Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №10» г. Набережные Челны / Яр Чаллы шәһәренең "10 нчы урта гомуми белем бирү мәктәбе" муниципаль бюджет гомуми белем бирү учреждениесе
Визитная карточка
Адрес: | 423807, Республика Татарстан, город Набережные Челны, ул. Гидростроителей, д. 5 / Яр Чаллы шәһәре, Гидротөзүчеләр ур. 5нче йорт |
Телефон: | +7(855)-270-01-00 |
E-Mail: | school10_chelny@mail.ru |
Министерство: | Министерство образования и науки Республики Татарстан |
Короткое название: | МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №10" |
Руководитель: | Бодрова Ирина Аркадьевна |
Год основания учреждения: | 1966 |
У нас учатся: | 1496 учеников / 1496 укучы |
У нас учат: | 73 учителей / 73 укытучы |
Педагог – не звание, педагог – призвание
Горячева Ольга Николаевна, учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №10», руководитель театрального кружка, работает одиннадцатый год в нашей школе. Мы решили побеседовать с ней и узнать, как театр помогает ее ученикам в учебе и жизни.
- Почему «Русский театр»?
-Когда в августе 2012 году я пришла работать в школу №10, то сказала, что давно занимаюсь школьными постановками и хотела бы продолжить. Мне ответили: «У нас есть школьный театр на татарском языке, значит теперь будет и на русском». С легкой руки заместителя директора по воспитательной работе объединение и стало называться «Русский театр» и переименовывать уже не было желания, так сразу с первого года мои дети стали выходить на сцену.
-Сколько спектаклей поставлено за 11 лет?
-Около 17-ти, не считая небольших выступлений на праздничных концертах ко Дню учителя или к 8 марта.
-По вашему сценарию «Я еще не хочу умирать» снят художественный фильм. Расскажите об этом!
Сам сценарий по мотивам рассказов Л. Никольской и О.Шестинского я написала в 2012 году, когда еще работала в частной школе. Там в мае и прошла первая премьера.
Долго не могла подобрать название к спектаклю. Пробовала и «Блокада. Дети», и «Блокадный Ленинград». Все не то. И тут вспомнила песню на стихи Осипа Мандельшта́ма «Ленинград, Ленинград, я еще не хочу умирать...» в исполнении А.Пугачевой и спектакль обрел имя.
Затем отправила его на Всероссийский конкурс творческихразработокна сайт «9 maya.ru» и заняла 1 место. Сценарий, естественно, остался опубликованным на страницах сайта. Если в любом поисковике набрать слова «Спектакль «Я еще не хочу умирать», то вы увидите, что его ставили и ставят как в школьных театрах, так и в театральных объединениях, получая дипломы и призовые места на различных фестивалях, но забывая указывать мое авторство. А что особенно обидно, часто приписывая это авторство себе. Особенно этим грешат учителя на профессиональных сайтах. Это и отбило у меня охоту отправлять свои работы на интернет-конкурсы.
Это я к чему? Несколько человек перед постановкой все-таки вышли на меня через электронную почту, попросили советов, задали интересующие вопросы. А однажды, в августе, в приемную позвонила женщина и попросила найти меня. Это была Мусиенко Марина, руководитель театральной студии «Сказ» при храме Серафима Саровского в городе Казани. Она рассказала, что они поставили мой спектакль у себя в студии, показали его на конкурсе и получили Президентский Грант на съемку фильма. Если честно, я не поверила. Но потом началась переписка с Мариной в Контакте, она присылала фотографии со съемочной площадки, просила дописать слова для героев. Конечно, это не полнометражный фильм с профессиональными актерами. Там играют дети, которые посещают храм. Играют,может быть, не всегда удачно, искренне.
В феврале 2019-го меня пригласили на премьеру фильма в Казанский исторический парк «Россия-моя история». Все волнительно: и пресс-конференция, и интервью республиканскому телевидению. Потом спектакль стали показывать в учебных заведениях г. Казани, в Танковом военном училище, в воскресных церковных школах и даже на открытых городских площадках столицы Татарстана. В наш город фильм не привозили.
Позже Марина Евгеньевна поставит еще один спектакль по моему сценарию «Подранки», и мы уже встретимся с ней и творческой группой в Набережных Челнах на ХVII Всероссийском фестивале театрального искусства «Действующие лица 2022».
-Вернемся к вашему школьному театру. Как организована его работа?
У меня нет специального образования, поэтому все «по любви» и по наитию. Работаю я только со своим классом 4 года до выпуска из начальной школы. Мне предлагали взять взрослую группу, но для меня важнее вложить силы именно в своих учеников, раскрыть их творческий потенциал и научить играть на сцене.
Пишу сценарий или использую свой ранее написанный (чужими сценариями не пользуюсь), формирую актерскую группу и начинаю работать. На каждую постановку набирается новый состав, чтобы все дети были задействованы. Пусть даже ребенок во время спектакля из 10 фраз три забудет и чуть не уронит декорации от смущения, но он должен выйти на сцену!Во-первых,он пройдет все этапы репетиций от читки, до генерального прогона, поймет, что «играть в театре» – это серьезная работа, которая требует терпения и больших усилий. Репетировать приходится после уроков в классе, в коридоре во время уроков у других учителей (спасибо, идут навстречу). Сводные и генеральную репетиции уже проводим в актовом зале.
-Получается, что все ваши ученики за 4 года обучения обязательно играют на сцене?
-Да, все. Иногда и не по одному разу. Есть даже спектакли, когда на сцену выходили все 36 человек, потому что все хотят «в артисты». Мне, как сценаристу, приходится здорово постараться. Вот сейчас готовим выпускной спектакль, у каждого хоть маленькая, но роль со словами.
Однажды в классе у меня был мальчик, который немного заикался. Вышел на сцену, и заикание стало сильнее. Сижу у музыкального пульта, думаю: «Лишь бы дочитал стихотворение до конца, не сбежал!» А в зале полная тишина: ни смешка, ни возгласов. Дочитал! И зал зааплодировал.
Если бы видели, как сияют глаза моих детей, когда они стоят после спектакля на сцене, смотрят, как им аплодируют маленькие и большие зрители, когда чувствуют, что все удалось и получилось… Ради этого и стоило ввязываться на пару месяцев в приключение «Поставь спектакль и останься живой».
- А участие в театральных постановках как-то сказывается в учебном процессе?
Конечно! Развивается память, улучается выразительность речи, расширяется кругозор. Бывает, что на репетиции я трачу часть времени на то, чтобы объяснить мотив поступка героя или объяснить значение слов.
Был случай, когда я ставила со старшеклассниками «А зори здесь тихие», мне пришлосьполтора часа вместо репетиции рассказывать актерам историю Великой Отечественной войны, объяснять, почему молодые девочки приняли бой с немецкими диверсантами, а не отступили.
-И что получилось?
Они плакали на репетиции, зрители плакали на спектакле. И отношение к войне у них теперь очень личное.
Для меня очень важно, чтобы ребенок не просто заучил текст и отыграл.Важно, чтобы он его прочувствовал и стал на время тем же Незнайкой,Снусмумриком или военным детдомовцем Пашкой.
Самое удивительное начинается в классе во втором-третьем: дети начинают сами предлагать действия для своего героя. Мы называем это «фишка».
–А давайте я вот так повернусь и вот тааак посмотрю на Юлю?
– А можно я тут словно испугаюсь и упаду на пол от страха?
–А можно я сделаю проход с левой кулисы?Мне так удобнее.
Это называется «сотворчество», а это уже другой уровень игры.Я разрешаю пробовать, проверять, сработает «фишка» или нет. Иногда на репетиции они могут эмоционально, с криком: «Смотри, как надо!» показать другому актеру как ему следует сыграть, если тот затрудняется.
В классе иногда начинают этим пользоваться и пытаться манипулировать мной, как учителем, но это не проходит. На этот случай есть железная фраза: «Не переигрывай!». Причем, ее могу сказать даже не я, а одноклассники – маленькие знатоки театрального искусства.
-Где берете костюмы, декорации?
Здесь огромная благодарность родителям. Если я не нашла ничего в свои «закромах» (у меня в кабинете втиснуты в шкафы пять коробок с различными костюмами, головными уборами, реквизитом), то подключаются родители. Обрисовываю, что нужно, а они ищут дома, по знакомым, покупают или берут на прокат. Перед спектаклем телефон забит фотографиями пробных костюмов, мне остается только писать:
–Поменяйте рубашку.
–Нужно что-то красное.
–Попробуйте найти другую юбку.
Обсуждается все, вплоть до обуви. Мои дети на сцену в кроссовках, если это не по роли, не выйдут.
Реквизит набирается по такому же принципу:
–У кого есть старый чемодан?
–Нужен горшочек для Свинопаса!
С декорациями сложнее: в том выпуске была мама-художник, она здорово выручала, сейчас приходится выкручиваться на подручном материале или заказывать задники в агентстве наружной рекламы. Но это дорогое удовольствие.
-Вы посещаете спектакли профессиональных коллективов?
-Редко. Я очень критичный зритель. Могу уйти со спектакля после первого акта, и так случалось не раз. Я считаю, что если дети умеют хорошо играть, то взрослые просто обязаны не халтурить. Но ведь для взрослых актеров это чаще всего просто работа, для детей-яркое событие в их жизни.
-Вы выпускаете в этом году класс. Что дальше?
Хотелось бы, чтобы новый классный руководитель продолжил ставить хотя бы небольшие спектакли с моими выпускниками, дал возможность детям выходить на сцену. А я набираю 1 класс, значит снова начинать все заново. Сейчас в списке у меня 25 мальчиков, вот шучу: Будем ставить «Мальчиша-Кибальчиша».
-За все это время не хотелось отказаться от руководства театром?
-Конечно, хотелось, и не раз. Это же огромный труд: написание сценария, подбор фонограмм, костюмов, репетиции индивидуальные и сводные, сценография. Это все помимо уроков, внеурочной деятельности, ежедневной проверки тетрадей. Я считаю, чтодля участия в конкурсах нужен отдельный руководитель театральной студии, освобожденный от учебной деятельности и занимающийся только этим.
- У вас есть награды за участие в театральных конкурсах?
- Да, несколько лет назад в городе проводили фестиваль «За кулисами детства». Положение присылали заранее, и я уже готовила к марту два выступления с детьми. Кубки за 1 и 3 место стоят у меня в классе. Сейчас конкурсы спонтанные, с пометкой «обязательно к участию!», и мне это неинтересно.
-Тогда возникает вопрос, что тогда интересно?
- Приобщать детей к театральному искусству пусть даже на уровне отдельно взятого класса. И если я однажды откажусь от руководства «Русским театром», в классе ставить спектакли я не перестану.