррекционной работы), то нет необходимости в последующей работе над ним. В логопедической практике часто встречаются случаи, когда требуется дальнейшее продолжение работы над звуком по его разграничению с другими звуками, то есть дифференциации.
 
 
 
Рекомендации родителям к проведению домашних занятий с детьми по коррекции звуков.
 
1. Подготовьте ребенка психологически к будущей деятельности. Он должен понять, что говорить нужно правильно и этому надо учиться. Взрослому также следует запастись терпением, настроиться на кропотливую работу. Будьте заинтересованы, внимательны, настойчивы.
 
2. Приготовьте место для занятий: небольшой стол и два стула одинаковой высоты. Помните, что способность детей дошкольного возраста к концентрации внимания очень невелика, поэтому проследите, чтобы рядом не было предметов, отвлекающих ребёнка от работы.
 
3. Не приступайте к занятию в дурном настроении: нельзя показывать ребёнку своё нежелание заниматься.
 
4.Старайтесь не заниматься с ребёнком, если он утомлён или перевозбуждён, скорее всего, такие занятия не дадут результата.
 
5. Не торопите ребёнка во время выполнения задания.
 
6. Добивайтесь того, чтобы ребёнок чётко и внятно произносил нужный звук ("нажимал" на этот звук) в предложенных словах, самостоятельно называя картинки или повторяя слова за Вами.
 
7. Если у ребёнка что-то не получается, не кричите на него, не настаивайте на выполнении, а договоритесь о том, когда он попытается выполнить задание ещё раз.
 
8. Каждому ребёнку необходимо разное время для овладения правильным произношением. Не сравнивайте успехи Вашего ребёнка с результатами других детей. Здесь необходим индивидуальный подход.
 
9. Не забывайте улыбаться и хвалить малыша за любое, даже самое маленькое достижение.

 Информация для родителей

 

Не говори всегда что знаешь, но знай всегда что говоришь (Клавдий).

Речь - удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им.                                                                                       (Г.Гегель).
    Всем родителям хочется, чтобы ребёнок говорил чисто, правильно, выразительно. Именно развитая речь со всеми ее компонентами является одним из важнейших показателей готовности ребёнка к школьному обучению, индикатором его коммуникативных возможностей. Но, к сожалению, очень часто у малыша бывает "каша во рту". В этом случае на помощь ребенку и семье приходит наука логопедия и ее представитель в детском саду - логопед.
Логопедия - от греч. logos — речь и paideia — воспитание, то есть воспитание речи. Это     наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.
Практическая задача дошкольной логопедии - профилактика, выявление и устранение речевых нарушений. Задача логопеда заключается в том, чтобы помочь ребенку преодолеть речевые нарушения, тем самым обеспечить полноценное, всестороннее его развитие.
Нарушения речи в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении, общении со сверстниками. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных, в частности речевых, контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности.
Также нарушается формирование личности ребенка, что влечёт за собой психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы; развиваются отрицательные качества характера (застенчивость, нерешительность, замкнутость, негативизм, чувство неполноценности).
Все это негативно сказывается на овладении грамотой, на успеваемости в целом, на выборе профессии.
Значительный процент речевых нарушений проявляется в дошкольном возрасте, так как этот возраст является сензитивным периодом развития речи.
Очень важно развивать речь детей, так как ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающим его миром. Он может понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами. Необходимо, прежде всего, живое общение с ребёнком и грамотно простроенное обучение родной речи.
Задачи по обучению родному языку:
1. Вызывать интерес к родному языку
2. Развитие понимания речи
2. Формировать у ребёнка тенденции к саморазвитию собственной речи, а именно, связной (фразовой) речи
3. Развитие слуховой памяти и фонематического восприятия
6. Формирование грамматической стороны речи
7. Развитие интонационной стороны речи (выразительность, эмоциональность)
8. Воспитание звуковой культуры речи
9. Ознакомление с художественной литературой

Немаловажным будет и работа логопеда по развитию у ребёнка мелкой моторики рук. Поскольку речевой и моторно-двигательные центры в коре головного мозга находятся рядом и взаимосвязаны, то, отрабатывая мелкие (точные) движения кистей рук ребёнка, мы стимулируем его речевое развитие. Всё это в дальнейшем положительным образом повлияет на развитие графических навыков, необходимых для обучения письму будущего первоклассника.
В работе по коррекции речевого нарушения важен принцип комплексного подхода. Коррекционно-развивающая работа будет эффективной лишь при совместной работе логопеда, психолога, педагога и родителей.
Направления коррекционной деятельности:

- Формирование фонематических процессов;                                                                                  
- Исправление дефектов звукопроизношения;
- Развитие связной речи у детей
- Формирование грамматической стороны речи
- Развитие интонационной стороны речи (выразительность, эмоциональность)
- Воспитание звуковой культуры речи
- Ознакомление с художественной литературой
 - Развитие общей и мелкой моторики;
 - Артикуляционная (координация мышц речевого аппарата)
 и пальчиковая гимнастика;
 - Развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления);
 - Развитие темпо-ритмической стороны речи;
 - Дыхательно-голосовые упражнения;
- Пополнение и активизация словарного запаса;
 - Подготовка к обучению грамоте, профилактика дисграфии и дислексии.

Формы сотрудничества с родителями:
- Родительские собрания
- Домашние задания
 - Тестирование и анкетирование
- Консультации для родителей
- Открытые логопедические занятия