Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования Лицей № 2 имени академика К.А. Валиева города Мамадыш» Мамадышского муниципального района Республики Татарстан / Татарстан Республикасы Мамадыш муниципаль районы муниципаль бюджет гомуми белем учреждениесе «Мамадыш шәһәре академик К.Ә. Валиев исемендәге 2 нче номерлы лицей мәгариф үзәге»
Визитная карточка
Адрес: | 1 здание - 422190, Республика Татарстан, г. Мамадыш, пер. Текстильный, д. 5,. 2 здание - 422190, Республика Татарстан, г. Мамадыш, ул. Ленина, д. 136 |
Телефон: | 1 здание: +7(855)-633-20-31 приемная;+7(855)-633-27-65, 2 здание: +7(855)-634-03-70 |
E-Mail: | s2.mam@tatar.ru |
Министерство: | Министерство образования и науки Республики Татарстан |
Короткое название: | МБОУ "Лицей № 2 им. ак. К.А. Валиева г. Мамадыш" |
Руководитель: | Гимранов Салават Махмутович |
Год основания учреждения: | 1997 |
У нас учатся: | 1031 учащихся, из них иностранных граждан - 0 |
У нас учат: | 61 педагог |
План работы информационно-библиотечного центра
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор Центра образования Лицей № 2:
С.М. Гимранов
_____________
«31» августа 2023 год
План работы информационно-библиотечного центра
МБОУ «Центр образования лицей №2 имени академика К. Валиева город Мамадыш» на 2023-2024 учебный год
Методическая тема Центра образования Лицей № 2: «Реализация современных педагогических технологий в образовательном процессе, обеспечивающих системнодеятельностный подход в рамках требований федерального государственного образовательного стандарта»
Цели и задачи информационно-библиотечного центра:
- Использование современных педагогических технологий для успешной социализации учащихся в современном информационном обществе;
- удовлетворение потребностей детей в духовном и интеллектуальном росте, самопознании и самообразовании;
- интеграция учащихся в социокультурную среду общества через чтение;
- обеспечение открытости ИБЦ для всех пользователей: учащихся, учителей и родителей,
- создание равных прав и возможностей для детей, обладающими разными интеллектуальными и физическими возможностями;
- обеспечение доступа пользователя к объективной и всесторонней информации о мире в доступной и безопасной для него форме;
- совершенствование материально-технической базы библиотеки;
- оказание качественных библиотечно-информационных услуг;
- работа с педагогическим коллективом и родителями по привлечению учащихся к чтению и воспитание бережного, аккуратного отношения к книге и к учебнику;
· обучение читателей результативному пользованию книгой и другими современными носителями информации, поиску, отбору и умению оценивать информацию;
- поддержание комфортной библиотечной среды;
- формирование эстетической и экологической культуры и формирование интереса к здоровому образу жизни;
- использование разнообразных методов организации обслуживания, обеспечения комфортности, доступности библиотечных услуг и продукции;
- разработка, адаптация и внедрение новых (или заимствованных из опыта других библиотек) приемов и методов комплектования, организации и хранения документальных коллекций и пр.;
- обеспечение рентабельности и эффективности основных технологических процессов (новые средства защиты, учета, расстановки фонда, библиографирования и т.д.);
Индивидуальная тема педагога-библиотекаря Потеряхиной Н.П.: «Современные педагогические технологии в работе информационно- библиотечного центра».
Цель: способствование формированию мотивации пользователей к саморазвитию, самообразованию через предоставление необходимых информационных ресурсов и использование новых педагогических технологий
Основные направления в работе ИБЦ:
1. Содействовать воспитанию развитой личности. Совершенствовать формы и методы работы с читателями.
2.Оперативно и качественно комплектовать фонды библиотеки, учитывая тему лицея, библиотеки.
3.Улучшить информационно-библиографическое обслуживание читателей путем проведения дней информации библиографии;
4.Прививать лицеистам потребность в систематическом чтении литературы для развития функциональной грамотности, повышения своего духовно-нравственного потенциала, развития творческого мышления, познавательных интересов и способностей успешного усвоения учебных программ.
5. Проводить работу по сохранению учебного и художественного фонда. Работать над созданием внебюджетного фонда библиотеки, в том числе методом активизации участия педагогов и лицеистов в акции «Подари книге вторую жизнь».
6. Внедрять информационные технологии в систему обслуживания читателей.
7. Проводить работу соответственно учебно-воспитательному плану лицея по следующим направлениям:
- гражданско-патриотическому
- правовому и нравственному
- художественно-эстетическому
- экологическому
- физкультурно-оздоровительному
- работа с родителями
- краеведческая работа
- функциональная (читательская) грамотность
Работа осуществляется соответственно международным, федеральным, региональным законам; решениям органов управления образования, Уставом МБОУ «ЦО Лицей №2 имени академика К.Валиева город Мамадыш», Положением о библиотеке.
I часть. Анализ работы информационно-библиотечного центра
ИБЦ лицея работал по плану, составленному педагогом-библиотекарем и утвержденному администрацией лицея на 2022 – 2023 учебный год.
Выполнение контрольных показателей за отчетный период
с 1 сентября 2021 по 31 августа 2022 года
Объем библиотечного фонда (общий фонд + учебники) |
21959 |
учебники |
13269 |
Федерального перечня |
11235 |
Регионального перечня |
2034 |
Художественная литература |
8174 |
Из них: на русском языке |
6306 |
на татарском языке |
1868 |
Справочная литература |
126 |
Методическая литература |
49 |
Периодические издания |
11 наименований |
Электронные носители |
- |
Количество читателей |
964 |
Число посещений |
11948 |
Посещаемость |
12,4 |
Обращаемость |
1,5 |
Читаемость |
8,9 |
Общая книговыдача |
13002 |
из них: художественная литература |
11675 |
выдано учебников |
13170 |
Количество проведенных массовых мероприятий |
9 |
Книжные выставки |
28 |
Анализируя полученные статистические данные и сравнивая их с предыдущим учебным годом, следует отметить:
- Количество читателей находится в прямой зависимости от контингента учащихся лицея
- Учащиеся 1-11 классов в соответствии с учебным планом обеспечены учебниками на 100%
- Общая книговыдача увеличилась на 9%, посещаемость на 3%
1.Работа с библиотечным фондом.
Фонд ИБЦ сформирован из книг и энциклопедий по всем отраслям знаний.
По запросу МКУ «Отдел образования» регулярно сдается информация по обеспеченности
учебниками.
Фонд сформирован традиционными и нетрадиционными носителями информации.
Своевременно осуществляется прием, регистрация, систематизация и техническая
обработка новых поступлений.
Ведется учет библиотечного фонда по инвентарным книгам, книге суммарного учета, в систематическом и алфавитном каталогах, картотеке учебников.
В 2022-2023 учебном году было списано 4773экз. учебной и художественной литературы по причине ветхости, утраты информационного значения и полноценной замены на сумму 1876886 рублей 30 коп
В январе 2023 года произведена сверка документации по ведению учета
библиотечного фонда с бухгалтерией лицея.
-
- Обеспечение сохранности библиотечного фонда
Систематически ведется работа по ликвидации читательской задолженности: направляются списки должников классным руководителям и библиотечному активу, индивидуальные напоминания. Учебники выдаются по ведомости, подтверждающей получение подписью каждого ученика (или их родителя). Регулярно проводятся рейды по проверке состояния учебников. Всем родителям учеников, поступивших в лицей, через классных руководителей выданы «Правила пользования ИБЦ». Постоянно в течение года производится ремонт книг.
1.2 Оформление подписки, заказов на учебную литературу
Выделенная сумма 19400 рублей полностью потрачена на подписку
периодических изданий.
В январе 2023 года велась работа по ознакомлению педагогов-
предметников с перечнем учебников, утвержденным Приказом №858 от 21 09. 2022
года сбору информации для оформления Заказа учебников на следующий учебный
год.
-
- Работа с учебниками и книжным фондом
Фонд ИБЦ укомплектован учебной, художественной, справочной, научно-популярной, педагогической и методической литературой. В настоящее время обучающиеся лицея полностью обеспечены учебниками в соответствии с программами обучения и Федеральным перечнем, утвержденным Приказом МО Российской Федерации №858 от 21.09.2022 года. Расстановка фонда учебников произведена по классам. Выпускники лицея, учащиеся и их родители дарят художественную литературу, что позволяет хотя бы частично обновлять фонд библиотеки. По акции «Подари книге вторую жизнь» поступило в фонд школьной библиотеки 109 книг. Велась работа с задолжниками. Были проанализированы формуляры всех читателей, выявлены задолжники, списки поданы классным руководителям, постоянно контролируется состояние возвращаемой литературы, проводятся беседы с учащимися о бережном отношении к книгам.
Проводится выявление устаревших по содержанию и ветхих изданий.
Для учёта фонда ведется следующая документация:
- инвентарная книга;
- книга суммарного учета;
- картотека учебников;
- журнал учета картотеки учебников
- журнал учёта выдачи учебников;
- тетрадь учёта книг, принятых от читателей, взамен утерянных;
- инвентарная книга подарочных изданий;
- инвентарная книга учёта нетрадиционных носителей (DVD; карт, плакатов);
- читательские формуляры;
Оформлялись пакеты документов на заказ учебников и учебных пособий ( январь)
Все вновь поступившие учебники своевременно инвентаризированы, обработаны и
выданы учащимся.
2. Массовая работа
Массовая работа в библиотеке лицея ведётся по следующим основным направлениям: поощрение свободного чтения (чтения для удовольствия, для удовлетворения познавательного интереса, для возможностей самовыражения), содействие воспитательным программам лицея, содействие учебному процессу. В процессе проведения массовых мероприятий решалась задача количественного и качественного обслуживания.
Важнейшим направлением деятельности библиотеки является раскрытие фонда через выставки. Они оформлялись к юбилейным и знаменательным датам писателей, к дню Матери, Дню науки, 78-летию Победы, Дню Защиты детей. В библиотеки постоянно действовали выставки: «Книги – юбиляры», «Уроки нравственности», «Туган ягым Татарстан», «Мамадыш-судьба моя», «Полка незаслуженно забытых книг»
Обслуживание читателей осуществлялось в соответствии с графиком работы библиотеки с 08 до 15 часов. В целях привлечения читателей в библиотеку и формирование у лицеистов информационной, культуры чтения, умения и навыков библиотечного пользования проводились библиотечные уроки, на которых учащиеся знакомились со строением книги, справочным аппаратом библиотеки, с расстановкой книг в библиотеке:
Первое знакомство первоклассников с библиотекой прошло после изучения азбуки. Ребята познакомились с понятиями читатель, библиотекарь, как расставлены в библиотеке книги. Дети отгадывали загадки о книгах.
Для приобщения учащихся к творчеству писателей и популяризации литературы использовались различные формы библиотечной работы. В 7-8 классах проведен классный час «Пристанище для души», в 5 классах библиотечный урок «Мой друг-словарь». Продолжен цикл мероприятий «Чтение с остановками» по произведениям В.Осеевой, Н.Носова, Х.К.Андерсена и др. Интересно и познавательно в 1 -4 классах было проведено вручение «Культурных дневников школьника».
В стенах ИБЦ прошла встреча с поэтами М.Сафиным, Ю.Аполоновой, Л.Шарифуллиной, посвященная дню поэзии
В конце учебного года проводится анализ читательских формуляров и подводятся итоги конкурса на «Лучшего читателя библиотеки лицея» за текущий учебный год.
Лучшими читателями в этом году стали:
№п/п |
Фамилия, имя. |
Класс |
1. |
Долгова Яна |
2В |
2. |
Шарипова Малика |
2В |
3. |
Вагизова Назлыгуль |
3А |
4. |
Исламов Диназ |
3А |
5. |
Беспалова Софья |
5Г |
6. |
Ибрагимова Зифа |
5Г |
7. |
Вахрушева Екатерина |
7В |
8. |
Максимова Альбина |
7В |
9. |
Гиззатуллина Зиля |
9А |
10. |
Марченкова Анастасия |
9Б |
11. |
Михайлова Лиана |
10А |
|
||
|
|
Главная задача библиотеки показать богатство книжного фонда через выставки книг, периодических изданий на разнообразные темы. В течение года учащиеся из семей, находящихся в социально-опасном положении, были охвачены библиотечным обслуживанием, особенно в свободное от учебных занятий время. Оказывалась помощь классным руководителям в подготовке массовых мероприятий, классных часов, информационных часов.
Информационно-библиотечный центр продолжает делать первый шаги в области внедрения современных информационных технологий в области оказания библиотечных услуг. Пополняется медиатека. Создается банк данных электронных книг и учебной литературы на электронных носителях. Благодаря наличию медиазоны у детей появилась возможность самим найти нужную информацию для своих небольших выступлений и докладов. Библиотечное обслуживание в ИБЦ осуществляется в соответствии с «Положением об информационно-библиотечном центре». Читатели получают во временное пользование печатные издания и другие виды изданий из фонда библиотеки, пользуются библиографическим и справочно-информационным обслуживанием, принимают участие в библиотечных уроках и массовых мероприятиях.
В информационно-библиотечном центре систематически ведется «Дневник библиотеки», в котором учитываются сведения о количестве и составе читателей по группам (классам), об объеме выданных изданий и распределении их по отделам библиотечной классификации; дополнительно в дневнике введены графы, характеризующие объем выданной литературы, методической литературы, периодических изданий. Таким образом, наиболее спрашиваемыми среди читателей является литература по программе, периодические издания, литература для младшего школьного возраста . В информационно-библиотечном центре оформляются постоянно действующие книжные выставки, которые периодически обновляются, оформляются наглядные юбилейные стенды; есть информационный уголок читателя, где отражается информация.
Также методическая помощь оказывается учащимся и преподавателям при выполнении творческих и исследовательских работ, ведется подборка материала к праздничным мероприятиям.
В ИБЦ ведется картотека поступления периодических изданий, картотека учебной литературы, каталоги художественной литературы.
Библиотека помогала в подборе материалов к классным часам, к знаменательным событиям, к оформлению общешкольных стендов «Календарь знаменательных дат».
Проводилось ознакомление пользователей с минимумом библиотечно-библиографических знаний: знакомство с правилами пользования библиотекой, знакомство с расстановкой фонда, приемы работы с СБА, ознакомление со структурой и оформлением книги, овладение навыками работы со справочными изданиями, работа с периодическими изданиями и т.д. Учащиеся знакомились с картотеками, рекомендательными списками литературы, справочными изданиями. Проводились библиотечные уроки.
Роль библиотеки в пропаганде литературы огромна. Помочь сориентироваться в книжном богатстве, принимать активное участие в школьной жизни - это обязанность библиотекаря лицея. Забота школьного информационно-библиотечного центра заключается в том, чтобы каждый читатель нашел свою книгу, получил необходимый совет, оказался в обстановке, благоприятной для самообразования, самораскрытия. В информационно-библиотечном центре проводились беседы, утренники, викторины, библиотечные занятия. Важнейшим направлением деятельности информационно-библиотечного центра является раскрытие фонда через выставки – показать читателю наличие книги в фонде и убедить его в доступности фонда.
Все мероприятия, проводимые информационно-библиотечным центром, были нацелены на литературное, историческое, толерантное просвещение школьников, содействующее гражданско-патриотическому, краеведческому, нравственному, эстетическому воспитанию и формирующее привлекательный образ книги и чтения.
Знакомство с библиотекой школы учащихся первых классов традиционно происходит в рамках «Недели первоклассника» знакомство «С книжным царством - мудрым государством. Библиотечные уроки проходят в познавательно-развлекательной форме со стихами, загадками , демонстрацией мультфильмов. Во время «Недели первоклассников», которой ученики побывали на экскурсии в библиотеке, познакомились с правилами пользования библиотекой и правилами обращения с книгами, участвовали в викторине и т.д.
Создана папка «Книжная полка известных людей». Она постоянно пополняется материалами из журнала «Татарстан»
Роль ИБЦ в пропаганде литературы огромна. Помочь сориентироваться в книжном богатстве, принимать активное участие в школьной жизни - это обязанность школьного библиотекаря. Забота школьной библиотеки заключается в том, чтобы каждый читатель нашел свою книгу, получил необходимый совет, оказался в обстановке, благоприятной для самообразования, самораскрытия личности.
Все мероприятия, проводимые ИБЦ, были нацелены на литературное, историческое, толерантное просвещение школьников, содействующее патриотическому, нравственному, эстетическому воспитанию и формирующее привлекательный образ книги и чтения.
4. Общие выводы и предложения:
- 1. ИБЦ выполнял большой объем работы по предоставлению пользователям необходимого информационного материала.
- 2. Возросла взаимосвязь ИБЦ с педагогическим коллективом и учащимися.
- 3. Книжный фонд пополнился художественной и детской литературой.
- 4. Активизировать читательскую активность в среднем звене.
- 5. Продолжить работу над повышением качества и доступности информатизации, качеством обслуживания читателей.
II часть. План работы на 2023-2024 учебный год
1.Формирование фонда ИБЦ
№
|
Содержание работы |
Срок исполнения |
|
Работа с фондом учебной литературы |
|
||
1 |
Подведение итогов движения фонда. Диагностика обеспеченности учащихся учебниками и учебными пособиями на 2023-2024 учебный год. |
Сентябрь-октябрь
|
|
2 |
Приём и выдача учебников учащимся. Обеспечить выдачу учебников в полном объёме согласно учебным программам. |
Май-июнь |
|
3 |
Составление библиографической модели комплектования фонда учебной литературы:
|
Ноябрь В течение года
Октябрь
октябрь
январь
Октябрь Август По мере поступл
август |
|
4. |
Проведение работы по сохранности учебного фонда (рейды по классам с проверкой учебников) |
Декабрь, |
|
5 |
Организация обслуживания по МБА: (получение учебников во временное пользование из других библиотек, оформление накладных. |
По мере необходимости |
|
6. |
Списание учебного фонда с учетом ветхости и смены учебных программ и стандартов |
Октябрь-декабрь |
|
7. |
Изучение и анализ использования учебного фонда |
В течение года |
|
8. |
Пополнение и редактирование картотеки учебной литературы |
В течение года |
|
9. |
Расстановка новых изданий в фонде. Оформление накладных на учебную литературу и их своевременная передача в бухгалтерию |
В течение года |
|
10. |
Ведение журнала выдачи учебников |
Май, сентябрь |
|
11. |
Составить УМК на 2024/2025 учебный год |
Июнь |
|
12. |
Пополнить картотеку учебно-методических пособий по реализации ФГОС ООО для 1-11 классов |
Октябрь |
|
|
1.1 Работа с фондом художественной литературы |
Срок исполнения |
|
1. |
Изучение состава фонда и анализ его использования |
Декабрь |
|
2. |
Своевременный прием, систематизация, техническая обработка и регистрация новых поступлений |
Постоянно в течение года |
|
3. |
Учет библиотечного фонда |
По графику инвентаризации |
|
4. |
Формирование фонда ИБЦ традиционными и нетрадиционными носителями информации |
По мере комплектования |
|
5. |
Создание и ведение электронного каталога поступающей литературы |
Постоянно |
|
6. |
Подведение итогов инвентаризации. |
Октябрь-ноябрь |
|
7. |
Выдача документов пользователям ИБЦ |
Постоянно |
|
1.2 Техническая работа с фондом:
|
Постоянно в течение года |
|
|
1.3 Работа по сохранности книжного фонда:
|
Постоянно в течение года |
||
Постоянно в течение года |
|||
Декабрь, май Постоянно в течение года |
|
||
Списание ветхой художественной литературы и литературы по моральному износу |
Октябрь-декабрь |
|
|
Обеспечение работы читального зала |
В течение года |
|
|
Организация обслуживания по МБО (получение литературы во временное пользование из других библиотек, оформление накладных) |
По мере необходимости |
|
|
Формирование недостающих книг из перечня «100 книг» по истории, культуре и литературе |
В течение года |
||
1.4 Комплектование фонда периодики |
|
|
|
1 |
Оформление подписки на 1 полугодие 2024 года |
Октябрь |
|
2 |
Оформление подписки на 2 полугодие 2024 года |
Май |
|
2. Создание фирменного стиля
1 |
Эстетическое оформление помещения ИБЦ |
постоянно |
3. Организация библиотечно-информационного обслуживания.
Обновление ресурса ИБЦ (не реже 1 раза в месяц)
Создание и обновление ЭФУЛ учебного фонда ИБЦ
Выполнение библиотечно-библиографических справок
Создание базы данных, по выполненным справкам, источником которых служил Интернет
Накопление собственного банка информации
Проведение библиотечно-библиографических занятий для учащихся лицея с применением новых информационных технологий.
Соблюдение законов об образовании, законодательства о противодействии экстремизму в школьных библиотеках и о соблюдении закона о защите детей от вредной информации (возрастном ограничении).
4. Справочно-библиографическая работа
|
Содержание работы |
Срок исполнения |
1 |
Вести тетрадь учёта библиографических справок |
Постоянно |
2 |
Создание и ведение электронного каталога нетрадиционных носителей информации |
Октябрь-декабрь |
3 |
Проведение библиотечно-библиографических занятий для учащихся начального среднего звена с применением новых информационных технологий |
В течение года |
4 |
Составлять рекомендательные списки литературы, планы чтения по заявкам учителей и обучающихся к классным часам, юбилейным детям и праздникам. |
По заявкам |
5 |
Выполнение тематических, фактических и информационных справок. Консультации у каталога и картотек. Формирование навыков независимого библиотечного пользователя как одного из условий саморазвития достоинства личности |
В течение года |
5. Работа с читателями
№ |
Содержание работ |
Срок исполнения |
|
|
I |
5.1 Индивидуальная работа |
|
|
|
1. |
Обслуживание читателей на абонементе: учащихся, педагогов, технического персонала, родителей. |
Постоянно |
|
|
2. |
Обслуживание читателей в читальном зале: учителей, учащихся. |
Постоянно |
|
|
3. |
Рекомендательные беседы при выдаче книг |
Постоянно |
|
|
4. |
Беседы о прочитанной литературе, других использованных носителей информации |
Постоянно |
|
|
5. |
Рекомендательные и рекламные беседы о новых книгах, энциклопедиях, журналах, поступивших в ИБЦ. |
По мере поступления |
|
|
6. |
«Советую прочитать…» выставка популярных у читателей ИБЦ изданий |
постоянно |
|
|
7. |
Изучение и анализ читательских формуляров |
В течение года |
|
|
II |
5.2 Работа с родительским комитетом лицея |
|
|
|
1. |
Составление списка учебников, необходимых учащимся к началу учебного года Методическая помощь в проведении родительских собраний.
Вывешивание рекламной информации для родителей на сайт лицея (ИБЦ). Выступление на родительских собраниях. Пропаганда книг и чтения на родительских собраниях. Работа с родительским комитетом по комплектованию фонда ИБЦ в рамках акции родителей «Подарим книге вторую жизнь» Пригласить родителей к участию в конкурсе «Читающая мама - читающая страна» |
Май-июнь По плану школы Раз в четверть По плану школы Сентябрь Январь февраль |
|
|
III |
5.3 Работа с педагогическим коллективом |
|
|
|
1. |
Информирование учителей о новой учебной и методической литературе, педагогических журналах и газетах. |
На педсоветах |
|
|
2. |
Консультационно-информационная работа с МО учителей-предметников, направленная на оптимальный выбор учебников и учебных пособий в новом учебном году. |
Апрель |
|
|
3. |
Оказание методической помощи к уроку |
Август |
|
|
4. |
Поиск литературы и периодических изданий по заданной тематике. Подбор материалов к предметным неделям для подготовки лицейских газет |
По требованию МО и педагогов |
|
|
5. |
Помощь в создании PDF –версий учебников |
сентябрь |
|
|
IY |
5.4 Работа с учащимися |
|
|
|
1. |
Обслуживание учащихся согласно расписанию работы библиотеки |
Постоянно |
|
|
2. |
Просмотр читательских формуляров с целью выявления задолжников (результаты сообщать классным руководителям) |
1 раз в четверть |
|
|
3. |
Проводить беседы с вновь записавшимися читателями о культуре чтения книг. Объяснить об ответственности за причинённый ущерб книге или учебнику. |
Постоянно |
|
|
4. |
Рекомендовать художественную литературу и периодические издания согласно возрастным категориям каждого читателя. |
Постоянно |
|
|
5. |
Ознакомление лицеистов с мультимедиа ресурсами, имеющимися в фондах других школьных библиотек |
В течение года |
|
|
6. |
Провести ежегодный конкурс «Лучший читатель года», «Лучший читающий класс лицея» среди учащихся начального и среднего звена лицея |
Октябрь-март |
|
|
|
|
|
||
|
«День знаний» - Ежегодная плановая выставка «Туган ягым Татарстан» - постоянно действующая выставка «День солидарности в борьбе с терроризмом». Книжная выставка «Нет женщины прекраснее на свете…» - книжно-иллюстративная выставка к дню матери Плановая выставка «С Новым годом! Яна ел бәлен» «Надежный щит Родины» - ко дню защитника Отечества «Все цветы мира к вашим ногам» - к международному женскому дню Неделя детской и юношеской книги «Война на страницах книг» - к дню Победы в Великой отечественной войне Организовать в библиотеке выставку, посвященную мировой классике в целях пропаганды классических произведений для подростков (в рамках Программы Чтения) |
сентябрь в теч. год сентябрь 4 октября 21 ноября
декабрь февраль март март май в течение года |
|
|
7.Помощь учебному процессу: |
|
|
||
|
1.Выставки учебных изданий по предметам 2. «Юные химики» - викторина для 8 классов, посвященная 195 летию А.М.Бутлерова. Интегрированный урок 3. «он давл самолетам крылья» - час ученого Кота в 9 классе к 135 летию А.Н.Туполева. |
По предметным неделям.
|
|
|
8.Воспитание здорового образа жизни |
|
|
||
|
3.«Остановись и подумай» Классный час в 7 классах о вредных привычках 4.«Отвечает команда знатоков» - викторина о сохранении и укреплении здоровья для 6 классов |
в теч года октябрь-февраль ноябрь апрель |
|
|
9.Нравственное воспитание |
|
|
||
|
|
сентябрь
в течение года
ноябрь
декабрь
февраль |
|
|
10.Экологическое воспитание |
|
|
||
|
1.Пополнение тематической картотеки - «Наша планета в экологической опасности» 2. «Путешествие капельки»- викторина для 5 классов 3. «Природы храм» - открытая полка 4. «Ускользающие жемчужины» познавательная экологическая игра -конкурс по Красной книге 5. «Турнир орнитологов» экологический турнир для учащихся 6 кл |
в течение года
февраль март-апрель март
апрель |
|
|
11.Эстетическое воспитание: |
|
|
||
1. «В гостях у этикета»- занятие-практикум для 5 классов. В рамках учебного плана по ОСЭ 2. 110 лет со дня выхода женского журнала «Сююмбике» (Азат хатын) –устный журнал 3. Перфоменс «Известные люди планеты» из цикла «Исторические портреты» - выставка-портрет к юбилею (190 лет) со дня рождения Альфреда Нобеля (1833-1896), шведского изобретателя 4.Неделя детской книги «Именины книжки детской» (по отдельному плану) |
апрель
октябрь
октябрь
март-апрель |
|
||
12.Патриотическое воспитание: |
|
|
||
|
1.«Про нас пишут, о нас рассказывают…» презентация папки вырезок из периодической печати о Мамадыше и лицее 2. Организовать книжно-иллюстративную музыкальную выставку к 78 годовщине Победы в Великой Отечественной войне 3. «Герои земли мамадышской» (устный журнал об участниках СВО на Украине наших выпускниках Олеге Сорокине и Александре Карееве) 4. Буктрейллер «Лица победителей» о земляках – Героях Советского Союза к 110 летию Героя Советского Союза М.А. Просвирнина |
октябрь
май
февраль
апрель |
|
|
13.Профессиональная ориентация лицеистов |
|
|||
1.«Кем мне стать» - классный час для 9-10 классов 2. «Деловые надежды» - экономическая игра в 9 классах |
декабрь февраль |
|
||
|
14.Цикл мероприятий к знаменательным и памятным датам |
|||
|
Приложение 1 Приложение 2 |
|||
15.Месячник школьных библиотек
№ п/п |
Название мероприятия Форма проведения |
Категория обслуж |
сроки |
1 |
«Как живешь, учебник?» - памятка-напоминание о сохранности учебников |
1-11 кл |
Сентябрь-октябрь |
2 |
«Из чего же построена книга» библиотечный урок о структуре книги |
2 кл |
20-27 октября |
3 |
«Подари книге вторую жизнь» - республиканская акция |
1-11 кл |
Весь период |
4 |
«Библиотека XXI века» -конкурс рисунков |
3-5 кл |
|
5 |
«Читаю я, читает вся моя семья» конкурс на лучшее селфи |
1-11 кл |
|
6 |
«В объективе - читатель» фотосессия в библиотеке |
1-11 кл |
|
16. Повышение квалификации
№ |
Содержание работ |
Срок выполнения |
1. 2. 3.
4. |
Участие в совещаниях, семинарах проводимых отделом образования. Участие в профессиональных конкурсах Ознакомление с содержанием профессиональной периодической печати: «Школьная библиотека», «Библиотека в школе», «Современная библиотека» Регистрация и участие в работе профессиональных интернет -сообществ |
По мере проведения В течение года По графику ИРО
постоянно |
17. Взаимодействие с библиотеками района
№ |
Содержание работ |
Срок выполнения |
1.
2. |
Сотрудничество по обслуживанию лицеистов с центральной и детской библиотеками города. Формы работы:
Совместная работа со школьными библиотеками района и республики по взаимообмену учебниками |
В течение года
|
Приложение № 1
Знаменательные и памятные даты на 2023 – 2024 учебный год:
2023 год - год педагога и наставника в России
2024 год – год Российской академии наук
22 августа – День Государственного флага РФ. Ежегодно 22 августа в России отмечается День Государственного флага Российской Федерации, установленный на основании Указа Президента Российской Федерации № 1714 от 20 августа 1994 года.
1 сентября – День знаний.
3 сентября – День солидарности в борьбе с терроризмом. Эта самая новая памятная дата России, установленная федеральным законом «О днях воинской славы России» от 6 июля 2005 года. Она связана с трагическими событиями в Беслане.
11 сентября - День памяти жертв фашизма - международная дата, которая отмечается ежегодно, во второе воскресение сентября и посвящена десяткам миллионов жертв фашизма.
21 сентября – Международный день мира. В 1982 году в своей резолюции Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Международный день мира как день всеобщего прекращения огня и отказа от насилия.
1 октября – Международный день пожилых людей. 14 декабря 1990 года Генеральная Ассамблея ООН постановила считать 1 октября Международным днем пожилых людей.
5 октября – День учителя.
26 октября - Международный день школьных библиотек (Учреждён Международной ассоциацией школьных библиотек, отмечается в четвёртый понедельник октября).
4 ноября – День народного единства. 4 ноября — день Казанской иконы Божией Матери — с 2005 года отмечается как День народного единства.
18 ноября - День рождения Деда Мороза. Считается, что именно 18 ноября на его вотчине — в Великом Устюге — в свои права вступает настоящая зима, и ударяют морозы.
29 ноября – День матери в России. Установленный Указом Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина № 120 «О Дне матери» от 30 января 1998 года, он празднуется в последнее воскресенье ноября.
3 декабря - День Неизвестного Солдата – в память о российских и советских воинах, погибших в боевых действиях на территории нашей страны или за ее пределами. Решение об его учреждении было принято Госдумой в октябре 2014 года, а соответствующий указ был подписан президентом РФ 5 ноября 2014 года.
8 февраля - День памяти юного героя-антифашиста отмечается в мире с 1964 года, который утвержден был очередной Ассамблеей ООН, в честь погибших участников антифашистских демонстраций - французского школьника Даниэля Фери (1962) и иракского мальчика Фадыла Джамаля (1963).
15 февраля - День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества. В этот день, 15 февраля 1989 года, последняя колонна советских войск покинула территорию Афганистана.
21 февраля – Международный день родного языка. Международный день родного языка, провозглашенный Генеральной конференцией ЮНЕСКО 17 ноября 1999 года, отмечается каждый год с февраля 2000 года с целью содействия языковому и культурному разнообразию.
23 февраля – День защитника Отечества. С 1922 года в СССР эта дата ежегодно традиционно отмечалась как «День Красной армии», с 1946 года — «День Советской армии», с 1949 по 1991 годы — «День Советской армии и Военно-морского флота», с 1995 г – «День защитников Отечества», с 2006 – «День защитника Отечества».
8 марта – Международный женский день.
21 марта – Всемирный день поэзии. В 1999 году на 30-й сессии генеральной конференции ЮНЕСКО было решено ежегодно отмечать Всемирный день поэзии 21 марта.
27 марта – Всемирный день театра. Установлен в 1961 году IX конгрессом Международного института театра.
1 апреля – День смеха.
2 апреля – Международный день детской книги. Начиная с 1967 года по инициативе и решению Международного совета по детской книге 2 апреля, в день рождения великого сказочника из Дании Ганса Христиана Андерсена, весь мир отмечает Международный день детской книги.
7 апреля – Всемирный день здоровья, отмечается ежегодно в день создания в 1948 году Всемирной организации здравоохранения.
11 апреля - Международный день освобождения узников фашистских. Дата установлена в память об интернациональном восстании узников концлагеря Бухенвальд, произошедшем 11 апреля 1945 года.
12 апреля - Всемирный день авиации и космонавтики.
1 мая – Праздник труда (День труда).
9 мая – День Победы в Великой Отечественной войне.
15 мая – Международный день семьи, учрежден Генеральной Ассамблеей ООН в 1993 году.
24 мая - День славянской письменности и культуры. Ежегодно 24 мая во всех славянских странах торжественно прославляют создателей славянской письменности Кирилла и Мефодия — учителей словенских.
27 мая – Общероссийский день библиотек. Установлен Указом Президента РФ Б.Н. Ельцина № 539 от 27 мая 1995 года.
Юбилеи:
7 сентября |
100 лет со дня рождения Эдуарда Аркадьевича Асадова (1923-2004), советского поэта |
8 сентября |
100 лет со дня рождения Расула Гамзатовича Гамзатова (1923-2003), советского поэта |
9сентября |
195 лет со дня рождения Льва Николаевича Толстого (1828-1910), русского писателя |
15сентября |
100 лет со дня рождения Михаила Танича (1923-2008), советского и российского поэта-песенника |
28 сентября |
450 лет со дня рождения Микеланджело Караваджо (1573-1610), итальянского художника |
10 октября |
90 лет образованию Татарского государственного театра драмы и комедии имени Карима Тинчурина (бывшего Татарского государственного передвижного театра; 1933). |
8 октября |
200 лет со дня рождения Ивана Сергеевича Аксакова (1823-1866), русского писателя |
10 октября |
160 лет со дня рождения В.А. Обручева (1863-1956), геолога, географа, писателя |
14 октября |
85 лет со дня рождения Владислава Петровича Крапивина (1938-2020), русского писателя 70 лет со дня рождения Т.Ш. Крюковой (1953 г.р.), писательницы |
22октября |
100 лет со дня рождения Н.К. Доризо (1923-2011), поэта |
20 ноября |
165 лет со дня рождения шведской писательницы, лауреата Нобелевской премии по литературе 1909 года, Сельмы Лагерлёф (1858 – 1940) |
5 декабря |
100 лет со дня рождения Владимира Федоровича Тендрякова (1923-1984), советского писателя |
13 декабря |
150 лет со дня рождения Валерия Яковлевича Брюсова (1873-1924), русского писателя, критика, литературоведа и переводчика |
15декабря |
100 лет со дня рождения Якова Лазаревича Акима (1923), детского писателя и поэта 100 лет со дня рождения актрисы, заслуженного работника культуры ТАССР Бики Шакировны Шакировой (1923–1996). |
4 января |
190 лет со дня рождения русского живописца Василия Григорьевича Перова (1834 – 1882). |
8 января |
200 лет со дня рождения Уильяма Уилки Коллинза (1824-1889), английского писателя |
22 января |
120 лет со дня рождения Аркадия Петровича Гайдара (Голикова) (1904-1941) писателя |
29 января |
180 лет со дня рождения В.М. Максимова (1844-1911), русского художника |
8 февраля |
190 лет со дня рождения Д.И. Менделеева (1834-1907), учёного-энциклопедиста |
9 февраля |
85 лет со дня рождения российского писателя Юрия Иосифовича Коваля (1939 – 1995) |
11февраля |
130 лет со дня рождения Виталия Валентиновича Бианки (1894-1959), писателя |
13февраля |
255 лет со дня рождения баснописца Ивана Андреевича Крылова (1769 – 1844) |
14 февраля |
70 лет писателя , публициста Нияза Акмала (1954-2007) |
27 февраля |
140 лет классику татарской литературы Шарифа Камала (1884-1942) |
9 марта |
90 лет со дня рождения Юрия Алексеевича Гагарина (1934-1968), Первого космонавта |
15 марта |
100 лет со дня рождения Юрия Васильевича Бондарева (1924 - 2020), писателя |
16 марта |
140 лет со дня рождения Александра Романовича Беляева (1884-1942), писателя-фантаста |
18 марта |
70 лет писателю, публицисту Вахиту Имамову (1954) |
Март |
100 лет со дня выхода первого номера детского журнала «Ялкын» |
19 апреля |
190 лет со дня рождения Григория Григорьевича Мясоедова (1834-1911), художника |
23 апреля |
460 лет со дня рождения Уильяма Шекспира (1564-1616), английского драматурга, поэта |
1 мая |
100 лет со дня рождения Виктора Петровича Астафьева (1924-2001), писателя |
9 мая |
100 лет со дня рождения Булата Шалвовича Окуджавы (1924-1997), поэта, писателя |
10 мая |
100 лет со дня рождения Юлии Владимировны Друниной (1924-1991), поэтессы |
11 мая |
160 лет со дня рождения Этель Лилиан Войнич (1864-1960), английской писательницы 75 лет писателю, поэту, уроженцу города Мамадыш Мансуру Сафину (1949) |
21 мая |
100 лет со дня рождения Бориса Львовича Васильева (1924-2013), писателя |
1 июня |
180 лет со дня рождения Василия Дмитриевича Поленова (1844-1927), художника |
Приложение № 2
Книги-юбиляры:
195 лет А.С. Пушкин «Полтава» |
|
190 лет В.Ф. Одоевский «Пестрые сказки» |
|
190 лет А.С. Пушкин «Евгений Онегин» |
|
185 лет М. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» |
|
175 лет Ф.М. Достоевский «Белые ночи» |
|
165 лет И.С. Тургенев повесть «Ася» |
|
165 лет С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» |
|
165 лет С.Т. Аксаков «Детские годы Багрова-внука» |
|
160 лет А.К. Толстой «Князь Серебряный» |
|
160 лет В.И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка» |
|
155 лет Ф.М. Достоевский «Идиот» |
|
150 лет А.Н. Островский «Снегурочка» |
|
150 лет Н.С. Лесков «Очарованный странник» |
|
140 лет со дня Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приваловские миллионы» |
|
125 лет А.П. Чехов «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Ионыч» |
|
120 лет Л.Н. Толстой «После бала» |
|
115 лет А. Куприн «Суламифь» |
|
100 лет В.К. Арсеньев «Дерсу Узала» |
|
95 лет А. Беляев «Человек-амфибия» |
|
90 лет назад И. Шмелев «Лето Господне» |
|
80 лет И.А. Бунин «Темные аллеи» |
|
65 лет А. Солженицын «В круге первом» |
|
305 лет Дефо Д. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» |
|
200 лет Грибоедов А. «Горе от ума» |
|
190 лет Ершов П. «Конѐк-горбунок» |
|
190 лет Пушкин А. «Пиковая дама», «Сказка о золотом петушке» |
|
185 лет Лермонтов М. «Мцыри» |
|
185 лет Одоевский В. «Городок в табакерке» |
|
180 лет Дюма А. «Три мушкетѐра» |
|
180 лет Андерсен Х. «Снежная королева» |
|
175 лет Андерсен Х. «Оле-Лукойе». |
|
|