• Информируем вас, что с 1 января 2024 года оценки и расписание доступны в новой версии Электронного образования по адресу ms-edu.tatar.ru. В данной версии электронного дневника вы можете продолжать смотреть ранее полученные оценки.
    С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте: info.edu.tatar.ru.

Электронное образование Республики Татарстан

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №90 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения» Приволжского района г.Казани

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Визитная карточка

Адрес: РТ, г. Казань, ул. Комиссара Габишева, д. 10 а
Телефон: +7(843)-237-70-48, +7(843)-237-84-68
E-Mail: Основной: :Ds90kzn@tatar.ru gelbakcha90@mail.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МБДОУ «Детский сад №90 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения» Приволжского района г.Казани
Руководитель: Зайнутдинова Гульнара Ринатовна
Год основания учреждения: 2014
У нас учатся: 181 детей
У нас учат: 14 педагогов

Наши новости

Сабантуй бәйрәме

Опубликовано: 16.06.2015

Этот праздник, возведенный в ранг государственного в Татарстане и близлежащем к нему Башкортостане, поначалу проходит в деревнях, других малых регионах, а затем завершается большим торжеством в столицах этих двух республик — в Казани и Уфе. Однако Сабантуй отмечается и на других территориях России и даже за рубежом, где имеются татарские диаспоры.

Слово сабан в переводе с татарского имеет несколько значений: плуг, яровые культуры, весенне-полевые работы. В былые временаземлю вспахивали весной, вспашка была самая тяжелая и трудоёмкая часть весенне-полевой компании и поэтому все посевные работы у татар назывались сабан. Поскольку слово сабан на татарском языке означает – плуг, а слово туй – праздник, многие переводят это слово, например, на русский язык слишком упрощённо, а именно, - праздник плуга.

Фактически же этот праздник получил своё название у татар от третьего значения этого слова, означающего весенне-полевые работы.Более точное наполнение смыслом перевода слова Сабантуй, на мой взгляд, не ограничивается лишь двумя словами. Сабантуй — это праздник успешнего завершения весенне-полевых работ и будущего урожая, а также - праздник плодородия и благополучия! 

Как было сказано выше, татары и некоторые другие тюркские народы связывают этот праздник с успешным завершением весенне-полевых работ, зачастую приходящимся на конец весны и начало лета. Однако по информации ректора Казанского государственного института культуры мира (ЮНЕСКО) Энгеля Тагирова, у древних тюрко-татарских кочевых племен Сабантуй, которому, по его мнению,три тысячи лет, поначалу был праздником наступления весны и оживления природы. 

Это торжество отмечали в первые весенние дни выезда на пастбища, когда начиналась дойка кобыл и приготовление кумыса. По мнению многих специалистов, раньше этот праздник назывался Сабатуй, от слова саба. Саба - емкость из козьей или бараньейшкуры, незаменимая при перемещении на лошадях, для хранения кумыса и прочих напитков. Например, некоторые из сибирских татар по сей день называют Сабантуй — Саба-туй. 

Прототипом Сабантуя специалисты считают древнее весеннее степное мероприятие под названием Джиен. На нем вожди и старейшины племен обсуждали различные политические и хозяйственные вопросы, например, раздел пастбищ для выпаса скота, а затем устраивали большие массовые угощения, увеселительные игры и, самое главное, спортивные состязания. 

На огромном древнем евразийском степном пространстве спортивные игры были как локальными, так и всестепными. На нихвыявлялись лучшие борцы, лучники, наездники и скакуны всей Великой Степи от Тихого океана (Китай), Средней Азии до Черного, Азовского, Каспийского морей и Карпатских гор. В период проведения игр было одно незыблемое правило: на месяц прекращалисьлюбого рода конфликты, в том числе, военные. 

Энгель Тагиров считает, что Сабантуй, в свою очередь, был прототипом греческих Олимпийских игр и не исключает того, что общестепные спортивные состязания были привнесены в греческую культуру через  киммерийцев (восточноевропейские кочевые племена) и другие докиммерийские кочевые племена .

О древних спортивных состязаниях степных народов - немало свидетельств. Например, российские археологи находят различные сосуды, бляхи и др. предметы с изображениями борющихся на поясах мужчин. Упоминания об этом есть и в древних китайских источниках. А на Алтае имеются наскальные рисунки, так называемые петроглифы, которые, кроме изображений различных животных и охоты на них, представляют сцены конных скачек и борющихся на поясах людей.

 

О том, что Сабантуй изначально был очень древним спортивным праздником среди кочевых и полукочевых племен говорят и современные национальные татарские спортивные игры. Среди них так называемый куреш - национальная борьба на поясах. Этот вид спорта, не включающий борьбу ногами, приобрел всемирную известность: проводятся континентальные и мировые чемпионаты. Ведется работа по включению борьбы на поясах в программу Олимпийских игр. Специалисты считают, что у кочевых народов это состязание поначалу появилось как схватка всадников, когда каждая из сторон пыталась стащить соперника с седла, схватив его за пояс руками.

Издревле культура и хозяйство татар было связано с лошадьми. Зачастую татарские дети еще не умели хорошо ходить, но уже хорошо держались в седле, поэтому татары, как правило, были отменными наездниками. В былые времена лошади были «фирменным знаком» татарского народа, который был очень силен в коннице и тактике ведения военных действий. По информации директора Института истории Татарстана Р. Хакимова, вся конная специализация со всеми ее атрибутами в свое время была заимствована у татар другими народами как на территории нынешней Европы, так и в Китае. Поэтому конный строй у других народов назывался «татарским».

Конные соревнования на татарском празднике Сабантуй являются своего рода «гвоздем программы». Однако современные Сабантуи разнообразием конных состязаний, к сожалению, не отличаются. А вот на древних степных Сабантуях они были весьма разнообразны. Например, в них обязательно входила так называемая спортивная джигитовка, которая состояла из выполнения на скаку разнообразных сложных спортивных приемов.

Мастерство наездников также заключалось в умении: стрелять по цели из лука, метать копье, забрасывать аркан на мишень, заарканивать коня, поднимать с земли мешочек с деньгами или другими мелкими предметами, бросать кольца или снимать их. И все эти действия, конечно, производились исключительно на полном скаку. 

На Сабантуе вы можете увидеть большое количество разнообразных соревнований, в каждом из которых может участвовать и получить приз любой желающий. Среди них: борьба на руках (армрестлинг); выжимание гири; бой мешками, наполненными соломой; разбивание горшков с закрытыми глазами; перетягивание каната или палки; хождение по наклонному бревну; влезание на верхушку столба; бег с ведрами, наполненными водой; бег с куринным яйцом; бег в мешке; парный бег двух человек с привязанными друг к другу ногами; доставание ртом монеты из катыка (кефир); ловля руками живой рыбы; ловля курицы; распил бревна и т.д.

        Изучение истории и культуры своего народа помогает формировать у детей личностно значимые качества, как любовь к родному краю, языку, патриотизм.Очень важно в период развития личности ребенка создать условия для ее становления. Чтобы воспитать личность, стремящуюся к изучению истории родного края, своего народа.



Фоторепортаж:
Сабантуй

К списку новостей