Электронное образование Республики Татарстан

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 402 комбинированного вида" Советского района г.Казани

Визитная карточка

Адрес: 420140, РТ, г.Казань, ул. Ю.Фучика, д. 139
Телефон: +7(843) 262-11-18; +7(843) 262-57-05
E-Mail: madou402@mail.ru, madou.402@tatar.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МАДОУ "Детский сад № 402 комбинированного вида" Советского района г.Казани
Руководитель: Садыкова Эльза Махмутовна
Год основания учреждения: 1991
У нас учатся: 390
У нас учат: 22

Советы логопеда

Логопедическая работа в детском саду

 

В нашем детском саду функционируют две логопедические группы — старшая и подготовительная к школе. В них проводится коррекционная работа по устранению и общего, и фонетико-фонематического недоразвития речи детей.

 Комплектование детей с нарушениями  речи в логопедические группы проводится после  решения психолого - медико-педагогической комиссии.

 Дошкольники,  имеющие различные речевые нарушения, объединяются в одну возрастную группу по сходству уровня речевого недоразвития. 

Для работы используются программы  и  учебно-методические комплекты для детей с нарушением речи, а именно:

1.    Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (для детей подготовительной к школе группы). Составители: Г.А.Каше, Т.Б. Филичева.

2.    Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи: 6-го года жизни. Авторы: Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина.

3.    Учим говорить правильно (учебно-методический комплект). Автор: Т.А. Ткаченко.

4.    Программа логопедической работы в дошкольном учреждении. Авторы: Л.В. Лопатина, Г.Г. Голубева,  Л.Б. Баряева.

5.    Программа  коррекционно - развивающей работы в  логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (4 до 7 лет).   Автор: Н.В. Нищева.

6.    Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада (практическое пособие).  Часть1 (первый год обучения, старшая группа). Часть 2 (второй год обучения, подготовительная к школе группа). Авторы: Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.

7.    Программно – методические материалы для логопедических занятий. Автор: Л.М. Козырёва.

8.    Программа работы с детьми 4-5 лет с общим недоразвитием речи. Автор: Н.В. Смирнова.

9.    Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Автор: Т. В. Туманова.

10.                       Речедвигательная  ритмика.  Составители: А. Я. Мухина, Н. Ю. Михайлова.

              

Направления работы учителя – логопеда в детском саду:

 

- Логопедическое обследование;

- Консультирование  родителей;

- Развитие  неречевых психических функций   (внимание, восприятия, памяти, мышления, моторики, зрительно-пространственных навыков);

- Развитие правильного физиологического и речевого дыхания;

- Развитие артикуляционной моторики и мимической мускулатуры;

- Коррекция звукопроизношения у детей;

- Развитие лексики и грамматического строя речи;

- Развитие связной речи;

- Коррекция нарушений чтения и письма;

- Подготовка к обучению грамоте;

- Развитие мелкой моторики рук.

Коррекционная работа представляет с собой сложную многоступенчатую деятельность. Сложность работы возникает от многих внутренних и внешних факторов влияющих на развитие речи ребенка. Логопат находится под бдительным надзором со стороны логопеда, психолога, медицинского работника, воспитателя, и конечно самих родителей.

Логопед проводит фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия.

Занятия по коррекции речи проводятся  в логопедических кабинетах. Они оснащены таким образом, что обеспечивают коррекционную, воспитательную помощь детям с нарушением речи. Занятия проводятся в строго отведенные часы.

Большую роль в работе  логопеда играют родители,  участия в родительских собраниях, вовлечения родителей в речевую работу с детьми, в процессе которой предполагается организация правильного отношения к речи ребёнка в домашней обстановке и помощь в выполнении домашних заданий, даваемых логопедом. Совместная работа логопеда с родителями также определяет общий успех коррекционного обучения. С этой целью проводятся; открытые занятия, консультации, семинары-практикумы, оформляются информационные стенды, папки-передвижки.

Советы логопеда

Очень часто дети, плохо говорящие для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уже о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата. Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари и целые овощи, и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо.

Чтобы развить мышцы щек и языка, покажите ребенку, как полоскать рот. Научите надувать щеки и удерживать воздух, «перекатывать» его из одной щеки в другую.

Не забывайте развивать и мелкую моторику — то есть малыш как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками. Каким бы утомительным вам это ни казалось, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причем начинать тренироваться ребенку лучше не на своей одежде, а сперва «помогать» одеваться куклам и даже родителям.

По мере того как детские пальчики будут становиться проворнее, его язык будет все понятнее не только маме.

В детском возрасте очень полезно лепить. Только не оставляйте ребенка наедине с пластилином, чтобы вовремя пресечь его желание попробовать слепленный шарик на вкус.

Многие мамы не доверяют ребенку ножницы. Но если в кольца ножниц просовывать свои пальцы вместе с детскими и вырезать какие-нибудь фигурки, получится отличная тренировка для руки.

Наверное, каждая мама знает, когда у ребенка должны вырасти зубки, когда малыш должен сидеть, а когда сделать первые шаги. А вот когда он должен правильно произносить звуки, к сожалению, задумываются не все и часто спохватываются лишь перед тем, как приходит время оформлять ребенка в школу или в детский сад в лучшем случае.

У детей в возрасте до трех лет существует возрастное косноязычие, когда они неточно воспроизводят звуки. Конечно, родители понимают речь любимого чада с самого младенчества, но крайне важно, чтобы в определенном возрасте произносились определенные звуки:

• 1-2 года - звуки: А, У, О, И, П, Б, М
• 2,5 года - звуки: Г, К, X, Й, Ы, Г, К, X
• З года - звуки: Ф, С, 3, Т, Д, Н, Ц
• 4 года - звуки: Ж, Ш, Ч, Щ
• 5 лет - звуки: Л, Р

Если это не происходит до пяти лет, проблему решить гораздо сложнее и вмешательства специалиста не избежать.

Среди основных нарушений речи выделяют:

- дислалия - нарушение произношения отдельных звуков (картавый «р», замена «р» на «л» или «ш» на «с»; тогда и получается вместо «рыба» - «лыба», вместо «шишки» - «сыски» и т. п.);
- фонетико-фонематические нарушения - когда ребенок не только произносит, но и воспринимает неправильно звуки родного языка;
- общее недоразвитие речи - когда нарушены и произношение, и восприятие, и грамматика;
- бедный словарный запас;
- отсутствие связкой речи;
- заикание.

Основные рекомендации родителям:

♦ Ни в коем случае не подражайте неправильному произношению ребенка, не «сюсюкайте». Дети вполне способны воспринимать правильную литературную речь. Даже с самым маленьким ребенком говорите красиво и грамотно.

♦ Помимо произношения звуков обратите внимание на общую структуру речи. Послушайте, как ребенок выражает свои мысли, правильно ли строит предложения, согласовывает ли слова в роде, числе, падеже, правильно ли использует предлоги и союзы. У пятилетнего ребенка уже не должно быть аграмматизмов.

♦ Если ребенок говорит слишком громко или, наоборот, у него тихий голос - обратитесь к отоларингологу, т. к. ребенок может оказаться слабослышащим или иметь проблемы с голосовым аппаратом.

♦ Просматривайте видео- и прослушивайте аудиоматериалы, которыми увлекается ваш малыш, ведь ребенок будет произносить то, что слышит. Обратите внимание: качественно ли проведен дубляж, внятно ли и четко слышно каждое слово; нет ли наслоения перевода иностранной продукции на текст оригинала.
♦ Если вы хотите, чтобы ребенок занялся изучением второго или третьего иностранного языка, обязательно посоветуйтесь с логопедом и невропатологом. Узнайте, способна ли нервная система вашего ребенка воспринимать такую нагрузку. Начинать изучение первого иностранного языка рекомендуется не раньше 4-х лет.

Помните, что любые нарушения в произношении звуков, не соответствующие нормам возраста, рассматриваются как дефекты речи, исправлять которые бывает очень трудно.

И главное: родители, не забывайте, что ваша речь - образец для подражания.

Значение семейного воспитания в развитии речи детей

Вы хотите, чтобы Ваш ребенок, став взрослым, добился в жизни успехов, сделал блестящую карьеру, преуспел в бизнесе? Конечно же, дорогие папы и мамы, бабушки и дедушки, вы хотите, чтобы ваш малыш состоялся как личность, чувствовал себя свободным и уверенным всегда и во всем.

Тогда учите вашего ребенка говорить! Говорить он должен правильно. Ведь учась говорить, ребенок учится логически мыслить. Не заглядывая в отдаленное будущее, попробуйте оценить сегодняшнее состояние речи своего малыша.

Ребенку нужно умело и вовремя помочь.

Чистое произношение, лексическое богатство, грамматически правильная и логически связанная речь – заслуги,  прежде всего семейного воспитания. И, напротив, недостаточное внимание к речи ребенка нередко становится главной причиной речевых нарушений.

Устранить такие дефекты, сформировать, и закрепит, правильную артикуляцию звуков вашему ребенку помогут, и учитель-логопед, и педагоги-воспитатели дошкольных учреждений. И всё- таки  основную нагрузку в обучении ребенка правильной речи вы должны взять на себя.

От вас же, любящие родители, потребуется "совсем немного – набраться терпения, заинтересовать ребенка и включить его в целенаправленную работу. При этом нельзя забывать элементарные принципы обучения:

• Ребенок должен учиться, играя.

• Принуждать ребенка заниматься нельзя. Занятия дадут наилучший результат при сочетании разных приемов обучения.

• Обучающий может научить обучаемого, только если сам в достаточной мере владеет материалом, сам произносит звуки правильно.

Рекомендации логопеда для родителей детей среднего возраста

Уважаемые папы и мамы!

Логопедические обследования, проводимые ежегодно в детском саду, показывают, что состояние речи детей среднего возраста (4— 5 лет) часто не соответствует возрастной норме, а ведь к четырем годам все звуки уже должны быть полностью сформированы и правильно употребляемы в речи. Не будем останавливаться на причинах неблагополучия.

Постараемся выделить те мероприятия, которые должны выполнять родители, желающие слышать чистую речь детей

Итак:

  • ежегодно,     начиная     с   первого года жизни ребенка, проходите осмотр логопеда в детской поликлинике;
  • критически относитесь к речевым проявлениям детей, начиная с рождения, и в случаях любых отклонений от нормы обращайтесь к логопеду, не успокаивая себя убеждением, что все само собой образуется;
  • обязательно   проконсультируйте ребенка у лор-врача по поводу наличия аденоидов, т. к. аденоиды существенно влияют на речь, и у ортодонта. Если ребенку показана  аденотомия или исправление прикуса, то не затягивайте с решением этих проблем;
  • большинство детей, страдающих нарушением звукопроизношения, имеют нарушения фонематического слуха, с помощью которого мы различаем сходные по звучанию или артикуляции звуки. Логопед, к которому вы обратитесь,   научит вас,   как развивать фонематический слух;
  • посещайте с ребенком логопедические   занятия,     выполняя тщательно домашние задания. Без   выполнения   этих   заданий,    без   постоянного    контроля    над поставленными звуками невозможно будет добиться положительных результатов;
  • через     полгода     после     того, как все звуки будут поставлены, покажите ребенка логопеду с целью проверки надежности результатов;
  • в      случае      тяжелых   речевых нарушении сделайте все,  чтобы ребенок попал в логопедическую группу своевременно. Не откладывайте решение этого вопроса из года в год, слушая советы не компетентных людей.