• Информируем вас, что с 1 января 2024 года оценки и расписание доступны в новой версии Электронного образования по адресу ms-edu.tatar.ru. В данной версии электронного дневника вы можете продолжать смотреть ранее полученные оценки.
    С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте: info.edu.tatar.ru.

Электронное образование Республики Татарстан

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан / Татарстан Республикасы «Лениногорск муниципаль районы» муниципаль берәмлеге «Балалар иҗат йорты» муниципаль бюджет өстәмә белем бирү оешмасы

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Визитная карточка

Адрес: 423258, Республика Татарстан, г.Лениногорск, ул.Кутузова, д.2А
Телефон: +7(855)-955-19-47;+7(855)-956-11-28
E-Mail: lenddt@mail.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МБУДО «ДДТ» МО «ЛМР» РТ
Тип УДО: Многопрофильные
Руководитель: Семенова Татьяна Михайловна
Год основания учреждения: 1956
У нас учатся: 285 ежедневно
У нас учат: 30

Обобщение опыта Юнусовой Р.Г.

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Дом детского творчества» муниципального образования

«Лениногорский муниципальный район» РТ

 

 

РАССМОТРЕНО:                                                                       «УТВЕРЖДАЮ»

на методическом совете МАОУ ДОД                     Директор___Т.М. Семенова

«Дом детского творчества»

Протокол № 4   от «20» мая 2014

                                                                       

 

 

Повышение познавательной и творческой активности учащихся на занятиях по вокалу

Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории Юнусовой Р.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лениногорск, 2014

Обобщила опыт работы:

Стряпунина О.А. – заместитель директора по УВР

 

 

 

 

 

 

 

 

Настоящий сборник содержит материал по обобщению опыта работы педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории Юнусовой Р.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Музыкальное воспитание и обучение занимают особое место в формировании творческой личности, ее познавательных способностей, поскольку музыка отражает всю полноту природы человека во всей его гармонической целостности: эмоциональное и рациональное, чувственное и интеллектуальное. Многими музыкантами и педагогами высказывалась мысль, что музыка раскрывает каждому самого себя, она активизирует формирование творческой направленности личности, ее познавательной самостоятельности.

                                  

В данном сборнике представлен опыт работы педагога  дополнительного образования Юнусовой Рушании Гакифовны. Рушания Гакифовна  имеет высшую квалификационную категорию. Педагогический стаж – 31 лет, работает в должности педагога дополнительного образования 11 лет. Результатом профессиональных достижений Юнусовой Рушании Гакифовны является: диплом VI Всероссийского детско-молодежного фестиваля искусств Кубок России по художественному творчеству и педагогическим новациям «Ассамблея искусств», конкурс «Педагогические новации», 2012 год; Почетная грамота Управления образования Лениногорского муниципального района «За достигнутые успехи в воспитании и обучении подрастающего поколения» 2009 год; Дипломант II степени конкурса профессионального мастерства «Вдохновение» среди педагогов дополнительного образования Дома детского творчества, 2012 год; Грамота Дома детского творчества «За высокие результаты в области дополнительного образования», 2012 год; Грамота Управления образования Лениногорского муниципального района «За профессионализм в работе, развитие и совершенствование творческих способностей подрастающего поколения», 2012 год. Почетна грамота Министерства образования и науки Российской Федерации, 2013 год.

            В своей педагогической деятельности Юнусова Рушания Гакифовна использует авторскую программу по дополнительному обучению детей «Унисон», утвержденную методическим советом муниципального учреждения дополнительного образования детей «Дом детского творчества» от 23.10.2008года, рецензенты: преподаватель высшей квалификационной категории Государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Лениногорское музыкально-художественное педагогическое училище» Бадретдинова А.З. и доцент кафедры дополнительного образования, кандидат социологии института непрерывного педагогического образования, г. Набережные Челны, З.А.Ягудина. Программа разработана с учетом требований к программам дополнительного образования детей. Программа дополнена материалами не только открытых уроков,  внеклассных мероприятий, но и методическими разработками, дидактическими материалами, пособиями активных методов обучения. Следуя принципу «каждый урок – это маленькая победа», Рушания Гакифовна умеет организовывать учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы каждый воспитанник мог почувствовать успех, веру в свои силы на любом этапе обучения вокальному пению. Огромное значение в мотивации учащихся является подготовка к муниципальным мероприятиям «День защиты детей», «Сабантуй», республиканским мероприятиям «Чествование одаренных детей юго-востока Татарстана», «Помоги первокласснику собраться в школу», к участию в муниципальных и республиканских конкурсах, где дети  являются победителями и призерами:  IX Открытый республиканский телевизионный молодежного фестиваль эстрадного искусства «Созвездие - Йолдызлык», участники - 2009 год, 1 место  - 2010 год;  лауреаты  3 степени II Открытого республиканского конкурса детских и юношеских коллективов «TATARSTAN.RU», 2009 год; региональный фестиваль детского творчества «Страна поющего соловья», лауреаты 2 степени -2009 год; дипломанты – 2010, 2012 годы; Республиканский фестиваль – конкурс вокального искусства «Музыкальный звездопад», 1,2,3 место – 2012год; муниципальный конкурс  патриотической песни «Я люблю тебя, Россия», 3 место, 2009 год; муниципальный конкурс «Лениногорская звезда», лауреаты 1, 2 степени - 2009 год,, 3 место - 2010 год;, 1 место – 2012 год; муниципальный конкурс вокальных и хореографических  коллективов «Мир моих увлечений», 1,2,3 место, 2010 год; 1,2 место – 2012 год.  Это подтверждает и высокий уровень сохранности контингента на протяжении нескольких лет – 100%.

Творческая деятельность открывает простор для индивидуального самовыражения и самопроявления, но для этого необходимо много условий. Прежде всего, это компетентность педагога, знание наиболее эффективных приемов педагогического воздействия, владение методикой развивающего обучения, направленной на формирование творческих качеств учащихся. Только так создается подлинная, художественно-творческая атмосфера, при которой каждый ребенок раскрепощается интеллектуально и эмоционально, настраивается на интересный поиск и решение поставленных задач.

По наблюдениям за развитием учащихся на занятиях по вокалу, можно заметить, что за время обучения они не всегда раскрывают полностью свои творческие возможности. Исполняя даже хорошо выученные произведения, учащиеся часто чувствуют себя не свободно, внутренне "зажимаются", их внимание сосредоточено только на том, чтобы выполнить все указания педагога. Поэтому исполнение часто получается формальным и неинтересным, а чрезмерное внимание к деталям мешает не только понять и почувствовать произведение в целом, но и выразить свое отношение к песне. Если учащийся, разучивая произведение под руководством педагога, не вложил в него самостоятельные творческие находки, то "вряд ли исполнит его хорошо, с "полной отдачей", поскольку такое исполнение приносит мало радости и удовольствия.

Другая сторона этого процесса - обилие информации, получаемой учащимися в ходе занятий, взятой обособленно,  еще недостаточно для развития музыкального интеллекта. Поэтому  Юнусова Р.Г. уделяет большое внимание необходимости повысить удельный вес познавательной стороны занятия. Иначе говоря, воспитывает и развивает творческую активность и познавательную самостоятельность, а значит, совершенствует орудие познания, стимулирует общее развитие и рост учащихся в творческом плане. Такое развитие получает простор, так как оно основывается на способности активно, самостоятельно добывать необходимые знания и умения, без посторонней помощи ориентироваться в музыкальном искусстве.

Таким образом, одной из главных задач Юнусовой Рушании Гакифовны музыкального образования является воспитание независимой творческой активности, а функции педагога выводятся далеко за рамки научения чему-либо, они гораздо шире и существеннее.

 

 

Повышение познавательной и творческой активности учащихся на занятиях по вокалу

Важными составляющими мастерства педагога является способность объединять в единое целое все элементы занятия, вариативно применять материал программы, избегая жесткой схемы, штампа в преподавании вокала. Правильно выбранная цель определяет отбор методов и форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся. В педагогической практике Рушания Гакифовна наиболее часто применяет:

v личностно-ориентированные технологии, позволяющие создать оптимальные условия для разностороннего развития личности и реализации природных способностей ребенка;

v технологию продвинутого образования, которая повышает качество обучения и отвечает требованиям современного дополнительного образования;

v технологии развивающего обучения;

v здоровъесберегающие технологии, обеспечивающие охрану детского голоса на учебных занятиях, а также укрепление эмоционально-психического здоровья обучающихся;

v технологию проектирования, способствующую более широкому вовлечению ребят в различные виды творческой деятельности;

v информационно-коммуникационные технологии, повышающие эффективность усвоения материала.

Методы музыкального воспитания представляют собой различные способы совместной деятельности учителя и детей, где ведущая роль принадлежит педагогу. Развивая воображение, эмоциональную отзывчивость, музыкальное мышление, педагог стремиться к тому, чтобы общение с искусством вызывало у ребят чувство радости, проявлению их активности и самостоятельности. Такой процесс восприятия информации наиболее эффективен.

Основная часть занятий проводится в игровой форме. В игре поведение детей приобретает социальное значение, создаются условия для эстетического и духовного развития личности. Важным является тематическое построение занятия, отражающее основные закономерности и функции музыкального искусства.  Важными методами изучения и освоения представленной программы являются:

  • метод «забегания» вперёд и «возвращение» к пройденному материалу;
  • метод общения;
  • метод импровизации;
  • метод драматизации.

Методы применяются не изолированно, а в различных сочетаниях.  В начальной стадии работы над произведением педагог использует: словесный, наглядно-слуховой, метод обобщения и метод анализа.  Рушания Гакифовна сочетает различные методы и виды работы в зависимости от музыкального опыта детей. Взаимодействие разнообразных методов и принципов работы помогает педагогу реализовать цель – формировать музыкальную культуру детей.

Большое внимание педагог уделяет необходимости живого общения педагога с детьми, позволяющее легко переходить от хорошо знакомого материала к новому, от простого к сложному, поскольку носит эмоциональный характер.

Чтобы дать базовый уровень знаний, Юнусовой Р.Г.  поставлена задача дать детям знания о  роли жанра в музыкальном  образе  и его выразительных возможности. Для закрепления планируемого результата педагог предлагает воспитанникам подготовить и защитить реферат с презентацией  по темам: «Вокальный жанр и его самобытность», « Разновидность жанровых стилей», «Песня. Романс. Баллада» и т.д. Получая информацию от педагога, каждый ребёнок и группа в целом включаются в диалог, совместный поиск решения. Дети учатся активно мыслить, применяя полученные знания в творческом процессе. Разнообразие методов музыкального воспитания определяется спецификой музыкального искусства и особенностями музыкальной деятельности учащихся. Для эффективности развития эмоциональности детей важно научить видеть, услышать красоту того, что есть в окружающем мире. Услышать красоту музыкальных звуков.

Совместная подготовка педагога и детей к проведению праздников реализуется по принципу педагогического сотрудничества. Управление педагогическим процессом осуществляется через создание условий.  Реализацию творческого потенциала ребёнка, самостоятельную деятельность, приобретение навыков и умений.  При подготовке к праздникам, привлекая детей к вокально-хоровой работе, следует учитывать желание и тягу каждого участника, его психологический настрой. «Зажатый» ребёнок плохо осваивает материал и ощущает страх, поэтому необходима дополнительная, индивидуальная работа. В процессе межличностного общения в цепи «педагог – ребёнок» реализуется коммуникативный потенциал ребёнка и формируется его мировоззрение.  

В современном мире технический прогресс развивается очень активно: с каждым днем появляются всё более новые и новые технологии. Многие считают, что использование компьютера возможно только на «технических» занятиях. Но Юнусова Р.Г., считает возможным использовать компьютер и на занятиях музыкой. Музыка и компьютер - совершенно совместимые вещи. Различные электронные издания, могут быть использованы в музыкально-образовательной деятельности. Важно определить назначение электронного издания музыкально-образовательной направленности по цели (обучающее, развивающее, игровое) и по содержанию (электронная энциклопедия, интерактивная музыкальная игра…). Существует множество программ для работы с музыкой на компьютере. Условно их можно разделить на следующие группы: музыкальные проигрыватели, музыкальные конструкторы, музыкальные энциклопедии, обучающие программы, программы для импровизации, группового музицирования, сочинения музыки и т.д.

Первая группа программ Windows Media Player, WinAmp и другие используются педагогом как воспроизведение музыкальных файлов, построение списка мелодий, запись в различных форматах. Для привлечения внимания детей, направления их мышление в абстрактную, образную сторону, педагог пользуется возможностью сделать музыку ярче. Для этого педагог использует программы Windows Media Player или в WinAmp. Огромную помощь руководителю в повышении познавательной активности оказывают музыкальные энциклопедии: «Шедевры музыки», «Музыкальные инструменты», «Классическая музыка», «Популярная музыка»; обучающие программы: «Музыкальный класс», «Учимся понимать музыку».

Работая с программой «Энциклопедия классической музыки» возможно использование тематических экскурсий, которые знакомят с музыкальной культурой разных стран. Текстовой материал озвучен, подкреплен видео и музыкальными фрагментами и, что важно в целях решения проблемы мотивации учащихся, уже готовыми для проверки усвоенного материала вопросами викторины с подсказками. Статьи - это основной раздел энциклопедии. Статьи содержат биографическую информацию о композиторах и исполнителях, сведения о музыкальных произведениях (их сюжетах, премьерах, истории написания), о музыкальных инструментах, о жанрах классической музыки и этапах ее развития. Можно прослушать отрывки из музыкальных произведений и просмотреть иллюстрации и видеофрагменты.

Для проверки знаний учащихся используется раздел Викторина. В этом разделе учащиеся должны не только определить музыкальное произведение, но и указать композитора и его портрет.

Применяя информационные технологии на занятиях вокала, Рушания Гакифовна не забывает о том, что это один из видов искусства. Педагог считает, что важно «не подменить» его общением с компьютером, не превратить его в технический практикум. Важно помнить о разумном использовании компьютера для раскрытия, развития и реализации способностей ребенка. В процессе работы необходим комплексный подход к музыкальному развитию личности ребенка. Классная и внеклассная работа должны быть подчинены одной цели. Целесообразно не дублировать музыкальный материал, а формы и методы, знания и умения учащихся, полученные на занятиях вокала использовать и в самостоятельной работе. Певческая деятельность единственный общедоступный способ музицирования. Петь хочет и может каждый ребенок за небольшим исключением. Голос - инструмент общедоступный, и именно он позволяет привлечь ребенка к активной музыкальной деятельности, познанию красоты и законов музыкального искусства.

Таким образом, применение и использование компьютера и компьютерных технологий возможны и необходимы на музыкальных занятиях. Повышается результативность и, главное, интерес детей к занятиям музыкой. В целом, говоря о пользе и важности информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе необходимо отметить решение проблем мотивации и личностно-ориентированного подхода к обучению, рациональной организации учебного времени и более глубокому освоению изучаемых предметов. Юнусова Р.Г. считает: «Хотите, чтобы учащиеся ходили к вам на занятия без пропусков, ловили каждое ваше слово? Используйте современные технологии, и результат не заставит вас ждать».

В 2013-2014 учебном году педагогом разработано  для школьников младшего возраста разработано методическое пособие: «Творческие задания на занятиях музыки» . Творческое развитие ребёнка теснейшим образом связано с искусством и, в частности, с уроком музыки в школе. Именно они могут способствовать развитию креативности у младших школьников:  помогают развить различные творческие умения детей в  восприятии, сочинении, исполнении, импровизации, размышление о музыке.
Музыкально – художественная деятельность протекает в форме учебной деятельности тогда, когда младшие школьники воспроизводят сам процесс рождения музыки, самостоятельно осуществляют творческий  отбор выразительных средств, интонации, которое, по их мнению, лучше и полнее раскрывают художественное содержание произведения, творческий замысел автора с исполнителем. При этом учащиеся проживают в произведении, познавая саму природу музыкального творчества, музыкального знания, раскрывают в ценностном самоценном не искусстве явления действительности, его сущностные внутренние связи и отношения, благодаря чему музыка перед школьниками предстаёт как отражение, художественное произведение, диалектики жизни.

Развитие творческой деятельности, восприятия средств музыкальной выразительности предлагается вести через систему творческих заданий. Только самостоятельное творчество детей на занятии активизирует их способности. Составляя, подбирая творческие задания, предлагается придерживаться следующих принципов:

v педагог должен делать основной акцент на развитие творческих способностей ребёнка в различных видах музыкальной деятельности, при этом искать наиболее  рациональные пути взаимодействия видов деятельности на каждом уроке, исходя из его темы;

v использовать разнообразные методы и формы работы, прежде всего игровых,  чтобы развивать творческую активность, заинтересовать каждого ребёнка;

v творческие задания должны выполнятся в определённой последовательности, с постепенным усложнением, для этого должны быть разработаны серии творческих заданий;

v в творческих заданиях следует использовать разнообразный музыкальный материал: классику, фольклор, современную, серьёзную ( академическую) и популярную музыку;

v наряду с принципом творческой работы на уроке также использовать задания репродуктивного типа (запоминание элементарных музыкальных понятий, знание имён композиторов, название произведений).

 

Построение занятий по вокалу как занятий творчества предлагает также практические методы  и художественно-творческие формы работы, как импровизация, ритмизация, театрализация, пластическое интонирование, инструментальное музицирование, вокально-хоровое  музицирование и другие.         

Обучение, воспитание и развитие творческой личности является главной задачей современного образования, среди средств и способов которого выполнение различных творческих заданий. Результат обучения, воспитания и развития достигается в процессе выполнения таких заданий, а также общение с людьми творческого плана (в первую очередь с педагогом). Наиболее эффективным средством развития творческой личности, могут стать задания, которые направлены на развитие мышления ученика, его способности владеть приёмами поисковой и творческой деятельности. К таким заданиям можно отнести следующее: 

По итогам урока, четверти, года выполняются проверочные работы в форме викторин-тестов (выбрать правильный ответ), аудиовикторина (послушать и назвать автора произведения, фрагмент, жанр, стиль). Большой интерес вызывают решение интересных ребусов и шарад, головоломок чайнвордов, простых и сложных кроссвордов.  Правильно отгадавший кроссворд, может  прочитать ключевое слово (имя героя, название произведения, жанр, инструмент). Чайнворды в форме музыкального инструмента или замена. В головоломках все слова начинаются на одну букву. Эти задания выполняются с удовольствием, и многие придумываются самими учениками.

С помощью игровых моментов, приёмов для школьников становится доступнее понимание содержания и особенностей музыкального произведения, а трудоёмкий процесс слушания музыки или  её разучивания облегчает. Важно, чтобы они были не слишком утомительные, помогали занимательнее и плодотворнее провести урок.
Всегда эффективно, мобилизуя детское внимание и развивать внутренний слух, действует приём под названием «Пение про себя». Часть выученной песни используется как обычно, а часть – « молча» с пропеванием благодаря внутреннему слуху и памяти.  Чередование манер пения – вслух и « про себя» удобно проводить построчно, проверяя настрой своей вокальной интонации. Для развития воображения можно обратиться к примеру «слушаем музыку с закрытыми глазами». Большое значение придаётся развитию ассоциативного мышления. При прослушивании и анализе музыкальных произведений, его частей ребятам предлагается использовать цветные карточки, которые помогают провести аналогии музыки с цветом. Такая работа также не направлена на развития воображения.

Работа по совершенствованию лексического состава речи можно дать условное название «Копилка музыкальных терминов». Сначала даётся определение характера музыки – ребята повторяют хором, а если его опровергают, потом сами дают определение. Новый термин прочно закрепляется в памяти благодаря хоровому ответу. Ребята приобретают навык  давать музыкальной пьесе не однозначное определение, а целые терминологические «цепочки» близких по смыслу слов.
Приём « Споём инструментальную мелодию» способствует лучшему запоминанию основных лейтмотивов. С этой целью к ним придумывается текст, подходящий по смыслу и ритму.  Прием «Сюрприз урока» способствует воспитывать чуткость к миру музыкальных звуков. Предмет «обрастает» звуками (постукивания, бренчание, шорох…), характеризующими его в различных ситуациях, а затем выступает в качестве художественного образа музыкального произведения. В роли «сюрприза» выступают игрушки, иллюстрации, наглядные пособия, элементы карнавальных костюмов, герои сказок и т. д. (т.е. то, что отражает содержание образа изучаемого произведения). Ребятам также предлагается самим создать тот или иной образ.

При изучении нотной грамоты есть такие способы преподнесения материала, которые не отпугивают ребёнка сложностью предмета, а помогают воспринять азы музыкальной теории как интересную игру-задачу. В теме «Звуковысотность» можно разучить песенку про  «тонкие» и «толстые» звуки, а дома ребята нарисуют цветную лестницу, ступеньки. В теме «Музыкальная азбука» нотоносец пусть будет нотным домиком, а ноты - его жителями. Для заучивания правильного написания и расположения нот можно разучить или сочинить считалку ( « Ми, соль, си – на ниточках сидят, ре, фа, ля – те в окошечко глядят» ). Для «расселения» нот над и под линейками нарисовать «чердачки» и « подвалы»  (добавочные линейки). При разъяснения ритма и динамики нот, дети любят делить «целое яблоко» на доли. Можно сделать игрушку « Ритмическое дерево» : начиная от «основания»  - целой ноты – её всё более мелкая доля, на подобии веток, поднимаются вверх там, это «дерево» разветвляется до 128 долей.

При изучении паузы нужно зафиксировать, что этот знак, то есть перерыв в звучании, но не в  движении. Это движение в музыкальной речи. Для сравнения и понимания можно рассмотреть кружевные занавески на окнах и найти в них « паузы». « Паузы подобно дырочки в рисунке кружева…. Узор  чередуется пустыми и заполненными промежутками … музыкальный узор также состоит из заполненных звуков и лишённых звука отрезков времени…»

При изучении многих тем школьникам предлагается использование стихов, сказок, басен, помогающих лучше усвоить новый материал. Например « Два брата» ( муз. лад), « дружная семейка» (длительность нот), «Квартет» (муз. инструменты). Загадки развивают фантазию детей, с их помощью школьники с интересом включаются в музыкальное творчество. В одних музыкальное начало скрыто в самом загадываемом слове (признаки, особенности, характер). Они ещё и новые знания. Например: Сидит петух на воротах: Коса до полу, голос до неба (колокол)
Другие задания основаны на поэтической метафоре, сравнение различных предметов, явлений. Как и все, они развивают догадливость, сообразительность, но ещё и учат вслушиваться  в окружающие звуки, слышать звучание голоса и инструмента так, где с точки зрения обыденного создания их нет. Например: «Семь ребят на лестнице заиграли песенки» (ноты). Дети ждут необычной формы знакомства с новым материалом, в которых могли бы воплотиться их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности. Поэтому необходимо использование нестандартных форм уроков: урок-дискуссия, урак-встреча,  урок-состязание, урок-музыкальная викторина, урок-защита, а также различные творческие задания, направленные на развитие творческого мышления и творческих способностей:

- сообщение интересных фактов и творчества композиторов, музыкантов;

-конкурс стенгазет (занимательная история и интересные факты в области искусства, ребусы, рисунки, фотографии из журналов);

-создание афиш (для представления предстоящего прослушивания музыкального произведения);

-придумывание кроссвордов, ребусов;

-написание мини-сочинений.

Эти задания можно предложить выполнять самостоятельно, как домашнее задание. Домашняя работа не только помогает формированию прочных знаний и умений, способствует закреплению, систематизации и применению навыков на практике, но и проявить себя творчески.

Таким образом, обучение, воспитание и развитие творческой личности является главной для детей современного образования. Основа творчества - нахождение чего-то нового, а также развитие самого человека – внешнее и внутреннее. Естественно, для ребёнка более важным является его внутреннее развитие, при котором существенно обогащается опыт ребёнка.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования. - М., Прометей, 1990. — 188с.

2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М., Наука, 1980.-334с.

3. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. — М., Музыка, 1971.-276с.

4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. — JL, ЛГУ, 1969. 339с.

5. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. АПН СССР. -М., 1975.-447с.

6. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М., Просвещение, 1983.-222с.

7. Арановский М.Г. Мышление, язык, семантика /Проблемы музыкального мышления). М., Музыка, 1974. - с.90-129.

8. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. — М., Прометей, 1994. -352с.

9. Артемьева Т.И. Психология способностей и всестороннее развитие личности /Принцип развития в психологии/. — М., Наука, 1978. — с. 142155.

10. Ю.Арчажникова Л.Г. Воспитание навыков самостоятельной работы начинающих учащихся в процессе обучения игре на фортепиано. Саратов, 1970. с.28-35.

11. Арчажникова Л.Г. Общие предпосылки исследования вопросов музыкально-педагогического образования /Теоретические основы профессиональной подготовки учителя музыки/. М., 1980. - с.4-12.

12. Арчажникова Л.Г. Способности к осуществлению музыкально-педагогической деятельности /Формирование музыкально-исполнительского мастерства/. — М., 1981. — с.22-30.

13. Арчажникова Л.Г. Профессия — учитель музыки. Книга для учителя. — М., Просвещение, 1985.- 110с.

14. Арчажникова Л.Г. Методика обучения игре на фортепиано. — М., МГЗПИ, 1986.-82с.

15. Арчажникова Л.Г. К вопросу о структуре профессиональных качеств учителя музыки /Формирование профессиональных качеств учителя музыки в системе высшего педагогического образования/. М., МГПОУ, 1994.-c.5-16.

16. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М., - Л., Музыка, 1965. — 150с.


Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat
http://www.dissercat.com/content/formirovanie-tvorcheskoi-aktivnosti-i-poznavatelnoi-samostoyatelnosti-uchashchikhsya-muzykal#ixzz32AV2IL4L

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МАОУ ДОД «Дом детского творчества»

МО «Лениногорский муниципальный район» РТ

 

Адрес: 423250   РТ, г. Лениногорск, ул. Кутузова, 2а

Сайт: ddtlen.edusite.ru

e-mail: lenddt@mail.ru