• Информируем вас, что с 1 января 2024 года оценки и расписание доступны в новой версии Электронного образования по адресу ms-edu.tatar.ru. В данной версии электронного дневника вы можете продолжать смотреть ранее полученные оценки.
    С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте: info.edu.tatar.ru.

Электронное образование Республики Татарстан

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования» Нижнекамского муниципального района

Визитная карточка

Адрес: 423570, г. Нижнекамск, пр-кт. Шинников, д. 25 а
Телефон: +7(855)-549-99-36
E-Mail: sdik.nk@tatar.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МБОУ ППМС "ЦДиК" НМР РТ
Руководитель: Кислицына Марина Аркадьевна
Год основания учреждения: 2003
У нас учатся: на базе Центра- 965
У нас учат: на базе Центра- 34

Новости учреждения

Практические упражнения

Опубликовано: 23.11.2021

Как компьютерные игры влияют на мозг ребенка?
Что нужно знать про мозг своего ребенка
и компьютерные игры?
В последнее время причиной конфликтов в семье является чрезмерное увлечение ребенка видеоигрой. И как правило наблюдается позиция жесткого отрицания родителем интереса ребенка. Родители категорически запрещают играть, отбирают у ребенка телефон, компьютер. Нередко видеоигры становятся средством манипуляции, а также стимулятором для развития вранья ребенка. Родители тщетно пытаются победить в этой борьбе с технологиями века, которые предлагают ребенку возможности. Грамотным решением будет желание разобраться в мире компьютерных игр, изучить плюсы, минусы и уверенно регулировать этот процесс.
Каждый родитель обязан быть осведомлённым в видах компьютерных игр, иметь представление о том, в каком мире проводит ребенок большую часть своего времени.
Существует 7 типов компьютерных игр:
1) Игры-стрелялки
Цель игры — убить или покалечить как можно больше живых существ. Тренируется быстрота реакции, но на смысловом уровне нивелируется ценность жизни.
2) Игры-стратегии
Из положительных эффектов — такие игры воздействуют на зоны мозга, связанные с логическим мышлением и планированием событий. Из отрицательных — часто построены на принципах войны, захвата и рабства.
3) Спортивные игры, гонки
В принципе бесполезны, поскольку развиваемые в процессе этих игр навыки никак не применимы в реальности. Например, навык быстрой переработки информации, которая поступает из окружающей среды может быть ценным для конкретной видеоигры, и быть совершенно бесполезен в учебной деятельности. Обычные спортивные компьютерные игры в сочетании монитор — мышка, могут лишь научить ребенка быстро нажимать на
кнопки и познакомить с общими правилами игры.
4) Игры-развлекалки
К примеру, всем известный кот, который копирует голос, или Angry Birds. Простые убийцы времени, не развивающие ровным счетом никаких навыков, но формирующие зависимость ребенка от гаджета с помощью регулярного «вброса» в мозг нейромедиатора дофамина.
5) Игры-бродилки
Это виртуальная реальность, которая уводит ребенка далеко от его собственной жизни и развития. Ребенок потратит огромное количество времени, чтобы пройти игру и получит сомнительные навыки и познания. Эти игры занимают мозг ребенка и не приносят никакого полезного опыта для реальной жизни ребенка.
Отдельное внимание популярной среди современных детей игре-бродилке Mine Craft, Mine Craft Creative и тд.
Игра настолько увлекательна, что способна надолго засосать даже взрослых. Видя ее красочность и фантастические возможности для «строительного творчества» создается ощущение, что игра развивает креативность и растит поколение юных мега-архитекторов. Это заблуждение.
Ребенок не способен стать архитектором без развития пространственных представлений на совершенно другом уровне, связанном с ощущением своего места в пространстве. Многие игроки в Mine Craft нередко не могут выполнить простую инструкцию: «Дотронься указательным пальцем на левой руке к своей правой брови», не умеют скакать на одной ноге и прыгать на скакалке. Игры в мяч, резинки, жмурки, лазание по деревьям - развивают основу эмоционально-волевой зрелости, саморегуляции и успешного усвоения школьного материала. Чего не скажешь про архитектурные занятия MineCraft. В раннем детстве мозг в первую очередь развивается через координацию движений тела.

6) Обучающие игры

Одним из последних трендов, связанных с играми, является геймификация образования и создание образовательных игр. Существует большое многообразие обучающих компьютерных игр для разных возрастов. Есть действительно интересные и полезные игры, c помощью которых можно научить детей многим полезным навыкам, включая чтение, письмо, логику, азы иностранного языка. Но реальная польза от таких игр возможна только в случае системного, методологически правильного подхода. При регулярной тренировке на протяжении определенного количества времени с учетом постановки целей и контролем за их достижением со стороны подготовленного взрослого.

7) Развивающие игры, основанные на принципе Биологической Обратной Связи и нейробиоуправлении

Это новация в мире медицины и образования. Через использование технологии Биологической Обратной Связи человек может значительно развить свой потенциал. Развить навык диафрагмального дыхания ( для детей с различными нарушениями дыхательной системы, частыми ОРВИ), способность к лучшей концентрации внимания ( для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности) или быстрому расслаблению ( для быстро утомляемых и тревожных детей).

Принцип работы этой технологии сродни «физиологическому зеркалу». С помощью датчиков измерения различных физиологических параметров (электрическая активность мозга (ЭЭГ), рекурсия дыхания, кожная проводимость, частота сердечных сокращений, температура и тд), взрослый или ребенок подключается к небольшому блоку, соединенному с компьютером, на который установлено специальное программное обеспечение.

В процессе тренинга ребенок получает инструкцию и видит игру или мультфильм, которым может управлять с помощью «правильного» дыхания, хорошей концентрации или глубокого расслабления. С помощью серии таких тренингов у ребенка новый навык доводится до автоматизма, который он потом в любое время может при необходимости «включить». Метод эффективен, безопасен, практически не имеет противопоказаний, может применяться начиная с 7 лет (единственное условие — способность понять и выполнить инструкцию). Необходимо сопровождение подготовленного специалиста — врача или психолога.

Одним из ключевых вопросов для родителя, является понимание причин возникающей зависимости у ребенка.

О нейрофизиологической природе игр и почему они так нравятся детям и взрослым.

Разработчики компьютерных игр активно эксплуатируют два принципа, хорошо известных в научной психологии:

· принцип дофаминовой зависимости

· и принцип лучшего запоминания незавершенных действий.

1) Дофамин - это нейромедиатор, который вырабатывается в человеческом организме естественным образом и служит важной частью «системы вознаграждения» мозга, поскольку вызывает чувство удовольствия, чем влияет на процессы мотивации и обучения.

Именно благодаря дофамину для незрелого мозга ребенка нет ничего слаще, чем компьютерная игра. Это происходит потому, что в видеоиграх есть система вознаграждения — получение нового уровня, бейджей или трофеев. Это очень радует детей. Прилив дофамина возбуждает. Ребенок увлечен, чует возможность удовольствия и готов усердно трудиться, чтобы его достичь. С притоком дофамина этот новый объект желания кажется критически необходимым. Когда дофамин завладевает нашим вниманием, мозг приказывает нам достать объект или повторять то, что нас привлекло. Таким образом, дофамин, заставляет нас чувствовать себя хорошо, вызывая привыкание.

В случае детей, даже при строгом дозировании, мы все равно получаем зависимость. Даже если ребенок много не играет, он все равно «мысленно» остается в игре, во сне они видит игровые образы, в таком состоянии ему в целом сложно сфокусироваться на учебе.

2) Незавершенные действия запоминаются лучше, чем завершенные.

Если прервать деятельность ребенка или взрослого, то в случае нереализованности, при первой возможности он будет стремиться завершить неоконченное дело или будет постоянно об этом думать. Можно легко провести параллели с прохождением бесчисленных уровней — во всех видеоиграх происходит манипуляция с принципом незавершенности.

Ознакомившись с миром компьютерных игр и разобравшись в природе зависимости, родитель будет менее тревожен и категоричен. Станет ближе к ребенку, войдет к нему в доверие, расширит его знания о предназначении игр, поможет объективно отнестись к своим интересам.



К списку новостей