Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида №8 «Зоренька»
Визитная карточка
Адрес: | 423838, Республика Татарстан, город Набережные Челны, проспект Яшьлек, дом 5 (52/01) |
Телефон: | +7(855)-259-26-35, сот. 904 - 665 - 49 - 90 |
E-Mail: | sad8z@mail.ru |
Министерство: | Министерство образования и науки Республики Татарстан |
Короткое название: | МБДОУ "Детский сад компенсирующего вида № 8 "Зоренька" |
Руководитель: | Сабелькина Елена Николаевна |
Год основания учреждения: | 1979 |
У нас учатся: | 143 |
У нас учат: | 36 педагогов |
Доступна среда
ДОСТУПНАЯ СРЕДА В МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА №8 «ЗОРЕНЬКА»
В современном обществе создание доступности образовательного пространства - приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. Согласно образовательной политике Российской Федерации "Особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов..."
Безбарьерная (или доступная) среда в широком смысле - это среда, которая создаёт лёгкие и безопасные условия для наибольшего числа людей. Понимая проблемы инвалидности, "безбарьерная" среда - это расположение объектов окружающего пространства таким образом, чтобы люди с физическими, сенсорными или интеллектуальными отклонениями могли использовать это пространство с минимальной помощью посторонних.
Поэтому функциональная задача нашей образовательной организации - найти способы решения, обеспечить ту самую "безбарьерную среду".
В нашем детском саду обучаются воспитанники с ограниченными возможностями здоровья, имеющие нарушения зрения и сложный дефект.
В ДОУ проведен ряд мероприятий по созданию необходимых условий для обучения и полноценного развития детей инвалидов и детей с ОВЗ.
В коррекционных группах нашего ДОУ создана благоприятная комфортная обстановка, способствующая процессу обучения:
- оптимально используются наглядные пособия;
- достаточная освещенность помещений;
- удобно размещено оборудование;
- расположен наглядный материал на уровне глаз детей и на доступном расстоянии;
- особый акцент сделан на различные пособия и игры, развивающие зрительное восприятие, пространственную и социально-бытовую ориентировку, мелкую моторику, а также речевую активность;
- так же имеются дополнительные средства обучения, в которых нуждаются слабовидящие дети при освоении образовательной программы (иллюстрированные рельефные книги для незрячих и слабовидящих детей, обучающие комплекты по развитию навыков чтения и счета);
- созданы условия для самостоятельного, активного и целенаправленного действия детей во всех видах деятельности: игровой, двигательной, продуктивной, театрализованной, эмоционально-волевой.
Так же в группах имеются различные тифлоприборы, способствующие развитию детей с тяжелыми нарушениями зрения в разделе ориентировки в пространстве, графических и художественных навыков:
- «Светлячок» предназначен для копирования различных рисунков, схем, графиков и т.д.;
- «Ориентир» предназначенный для построения плана местности на плоскости, планов зданий или часто посещаемых помещений, прокладывания маршрутов движения, а также элементарных графиков, схем, геометрических фигур и пр.;
- «Графика» предназначен для построения на плоскости слепыми и слабовидящими детьми различных математических графиков, геометрических фигур;
- специальные трости (опорные, длинные, складные, лазерные и пр.);
- прибор для записи текстов по системе Брайля;
- разборная азбука для незрячих и слабовидящих детей, использование которой позволяет обучать чтению слабовидящих и слепых людей;
- кубик-буква, используется для закрепления навыка чтения и письма определённых букв по системе Брайля;
- прибор «Брайлевское шеститочие» для ознакомления с шеститочием Брайля.
- контрастный цвет нижней и верхней ступени лестниц: ступени лестниц, крыльцо на входе, бордюры и выступы на прилегающей территории маркированы (выделены ориентирами и цветом) в соответствии с требованиями, предъявляемыми к учреждению для детей с нарушением зрения;
- наличие на центральном входе учреждения рельефного плана расположения помещений в здании с соответствующими надписями, дублированными рельефно-точечным шрифтом;
- зрительные ориентиры для лестниц, коридоров, на стенах и дверях;
- слуховые ориентиры для обучения ориентировке в пространстве.
В ДОУ функционирует кабинет педагога-психолога, оборудованный необходимыми материалами. Имеются зоны для индивидуальной работы с детьми, родителями, ноутбук, стимульный материал для обследования психического развития детей, пособия для коррекционно-развивающей работы (уголок для развития мелкой моторики, пособие «Вкус и запах радости» и др.). Кабинет педагога-дефектолога, оснащенный пособиями для развития зрительного восприятия, формирования предметных представлений, развития зрительно-слуховой памяти, для развития мелкой моторики, для развития ориентировки в пространстве. А так же имеются специальные тифлографические приборы для развития компенсаторных способов познания мира и развития сохранных функций у незрячих детей.
Для возможности проведения лечебно-диагностичестих процедур в офтальмологическом кабинете в детском саду имеется специальное оборудование:
- щелевая лампа для стереоскопического наблюдения, исследования переднего отрезка глазного яблока в процессе офтальмологических обследований;
- визатор - аппарат для лазерной стимуляции функции зрения, предназначен для профилактики лечения воспалительных заболеваний, восстановления, зрительного утомления;
- авторефрактометр предназначен для измерения сферических, цилиндрических и осевых компонентов рефракции глаз и радиуса кривизны роговицы;
- прямой офтальмоскоп предназначен для оптического исследования глазного дна;
- спекл предназначен для стимуляции зрительного нерва, для лечения амблиопии в возрасте от 1месяца и старше, при лечении нистагма глаукомы;
- синаптафор предназначен для устранения функционального определения и лечения косоглазия у детей.
В заключении хочется отметить, что эмоциональное благополучие каждого незрячего и слабовидящего ребенка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества – это основные цели дошкольного обучения и воспитания, которые являются главным в социальной адаптации и успешности в дальнейшей жизни слабовидящего и незрячего ребенка.
Материал подготовила педагог-дефектолог (тифлопедагог) Баскарева Ирина Петровна
Нормативно - правовые документы:
- Закон РФ "Об образовании"
- ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов"
- ФЗ РФ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ"
- ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ"
- ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья"
- ФЗ "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)"
- ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с установлением обязательности общего образования" (с изменениями и дополнениями)
- ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в РФ"
- Конвенция о правах инвалидов