• Информируем вас, что с 1 января 2024 года оценки и расписание доступны в новой версии Электронного образования по адресу ms-edu.tatar.ru. В данной версии электронного дневника вы можете продолжать смотреть ранее полученные оценки.
    С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте: info.edu.tatar.ru.

Электронное образование Республики Татарстан

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №10» г. Набережные Челны / Яр Чаллы шәһәренең "10 нчы урта гомуми белем бирү мәктәбе" муниципаль бюджет гомуми белем бирү учреждениесе

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Визитная карточка

Адрес: 423807, Республика Татарстан, город Набережные Челны, ул. Гидростроителей, д. 5 / Яр Чаллы шәһәре, Гидротөзүчеләр ур. 5нче йорт
Телефон: +7(855)-270-01-00
E-Mail: school10_chelny@mail.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №10"
Руководитель: Бодрова Ирина Аркадьевна
Год основания учреждения: 1966
У нас учатся: 1496 учеников / 1496 укучы
У нас учат: 73 учителей / 73 укытучы

Педагог – не звание, педагог – призвание

Горячева Ольга Николаевна, учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №10», руководитель театрального кружка, работает одиннадцатый год в нашей школе. Мы решили побеседовать с ней и узнать, как театр помогает ее ученикам в учебе и жизни.

- Почему «Русский театр»?

-Когда в августе 2012 году я пришла работать в школу №10, то сказала, что давно занимаюсь школьными постановками и хотела бы продолжить. Мне ответили: «У нас есть школьный театр на татарском языке, значит теперь будет и на русском». С легкой руки заместителя директора по воспитательной работе объединение и стало называться «Русский театр» и переименовывать уже не было желания, так сразу с первого года мои дети стали выходить на сцену.

-Сколько спектаклей поставлено за 11 лет?

-Около 17-ти, не считая небольших выступлений на праздничных концертах ко Дню учителя или к 8 марта.

-По вашему сценарию «Я еще не хочу умирать» снят художественный фильм. Расскажите об этом!

Сам сценарий по мотивам рассказов Л. Никольской и О.Шестинского я написала в 2012 году, когда еще работала в частной школе. Там в мае и прошла первая премьера.

Долго не могла подобрать название к спектаклю. Пробовала и «Блокада. Дети», и «Блокадный Ленинград». Все не то. И тут вспомнила песню на стихи Осипа Мандельшта́ма «Ленинград, Ленинград, я еще не хочу умирать...» в исполнении А.Пугачевой и спектакль обрел имя.

Затем отправила его на Всероссийский конкурс творческихразработокна сайт «9 maya.ru» и заняла 1 место. Сценарий, естественно, остался опубликованным на страницах сайта. Если в любом поисковике набрать слова «Спектакль «Я еще не хочу умирать», то вы увидите, что его ставили и ставят как в школьных театрах, так и в театральных объединениях, получая дипломы и призовые места на различных фестивалях, но забывая указывать мое авторство. А что особенно обидно, часто приписывая это авторство себе.  Особенно этим грешат учителя на профессиональных сайтах. Это и отбило у меня охоту отправлять свои работы на интернет-конкурсы.

Это я к чему? Несколько человек перед постановкой все-таки вышли на меня через электронную почту, попросили советов, задали интересующие вопросы. А однажды, в августе, в приемную позвонила женщина и попросила найти меня. Это была Мусиенко Марина, руководитель театральной студии «Сказ» при храме Серафима Саровского в городе Казани. Она рассказала, что они поставили мой спектакль у себя в студии, показали его на конкурсе и получили Президентский Грант на съемку фильма. Если честно, я не поверила. Но потом началась переписка с Мариной в Контакте, она присылала фотографии со съемочной площадки, просила дописать слова для героев. Конечно, это не полнометражный фильм с профессиональными актерами. Там играют дети, которые посещают храм. Играют,может быть, не всегда удачно, искренне.

В феврале 2019-го меня пригласили на премьеру фильма в Казанский исторический парк «Россия-моя история».  Все волнительно: и пресс-конференция, и интервью республиканскому телевидению.  Потом спектакль стали показывать в учебных заведениях г. Казани, в Танковом военном училище, в воскресных церковных школах и даже на открытых городских площадках столицы Татарстана. В наш город фильм не привозили.

Позже Марина Евгеньевна поставит еще один спектакль по моему сценарию «Подранки», и мы уже встретимся с ней и творческой группой в Набережных Челнах на ХVII Всероссийском фестивале театрального искусства «Действующие лица 2022».

-Вернемся к вашему школьному театру. Как организована его работа?

У меня нет специального образования, поэтому все «по любви» и по наитию. Работаю я только со своим классом 4 года до выпуска из начальной школы. Мне предлагали взять взрослую группу, но для меня важнее вложить силы именно в своих учеников, раскрыть их творческий потенциал и научить играть на сцене.

Пишу сценарий или использую свой ранее написанный (чужими сценариями не пользуюсь), формирую актерскую группу и начинаю работать. На каждую постановку набирается новый состав, чтобы все дети были задействованы. Пусть даже ребенок во время спектакля из 10 фраз три забудет и чуть не уронит декорации от смущения, но он должен выйти на сцену!Во-первых,он пройдет все этапы репетиций от читки, до генерального прогона, поймет, что «играть в театре» – это серьезная работа, которая требует терпения и больших усилий. Репетировать приходится после уроков в классе, в коридоре во время уроков у других учителей (спасибо, идут навстречу). Сводные и генеральную репетиции уже проводим в актовом зале.

-Получается, что все ваши ученики за 4 года обучения обязательно играют на сцене?

-Да, все. Иногда и не по одному разу. Есть даже спектакли, когда на сцену выходили все 36 человек, потому что все хотят «в артисты». Мне, как сценаристу, приходится здорово постараться. Вот сейчас готовим выпускной спектакль, у каждого хоть маленькая, но роль со словами.

Однажды в классе у меня был мальчик, который немного заикался. Вышел на сцену, и заикание стало сильнее. Сижу у музыкального пульта, думаю: «Лишь бы дочитал стихотворение до конца, не сбежал!» А в зале полная тишина: ни смешка, ни возгласов. Дочитал! И зал зааплодировал.

Если бы видели, как сияют глаза моих детей, когда они стоят после спектакля на сцене, смотрят, как им аплодируют маленькие и большие зрители, когда чувствуют, что все удалось и получилось…  Ради этого и стоило ввязываться на пару месяцев в приключение «Поставь спектакль и останься живой».

- А участие в театральных постановках как-то сказывается в учебном процессе?

Конечно! Развивается память, улучается выразительность речи, расширяется кругозор. Бывает, что на репетиции я трачу часть времени на то, чтобы объяснить мотив поступка героя или объяснить значение слов.

Был случай, когда я ставила со старшеклассниками «А зори здесь тихие», мне пришлосьполтора часа вместо репетиции рассказывать актерам историю Великой Отечественной войны, объяснять, почему молодые девочки приняли бой с немецкими диверсантами, а не отступили.

-И что получилось?

Они плакали на репетиции, зрители плакали на спектакле. И отношение к войне у них теперь очень личное.

Для меня очень важно, чтобы ребенок не просто заучил текст и отыграл.Важно, чтобы он его прочувствовал и стал на время тем же Незнайкой,Снусмумриком или военным детдомовцем Пашкой.

Самое удивительное начинается в классе во втором-третьем: дети начинают сами предлагать действия для своего героя. Мы называем это «фишка».

–А давайте я вот так повернусь и вот тааак посмотрю на Юлю?

– А можно я тут словно испугаюсь и упаду на пол от страха?

–А можно я сделаю проход с левой кулисы?Мне так удобнее.

Это называется «сотворчество», а это уже другой уровень игры.Я разрешаю пробовать, проверять, сработает «фишка» или нет. Иногда на репетиции они могут эмоционально, с криком: «Смотри, как надо!»  показать другому актеру как ему следует сыграть, если тот затрудняется.

В классе иногда начинают этим пользоваться и пытаться манипулировать мной, как учителем, но это не проходит. На этот случай есть железная фраза: «Не переигрывай!». Причем, ее могу сказать даже не я, а одноклассники – маленькие знатоки театрального искусства.

-Где берете костюмы, декорации?

Здесь огромная благодарность родителям. Если я не нашла ничего в свои «закромах» (у меня в кабинете втиснуты в шкафы пять коробок с различными костюмами, головными уборами, реквизитом), то подключаются родители. Обрисовываю, что нужно, а они ищут дома, по знакомым, покупают или берут на прокат. Перед спектаклем телефон забит фотографиями пробных костюмов, мне остается только писать:

–Поменяйте рубашку.

–Нужно что-то красное.

Попробуйте найти другую юбку.

Обсуждается все, вплоть до обуви. Мои дети на сцену в кроссовках, если это не по роли, не выйдут.

Реквизит набирается по такому же принципу:

–У кого есть старый чемодан?

–Нужен горшочек для Свинопаса!

С декорациями сложнее: в том выпуске была мама-художник, она здорово выручала, сейчас приходится выкручиваться на подручном материале или заказывать задники в агентстве наружной рекламы. Но это дорогое удовольствие.

-Вы посещаете спектакли профессиональных коллективов?

-Редко. Я очень критичный зритель. Могу уйти со спектакля после первого акта, и так случалось не раз. Я считаю, что если дети умеют хорошо играть, то взрослые просто обязаны не халтурить. Но ведь для взрослых актеров это чаще всего просто работа, для детей-яркое событие в их жизни.

-Вы выпускаете в этом году класс. Что дальше?

Хотелось бы, чтобы новый классный руководитель продолжил ставить хотя бы небольшие спектакли с моими выпускниками, дал возможность детям выходить на сцену. А я набираю 1 класс, значит снова начинать все заново. Сейчас в списке у меня 25 мальчиков, вот шучу: Будем ставить «Мальчиша-Кибальчиша».

-За все это время не хотелось отказаться от руководства театром?

-Конечно, хотелось, и не раз. Это же огромный труд: написание сценария, подбор фонограмм, костюмов, репетиции индивидуальные и сводные, сценография. Это все помимо уроков, внеурочной деятельности, ежедневной проверки тетрадей. Я считаю, чтодля участия в конкурсах нужен отдельный руководитель театральной студии, освобожденный от учебной деятельности и занимающийся только этим.

- У вас есть награды за участие в театральных конкурсах?

- Да, несколько лет назад в городе проводили фестиваль «За кулисами детства». Положение присылали заранее, и я уже готовила к марту два выступления с детьми. Кубки за 1 и 3 место стоят у меня в классе. Сейчас конкурсы спонтанные, с пометкой «обязательно к участию!», и мне это неинтересно.

-Тогда возникает вопрос, что тогда интересно?

- Приобщать детей к театральному искусству пусть даже на уровне отдельно взятого класса. И если я однажды откажусь от руководства «Русским театром», в классе ставить спектакли я не перестану.