• Информируем вас, что с 1 января 2024 года оценки и расписание доступны в новой версии Электронного образования по адресу ms-edu.tatar.ru. В данной версии электронного дневника вы можете продолжать смотреть ранее полученные оценки.
    С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте: info.edu.tatar.ru.

Электронное образование Республики Татарстан

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Большекабанская средняя общеобразовательная школа имени академика В.И. Андреева» Лаишевского муниципального района Республики Татарстан / Татарстан Республикасы Лаеш муниципаль районы Муниципаль бюджет гомуми белем учреждениесе «Олы Кабан урта гомуми белем мәктәбе»

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Визитная карточка

Адрес: 422623, РТ, Лаишевский муниципальный район, село Большие Кабаны, ул.Победы, дом 6
Телефон: +7(843) 784-21-47
E-Mail: Mbou.bksch12@tatar.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МБОУ "Большекабанская СОШ имени академика В.И. Андреева" / МБГБУ «О. Кабан урта гомуми белем мәктәбе»
Руководитель: Кореев Павел Владимирович
Год основания учреждения: 2001
У нас учатся: 520
У нас учат: 30

Новости Большекабанской школы

150 лет со дня рождения Федора Ивановича Шаляпина

Опубликовано: 13.02.2023

             Сегодня в школе прошел классный час, посвященный выдающемуся представителю российской оперной сцены, создавший новые традиции оперного исполнения- Федору Ивановичу Шаляпину.

Целью классного часа была познакомить детей с основными фактами жизни Ф. И. Шаляпина. 

История мировой культуры насчитывает не так уж много имён, которые стали образцами для тех, кому мы обязаны появлением современных шедевров. В области певческого искусства таким эталоном, бесспорно, стал Фёдор Иванович Шаляпин. Можно только восхищаться той щедростью, с какой одарила его природа! К чему бы ни прикоснулась рука Шаляпина, во всем безошибочно ощущалась сила его непревзойдённого таланта.

О великом артисте сложено множество легенд. Наиболее привлекательная страница биографии Шаляпина связана с историей его успеха. Церковные хоры, провинциальные оперные труппы, уроки пения, которые он брал у бывшего тенора Большого театра Дмитрия Усатова, стали его музыкальными «университетами». Однако за всем этим было главное – уникальная природная одарённость певца и его неустанное умение учиться. Последнее в характере Шаляпина обращало на себя особое внимание современников, среди которых был и Константин Станиславский. «По своей актёрской привычке он показал, как Фёдор Иванович жрёт знания, сделал из обеих рук и пальцев подобие челюсти, которая жуёт пищу».

В самом начале XX века Шаляпин впервые выступил за границей. Символическим стало то обстоятельство, что местом его зарубежного дебюта стал прославленный миланский театр «Ла Скала». Пленив требовательную итальянскую публику блестящим исполнением трудной партии Мефистофеля в одноименной опере Арриго Бойто, русский певец приобрёл мировую известность. «Я сам не ожидал такого успеха, и когда после спектакля я, лежа в кровати, переживал впечатления дня, я представлялся себе самому каким-то Ганнибалом или Суворовым, с той только разницею, что я переехал Альпы в вагоне железной дороги», – вспоминал Шаляпин.

Причина его триумфа крылась не только в исключительном, неповторимом таланте, но и в средствах художественной выразительности, которые соответствовали вставшим перед оперным искусством задачам, решение которых открывало русской культуре двери в мир. Не случайно друзьями и единомышленниками Шаляпина были Максим Горький, Константин Коровин, Илья Репин, Валентин Серов, Сергей Рахманинов, Николай Римский-Корсаков, Владимир Стасов, Василий Ключевский и другие деятели отечественной культуры, оказавшие огромное влияние на его артистическое формирование. Всё это позволило великому артисту снискать мировую славу, став олицетворением певца нового типа, соединившего в своём искусстве высокое художественное мастерство и вдохновение с верностью жизненной правде.

Единственным правильным путём к красоте Шаляпин признал для себя правду. По его собственным словам, «только правдивое – прекрасно!». Роль Шаляпина в интерпретации русской классики трудно переоценить. Многие современные специалисты видят эту роль в исключительно органичном сочетании костюма, грима и продуманных сценических действий артиста. Так создавались его знаменитые роли – Иван Сусанин и Мельник, Борис Годунов и Досифей, Фарлаф и Демон, Кончак и Галицкий, Иван Грозный и Варлаам, навсегда запечатлевшие немеркнущие образы вокально-сценического совершенства.

Блистая на главных оперных сценах, Шаляпин с равным успехом выступал и на концертной эстраде. Исполняя романсы, требующие «ювелирной» тонкости, а также раздольные русские песни, он увлекал и захватывал слушателей. Редкий дар перевоплощения позволял ему каждую вокальную миниатюру превращать в объёмную, рельефную сцену, покоряющую живой, истинной красотой.

К сожалению, о творчестве корифеев прошлого мы можем судить весьма приблизительно, опираясь, прежде всего, на воспоминания мемуаристов. Первые звукозаписывающие студии, возникшие в шаляпинское время, не смогли донести до потомков голоса оперных исполнителей во всей полноте и мощи. Пластинки первых десятилетий XX века были весьма далеки от технического совершенства, и лишь немногие величайшие мастера сумели силой своего искусства преодолеть этот барьер. К их числу можно с полным правом отнести Фёдора Шаляпина, успевшего записать значительную часть своего огромного репертуара.

Шаляпин не был исполнителем в узком смысле слова. Это был выдающийся творец, создатель поистине бессмертных художественных ценностей. Недаром, слушая певца, один из современников заметил, что в создании образа Бориса Годунова на равных правах выступали Пушкин, Мусоргский и Шаляпин…

   



К списку новостей