• Информируем вас, что с 1 января 2024 года оценки и расписание доступны в новой версии Электронного образования по адресу ms-edu.tatar.ru. В данной версии электронного дневника вы можете продолжать смотреть ранее полученные оценки.
    С более подробной информацией можно ознакомится на сайте: info.edu.tatar.ru.

Электронное образование Республики Татарстан

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования Лицей № 2 имени академика К.А. Валиева города Мамадыш» Мамадышского муниципального района Республики Татарстан / Татарстан Республикасы Мамадыш муниципаль районы муниципаль бюджет гомуми белем учреждениесе «Мамадыш шәһәре академик К.Ә. Валиев исемендәге 2 нче номерлы лицей мәгариф үзәге»

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Визитная карточка

Адрес: 1 здание - 422190, Республика Татарстан, г. Мамадыш, пер. Текстильный, д. 5,. 2 здание - 422190, Республика Татарстан, г. Мамадыш, ул. Ленина, д. 136
Телефон: 1 здание: +7(855)-633-20-31 приемная;+7(855)-633-27-65, 2 здание: +7(855)-634-03-70
E-Mail: s2.mam@tatar.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МБОУ "Лицей № 2 им. ак. К.А. Валиева г. Мамадыш"
Руководитель: Гимранов Салават Махмутович
Год основания учреждения: 1997
У нас учатся: 1031 учащихся, из них иностранных граждан - 0
У нас учат: 61 педагог

План работы информационно-библиотечного центра

«УТВЕРЖДАЮ»

                                                                                                         Директор Центра образования Лицей № 2:

С.М. Гимранов

                                                                                                         _____________                                                                                    

                                                                                                          «31» августа  2023 год

 

 

План работы информационно-библиотечного центра

 МБОУ «Центр образования  лицей №2 имени академика К. Валиева город Мамадыш» на 2023-2024 учебный год

 

 

Методическая тема Центра образования  Лицей № 2: «Реализация современных педагогических технологий в образовательном процессе, обеспечивающих системнодеятельностный подход в рамках требований федерального государственного  образовательного стандарта»

 

 Цели  и задачи информационно-библиотечного центра:

  • Использование современных педагогических технологий для успешной социализации учащихся в современном  информационном обществе;
  • удовлетворение потребностей детей в духовном и интеллектуальном  росте, самопознании и самообразовании;
  • интеграция учащихся в социокультурную среду общества через чтение;
  • обеспечение открытости ИБЦ для всех пользователей: учащихся, учителей и родителей,
  • создание равных прав и возможностей для детей, обладающими разными интеллектуальными и физическими возможностями;
  • обеспечение доступа пользователя к объективной и всесторонней информации о мире в доступной и безопасной для него форме;
  • совершенствование материально-технической базы библиотеки;
  • оказание качественных библиотечно-информационных услуг;
  • работа с  педагогическим коллективом и родителями   по привлечению учащихся  к  чтению и  воспитание бережного, аккуратного отношения  к книге и к учебнику;

·  обучение читателей результативному пользованию книгой и другими современными носителями информации, поиску, отбору и умению оценивать информацию; 

  • поддержание  комфортной библиотечной среды;
  • формирование эстетической и экологической  культуры и формирование   интереса к здоровому образу жизни; 

 

  • использование разнообразных   методов  организации обслуживания, обеспечения комфортности, доступности библиотечных услуг и продукции;
  • разработка, адаптация и внедрение новых (или заимствованных из опыта других библиотек) приемов и методов комплектования, организации и хранения документальных коллекций и пр.;
  •    обеспечение рентабельности и эффективности основных технологических процессов (новые средства защиты, учета, расстановки фонда, библиографирования и т.д.);

Индивидуальная тема педагога-библиотекаря Потеряхиной Н.П.: «Современные педагогические технологии в работе информационно- библиотечного центра».

   Цель: способствование формированию мотивации пользователей к саморазвитию, самообразованию через предоставление необходимых информационных ресурсов и использование новых педагогических технологий

 Основные направления в работе ИБЦ:

1. Содействовать воспитанию развитой личности. Совершенствовать формы и методы работы с читателями.

2.Оперативно и качественно комплектовать фонды библиотеки, учитывая тему лицея, библиотеки.

3.Улучшить информационно-библиографическое обслуживание читателей путем проведения дней информации библиографии;

4.Прививать лицеистам  потребность в систематическом чтении литературы для развития функциональной грамотности, повышения своего духовно-нравственного потенциала,  развития творческого мышления, познавательных интересов и способностей успешного усвоения учебных программ.

5. Проводить работу по сохранению учебного и художественного фонда. Работать над созданием внебюджетного фонда библиотеки, в том числе методом  активизации участия педагогов и лицеистов в акции «Подари книге вторую жизнь».

6. Внедрять информационные технологии в систему обслуживания читателей.

7. Проводить работу соответственно  учебно-воспитательному плану лицея по следующим направлениям:

  • гражданско-патриотическому
  • правовому и нравственному
  • художественно-эстетическому
  • экологическому
  • физкультурно-оздоровительному
  • работа с родителями
  • краеведческая работа
  • функциональная (читательская) грамотность

Работа осуществляется соответственно международным, федеральным, региональным законам;  решениям органов управления образования, Уставом МБОУ «ЦО Лицей №2  имени академика К.Валиева город Мамадыш», Положением о библиотеке.

 

                          I часть.   Анализ работы информационно-библиотечного центра

           ИБЦ лицея работал по плану, составленному педагогом-библиотекарем и утвержденному администрацией лицея на 2022 – 2023 учебный год.

Выполнение контрольных показателей за отчетный период

с 1 сентября 2021 по 31 августа  2022 года

Объем библиотечного фонда

(общий фонд + учебники)

21959

учебники

13269

Федерального перечня

11235

Регионального перечня

2034

Художественная литература

8174

           Из них:           на русском языке

6306

                      на татарском языке

1868

Справочная литература

126

Методическая литература

49

Периодические издания

11 наименований

Электронные носители

-

Количество читателей

964

Число посещений

11948

Посещаемость

12,4

Обращаемость

1,5

Читаемость

8,9

Общая книговыдача

13002

из них: художественная литература

11675

              выдано учебников

13170

Количество проведенных массовых мероприятий

9

Книжные выставки

28

 

Анализируя полученные статистические данные и сравнивая их с предыдущим учебным годом, следует отметить:

  • Количество читателей находится в прямой зависимости от контингента учащихся лицея
  • Учащиеся 1-11 классов в соответствии с учебным планом обеспечены учебниками на 100%
  • Общая книговыдача увеличилась на 9%, посещаемость на 3%

            1.Работа с библиотечным фондом.

   Фонд ИБЦ сформирован из книг и энциклопедий по всем отраслям знаний.  

              По запросу МКУ «Отдел образования» регулярно сдается информация по обеспеченности   

              учебниками.

             Фонд  сформирован традиционными и нетрадиционными носителями информации.

              Своевременно осуществляется прием, регистрация, систематизация и техническая

              обработка новых поступлений.

Ведется учет библиотечного фонда по инвентарным книгам, книге суммарного учета, в систематическом и алфавитном каталогах, картотеке учебников.

В 2022-2023 учебном году было списано  4773экз.  учебной и художественной литературы по причине ветхости,  утраты информационного значения  и полноценной замены на сумму  1876886 рублей 30 коп                                    

            В  январе 2023 года произведена сверка документации по ведению учета  

            библиотечного фонда с бухгалтерией лицея.

    1. Обеспечение сохранности библиотечного фонда

       Систематически ведется работа по ликвидации читательской задолженности:  направляются списки должников классным руководителям и библиотечному активу, индивидуальные напоминания.  Учебники выдаются по ведомости, подтверждающей получение  подписью каждого ученика (или их родителя). Регулярно проводятся рейды по проверке состояния учебников. Всем родителям учеников, поступивших в лицей, через классных руководителей выданы «Правила пользования ИБЦ». Постоянно в течение года производится ремонт книг.

         1.2 Оформление подписки, заказов на учебную литературу

                  Выделенная сумма  19400 рублей полностью потрачена на подписку    

             периодических   изданий.

                 В  январе 2023 года велась работа по ознакомлению  педагогов- 

            предметников с перечнем учебников, утвержденным Приказом №858 от 21 09. 2022  

            года сбору информации для оформления Заказа учебников на следующий учебный   

            год.

    1.   Работа с учебниками и книжным фондом

Фонд ИБЦ укомплектован учебной, художественной, справочной, научно-популярной, педагогической и методической литературой. В настоящее время обучающиеся лицея полностью обеспечены учебниками в соответствии с программами обучения и Федеральным перечнем, утвержденным Приказом МО Российской Федерации №858 от 21.09.2022 года. Расстановка фонда учебников произведена по классам. Выпускники лицея, учащиеся  и их родители дарят художественную литературу, что позволяет хотя бы частично обновлять фонд библиотеки. По акции  «Подари книге вторую жизнь» поступило в фонд школьной библиотеки 109 книг. Велась  работа с задолжниками. Были проанализированы формуляры всех читателей, выявлены задолжники, списки поданы классным руководителям, постоянно контролируется состояние возвращаемой литературы, проводятся беседы с учащимися о бережном отношении к книгам.

Проводится выявление устаревших по содержанию и ветхих изданий.   

       Для учёта фонда ведется следующая документация:

- инвентарная  книга;

- книга суммарного учета;

- картотека учебников;

- журнал учета картотеки учебников

- журнал учёта выдачи учебников;

- тетрадь учёта книг, принятых от читателей, взамен утерянных;

- инвентарная книга подарочных изданий;

- инвентарная книга учёта нетрадиционных носителей (DVD; карт, плакатов);

- читательские формуляры;

              Оформлялись  пакеты документов на заказ учебников и учебных пособий ( январь)

              Все вновь поступившие учебники своевременно инвентаризированы, обработаны и  

            выданы учащимся.

           2.  Массовая работа

 

Массовая работа в  библиотеке лицея ведётся по следующим основным направлениям: поощрение свободного чтения (чтения для удовольствия, для удовлетворения познавательного интереса, для возможностей самовыражения), содействие воспитательным программам лицея, содействие учебному процессу.   В  процессе проведения массовых мероприятий решалась задача количественного и качественного обслуживания.

    Важнейшим направлением деятельности библиотеки является раскрытие фонда через выставки. Они оформлялись к юбилейным и знаменательным датам писателей, к дню Матери, Дню науки, 78-летию  Победы, Дню Защиты детей. В библиотеки постоянно действовали  выставки: «Книги – юбиляры», «Уроки нравственности», «Туган ягым Татарстан», «Мамадыш-судьба моя», «Полка незаслуженно забытых книг»

Обслуживание читателей осуществлялось в соответствии с графиком работы библиотеки с 08 до 15 часов. В целях привлечения читателей в библиотеку и формирование у лицеистов информационной, культуры чтения, умения и навыков библиотечного пользования проводились библиотечные уроки, на которых учащиеся знакомились со строением книги, справочным аппаратом библиотеки, с расстановкой книг в библиотеке:

 Первое знакомство первоклассников  с библиотекой прошло после изучения азбуки.  Ребята познакомились с понятиями  читатель, библиотекарь, как расставлены в библиотеке книги. Дети отгадывали загадки о книгах. 

Для приобщения учащихся к творчеству писателей и популяризации литературы использовались различные формы библиотечной работы. В 7-8  классах проведен классный час «Пристанище для души», в 5 классах библиотечный урок  «Мой друг-словарь». Продолжен цикл мероприятий «Чтение с остановками» по произведениям   В.Осеевой, Н.Носова, Х.К.Андерсена и др. Интересно и познавательно в 1 -4 классах было проведено вручение «Культурных дневников школьника».

 В стенах ИБЦ прошла встреча с поэтами М.Сафиным, Ю.Аполоновой, Л.Шарифуллиной, посвященная дню поэзии 

В конце учебного года проводится анализ читательских формуляров и подводятся итоги   конкурса на «Лучшего читателя  библиотеки лицея» за текущий учебный год. 

 

Лучшими читателями в этом году стали:

№п/п  

Фамилия, имя.

Класс

1.

Долгова Яна

2.

Шарипова Малика

3.

Вагизова Назлыгуль

4.

Исламов Диназ

5.

Беспалова Софья

6.

Ибрагимова Зифа

7.

Вахрушева Екатерина

8.

Максимова Альбина

9.

Гиззатуллина Зиля

10.

Марченкова Анастасия

 

11.

Михайлова Лиана

10А

 

 

 

 

     

 

 

 

     Главная задача библиотеки показать богатство книжного фонда через выставки книг, периодических изданий на разнообразные темы. В течение года учащиеся из семей, находящихся в социально-опасном положении, были охвачены библиотечным обслуживанием, особенно в свободное от учебных занятий время. Оказывалась помощь классным руководителям в подготовке массовых мероприятий, классных часов, информационных часов.

     Информационно-библиотечный центр  продолжает делать  первый шаги в области внедрения современных информационных технологий в области оказания библиотечных услуг. Пополняется медиатека. Создается банк данных электронных книг и учебной литературы на электронных носителях. Благодаря наличию медиазоны у детей появилась возможность самим найти нужную информацию для своих небольших выступлений и докладов. Библиотечное обслуживание в ИБЦ осуществляется в соответствии с «Положением об информационно-библиотечном центре». Читатели получают во временное пользование печатные издания и другие виды изданий из фонда библиотеки, пользуются библиографическим и справочно-информационным обслуживанием, принимают участие в библиотечных уроках и массовых мероприятиях.

       В информационно-библиотечном центре систематически ведется «Дневник библиотеки», в котором учитываются сведения о количестве и составе читателей по группам (классам), об объеме выданных изданий и распределении их по отделам библиотечной классификации; дополнительно в дневнике введены графы, характеризующие объем выданной литературы, методической литературы, периодических изданий.  Таким образом, наиболее спрашиваемыми среди читателей является литература по программе, периодические издания, литература для младшего школьного возраста . В информационно-библиотечном центре оформляются постоянно действующие книжные выставки, которые периодически обновляются, оформляются наглядные юбилейные стенды; есть информационный уголок читателя, где отражается информация.

Также методическая помощь оказывается учащимся и преподавателям при выполнении творческих и исследовательских работ, ведется подборка материала к праздничным мероприятиям.

В ИБЦ ведется картотека поступления периодических изданий, картотека учебной литературы, каталоги художественной литературы.

Библиотека помогала в подборе материалов к классным часам, к знаменательным событиям, к оформлению общешкольных стендов «Календарь знаменательных дат».

          Проводилось ознакомление пользователей с минимумом библиотечно-библиографических знаний: знакомство с правилами пользования библиотекой, знакомство с расстановкой фонда, приемы работы с СБА, ознакомление со структурой и оформлением книги, овладение навыками работы со справочными изданиями, работа с периодическими изданиями и т.д. Учащиеся знакомились с картотеками, рекомендательными списками литературы, справочными изданиями. Проводились библиотечные  уроки.

         Роль библиотеки в пропаганде литературы огромна. Помочь сориентироваться в книжном богатстве, принимать активное участие в школьной жизни - это обязанность  библиотекаря  лицея. Забота школьного информационно-библиотечного центра заключается в том, чтобы каждый читатель нашел свою книгу, получил необходимый совет, оказался в обстановке, благоприятной для самообразования, самораскрытия. В информационно-библиотечном центре проводились беседы, утренники, викторины, библиотечные занятия. Важнейшим направлением деятельности информационно-библиотечного центра является раскрытие фонда через выставки – показать читателю наличие книги в фонде и убедить его в доступности фонда.

             Все мероприятия, проводимые информационно-библиотечным центром, были нацелены на литературное, историческое, толерантное просвещение школьников, содействующее гражданско-патриотическому, краеведческому, нравственному, эстетическому воспитанию и формирующее привлекательный образ книги и чтения.

          Знакомство с библиотекой школы учащихся первых классов традиционно происходит в рамках «Недели первоклассника» знакомство «С книжным царством - мудрым государством. Библиотечные уроки проходят в познавательно-развлекательной форме со стихами, загадками , демонстрацией мультфильмов. Во время «Недели первоклассников», которой ученики побывали на экскурсии в библиотеке, познакомились с правилами пользования библиотекой и правилами обращения с книгами, участвовали в викторине и т.д.

             Создана папка «Книжная полка известных людей». Она  постоянно пополняется материалами из журнала «Татарстан»

            Роль ИБЦ в пропаганде литературы огромна. Помочь сориентироваться в книжном богатстве, принимать активное участие в школьной жизни - это обязанность школьного библиотекаря. Забота школьной библиотеки заключается в том, чтобы каждый читатель нашел свою книгу, получил необходимый совет, оказался в обстановке, благоприятной для самообразования, самораскрытия личности.

           Все мероприятия, проводимые ИБЦ, были нацелены на литературное, историческое, толерантное просвещение школьников, содействующее патриотическому, нравственному, эстетическому воспитанию и формирующее привлекательный образ книги и чтения.

4. Общие выводы и предложения:

  1. 1. ИБЦ выполнял большой объем работы по предоставлению пользователям необходимого информационного материала.
  2. 2. Возросла взаимосвязь ИБЦ  с педагогическим коллективом и учащимися.
  3. 3. Книжный фонд   пополнился  художественной и детской литературой.
  4. 4. Активизировать читательскую активность в среднем звене.
  5. 5. Продолжить работу над повышением качества и доступности информатизации, качеством обслуживания читателей.

 

 

 

II часть.  План работы на 2023-2024 учебный год

1.Формирование фонда ИБЦ

 

Содержание работы

Срок исполнения

 

Работа с фондом учебной литературы

 

1

Подведение итогов движения фонда. Диагностика обеспеченности учащихся учебниками и учебными пособиями на 2023-2024 учебный год.

Сентябрь-октябрь

 

 

2

Приём и выдача учебников учащимся. Обеспечить выдачу учебников в полном объёме согласно учебным программам.

Май-июнь
Август-сентябрь

 

3

Составление библиографической модели комплектования фонда учебной литературы:

  1. Работа с библиографическими изданиями (прайс- листы, тематические планы издательств, перечни учебников и пособий, рекомендованные Министерством образования)
  2. Составление совместно с руководителями МО бланка заказа на учебники с учётом их требований на 2024 -2025 учебный год
  3. Формирование  бланка заказа на учебники и учебные пособия с учетом замечаний курирующих заместителей директора лицея и руководителей методических объединений, а также итогов инвентаризации
  4. Согласование и утверждение бланка-заказа на 202/2025 год  администрацией лицея, его передача районному методисту по учебной литературе
  5. Подготовка перечня учебников, планируемых в новом учебном году, но отсутствующих в бланках заказов 
  6. Осуществление контроля над выполнением сделанного заказа
  7. Приём и обработка поступивших учебников: оформление накладных, запись в КСУ, штемпелевание, оформление картотеки, внесение изменений в ЭФУЛ
  8. Создание комиссии из членов ШМО  для  сверки учебников разных годов издания

 

 

Ноябрь

В течение года

 

Октябрь

 

 октябрь

 

 

январь

 

 

Октябрь

Август

По мере поступл

 

август

 

4.

Проведение работы по сохранности учебного фонда (рейды по классам с проверкой учебников)

Декабрь,
Апрель

 

5

Организация обслуживания по МБА: (получение учебников во временное пользование из других библиотек, оформление накладных.

По мере необходимости

 

6.

Списание учебного фонда с учетом ветхости  и смены учебных программ и стандартов

Октябрь-декабрь

 

7.

Изучение и анализ использования учебного фонда

В течение года

 

8.

 Пополнение и редактирование картотеки учебной литературы

В течение года

 

9.

Расстановка новых изданий в фонде. Оформление накладных на учебную литературу и их своевременная передача в бухгалтерию

В течение года

 

10.

 Ведение журнала  выдачи учебников

Май, сентябрь

 

11.

 Составить УМК на 2024/2025 учебный год

Июнь

 

12.

Пополнить  картотеку  учебно-методических пособий по реализации ФГОС ООО для 1-11 классов

Октябрь

 
       

 

          1.1 Работа с фондом художественной литературы

Срок исполнения

 

1.

Изучение состава фонда и анализ его использования

Декабрь

 

2.

Своевременный прием, систематизация, техническая обработка и регистрация новых поступлений

Постоянно в течение года

 

3.

Учет библиотечного фонда

По графику инвентаризации

 

4.

Формирование фонда ИБЦ традиционными и нетрадиционными носителями информации

По мере

комплектования

 

5.

Создание и ведение электронного каталога поступающей литературы

Постоянно

 

6.

Подведение итогов инвентаризации.
Списание недостающих изданий, оформление акта замены-утери. Оформление акта о проверке библиотечного фонда в материальном отделе бухгалтерии.

Октябрь-ноябрь

 

7.

Выдача документов пользователям ИБЦ

Постоянно

 

 

                1.2  Техническая работа с фондом:

  1. оформление фонда (наличие полочных, буквенных разделителей,  разделителей с портретами детских писателей, индексов), эстетика оформления
  2. соблюдение  правильной  расстановки фонда на стеллажах
  3. проверка правильности расстановки фонда 1 раз в год
  4. обеспечение свободного доступа пользователей ИБЦ  к информации

 

Постоянно в течение года

 

 

                 1.3       Работа по сохранности книжного  фонда:

  1. организация фонда особо ценных изданий и проведение периодических проверок сохранности
  2. обеспечение мер по возмещению ущерба, причиненного носителям информации в установленном  порядке
  3. организация работ по мелкому ремонту и переплету изданий с привлечением библиотечного актива и ГПД
  4. составление списков должников 2 раза за  учебный  год
  5.  обеспечение требуемого режима систематизированного хранения и физической сохранности  фонда.
  6.  раз в месяц проводить  санитарный день
  7. систематический  контроль  за  своевременным возвратом в библиотеку выданных изданий

 

Постоянно в течение года

 
 
 
 
 

Постоянно в течение года

 
 

 Декабрь, май

Постоянно в течение года

 

 

Списание ветхой художественной литературы и литературы по моральному износу

Октябрь-декабрь

 

 

Обеспечение работы читального зала

В течение года

 

 

Организация обслуживания по МБО (получение литературы во временное пользование из других библиотек, оформление накладных)

По мере необходимости

 

       
 

Формирование недостающих книг из перечня «100 книг» по истории, культуре и литературе

В течение года

 
 

                       1.4     Комплектование фонда периодики

 

 

1

Оформление подписки на 1 полугодие 2024 года
Контроль доставки

Октябрь

 

2

Оформление подписки на 2 полугодие 2024 года
Контроль доставки

Май

 

                  2.   Создание фирменного стиля

1

Эстетическое оформление помещения ИБЦ

постоянно

 

3. Организация библиотечно-информационного обслуживания.

Обновление  ресурса ИБЦ (не реже 1 раза в месяц)

Создание и обновление ЭФУЛ учебного  фонда ИБЦ

Выполнение библиотечно-библиографических справок

Создание базы данных, по выполненным справкам, источником которых служил Интернет

Накопление собственного банка информации

Проведение библиотечно-библиографических занятий для учащихся лицея с применением новых информационных технологий.

Соблюдение законов об образовании, законодательства о противодействии экстремизму в школьных библиотеках и о соблюдении закона о защите детей от вредной информации (возрастном ограничении).

                      4.  Справочно-библиографическая работа

   

 Содержание работы

 Срок исполнения

     

1

Вести тетрадь учёта библиографических справок

Постоянно

2

Создание и ведение электронного каталога нетрадиционных  носителей информации

Октябрь-декабрь

3

Проведение библиотечно-библиографических занятий  для учащихся начального среднего звена с применением новых информационных технологий

В течение года

4

Составлять рекомендательные списки литературы, планы чтения  по заявкам учителей и обучающихся к классным часам, юбилейным детям и праздникам.

По заявкам

5

Выполнение тематических, фактических и информационных справок. Консультации у каталога и картотек. Формирование навыков независимого библиотечного пользователя как одного из условий саморазвития достоинства личности                                                                                             

В течение года

 

                                                5.    Работа с читателями

 №

 Содержание работ

 Срок исполнения

 

I

5.1 Индивидуальная работа

 

 

1.

Обслуживание читателей на абонементе: учащихся, педагогов, технического персонала, родителей.

Постоянно

 

2.

Обслуживание читателей в читальном зале: учителей, учащихся.

Постоянно

 

3.

Рекомендательные беседы при выдаче книг

Постоянно

 

4.

Беседы о прочитанной литературе, других использованных носителей информации

Постоянно

 

5.

Рекомендательные и рекламные беседы о новых книгах, энциклопедиях, журналах, поступивших в ИБЦ.

По мере поступления

 

6.

«Советую прочитать…» выставка популярных у читателей ИБЦ изданий

постоянно

 

7.

Изучение и анализ читательских формуляров

В течение года

 

II

5.2  Работа с родительским комитетом лицея

 

 

1.

Составление списка учебников, необходимых учащимся к началу учебного года 

Методическая помощь в проведении родительских собраний.

 

Вывешивание рекламной информации для родителей  на сайт лицея    (ИБЦ).

Выступление на родительских собраниях. Пропаганда книг и чтения  на родительских собраниях.

Работа с родительским комитетом по комплектованию фонда ИБЦ в рамках акции родителей «Подарим книге вторую жизнь»

Пригласить родителей к участию в конкурсе  «Читающая мама - читающая страна»

Май-июнь

 По плану школы

 Раз в четверть

 По плану школы

 Сентябрь

 Январь

февраль

 

III

5.3  Работа с педагогическим коллективом

 

 

1.

Информирование учителей о новой учебной и методической литературе, педагогических журналах и газетах.

На педсоветах

 

2.

Консультационно-информационная работа с МО учителей-предметников, направленная на оптимальный выбор учебников и учебных пособий в новом учебном году.

Апрель

 

3.

Оказание методической помощи к уроку 

Август

 

4.

Поиск литературы и периодических изданий по заданной тематике. Подбор материалов к предметным неделям для подготовки лицейских газет

По требованию МО и педагогов

 

5.

Помощь в создании PDF –версий учебников

сентябрь

 

IY

5.4   Работа с учащимися

 

 

1.

Обслуживание учащихся согласно расписанию работы библиотеки

Постоянно

 

2.

Просмотр читательских формуляров с целью выявления задолжников (результаты сообщать классным руководителям)

1 раз в четверть

 

3.

Проводить беседы с вновь записавшимися читателями о культуре чтения книг. Объяснить об ответственности за причинённый ущерб книге или учебнику.

Постоянно

 

4.

Рекомендовать художественную литературу и периодические издания согласно возрастным категориям каждого читателя.

Постоянно

 

5.

Ознакомление лицеистов с мультимедиа ресурсами, имеющимися в фондах других школьных библиотек

В течение года

 

6.

Провести ежегодный  конкурс «Лучший читатель года», «Лучший читающий класс лицея» среди учащихся начального и среднего звена лицея

Октябрь-март

 

 
  1. Плановые ежегодные выставки:

 

 

 

  «День знаний» - Ежегодная плановая выставка

   «Туган ягым Татарстан» - постоянно действующая выставка

  «День солидарности в борьбе с терроризмом». Книжная выставка

  «Нет женщины прекраснее на свете…» - книжно-иллюстративная выставка  к   

    дню  матери

  Плановая выставка «С Новым годом! Яна ел бәлен»  

 «Надежный щит Родины» - ко дню защитника Отечества

 «Все цветы мира к вашим ногам» - к международному женскому дню

    Неделя детской и юношеской книги

«Война на страницах книг» - к дню  Победы в Великой отечественной войне

Организовать в библиотеке выставку, посвященную мировой классике в целях пропаганды классических произведений для подростков (в рамках Программы Чтения)

сентябрь

в теч. год

сентябрь

       4 октября

      21 ноября

 

      декабрь

      февраль

         март

март

май

в течение года

 

 

        7.Помощь учебному процессу:

 

 

 

1.Выставки учебных изданий по предметам 

 2. «Юные химики» -  викторина для 8 классов, посвященная 195 летию А.М.Бутлерова. Интегрированный урок

3. «он давл самолетам крылья» - час ученого Кота  в 9 классе к 135 летию  А.Н.Туполева.

По предметным неделям.

 

 

 

8.Воспитание здорового образа жизни

 

 

 

    1. Пополнение папки материалов на тему «Здоровым  быть модно»
    2.  Книжно-иллюстративная выставка «В здоровом теле – здоровый дух»

3.«Остановись и подумай»  Классный час в 7 классах о вредных привычках

4.«Отвечает  команда знатоков» - викторина  о сохранении и укреплении здоровья для 6 классов

в теч года октябрь-февраль

ноябрь

апрель

 

 

9.Нравственное воспитание

 

 

 

  1. «Поклон вам, дорогие мои родители» - классный час для 7 классов
  2. Уроки нравственности по методике, дискам  и книгам   писателя А.Лиханова  (9-11 классы)
  3. « Мама – нежное слово» - музыкальная композиция, посвященная Дню матери
  4. «Добру откроем сердце»  - обзор книг о детях, попавших в трудную жизненную ситуацию для учащихся 6 классов (посвященный Дню инвалида)
  5.  «Всё начинается  с любви» -  любовь и верность в жизни известных писателей. «Караван историй»  в 10-11 классах

сентябрь

 

в течение года

 

ноябрь

 

декабрь

 

февраль

 

 

10.Экологическое воспитание

 

 

 

1.Пополнение тематической картотеки - «Наша планета в  экологической опасности»

          2«Путешествие капельки»- викторина  для 5 классов

3. «Природы храм» - открытая полка 

  4.  «Ускользающие жемчужины»  познавательная экологическая игра  

-конкурс по Красной книге

5.  «Турнир орнитологов»  экологический турнир  для учащихся 6 кл

в течение года

 

февраль

  март-апрель

март

 

апрель

 

 

11.Эстетическое воспитание:

 

 

 

         1. «В гостях у этикета»- занятие-практикум для 5 классов. В рамках  учебного плана по ОСЭ

          2.  110 лет со дня выхода женского  журнала  «Сююмбике» (Азат хатын) –устный журнал

        3. Перфоменс «Известные  люди планеты» из цикла «Исторические портреты»       - выставка-портрет к юбилею (190 лет) со дня рождения Альфреда Нобеля (1833-1896), шведского изобретателя

      4.Неделя детской книги «Именины книжки детской» (по отдельному плану)

 апрель

 

 

октябрь

 

 

 

октябрь

 

 

 

 

март-апрель

 

 

12.Патриотическое воспитание:

 

 

 

1.«Про нас пишут, о нас рассказывают…» презентация папки вырезок из периодической печати о Мамадыше и лицее

2. Организовать книжно-иллюстративную  музыкальную  выставку к 78  годовщине  Победы  в Великой Отечественной войне

          3. «Герои земли мамадышской» (устный журнал  об участниках СВО на Украине наших выпускниках  Олеге Сорокине  и Александре Карееве)      

          4.  Буктрейллер «Лица победителей» о земляках – Героях Советского Союза к 110 летию  Героя Советского Союза М.А. Просвирнина

 октябрь

 

май

 

февраль

 

апрель

 

 

13.Профессиональная ориентация лицеистов

 

 

 

             1.«Кем мне стать» -  классный час для 9-10 классов

            2. «Деловые надежды» - экономическая игра в 9 классах

декабрь

февраль

 

 

14.Цикл мероприятий к знаменательным и памятным датам

 

Приложение 1

Приложение 2

         

                              15.Месячник школьных библиотек 

п/п

Название мероприятия

Форма проведения

Категория обслуж

сроки

1

«Как живешь, учебник?» - памятка-напоминание о сохранности учебников

1-11 кл

Сентябрь-октябрь

2

«Из чего же построена  книга» библиотечный урок о структуре книги

2 кл

20-27 октября

3

«Подари книге вторую жизнь» - республиканская акция

1-11 кл

Весь период

4

«Библиотека XXI  века» -конкурс рисунков

3-5 кл

 

5

«Читаю я, читает вся моя семья» конкурс на лучшее селфи

1-11 кл

 

6

«В объективе - читатель» фотосессия в библиотеке

1-11 кл

 

                 16. Повышение квалификации

Содержание работ

Срок выполнения

1.

2.

3.

 

 

4.

Участие в совещаниях, семинарах  проводимых отделом  образования.

Участие в профессиональных конкурсах

Ознакомление с  содержанием профессиональной периодической печати: «Школьная библиотека», «Библиотека в школе», «Современная библиотека»

Регистрация и участие в работе профессиональных интернет -сообществ

 По мере проведения

В течение года

По графику ИРО

 

 

постоянно

                     17.  Взаимодействие с библиотеками района

Содержание работ

Срок выполнения

1.

 

 

 

 

2.

Сотрудничество по обслуживанию лицеистов с центральной и детской библиотеками города. Формы работы:

  • Экскурсии по библиотеке
  • Тематические беседы
  • Библиографическая помощь
  • Проведение совместных мероприятий
  • Передвижная библиотека

Совместная работа со школьными библиотеками района и республики по взаимообмену учебниками

 

 

 

В течение года

 

 

 

                                                                                                        

 

 

 

 

 

 

 

  Приложение № 1

Знаменательные и памятные даты на 2023 – 2024  учебный год:

2023 год - год педагога и наставника в России

2024 год – год Российской академии наук

22 августа – День Государственного флага РФ. Ежегодно 22 августа в России отмечается День Государственного флага Российской Федерации, установленный на основании Указа Президента Российской Федерации № 1714 от 20 августа 1994 года.

1 сентября – День знаний.

3 сентября – День солидарности в борьбе с терроризмом. Эта самая новая памятная дата России, установленная федеральным законом «О днях воинской славы России» от 6 июля 2005 года. Она связана с трагическими событиями в Беслане.

11 сентября -  День памяти жертв фашизма - международная дата, которая отмечается ежегодно, во второе воскресение сентября и посвящена десяткам миллионов жертв фашизма.

21 сентября – Международный день мира. В 1982 году в своей резолюции Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Международный день мира как день всеобщего прекращения огня и отказа от насилия.

 1 октября – Международный день пожилых людей. 14 декабря 1990 года Генеральная Ассамблея ООН постановила считать 1 октября Международным днем пожилых людей.

5 октября – День учителя.

26 октября - Международный день школьных библиотек  (Учреждён Международной ассоциацией школьных библиотек, отмечается в четвёртый понедельник октября).

4 ноября – День народного единства. 4 ноября — день Казанской иконы Божией Матери — с 2005 года отмечается как День народного единства.

18 ноября - День рождения Деда Мороза. Считается, что именно 18 ноября на его вотчине — в Великом Устюге — в свои права вступает настоящая зима, и ударяют морозы.

29 ноября – День матери в России. Установленный Указом Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина № 120 «О Дне матери» от 30 января 1998 года, он празднуется в последнее воскресенье ноября.

3 декабря - День Неизвестного Солдата – в память о российских и советских воинах, погибших в боевых действиях на территории нашей страны или за ее пределами. Решение об его учреждении было принято Госдумой в октябре 2014 года, а соответствующий указ был подписан президентом РФ 5 ноября 2014 года.

8 февраля - День памяти юного героя-антифашиста отмечается в мире с 1964 года, который утвержден был очередной Ассамблеей ООН, в честь погибших участников антифашистских демонстраций - французского школьника Даниэля Фери (1962) и иракского мальчика Фадыла Джамаля (1963).

15 февраля - День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества. В этот день, 15 февраля 1989 года, последняя колонна советских войск покинула территорию Афганистана. 

21 февраля – Международный день родного языка.  Международный день родного языка, провозглашенный Генеральной конференцией ЮНЕСКО 17 ноября 1999 года, отмечается каждый год с февраля 2000 года с целью содействия языковому и культурному разнообразию.

23 февраля – День защитника Отечества. С 1922 года в СССР эта дата ежегодно традиционно отмечалась как «День Красной армии», с 1946 года — «День Советской армии», с 1949 по 1991 годы — «День Советской армии и Военно-морского флота», с 1995 г – «День защитников Отечества», с 2006 – «День защитника Отечества».

8 марта – Международный женский день.

21 марта – Всемирный день поэзии. В 1999 году на 30-й сессии генеральной конференции ЮНЕСКО было решено ежегодно отмечать Всемирный день поэзии 21 марта.

27 марта – Всемирный день театра. Установлен в 1961 году IX конгрессом Международного института театра.

1 апреля – День смеха.

2 апреля – Международный день детской книги. Начиная с 1967 года по инициативе и решению Международного совета по детской книге 2 апреля, в день рождения великого сказочника из Дании Ганса Христиана Андерсена, весь мир отмечает Международный день детской книги.

7 апреля – Всемирный день здоровья, отмечается ежегодно в день создания в 1948 году Всемирной организации здравоохранения.

11 апреля - Международный день освобождения узников фашистских. Дата установлена в память об интернациональном восстании узников концлагеря Бухенвальд, произошедшем 11 апреля 1945 года.

12 апреля - Всемирный день авиации и космонавтики.

1 мая – Праздник труда (День труда).

9 мая – День Победы в Великой Отечественной войне.

15 мая – Международный день семьи, учрежден Генеральной Ассамблеей ООН в 1993 году.

24 мая - День славянской письменности и культуры. Ежегодно 24 мая во всех славянских странах торжественно прославляют создателей славянской письменности Кирилла и Мефодия — учителей словенских.

27 мая – Общероссийский день библиотек. Установлен Указом Президента РФ Б.Н. Ельцина № 539 от 27 мая 1995 года.

Юбилеи:

7 сентября

100 лет со дня рождения Эдуарда Аркадьевича Асадова (1923-2004), советского поэта

8 сентября

100 лет со дня рождения Расула Гамзатовича Гамзатова (1923-2003), советского поэта

9сентября

195 лет со дня рождения Льва Николаевича Толстого (1828-1910), русского писателя

15сентября

100 лет со дня рождения Михаила Танича (1923-2008), советского и российского поэта-песенника

28 сентября

450 лет со дня рождения Микеланджело Караваджо (1573-1610), итальянского художника

10 октября

90 лет образованию Татарского государственного театра драмы и комедии имени Карима Тинчурина (бывшего Татарского государственного передвижного театра; 1933).

8 октября

200 лет со дня рождения Ивана Сергеевича Аксакова (1823-1866), русского писателя

10 октября

160 лет со дня рождения В.А. Обручева (1863-1956), геолога, географа, писателя

14 октября

85 лет со дня рождения Владислава Петровича Крапивина (1938-2020), русского писателя

70 лет со дня рождения Т.Ш. Крюковой (1953 г.р.), писательницы

22октября

100 лет со дня рождения Н.К. Доризо (1923-2011), поэта

20 ноября

165 лет со дня рождения шведской писательницы, лауреата Нобелевской премии по литературе 1909 года, Сельмы Лагерлёф (1858 – 1940)

5 декабря

100 лет со дня рождения Владимира Федоровича Тендрякова (1923-1984), советского писателя

13 декабря

150 лет со дня рождения Валерия Яковлевича Брюсова (1873-1924), русского писателя, критика, литературоведа и переводчика

15декабря

100 лет со дня рождения Якова Лазаревича Акима (1923), детского писателя и поэта

100 лет со дня рождения актрисы, заслуженного работника культуры ТАССР Бики Шакировны Шакировой (1923–1996).

4 января

190 лет со дня рождения русского живописца Василия Григорьевича Перова (1834 – 1882).

8 января

200 лет со дня рождения Уильяма Уилки Коллинза (1824-1889), английского писателя

22 января

120 лет со дня рождения Аркадия Петровича Гайдара (Голикова) (1904-1941) писателя

29 января

180 лет со дня рождения В.М. Максимова (1844-1911), русского художника

8 февраля

190 лет со дня рождения Д.И. Менделеева (1834-1907), учёного-энциклопедиста

9 февраля

85 лет со дня рождения российского писателя Юрия Иосифовича Коваля (1939 – 1995)

11февраля

130 лет со дня рождения Виталия Валентиновича Бианки (1894-1959), писателя

13февраля

255 лет со дня рождения баснописца Ивана Андреевича Крылова (1769 – 1844)

14 февраля

70 лет писателя , публициста Нияза Акмала (1954-2007)

27 февраля

140 лет классику татарской литературы Шарифа Камала (1884-1942)

9 марта

90 лет со дня рождения Юрия Алексеевича Гагарина (1934-1968), Первого космонавта

15 марта

100 лет со дня рождения Юрия Васильевича Бондарева (1924 - 2020), писателя

16 марта

140 лет со дня рождения Александра Романовича Беляева (1884-1942), писателя-фантаста

18 марта

70 лет писателю, публицисту Вахиту Имамову (1954)

Март

100 лет со дня выхода первого номера детского журнала «Ялкын»

19 апреля

190 лет со дня рождения Григория Григорьевича Мясоедова (1834-1911), художника

23 апреля

460 лет со дня рождения Уильяма Шекспира (1564-1616), английского драматурга, поэта

1 мая

100 лет со дня рождения Виктора Петровича Астафьева (1924-2001), писателя

9 мая

100 лет со дня рождения Булата Шалвовича Окуджавы (1924-1997), поэта, писателя

10 мая

100 лет со дня рождения Юлии Владимировны Друниной (1924-1991), поэтессы

11 мая

160 лет со дня рождения Этель Лилиан Войнич (1864-1960), английской писательницы

75 лет писателю, поэту, уроженцу города Мамадыш Мансуру Сафину (1949)

21 мая

100 лет со дня рождения Бориса Львовича Васильева (1924-2013), писателя

1 июня

180 лет со дня рождения Василия Дмитриевича Поленова (1844-1927), художника

 

 

 

 

 

Приложение № 2

Книги-юбиляры:

195 лет А.С. Пушкин «Полтава»

190 лет В.Ф. Одоевский «Пестрые сказки»

 

190 лет А.С. Пушкин  «Евгений Онегин»

185 лет  М. Лермонтов  «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

175 лет Ф.М. Достоевский «Белые ночи»  

165 лет И.С. Тургенев повесть «Ася»  

165 лет С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»

165 лет С.Т. Аксаков «Детские годы Багрова-внука»

160 лет А.К. Толстой «Князь Серебряный»

160 лет В.И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»

155 лет Ф.М. Достоевский  «Идиот»

150 лет А.Н. Островский «Снегурочка»   

150 лет Н.С. Лесков «Очарованный странник»  

140 лет со дня Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приваловские миллионы» 

125 лет А.П. Чехов «Человек в футляре»,  «Крыжовник», «О любви», «Ионыч» 

120 лет Л.Н. Толстой  «После бала»

115 лет А. Куприн  «Суламифь»

100 лет В.К. Арсеньев «Дерсу Узала»

95 лет   А. Беляев «Человек-амфибия»

90 лет назад И. Шмелев «Лето Господне»  

80 лет И.А. Бунин «Темные аллеи»

65 лет А. Солженицын «В круге первом»

305 лет Дефо Д. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»

200 лет Грибоедов А. «Горе от ума»

190 лет Ершов П. «Конѐк-горбунок»

190 лет Пушкин А. «Пиковая дама», «Сказка о золотом петушке»

185 лет Лермонтов М. «Мцыри»

185 лет Одоевский В. «Городок в табакерке»

 180 лет Дюма А. «Три мушкетѐра»

180 лет Андерсен Х. «Снежная королева»

175 лет Андерсен Х. «Оле-Лукойе».