• Информируем вас, что с 1 января 2024 года оценки и расписание доступны в новой версии Электронного образования по адресу ms-edu.tatar.ru. В данной версии электронного дневника вы можете продолжать смотреть ранее полученные оценки.
    С более подробной информацией можно ознакомится на сайте: info.edu.tatar.ru.

Электронное образование Республики Татарстан

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей № 28 «Снежинка»/ "Кар бөртеге" 28нче балаларның танып-белү-сөйләм үсешен өстәнлекле гамәлгә ашыручы гомүмүстерешле балалар бакчасы" муниципаль бюджет мәктәпчә белем бирү учреждениясе

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Визитная карточка

Адрес: 423815, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, б-р Шишкинский, д. 28 (Н.город, 29/24)
Телефон: +7(855)-254-18-32
E-Mail: 51139000003@edu.tatar.ru, sad28@list.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МБДОУ «Детский сад №28 «Снежинка»
Руководитель: Боровских Эльвира Рафиковна
Год основания учреждения: 1974
У нас учатся: 237 воспитанников
У нас учат: 24 педагога

Психология общения детей и взрослых

 
 
 
 
 
Консультация для родителей и педагогов
«Психология общения
детей и взрослых»
 
 
 
Воспитатель:
Халиуллина Р. Р.
 
 
 
 
Г. Набережные Челны
2013 г.


Психология общения детей и взрослых
Жаль,  что нет учебного заведения, где учили
 бы слушать. Ведь хорошо управляющему надо
уметь слушать не меньше, чем говорить.
 
Как построить нормальные отношения с ребенком? Как заставить его слушаться? Можно ли поправить отношения, если они совсем зашли в тупик?
Может ли психология помочь родителям, воспитателям и учителям в их решении?
Безусловно, может. В последние десятилетия психологи сделали ряд замечательных открытий. Одно из них – о значении стиля общения с ребенком для развития его личности.
В психологии признанным является положение о том, что потребность в общении – одна их ведущих и наиболее важных в человеческой жизни. Общение так же необходимо ребенку, как и пища. Нужно отметить, что основные трудности и проблемы в воспитании связаны именно с непониманием собеседниками друг друга или с недостаточной значимостью содержания для одного из них.
Наблюдая за взаимодействием людей воспитатель должен помнить, что это лишь внешняя сторона.
За ней часто кроется тайный смысл. Очень важно понять истинный смысл передаваемых сообщений, внутреннюю потребность, толкающую ребенка на обращение к другому. Для этого важно знать не только индивидуальные особенности ребенка, но и общие закономерности развития общения в детском возрасте.
Осознавая, что для нормального развития ребенку необходимы и взрослые и сверстники. «Проблемные», «трудные», «непослушные», «невозможные» дети, так же, как дети «с комплексами», «забитые2 или «несчастные» - всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье.
Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показала, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье. Зачастую родителей надо не только просвещать, но и обучать способам правильного общения с детьми.
Психологи выделяют 2 языка, на котором «говорят» родители. Это язык принятия и непринятия.
У каждого родителя существует определенная сфера его принятия ребенка и сфера непринятия. То, какая сфера больше представлена в отношениях с ребенком, на самом деле зависит от многих факторов, но их условно можно разделить на три группы:
1.           Личность родителя (его характер, темперамент, ожидания к ребенку, стереотипы и установки в воспитании, собственный детский опыт и отношение к родителям).
2.           Личность ребенка (его восприимчивость, болезненность, способность к научению, интеллект, активность, нарушения психики)
3.           Особенности ситуации (присутствие других людей, ситуация экзамена, проверка каких-либо знаний).
К языку принятия относятся: оценка поступка, а не личности, одобрение, комплимент, временный язык, сравнивание с самим собой, ласковые слова и взгляды, мимика, жесты, доброжелательные отношения, поощрения, согласие, позитивные телесные контакты, выражение своих чувств и отражение чувств ребенка.
       К языку непринятия относятся: приказы и команды, угрозы и предостережения, нотации и лекции, советы и готовые решения, критика, обзывания, расследования, отшучивание и уход.
 
На особенности развития общения могут влиять личностные типы детей.
1.           Беспроблемный ребенок. Малыш максимально удобен для взрослых: он не капризничает, делает только то, что велят, молчалив и спокоен, старается держаться только близких. Такой ребенок не интересуется тем, кем он будет, не пытается строить  планы. Такое развитие может самым плачевным образов повлиять на взрослую жизнь человека, так как он не научен, брать на себя ответственность, принимать решения.
Как помочь такому малышу?
Ø   Общаясь с ребенком, не давайте ему готовых ответов, предлагайте возможность выбрать.
Ø   Размышляйте, обсуждайте вместе с ним те или иные поступки и явления.
Ø   Выстраивайте временную жизненную перспективу для ребенка.
Ø   Давайте ребенку поручения, которые будут показывать ему, что именно от него зависит успех того или иного мероприятия.
Ø   Словесные поощрения и искренняя радость.
2.           Светский львенок. Суть существования такого ребенка – это общение. Он не может провести в одиночестве ни минуты. Он деятелен и активен, любит привлекать к себе внимание. В общении с ним чувствуется какая то поверхностность, так как малыш, к сожалению, не умеет истинно привязываться к близким, он лишь наслаждается их вниманием к своей персоне. В этом случае стоит задуматься над тем, чтобы избежать одиночества, малыш готов быть с кем угодно, а чтобы добиться своего, часто использует неадекватные способы.
Что можно предпринять в таком случае?
Ø   Попытайтесь найти истинное увлечение для малыша.
Ø   Развивайте в нем моральные качества.
Ø   Давайте малышу возможность помочь по дому, поощряйте его попытки сделать что-то самостоятельно.
Ø   Исключительным наказанием для такого ребенка является одиночество и изоляция, поэтому, когда есть определенная необходимость успокоить малыша, оставьте его, дайте возможность подумать над своим поведением.
Ø   Будьте последовательны: если вы изолировали малыша, выдержите паузу и обязательно обсудите происшедшее с ребенком.
Ø   Предоставьте в виде альтернативы общение с искусством и природой.
3.           Маленький гений. Такой тип малышей отличается опережающим развитием, выдающимися способностями. Они любознательны и пытливы. В общении предпочитают взрослых или старших детей. По началу испытывая истинное любопытство, постепенно малыш убеждается в своей исключительности и начинает этим спекулировать, задавая взрослым вопросы только для того, чтобы завладеть их внимание.
Отрицательной перспективой может стать развитие черствости и эгоизма, положительной – развитие творческого потенциала.
Исправить ситуацию можно следующим образом:
Ø   Целенаправленно развивайте нравственные качества малыша.
Ø   Избегайте ситуаций, дающих повод для ложной гордости.
Ø   Рассказывайте ребенку о своих чувствах вызванных его поведением, как приятных, так и не очень.
Ø   Советуйтесь с ребенком по вопросам, касающихся жизни.
Ø   Создавайте ситуации, в которых малыш будет отвечать за тот или иной участок работы. Это научит его контролировать себя и поможет осознать ответственность за свои поступки.
4.           Угодник. Малыш очень послушен и внимателен к словам взрослых, так как хочет угодить им, понимает, что лучше не создавать проблем окружающим. Главный мотив его деятельности и поведения в целом – это оценка окружающих взрослых. Человек уже не руководит своим поведением, он не хочет или не может в силу сложившихся обстоятельств быть хозяином своей судьбы.
Чтобы изменить ситуацию, необходимо:
Ø   Реально оценивать возможности и способности ребенка.
Ø   Хвалить и делать замечания, если ребенок заслужил своим поведение.
Ø   Поощрять самостоятельный выбор и инициативность ребенка.
Ø   Следить за собственным поведением, исключить из обращения высказывания «что скажут..».
Ø   Устраивать минутки непослушания.
Ø   Поддерживать ребенка в его позитивных начинаниях.
5.           Нехочуха. Активно проявляемое упрямство, вызывающее у взрослых приступы раздражения, у такого малыша часто скрывает его тревожность.
Чтобы изменить ситуацию, необходимо:
Ø   Вселите малышу веру в свои силы, помогите научиться преодолевать трудности.
Ø   Если малыш раздражает вас тем, что ему приходится много раз объяснять, как надо себя вести и что предпринять в той или иной ситуации, начните сочинять сказки, в которых в аллегорической форме проиграйте вместе трудности ребенка.
Ø   Будьте готовы спокойно отреагировать на неожиданные вспышки упрямства, помните, что это защитная реакция.
Ø   Не настаивайте категорически на своем.
Ø   Поддерживайте его даже в небольших успехах.
6.     Манипулятор. Можно с полной уверенностью утверждать, что в этих детях развивается большой актерский талант. Спектр средств достаточно широк: уговоры, угрозы, обещания, давление на жалость.
Чтобы изменить ситуацию, необходимо:
Ø   Не включайтесь в торг.
Ø   Твердо следуйте своим словам, обязательно объясняйте, почему именно так вы действуете.
Ø   Почувствовав, что вами манипулируют, остановите ситуацию, скажите ребенку, что вы его любите, но управлять собой не позволите.
7.     Скандалист. Распространенными способами доказательства своей правоты часто являются крик, топот, бросание вещей и т.д.
Чтобы изменить ситуацию, необходимо:
Ø   Старайтесь сохранять спокойствие, выслушивайте без паники, не повышайте голос, молчите без угрозы.
Ø   После того как ребенок успокоится, обязательно разберитесь, что послужило поводом для скандала, проанализируйте.
Ø   Откажитесь от противостояния.
Ø   Поддержите ребенка, заметив, что скандал готов разразиться, переключите его, отвлеките срочным делом, неожиданным вопросом или действием.