• Информируем вас, что с 1 января 2024 года оценки и расписание доступны в новой версии Электронного образования по адресу ms-edu.tatar.ru. В данной версии электронного дневника вы можете продолжать смотреть ранее полученные оценки.
    С более подробной информацией можно ознакомится на сайте: info.edu.tatar.ru.

Электронное образование Республики Татарстан

МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №83" Нижнекамский муниципальный район Республики Татарстан

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Визитная карточка

Адрес: 423570, РТ, Нижнекамский район, г. Нижнекамск, ул.Баки Урманче, д.5
Телефон: +7(855)-536-02-67
E-Mail: mbdou83@mail.ru ВК: https://vk.com/club211539041
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МАДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №83" НМР РТ
Руководитель: Газизова Резида Мияссаровна
Год основания учреждения: 1991
У нас учатся: 170 воспитанников
У нас учат: 20 педагогов

УМК по обучению детей государственным языкам РТ в ДОУ

 

УМК по обучению детей государственным языкам РТ в ДОУ

Модернизация Российского образования внесла конструктивные изменения в систему дошкольного образования. На смену традиционным методам организации педагогического процесса ДОУ пришли технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с детьми, целесообразной организации развивающей среды, проектно- деятельностного  и компетентностного  подходов в организации педагогической работы.

Постановлением кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.2010 г. № 1174 «Об утверждении Стратегии развития образования в Республики Татарстан на 2010-2015 г.г. «Киләчәк», в рамках реализации первоочередных мероприятий Стратегии, творческой группой, созданной Министерством образования и науки Республики Татарстан, разработан учебно-методический комплект по обучению детей двум государственным языкам в дошкольных образовательных учреждениях Республики Татарстан.

Для обучения в детских садах составлен учебно-методический комплект (УМК), куда вошли сборники художественных произведений для воспитателей и родителей, а также комплекты аудио- и видеоматериалов на татарском и русском языках, были разработаны мультфильмы  на татарском языке, 45 анимационных сюжетов, познавательные передачи, которые будут транслируются на канале «ТНВ». Кроме того, на татарский язык были переведены  популярные мультфильмы, создан комплект из 3 дисков с музыкальными сказками и детскими песнями. 

С УМК вы можете ознакомиться  на сайте Министерства образования и науки Республики Татарстан:  http://mon.tatarstan.ru

Творческими группами г. Казани и Набережных Челнов были разработаны УМК:

1 комплект – по обучению татароязычных детей русскому языку «Изучаем русский язык», творческая группа под руководством Гаффаровой Сабили Муллануровны;

2 комплект – по обучению русскоязычных детей татарскому языку «Татарча сөйләшәбез» - «Говорим по-татарски», творческая группа под руководством  Зариповой Зифы Мирхатовны;

3 комплект – по обучению татароязычных детей родному языку «Туган телдә сөйләшәбез», творческая группа под руководством Хазратовой Файрузы Вакилевны;

4 комплект – для детей подготовительной к школе групп «Мәктәпкәчә яшьтәгеләр әлифбасы: авазларны уйнатып» (для татароязычных детей) , автор Шаехова Резеда Камилевна, пособие «Раз – словечко, два - словечко» (занимательное обучение татарскому языку) автор Шаехова Резеда Камилевна.

5 Методическое пособие в помощь педагогам дошкольных образовательных организаций по обучению детей двум государственным языкам Республики Татарстан  «Татарча да яхшы бел, русча да яхшы бел!» (в 3-х частях), автор-составитель:Манюрова  Г.Х., заведующий  лабораторией дошкольного образования ГаоуДпо  иро рт, канд. пед.наук

  Наш детский сад работает по следующим направлениям УМК:

 

1.       УМК  для тетей 2-7 лет по обучению татароязычных детей родному языку «Туган телдә сөйләшәбез» Хазратовой Ф. В.;

2.       УМК детей подготовительной к школе групп «Мәктәпкәчә яшьтәгеләр әлифбасы: авазларны уйнатып» (для татароязычных детей) , автор Шаехова Резеда Камилевна, пособие «Раз – словечко, два - словечко» (занимательное обучение татарскому языку) автор Шаехова Резеда Камилевна.

3.       Методическое пособие в помощь педагогам дошкольных образовательных организаций по обучению детей двум государственным языкам Республики Татарстан  «Татарча да яхшы бел, русча да яхшы бел!» (1,2 ч.), автор-составитель:Манюрова  Г.Х., заведующий  лабораторией дошкольного образования ГаоуДпо  иро рт, канд. пед.наук

«Изучаем русский язык» С.Гаффарова

Комплект «Изучаем русский язык» включает в себя программу обучения детей начиная со средних групп национальных детских садов русскому языку, пособие для воспитателей. В нем приведены конспекты занятий, физкультминутки, пальчиковые игры, рабочая тетрадь для детей и воспитателей, подборка игр и упражнений, аудио- и видеоматериалы для работы, как на занятиях, так и вне занятий, перечень наглядных материалов.

Пособие для воспитателей содержит примерное распределение программного материала по темам, где выделены лексика, речевые образцы, микродиалоги, песни и стихи, каждая тема рассчитана для работы от 3 до 5 недель. Изложение материала каждой темы начинается с формулировки задач, которые будут решаться воспитателем по ходу работы. Приводятся необходимые для работы наглядные пособия. Тематический принцип планирования занятий позволяет легче контролировать  запас приобретенной лексики и речевых структур. Занятия планируется проводить 3 раза в неделю в игровой форме, с участием сказочных персонажей, игрушек и т.д.

Рабочая тетрадь является частью УМК по обучению детей русскому языку и приложением к пособию для воспитателей «Изучаем русский язык». Тетрадь предназначена для совместной работы взрослого и ребенка 4-5 лет. С помощью этой тетради закрепляется словарный запас ребенка, а также умение отвечать на вопросы и составлять предложение из 2-3 слов. В рабочую тетрадь включены учебно-игровые задания, направленные на развитие мелкой моторики, графических навыков и зрительного восприятия детей.

«Татарча сөйләшәбез» - «Говорим по-татарски» З.Зарипова

Творческая группа под руководством З.М.Зариповой разработала УМК по обучению русскоязычных детей татарскому языку. Проект состоит из трех частей : “Минем өем” (для средней группы), “Уйный-уйный үсәбез” (для старшей группы), “Мәктәпкә илтә юллар” (для подготовительной к школе группы). Основной задачей изучения татарского языка в дошкольном возрасте является формирование первоначальных умений и навыков практического владения татарским языком в устной форме, формировать мотивацию учения ребенка, активизировать в речи слова обозначающие предмет, признак предмета и действие; способствовать умению состовлять небольшие рассказы по серии ситуативных картинок с одним действующим лицом, сюжетной картине или из личных наблюдений ребенка. В процессе обучения дети должны научиться воспринимать и понимать татарскую речь на слух и говорить по-татарски в пределах доступной им тематики, усвоенных слов.

Рабочая тетрадь является одним из основных компонентов УМК “Говорим по-татарски”, предназначающие для детей 4-5 лет, делающие первые шаги в мир татарского языка. Творческая тетрадь поможет: ребенку усвоить лексику татарского языка, закрепить речевой материал, привлечь родителей активно включиться в процесс развития своего малыша. В рабочей тетради даны задания на называние, обобщение и сравнение предметов на определение их величины, размера, количества.

«Туган телдә сөйләшәбез»  Ф.Хазратова, З.Шәрәфетдинова, И.Хәбибуллина

Детский сад — первое звено в системе образования. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главнейших задач детского сада — формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими языком своего народа.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.

Главная цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями.

В связи с этим был разработан и составлен учебно-методический комплект «Туган телдә сөйләшәбез». Предложенный УМК включает в себе методические пособия по обучению родному (татарскому) языку и развитии речи детей дошкольного возраста, рабочие тетради, начиная с средней группы, аудиозаписи, серии картин.

Основная цель УМК “Туган телдә сөйләшәбез”  - формирование  правильной устной родной речи детей дошкольного возраста. Главной задачей для программы является обучение детей правильно и красиво говорить.

УМК “Туган телдә сөйләшәбез”  разрабатано для первой младшей группы, второй младшей группы, средней, старшей, подготовительной к школе групп. Их особенность заключается  в формировании грамматического строя, фонетического, лексического уровней языковой системы,  развитии связной речи.

Методическое пособие имеет обычную структуру. В пояснительной записке раскрывается актуальность развития речи, обучения детей родному языку. Указаны цель и задачи методического пособия. Дана характеристика структуры методического пособия. Раскрываются возрастные особенности  развития детей, которые  учитываются при организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

В пособии предлагается перспективное планирование образовательной деятельности детей первой младшей группы, которое включает тематику образовательной деятельности, задачи (развивающие, воспитательные, образовательные), структуру и средства обучения и воспитания. Перспективное планирование даётся в удобной табличной форме, которое позволит педагогам ДОУ чётко вести образовательную деятельность с детьми. Оно разработано в соответствии с тематическим принципом: «Детский сад», «Осень», «Я-Человек», «Мое окружение», «Зима», «Новый год», «Папы и мамы, дедушки и бабушки», «Народное творчество», «Весна», «Лето».  Два раза в год с помощью диагностической методики проводится мониторинг. Результаты мониторинга фиксируется в персональных карточках детей. Также разработаны конспекты образовательной деятельности. Образовательная деятельность детей организовывается с учётом Федеральных Государственных требований к структуре ООП дошкольного образования. Прослеживается интегрированный подход к организации деятельности малышей.

«Мәктәпкәчә яшьтәгеләр әлифбасы: авазларны уйнатып»,

«Раз - словечко, два – словечко» Р.Шаехова

В программе предшкольного образования в разделе «Учимся родному языку» педагогу следует в процессе общения стремиться к качественному совершенствованию словаря ребенка, употребление наиболее подходящих по смыслу слов при обозначении предметов, свойств, качеств, действий. Побуждать к участию в коллективном разговоре, формировать умение выполнять игровые задания творческого характера. Формировать представление о слове, звуке, слоге, предложении. Учить выделять в произношении заданный звук, делить двух-трех сложные слова на слоги, называть в определенной последовательности слоги в словах, соотносить произносимое слово со схемой его звукового состава, проводить элементарный звуковой анализ слов (в процессе моделирования). Развивать психомоторную готовность руки к письму.

Для решения этих задач опираемся на рабочие тетради «Мәктәпкәчә яшьтәгеләр әлифбасы: авазларны  уйнатып».

Также для интересного и результативного обучения татарскому языку для воспитателей и родителей разработано методическое пособие  «Раз - словечко, два – словечко». Пособие составлено по наиболее распространенным и знакомым для детей темам, где рядом с названием предметов и явлений на русском и татарском языках дан художественный текст, раскрываются вопросы по содержанию. Специально разработанные игровые задания, познавательные рассказы, сказки, загадки позволяют расширить детские возможности в запоминании и воспроизведении новой информации.

Методическое пособие в помощь педагогам дошкольных образовательных организаций по обучению детей двум государственным языкам Республики Татарстан  «Татарча да яхшы бел, русча да яхшы бел!»,  автор-составитель Манюрова  Г.Х.,

1 часть. Данное методическое пособие включает в себя комплексно-тематическое  планирование  процесса  обучения  детей  татарской  национальности,  живущих  в  городах  и  в  районных центрах,  русскому  языку;  лучший  опыт  воспитателей  дошкольных  образовательных  организаций  по  обучению  русскому и татарскому языкам, родному (татарскому) языку, по работе с родителями. В пособии представлены дидактические игры, словесные  упражнения, развивающие  диалоги,  инсценировки,  разработанные  педагогами  дошкольных  образовательных организаций в условиях введения ФГОС дошкольного образования.

 

2 часть. Данное методическое пособие включает в себя комплексно-тематическое  планирование  процесса  обучения  детей  татарской  национальности  родному  языку. В пособии представлены дидактические игры, словесные  упражнения,  разработанные  педагогами  дошкольных  образовательных организаций в условиях введения ФГОС дошкольного образования.

 

Состав учебно-методических комплектов (УМК):

 I.  Материалы для обучения

1. Рабочие тетради для детей

 2. Методические рекомендации и пособия    для   воспитателей

II. Материал для формирования языковой среды

1. Сборники детских художественных произведений для воспитателей и    родителей

2. Комплекты аудиоматериалов (песни, танцы)

 3. Комплекты видеоматериалов (телепередачи, учебные мультфильмы):

а) переведенные с русского языка

б) вновь созданные на татарском языке

 Мультимедийные ресурсы нового поколения для изучения детьми татарского языка

·  Разработаны 5 мультфильмов на татарском языке (объединение «Татармультфильм»)

·  Разработаны содержание 45 анимационных сюжетов

· Создана познавательно-развлекательная  телевизионная передача «Әкият илендә» (трансляция по ТНВ, по воскресеньям в 9.30)

· Тиражирован комплект из трех дисков: музыкальные сказки на тат.яз - «Африка хикмәтләре», «Сертотмас үрдәк», «Бардым күлгә, салдым кармак...» детские песни на тат.яз. – «Бииләр итек-читекләр» Луизы Батыр-Булгари

· Разработаны аудиозаписи татарских народных танцевальных мелодий «Шома бас» (29 мелодий)

·  Осуществлен перевод 8 мультфильмов на татарский язык

Перевод мультипликационных фильмов «Союзмультфильм» на  татарский язык:

1.     Крокодил Гена

2.      Чебурашка

3.      Шапокляк

4.     Как львенок и черепаха пели песню

5.      Винни-Пух

6.      Винни-Пух идет в гости

7.      Винни-Пух и день забот

8.     Котенок по имени Гав № 1

9.      Котенок по имени Гав № 2

10.  Котенок по имени Гав № 3

11.  Трое из Простоквашино

12.  Каникулы в Простоквашино

13.  Зима в Простоквашино

14.  Кто сказал «Мяу»?

15.  Золушка

16.  Двенадцать месяцев

17.  Малыш и Карлсон

 

18.  Карлсон вернулся

 Анимационные сюжеты (до 3-х минут):

1.     Әйдә дуслашыйк

2.     Качышлы уйныйбыз

3.     Шалкан әкияте буенча

4.     Безнең кунаклар

5.     Тәмле кибетендә

6.     Азат кунак чакыра

7.     Карусельга сәяхәт

8.     Уенчыклар үпкәләде

9.     Күңелле уеннар

10. Акбай һәм Мияу маҗаралары

11. Уйный-уйный саныйбыз

12. Күңелле ял итәбез

Аудиозаписи для детей дошкольного возраста:

·       Минем гаиләм                                                     

·       Минем туганнарым                                                

·    Әйдәгез танышыйк

·      Минем дуслар

·       Әйе,юк

·     Кунак килгән

·     Сөт. Чәй

·   Песине сыйла                                                 

·   Алия кунакка килгән

·        Уйныйбыз

·       Алсуга бүләк

·       Бүләкләр

·       Уйныйбыз да, саныйбыз да

Создание мультипликационных фильмов на татарском языке:

·                        Өч кыз

·                        Алтын бөртекләр

 -                       Ике кыз

·                       Төлке белән каз