• Информируем вас, что с 1 января 2024 года оценки и расписание доступны в новой версии Электронного образования по адресу ms-edu.tatar.ru. В данной версии электронного дневника вы можете продолжать смотреть ранее полученные оценки.
    С более подробной информацией можно ознакомится на сайте: info.edu.tatar.ru.

Электронное образование Республики Татарстан

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка-детский сад №121 «Сабантуй»

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Визитная карточка

Адрес: 423827, город Набережные Челны, улица Виктора Полякова, здание 22
Телефон: +7(8552) 47-70-71
E-Mail: sad121nch@mail.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МБДОУ «Детский сад №121 «Сабантуй»
Руководитель: Ахметзянова Гульназ Ринатовна
Год основания учреждения: 2019
У нас учатся: 385
У нас учат: 40

Новостной блок

Консультации для родителей в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование».

Опубликовано: 26.03.2024

В рамках реализации национального проекта «Образование» родителям оказывается бесплатная консультационная помощь по вопросам развития, воспитания и образования их детей в возрасте от 0 до 18 лет.

Если у Вас возникли вопросы или нужна помощь и поддержка по вопросам воспитания и развития Вашего ребенка, Вы можете  задать Ваш вопрос на нашем сайте http://tsput.cpr.tilda.ws/.

Также Вы можете отправить свой вопрос на почту нашего центра cpr@tsput.ru.

Будем рады Вам помочь!

Семья — важнейший общественный институт, имеющий огромное значение в становлении ребенка. Главенствующая роль семьи в воспитании и обучении детей закреплена в статье 44 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Специалисты этих организаций оказывают услуги психолого-педагогической, методической и консультационной помощи родителям по вопросам развития, воспитания, обучения, социализации детей на бесплатной основе. Все консультанты проходят обязательную профессиональную подготовку.

За 5 лет реализации проекта более 7 миллионов родителей воспользовались возможностью получения консультаций у ведущих педагогов и психологов.

 

 

Консультация для родителей детей с РАС.

1. Какие особенности поведения помогают поставить диагноз РАС в раннем возрасте?

   Когда обычные дети начинают узнавать маму, а происходит это обычно в возрасте 2 мес., ребенок с РАС остается безразличным к внешнему миру. Он не пытается установить зрительный контакт, его взгляд направлен, как-бы сквозь человека.

    К сожалению, многие стараются не обращать на это внимания, да и врачи, не всегда вовремя диагностируют этот синдром, не обращая внимания на очевидные симптомы.

   До 1 года эти дети могут мало отличаться от обычных детей. Внимательные родители уже через месяц-два после рождения нормально развивающегося ребенка по плачу могут понять, что он хочет: кушать, играть или он испытывает дискомфорт: ему мокро, скучно.  С детьми-аутистами это невозможно, их плач обычно монотонный и невыразительный. Гуление часто отсутствует, вместо гуления такие дети используют визг или крик. Они не смотрят в глаза, менее активны и любознательны по сравнению с обычными детьми.

   В возрасте 1-2 лет могут появиться первые слова, но ребенок их использует бессмысленно. Общение по-прежнему заменяется монотонным криком. Ребенку больше нравится быть одному. Он не проявляет беспокойство, если остается без мамы или близкого родственника. Дети с РАС обычно не используют игрушки по назначению, любимой игрой может быть складывание игрушек в одну линию.

  В 2-3 года словарный запас отсутствует или очень ограничен, слова могут использоваться без соответствия их значению, то есть, речь может быть неосознанной. Остается склонность к повторяющимся, стереотипным движениям. Родителей ребенок выделяет, но особо к ним не привязан, или, по крайней мере, не демонстрирует привязанность.

   В 3-4 года ребенок не стремится играть с другими детьми, о себе обычно говорит во втором или в третьем лице, то есть «ты» или «он» или так, как называют его окружающие. В речи могут присутствовать эхолалии – бессмысленные повторения отдельных слов или целых фраз. Иногда эти фразы вычурные, не соответствующие возрасту.

   Несмотря на то, что дети-аутисты, уже в возрасте до года отличаются от обычных детей, диагноз часто ставится только после 2 лет, до этого возраста все симптомы обычно объясняются странностями поведения.

2. Каковы причины возникновения РАС?

     Родители, которые имеют детей – аутистов часто пытаются найти ответ на вопрос, почему это случилось именно с их ребенком? Можно ли было этого избежать? Ответа на этот вопрос нет.

  Существует несколько версий, возникновения данного синдрома, но, ни одна из них полностью не доказана. Считается, что причиной аутизма может быть нарушение развития мозга, хромосомные аномалии или их генные мутации.

      Аутизмом чаще страдают мальчики, расовых различий в распространенности этого синдрома нет. Раньше считалось, что аутизм всегда сочетается со снижением интеллекта, сейчас доказано, что это не так. Среди детей-аутистов, примерно 30 % имеют интеллект выше среднего, у некоторых могут быть даже выдающиеся способности в различных областях, но есть среди них и люди с умственной отсталостью.

3. Какие занятия можно проводить с дошкольником, имеющим диагноз РАС в условиях семьи?

 Вот конкретные методики, которые вы можете использовать:

1. Занятия с карточками PECS. Для занятий понадобятся карточки, для начала не больше 5. На них могут быть изображены предметы или люди, выполняющие определенные действия. Эти карточки можно использовать и для объяснения порядка действий. Например, подготовка ко сну разбивается на несколько действий, и на каждое действие заготавливается карточка. Сначала четко произносится: «Пора спать» и далее демонстрируются карточки. Карточки могут быть следующие: «снять одежду», «надеть пижаму», «почистить зубы», «умыться», «сходить в туалет», «пойти спать» и последней, картинка спящего ребенка. Показ картинок должен сопровождается объяснением, но не многословным. Только четкое название действий и ничего больше. Через несколько месяцев, может быть даже через год, достаточно будет сказать «пора спать» и ребенок будет знать, что ему нужно делать. Но это произойдет только в результате регулярных занятий. Такие карточки должны быть на все действия «гулять», «кушать», «читать», «рисовать».

 2. Дети с РАС обычно боятся воды. Необходимо предлагать ребенку игры с водой, но начинать занятия нужно постепенно, например, с мокрого песка, насыпанного в ведро. Постепенно, песок должен становится все более мокрым. На нем можно чертить линии, делать из него различные фигуры.

3. Очень важно развивать тактильное восприятие. Для этого можно взять небольшую коробку, заполнить ее любой крупой или песком и внутрь спрятать камушки или крупные пуговицы, для начала 2-3, не больше. Ребенок должен их найти и достать, постепенно количество камешков можно увеличивать до 10-15. Еще одно похожее задание: в миску налейте воду, на дно положите монетки, ребенок должен стараться их достать.

4. Упражнение на развитие координации: необходимо взять 2 чашки, наполнить одну из них водой и попросить ребенка переливать воду из одной чашки в другую. По мере развития этого навыка, размер чашки должен уменьшаться.

5. Лепка – одна из важнейших коррекционных методик: одновременно будет развиваться и моторика, и сенсорная чувствительность. Для лепки можно использовать массу для моделирования или обычный пластилин. Ребенок раскатывает пластилин, делает из него шарики и просто разминает его.

6. Нанизывание бус. Начать лучше с крупных кругов, вырезных из картона, по мере развития навыка можно переходить к более мелким деталям, вплоть до бусинок.

7. Пазлы. Можно купить готовые пазлы, с очень крупными частями, а можно сделать их, нарисовав крупную картинку и разрезав ее на несколько частей, для начала на 3-4, со временем количество частей пазла необходимо увеличивать.

8. Еще одно упражнение на моторику. Разложите в ряд одинаковые предметы, и пусть ребенок перевернет их.

9. Танцуйте. Можно танцевать дома или найти подходящий кружок для коллективных занятий.

10. Необходимо развивать тактильные и кинестетические ощущения. Для этого хорошо подойдут игры с различными материалами. Можно использовать шелк, шерсть, туалетную и наждачную бумагу. Схема занятий может быть следующей: 5 минут занятия с карточками, 5 минут чтение книг, 5 минут пальчиковые игры, затем перерыв и новый блок занятий.

      Идите от простых упражнений, к более сложным, для начала используйте те задания, с которыми ребенок точно справится, это поможет ему поверить в себя. Вы должны быть готовы уделять максимальное количество времени для занятий с ним (не меньше 5 часов в день). И увидите, что результаты вас порадуют, и ваш малыш вскоре сможет вас понимать и даже проявлять самостоятельность.

4. Как подготовить к школе ребенка с РАС?

 Во время работы с ребенком, страдающим РАС, не должна прекращаться работа над развитием психомоторной сферы.  Необходимо продолжать развивать у него чувство равновесия, зрительно-моторную координацию, общую и мелкую моторику.

 Важными предпосылками успешной учебы являются произвольность и саморегуляция, а также способность взаимодействовать с другими людьми. Что касается произвольных действий, то имеются в виду такие умения: самостоятельное выполнение последовательных действий; воспроизведение наглядных образцов; планирование и контроль своих действий; умение действовать согласно устной инструкции; подчинение своих действий правилам.

Близки к этим умениям и проявления саморегуляции: способность к целенаправленным действиям; концентрация внимания; владение своим эмоциональным состоянием.

Ребенок с РАС испытывает значительные трудности в формировании целенаправленного поведения и способности концентрировать внимание.   При наличии отвлекающих факторов у него появляется ряд побочных ассоциаций, которые делают невозможным правильное выполнение заданий. Кроме этого, возможны импульсивные реакции, которые тяжело объяснить и понять, а это значит, что возможны нежелательные проявления.

Но если ребенок с РАС обладает достаточным уровнем интеллекта, то он может без проблем выполнять формальные требования: списать текст; ответить на вопрос; поднять руку, когда знает ответ на вопрос.

При выполнении более содержательных требований у него могут наблюдаться трудности, которые вызывают агрессивное поведение или полный отказ от работы. Как видим, аутизм у детей вызывает различные непредсказуемые реакции, поэтому задания должны соответствовать их возможностям.

Сложнее обстоит дело со способностью взаимодействовать с другими. К сожалению, можно говорить о практически полном отсутствии умения принимать полноценное участие в совместной деятельности, организовывать общение, слушать собеседника, эмоционально сопереживать. Дети с РАС испытывают существенные трудности, когда нужно о чем-то спросить учителя, попросить о помощи, высказать свое мнение и отстаивать его, действовать согласно правилам, условиям.Эти трудности формируются в результате взаимосвязанных ситуативных проблем. Низкий уровень произвольности, как правило, сопровождается отсутствием мотивации к учебе, а такие особенности психической организации, как практическое отсутствие саморегуляции и неспособность использовать речь с целью коммуникации, делают невозможным общение ребенка с РАС с ровесниками и взрослыми.

Современные исследователи отмечают, что аутизм у детей зачастую протекает сложно, поэтому возможность, вписаться в школьную жизнь сходу очень мала. Поэтому если не организовать специальной подготовки, то большинство таких детей останется вне образовательного процесса или получат образование ниже своих возможностей.

Во время подготовки ребенка к школе большое внимание необходимо уделять развитию у него учебных навыков. Необходимо освоить правила школьной жизни, и только потом развивать учебные навыки. Если говорить о правилах школьной жизни, то имеются в виду два момента: четкая структура школьного дня и школьная атрибутика. У ребенка, страдающего РАС, должны быть заранее созданы стереотипы поведения, связанные со школьной атрибутикой: класс, звонок, парта, доска, портфель, домашнее задание, оценка.

Структура учебного дня формируется четкая, никаких непредвиденных ситуаций, которые могут выбить ребенка из колеи. Если необходимо сделать изменения в рабочем дне, то они проводятся поэтапно. Предварительное моделирование урока поможет ребенку с аутизмом научиться использовать речь как средство коммуникации. Он должен уметь ставить и отвечать на вопросы, просить о помощи. Во время моделирования урока детей учат сидеть на уроке, слушать учителя, пользоваться портфелем, карандашом, выходить к доске, слышать инструкцию, просить о помощи. Это дает возможность не только получить определенные навыки, необходимые для вовлечения в школьную жизнь, но и снять страх и тревожность перед чем-то новым, сделать школьную ситуацию знакомой и предвиденной.

Ребенку с РАС необходим позитивный опыт пребывания в детском коллективе. Поэтому его нужно обязательно познакомить предварительно с учителем, который должен вызвать у ребенка доверие, научить ориентироваться в помещении, где будет протекать его школьная жизнь.

5. Дайте рекомендации по общению и воспитанию ребёнка с РАС (ребёнок не идёт на контакт в общении с родителями и детьми), к какому специалисту можно обратиться? 

Диагноз «аутизм» – огромный удар для родителей. Но нужно знать, что есть большая вероятность, что такой малыш адаптируется к социуму (если у ребенка сохранен интеллект).  Но чтобы достичь таких успехов, с каждым малышом должны заниматься коррекционные педагоги и психологи, а родители должны приложить максимум усилий дома. Главное — не замыкаться вокруг своего ребенка, не избегать друзей, путешествий с ребенком — не становиться аутичной семьей. Ребенка нужно активно вводить в социум.

Кроме того, нужно ставить реальные задачи. Безусловно, каждому родителю хочется, чтобы его ребенок-аутист пошел в обычную школу, но нужно ставить перед собой цели на ближайшее будущее. Если вам сейчас нужно, чтобы ребенок сам ел или ходил на горшок — занимайтесь именно этим: Запаситесь терпением. Нужно понять, что такому ребенку очень сложно жить в нашем мире и ему нужно намного больше внимания, чем обычному ребенку. Показывайте разницу. Например, в той же песочнице, покажите, что сухой песок не лепится, а из мокрого – прекрасно получаются пасочки.

Будьте последовательны. Если педагог устанавливает для ребенка определенные правила, четко придерживайтесь их и дома. Например, чтобы остановить ребенка, хлопните в ладоши или возьмите за руку. Этого должны придерживаться все домочадцы.

Учите подражать. К сожалению, у аутистов нарушен элемент подражания, поэтому им сложно играть в куклы, варить кашку, делать пасочки и смириться, что, кроме них, в песочнице есть другие дети. Но гулять с аутистом отдельно – ошибка. Нужно медленно, но уверенно учить его подражать. Например, делая пасочки, уделите каждому этапу день-два. Сегодня – набираем песок в форму (а не высыпаем на голову другому ребенку!), завтра – переворачиваем ее и т. д.

Занимайтесь спортом. Лечебная физкультура способствует развитию мозга и координации движений. Дома вы можете практиковать с малышом различные прыжки: на одной ножке, спрыгивание с бровки, скакалку. Также можно лазать по лесенкам, приседать, кружиться. Это не только укрепляет здоровье, но и дает понимание понятий право -лево, верх-низ.

Научитесь отказывать. Приучайте ребенка к словам «нет», «нельзя». Иначе малыш не поймет, что некоторые его поступки причинят боль – он будет толкать детей на площадке или бить маму и т. д.

Соблюдайте ритуалы. Например, приучая ребенка к горшку, нужно высаживать его всегда в одно и то же время, вместе с ним выливать содержимое в унитаз, мыть руки, вытирать исключительно его полотенцем. Также проигрывайте каждую игру много раз, сопровождая каждое действие комментариями, чтобы ребенок понял правила, и чтобы игра превратилась в ритуал. Играйте в контактные игры «Ладушки», «ку-ку», «зайчик» – такие примитивные развлечения помогают развивать тактильные навыки. Не балуйте малыша! Дети-аутисты великолепные манипуляторы, а вседозволенность мешает им развиваться. Поэтому старайтесь не выполнять всю работу за них.

Разумеется, Вам следует как можно раньше обратиться к специалистам – психологу, дефектологу. 



К списку новостей