Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №20 "Гармония"» Московского района г. Казани
Визитная карточка
Адрес: | 420066, г. Казань, ул. Короленко, д. 24 |
Телефон: | +7(843)-598-40-23 |
E-Mail: | S20.kzn@tatar.ru |
Министерство: | Министерство образования и науки Республики Татарстан |
Короткое название: | МБОУ «Гимназия №20 "Гармония"» |
Руководитель: | Николаев Максим Анатольевич |
Год основания учреждения: | 1972 |
У нас учатся: | 858 обучающихся |
У нас учат: | 52 педагога |
Программа гражданского образования «Воспитать гражданина»
Преамбула
Культура гражданского общества, задача построения которого сформулирована в основополагающих государственных документах, предполагает наличие гражданственности и патриотизма у его граждан. Их воспитание у подрастающего поколения является условием успешного существования и процветания общества и важнейшей задачей системы воспитательной работы общеобразовательных учреждений.
Проведённое диагностическое исследование уровня гражданственности и патриотизма среди учащихся школы свидетельствует о негативных тенденциях в иерархии ценностей у значительной части подростков. Последние места в ней занимают долг перед обществом, защита отечества и другие социально значимые ценности. Поэтому при моделировании воспитательной системы школы активом школы предусмотрены такие компоненты, которые будут способствовать формированию у обучающихся ценностных ориентаций, присущих гражданину-патриоту.
В послании Президента России Дмитрия Медведева Федеральному собранию, с которым он выступил в ноябре 2008 года, названы национальные приоритеты, нравственные ориентиры, ценности, общее представление о которых и делает нас единым народом, Россией; это:
- жизнь человека, его благосостояние и достоинство;
- межнациональный мир;
- единство разнообразных культур;
- семейные традиции;
- любовь и верность;
- забота о младших и старших;
- патриотизм;
- вера в Россию;
- глубокая привязанность к родному краю, к нашей великой культуре.
В послании говорится: «Основу нашей политики должна составить идеология, в центре которой – человек, как личность и как гражданин, которому от рождения гарантированы равные возможности. А жизненный успех которого зависит от его личной инициативы и самостоятельности, от его способности к новаторству и творческому труду. Мы просто обязаны консолидироваться вокруг наших национальных приоритетов». В реализации этой политики системе образования отводится особая роль – воспитание личности, передача новым поколениям ценностей нации. Исходя из задач, поставленных Президентом страны перед современной школой, программа «Воспитать гражданина» направлена на формирование гражданско-патриотического сознания учащихся как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества.
I. Цель и задачи программы, ожидаемый результат
Программа имеет следующую цель: воспитание гражданина – патриота Родины, владеющего интеллектуальной, нравственной, правовой и политической культурой России и мира, культурой межнациональных отношений, способного и готового к самоорганизации и самовоспитанию, умеющего адаптироваться в любой жизненной ситуации, обладающего осознанным желанием и развитым умением жить для Родины, для людей, способного и готового стать на защиту Отечества.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- продолжить создание системы гражданского воспитания в школе;
- активизировать и качественно совершенствовать учебно-воспитательный процесс;
- усилить гражданско-патриотическую направленность в курсах социально-гуманитарных дисциплин;
- обогащать содержание, развивать формы и методы гражданского воспитания на основе новых информационных технологий.
Ожидаемый результат программы:
- активизация и качественное совершенствование учебно-воспитательного процесса;
- качественный рост образованности выпускников школы, владеющих основами современных знаний, нравственными ценностями человеческой цивилизации, культурой межнациональных отношений, умеющих преодолевать индивидуалистические устремления, регулировать свои потребности и соотносить их с возможностями общества, осознающих ответственность за судьбу своей страны;
- формирование высококвалифицированного творческого педагогического коллектива единомышленников, способного решать поставленные перед современной школой задачи;
- получение школой статуса гимназии.
Это означает, что территория школы, её классы, залы и кабинеты, зелёная зона стараниями учителей, учащихся и родителей превращаются в пространство, способствующее укреплению ценности «Знания» и положительных мотивов учения, обладающее достаточным воспитательным потенциалом, формирующим опыт гуманного взаимодействия и позитивного самоутверждения личности учащихся.
II. Принципы воспитания
Успех реализации программы во многом обусловлен следованием основным принципам работы:
1. Гуманистической направленности воспитания: учащиеся и педагоги являются равноправными субъектами воспитательной системы. Они самостоятельны в постановке целей, выборе содержания и способов осуществления своей деятельности.
2. Социальной активности: формирование внутренней и внешней культуры учащихся, планетарности мышления, альтруистических и демократических убеждений.
3. Проблемности: развивать любознательность учащихся, желание самостоятельно дойти до истины, принимать решения, ставить вопрос и давать на него ответ.
4. Индивидуализации: воспитание учащихся с учётом индивидуальных возможностей, способностей каждой конкретной личности.
5. Развивающего воспитания: формирование у учащихся активной жизненной позиции, востребованности в коллективе.
6. Единства образовательной и воспитательной среды: включение всех её участников в непосредственное активное взаимодействие.
7. Возрастной адресной заданности и преемственности знаний и умений, идейно-нравственных норм и ценностей. Этот принцип предполагает организацию «сквозного» поступательного процесса воспитания, наращивания и передачи приобретённых интеллектуальных, нравственных, правовых и культурных ценностей от начальных классов к средним, а затем к старшим и выпускным классам.
III. Реализация программы гражданского образования сопряжена с решением комплекса проблем.
Гражданское образование как организационно-управленческая проблема:
1. Ознакомление с концепцией гражданского образования на основе федеральных программ и рекомендаций, содержащихся в Государственной программе патриотического воспитания граждан России на период 2006-2010 годы, Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и послании Президента России Дмитрия Медведева Федеральному собранию.
2. Разработка, обсуждение и принятие программы развития школы и модели ее образовательного процесса в свете идей гражданского образования и специфики школы.
3. Обеспечение повышения профессионального уровня воспитательной работы. «Учитель создает нацию» – это древнее изречение справедливо в наши дни, как никогда раньше. Общество развивается и проецирует свое будущее через воспитание. Совершенствование кадрового потенциала школы должно происходить и за счет привлечения к работе педагогов – психологов, педагогов-организаторов и др.
4. Развитие демократического стиля управления образовательным процессом, привлечение учащихся к принятию решений.
5. Участие школы в национальном приоритетном проекте «Образование».
6. Участие школы в различных конкурсах, мероприятиях и акциях, проводимых МО и Н РФ, МО и Н РТ, городским управлением образования г. Казани и другими организациями и учреждениями на международном, российском, городском уровне.
7. Координация совместных усилий семьи и школы в воспитании детей, содействие реализации прав родителей на участие в управлении образовательным процессом. Развитие родительских общественных объединений.
8. Организация методической помощи семье. Психолого-педагогическое просвещение родителей.
9. Контроль над ходом выполнения воспитательной программы школы «Воспитать гражданина».
Гражданское образование как образовательно-дидактическая проблема:
1. Усиление гуманистической направленности учебных дисциплин, помогающей детям в усвоении нравственных ценностей и культуры современного общества. Насыщение содержания уроков, особенно по предметам гуманитарного цикла, проблематикой гражданственности, патриотизма, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе.
2. Педагогическая ориентация школы на сотрудничество учителя и ученика, использование таких приёмов в работе, которые помогут каждому ученику почувствовать себя личностью, ощутить внимание учителя лично к нему. Развитие традиций и опыта хорошо зарекомендовавшей себя гуманистической «педагогики сотрудничества» помогает преодолению элементов авторитаризма, формирует менталитет ненасилия. Известно, что отношения «учитель – ученик» строятся по вертикали. Старший, авторитетный взрослый необходим ребенку, это аксиома. Но авторитет учителя в 20-й школе не может и не будет утверждаться ценой нравственно-психологического, социального, административного или физического насилия, подавления личности или манипулирования ей.
3. Модификация учебных программ, особенно гуманитарной специализации, создание академических классов, изучающих с пятого класса обществоведческий курс «Граждановедение», использование в учебной деятельности метода учебного проекта, освоение развивающих курсов и курсов по выбору «Введение в конфликтологию», «Основы культуры мира», «Уроки толерантности», «Государственные символы РФ и РТ», «Портфолио успешного ученика» и др.
4. Внедрение информационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы.
Гражданское образование как экспериментально-исследовательская проблема:
1. Формирование исследовательской среды в педагогическом коллективе школы. Создание экспертно-методического совета при педагогическом совете.
2. Научно-методическое обеспечение воспитательной программы школы. Разработка методических рекомендаций для классных руководителей по проведению воспитательных мероприятий в рамках гражданского образования.
3. Обобщение опыта педагогов творческого стиля, разработка педагогических технологий «Ноу-Хау», авторских курсов и методик.
4. Овладение отечественным и зарубежным опытом управления процессом обучения и воспитания одаренных и высокомотивированных детей.
5. Участие в поиске новых форм и содержания учебной и воспитательной работы с целью реализации задач, поставленных Президентом России Дмитрием Медведевым в его послании Федеральному Собранию и получивших название «Наша новая школа».
6. Изучение публикаций, специальных программ, новых методов, средств и материалов, посвященных проблемам гражданского образования. Апробирование и внедрение наиболее перспективных форм.
7. Экспериментально-исследовательская работа в рамках методико-педагогических, образовательных и издательских проектов кафедр ИПК РО РТ и др.
Гражданское образование как воспитательная, идейно-нравственная проблема:
1. Акцент на совершенствовании профессионального мастерства учителей школы не только в части знаний предмета и методики его преподавания, но в освоении педагогической техники ненасильственного стиля педагогического общения. Этот стиль окрашивает весь учебно-воспитательный процесс, создает особый морально-психологический климат сотрудничества.
2. Ориентация внимания педагогов на формирование навыков конструктивного поведения в ситуации конфликта, переговоров, посредничества. Переведение нравственных установок толерантности и ненасилия в плоскость практических социальных знаний и умений, понимаемых как важнейший фактор гражданского воспитания.
3. Использование во внеучебной воспитательной работе многолетние традиции и опыт нравственного и интернационального воспитания учащихся, развитие и обогащение проверенных форм, прививающих детям нормы цивилизованного общения, высокий уровень общей культуры.
4. Изучение и использование в воспитании детей вековых миротворческих традиций народов Татарстана, живущих на стыке Европы и Азии, на перекрестке цивилизаций. Разработка новых методик и сценариев внеучебных мероприятий, открывающих детям нравственный потенциал народных обычаев и праздников, красоту языка, меткость и мудрость пословиц и поговорок.
Модель обучения и воспитания гражданственности в 20-й школе представляет собой систему структурных блоков, охватывающих все основные направления и формы учебной и внеучебной воспитательной работы. Программа «Воспитать гражданина» сконцентрировала в себе идеи о том, как воспитать достойных граждан своей страны, надеясь соединить их с опытом и профессионализмом педагогического коллектива, с энтузиазмом всех участников учебно-воспитательного процесса: учеников, родителей, учителей; и добиться успеха.
Сконцентрированная в модели система учебно-воспитательных форм предполагает формирование следующих качеств личности:
- гражданского самосознания, умения преодолевать индивидуалистические устремления, регулировать свои потребности и соотносить их с возможностями общества и других людей;
- гражданского долга, выражающегося в ответственном отношении к поручениям, учёбе; бережном отношении к природе и общенациональному достоянию;
- правовой культуры, умения грамотно реализовать свои права и обязанности в жизни;
- свободы в выборе решений и путей достижения цели, ответственности за этот выбор;
- гражданского достоинства, требовательности к себе и другим;
- готовности к конструктивным типам поведения в конфликтной ситуации, способности к диалогу, ведущему к компромиссу или консенсусу;
- владение навыками посреднической и миротворческой деятельности, умение нейтрализовать стихийные агрессивные состояния людей, особенно в ситуации межэтнических и межконфессиональных конфликтов;
- умение вести межнациональный диалог.
В идеале школа будет стремиться воспитать человека, жизненный успех которого зависит от его личной инициативы и самостоятельности, от его способности к новаторству и творческому труду, мотивированного на миротворческую деятельность в широком смысле слова, создающего вокруг себя климат взаимопонимания людей. Владея этими установками и навыками, выпускники школы смогут быстрее адаптироваться к новой социальной среде, добиваться успеха в карьере, удачнее других строить семью и воспитать детей. В этом найдет свое выражение то новое качество образования, которое будет гарантировать школа поколению XXI века.