• Информируем вас, что с 1 января 2024 года оценки и расписание доступны в новой версии Электронного образования по адресу ms-edu.tatar.ru. В данной версии электронного дневника вы можете продолжать смотреть ранее полученные оценки.
    С более подробной информацией можно ознакомится на сайте: info.edu.tatar.ru.

Электронное образование Республики Татарстан

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кукморская средняя школа №4» Кукморского муниципального района Республики Татарстан/ Татарстан республикасы Кукмара муниципаль районы муниципаль бюджет гомуми белем бирү оешмасы"Кукмара 4 нче номерлы урта мәктәбе"

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Визитная карточка

Адрес: 422110, Республика Татарстан, Кукморский муниципальный район, г. Кукмор, ул. Мичурина, д. 25
Телефон: +7(843)-642-78-70
E-Mail: S4.Kuk@tatar.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МБОУ КСШ №4
Руководитель: Бариев Рамиль Дамирович
Год основания учреждения: 1989
У нас учатся: 522
У нас учат: 52

Методические рекомендации/ Методик тәкъдимнәр

 
 
 
Методические рекомендации
 по изучению комплексного учебного курса 
«Основы религиозных культур и светской этики»
 В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.01.2012 г. №84-р с 2012/13 учебного года в 4 классах общеобразовательных учреждений всех субъектов Российской Федерации вводится комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ). Его изучение  призвано способствовать самоопределению личности в мировоззренческих позициях, духовных ценностях, формировать мировоззренческую и конфессиональную толерантность, способствовать реализации свободы совести.
Курс затрагивает жизненно важные вопросы бытия человека: смысл жизни, «цена» жизни и смерти, добро и зло в жизни человека, и в этом смысле содержит большой нравственный потенциал.
Как известно, одним из основополагающих принципов образовательной политики российского государства является светский характер образования, зафиксированный в Конституции РФ и ряде других федеральных законов. Суть данного принципа заключается в том, что государственная система образования не ставит цели формирования того или иного отношения к религии. Курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на формирование у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
        
 
Организационно-методические основы
изучения комплексного курса ОРКСЭ
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.01.2012 г. №84-р с 2012/13 учебного года в 4 классах общеобразовательных учреждений всех субъектов Российской Федерации вводится комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ).
В связи с введением курса ОРКСЭ в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 внесены изменения (см.: приложение 1).
Нормативно-правовой основой введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса ОРКСЭ являются:
- Закон РФ «Об образовании»;
- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации N 69 от 31 января 2012 г. «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом от 5 марта 2004 г. N 1089».
Курс ОРКСЭ представлен следующими предметными модулями:
1.Основы православной культуры;
2.Основы исламской культуры;
3.Основы иудейской культуры;
4.Основы буддистской культуры;
5.Основы религиозных культур народов России;
6.Основы светской этики.
Один из них изучается учащимися с его согласия и по выбору его родителей (лиц, замещающих родителей).
Изучение курса осуществляется на основе примерных учебных программ по курсу с учетом региональных и местных культурно-исторических, конфессиональных условий.
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной дисциплиной. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых учащимися должно быть обеспечено в процессе освоения курса, а также в системе содержательных, ценностно-смысловых связей курса с другими гуманитарными предметами начальной школы.
Курс ОРКСЭ – составная часть единого образовательного пространства духовно-нравственного развития и воспитания обучающегося, включающего урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную деятельность.
    Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
    Задачи учебного курса ОРКСЭ:
1) знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
2) развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
3) обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
4)развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
 
Учебно-методическое обеспечение преподавания курса ОРКСЭ
Преподавание курса в общеобразовательных учреждениях республики обеспечено следующими пособиями:
 - Сахаров А.Н., Кочегаров К.А. (при участии Р.М. Мухаметшина). Основы духовно-нравственной культуры народов России: Основы религиозных культур народов России: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений. - М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2011;
- Студеникин М.Т. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений. - М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2012;
 - Пискарев В.И., Сафронова И.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России: Основы религиозных культур народов России. Книга для учителя. М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2012.
Кроме того, в образовательных учреждениях республики есть учебное пособие «История религий: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений / Под ред. А.Н. Сахарова. - М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2007, которое учитель может использовать в качестве информационного источника.
Дополнительные материалы в помощь учителю размещены на специализированном портале www.orkce.ru. 
С целью оказания методической поддержки педагогам при реализации курса ОРКСЭ МОиН РФ направило методические материалы для учителей и кураторов данного курса (см. Приложение 2). В этих материалах содержатся ответы на вопросы, наиболее часто поступающие в адрес органов управления образованием, СМИ, а также учреждений, оказывающих методическую поддержку.
Основное содержание курса ОРКСЭ  «Основы религиозных культур народов России» представляет в хронологической последовательности историю возникновения и развития традиционных религий и краткое описание вероучений. Курс «Основы этики» рассматривает основные нормы нравственности, дает первичное представление о морали.
 
Особенности учебного курса ОРКСЭ
Курс ОРКСЭ является культурологическим и   направлен на формирование культурологической компетентности учащихся. Его изучение ориентировано на систематизацию, обобщение знаний учащихся о   нравственности, истории, культуре, которые они получили в предыдущие годы обучения. Курс расширяет представления о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, раскрывает их значение в жизни современного общества, формирует понимание своей сопричастности к ним.
Освоение курса призвано заложить мировоззренческую основу для духовно-нравственного развития школьников на последующих этапах обучения. Курс развивает и дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», который изучается в начальной школе. С другой стороны, этот курс, в содержательном плане связанный с историей, предваряет изучение систематического курса истории, закладывая общие представления о нравственных идеалах и духовных ценностях народов России в историческом контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.
Учебный курс ОРКСЭ  вводится в содержание начального общего образования в условиях поликультурного общества, признающего ценность многообразия. Это определяет акценты в преподавании курса: содержание и технология должны быть нацелены на формирование у учащихся толерантности. В этом контексте    актуально включение в содержание занятий материала, отражающего региональные и этнокультурные особенности Татарстана. Подобный материал хорошо представлен в учебном пособии «Основы светской этики».
  
Изучение культурно-религиозных традиций и нравственных норм, заложенных в содержание курса ОРКСЭ, рассматривается как основа воспитания нравственных качеств ученика, формирования гармоничной толерантной личности.
***
Изучение курса ОРКСЭ базируется на требованиях ФГОС начального общего образования. (ФГОС: 12.4: Основы духовно-нравственной КУЛЬТУРЫ народов России):
1) готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
2) знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
3) понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
4) формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
5) первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
6) становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести
и вероисповедания, духовных традициях народов России;
7) осознание ценности человеческой жизни.
Основополагающими принципами при изучении курса являются:
- принцип развивающего и воспитывающего характера обучения, направленный на развитие личности, индивидуальности ребенка. Реализация данного принципа на занятиях ОРКСЭ направлена на обеспечение взаимосвязи между процессом овладения знаниями, способами деятельности и развитием школьника, между приобщением к ценностям социума и индивидуализацией;
- принцип сознательности и активности учащихся. Соблюдение данного принципа требует активизации познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время, развития у них навыков самоорганизации в учебной деятельности, умений оперировать освоенными знаниями и навыками в других ситуациях;
- принцип ориентации на ценности, означающий акцентуацию внимания обучающихся на социально-культурных и духовных ценностях, содержащихся в изучаемом материале, на значимости нравственных категорий, таких как добро, достоинство, красота в широком понимании слова и других в жизни человека;  
- принцип связи обучения с жизнью, предполагающий ознакомление и активное приобщение школьников к общественной и трудовой деятельности в процессе урочной и внеурочной деятельности по курсу ОРКСЭ, формирование опыта нравственного поведения в различных ситуациях, опору на собственный опыт учащихся;
- принцип междисциплинарности, предполагающий привлечение учителем на занятиях по курсу ОРКСЭ знаний и опыта рассмотрения нравственно-этических вопросов, приобретенных детьми при изучении базовых предметов (литературного чтения, курса «Окружающий мир» и др.).
Средствами различных предметов в образовательном пространстве школы формируется система ценностных отношений обучающихся к себе, к миру; закладываются основы для освоения курса ОРКСЭ и формируются условия для достижения учащимися метапредметных и личностных результатов. Преподавание курса ОРКСЭ подразумевает единство воспитательных воздействий всех, кто причастен к обучению и воспитанию детей: школы, семьи, общественности.
***
Курс ОРКСЭ в отличие от традиционных школьных предметов принципиально новый, естественно, его освоение представляет определенную трудность как для учителя, так и для младших школьников. Учитывая уровень развития младших школьников, которым адресован курс, важно организовать обучение в доступной и интересной форме.
Принцип доступности особо актуален в связи с тем, что учебники содержат достаточно много новой, непривычной для детей информации, много новых понятий. Реализация данного принципа обеспечивается учетом возрастных особенностей обучаемых при формировании содержания и выборе способов обучения, опорой на имеющиеся знания и социальный опыт учащихся при освоении новых знаний и учебных действий, расширением словаря, использованием разнообразных форм работы с текстом.   
Для младшего школьника характерна эмоциональность восприятия. С учетом этого познавательная деятельность на занятиях по курсу ОРКСЭ должна строиться на основе:
- использования ярких образов, интересных фактов, наглядности - всего, что привлекает внимание, производит впечатление;
- использования современной наглядности: фотографии, картины, аудио- и видеоматериалы, представленные мультимедийными средствами обучения;
- организацию обучения на деятельностной основе с опорой на дифференцированные и индивидуальные формы занятий;
- организацию интеллектуального и эмоционального диалогового взаимодействия на соответствующем возрасту детей уровне.
Особое значение для успешного обучения ОРКСЭ имеет также микроклимат в классе.
Учет этих факторов позволит организовать обучение в интересной, увлекательной для ребят форме.
Внеурочная деятельность при изучении курса ОРКСЭ
Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников, кроме учебной, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Включение в различные виды внеурочной деятельности обогащает личный опыт ребенка, способствует развитию интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в них. В различных формах внеурочной работы дети учатся жить в коллективе.
         Согласно ФГОС начального общего образования организация внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. Ее назначение - углубление знаний учащихся, создание условий для реализации познавательных интересов учащихся с учетом специфики региона. В ходе внеурочных мероприятий более подробно раскрываются заинтересовавшие учащихся темы, расширяется кругозор детей, развивается их интерес к конкретным знаниям и более глубоким наблюдениям в сфере этического знания.
Являясь органичной частью обучения, внеурочная деятельность основывается на тех же концептуальных позициях, что и урочная, отличаясь, вместе с тем, от уроков тем, что:
- нет жесткой регламентации времени, внеурочные занятия могут быть кратковременными, меньше урока по времени, могут быть и большей длительности;
- участие в ней детей носит добровольный характер, определяется их интересами.
Организация внеурочной деятельности по проблемам, связанным с ОРКСЭ, должна строиться с учетом таких подходов, как:
- формирование мотивационных основ изучения курса ОРКСЭ;
- целенаправленное включение учащихся в обсуждение вопросов, связанных с изучением истоков представлений об Отчизне и долге перед ней, о нравственности в контексте отечественной, в том числе региональной культурной традиции;
- организация различных форм самостоятельной познавательной деятельности школьников в процессе занятий внеурочного блока курса ОРКСЭ (проектной, исследовательской);
- обеспечение преемственности учебной и внеучебной деятельности, реализация межпредметных подходов;
- обеспечение позитивного эмоционального фона занятий, обеспечивающего личностное восприятие содержания занятий.
      Внеурочная деятельность открывает широкие возможности для реализации региональной и этнической составляющих курса ОРКСЭ. Содержательный аспект обеспечивается использованием материала об этнокультурных ценностях, традиционных религиях народов Среднего Поволжья. В младшем школьном возрасте закладываются основы таких социальных чувств, как любовь к Родине и национальная гордость, учащиеся проявляют активный интерес к героям-патриотам, к смелым и отважным людям, к ярким страницам истории. В этом контексте значительный потенциал для реализации задач курса ОРКСЭ представляет краеведческий материал, направленный на:
- формирование представлений об историческом прошлом и настоящем города (села, района), о личностях, оставивших заметный след в истории края, о вкладе, который внесли жители города (района, села) в историко-культурное и духовное наследие региона;
- осознание учащимися своей связи с окружающим их «малым» миром, сопричастности к делам и традициям земляков, формирование личностно значимых ценностных ориентиров в контексте самореализации в условиях края и региона; воспитание гражданственности и патриотизма;
- развитие интеллектуальных и поисково-информационных умений в ходе изучения местного материала, воображения и эмоций в процессе ознакомления и исторической реконструкции местных сюжетов; формирование ключевых компетенций.
         Историческое пространство, рассматриваемое в рамках краеведения, непосредственно связано с реальной жизнью ребенка, его родителей, знакомых, оно близко и понятно ему. На этом пространстве он начинает осознавать себя представителем народа, частью окружающего его мира, связанного с миром далеким и большим. Под понятием «местная история» принято понимать историю города, района, села. Изучение истории края предполагает также знакомство с природно-географическими, социально-экономическими и демографическими особенностями места проживания, его историко-культурными памятниками, духовными и нравственными ценностями жителей. Преломляясь через события края, история и современность становятся близкими и понятными   ученикам.
В условиях Республики Татарстан в содержании внеурочной деятельности могут найти отражение такие ценности, как:
- опыт мирного взаимодействия народов многонационального региона;
- традиции многовековых добрососедских межэтнических контактов;
- история появления традиционных религий в регионе;
- наиболее яркие страницы истории региона, раскрывающие духовно-мировоззренческие факторы социально-исторического развития народов региона.
Сюжеты, конкретизирующие эти факторы, могут привлекаться на уроках для иллюстрации тех или иных рассматриваемых положений или быть предметом изучения во внеурочной деятельности. В процессе его освоения дети знакомятся с присущими религиям и светской традиции духовно-нравственными ценностями, имеющими место в личной, семейной жизни, в общении с представителями других этносов, проживающих рядом.
Включение во внеурочную деятельность регионального и этнокультурного, а также  краеведческого материала способствует развитию понимания школьниками социальной реальности в ее повседневных проявлениях, приобретению опыта позитивного отношения к ценностям окружающего общества и опыта самостоятельного поведения и общественного действия в социально значимой ситуации.
При организации внеурочной деятельности следует учитывать также, что у учащихся есть определенный социальный опыт и собственные представления в сфере духовно-нравственных ценностей. Влияние на их формирование оказывают ближайшее окружение ребенка: семья, друзья, а также телевидение, компьютерные средства (Интернет, игры), мультфильмы, документальные фильмы.
Формы внеурочной деятельности могут быть разнообразными; это зависит от местных условий, целей и ожидаемых результатов.
 
Примерные формы внеучебных занятий и мероприятий
 в рамках курса ОРКСЭ
Беседа.
Дискуссия.
Викторина.
Экскурсия.
Деловые и ролевые игры.
Общественный смотр знаний.
Ученическое исследование.
Проекты.
Стенгазеты.
Исторический спектакль.
Олимпиады.
Конкурсы.
Устный журнал.
Электронный журнал.
Встреча с интересными людьми (в контексте содержания курса ОРКСЭ).
Социальные акции (участие в субботниках, волонтерском движении совместно со старшими школьниками, мемориальных акциях).
В процессе внеурочной деятельности продолжается личностное развитие и духовно-нравственное воспитание ребенка. Подготовка к различным мероприятиям, участие в общественно-полезных делах способствует формированию полезных привычек, на основе которых формируются убеждения. Важную роль при этом играют общественные поручения, которые позволяют школьнику получить общественное признание и оценку своей значимости. Школьники приобретают опыт самостоятельного общественного действия. Именно в опыте самостоятельного действия приобретаются те качества, которые необходимы в реальной жизни, формируется готовность к поступку.
         Таким образом, у младших школьников формируются коммуникативная, социальная, гражданская, этическая компетентности.
Результатом освоения курса выступают:
1. Приобретение школьниками социально значимых знаний, которые нужны человеку для полноценного проживания его повседневной жизни, для успешной социализации: знания об устройстве общества и общественных нормах, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе, понимание роли религии и этики в жизни человека и общества.
2. Получение учащимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, нравственным установкам, ценностного отношения к окружающей жизни - ценная составляющая курса.
3. Приобретение школьниками опыта социального действия: расширение границ деятельности (группа, класс, школа, окружающий социум), усложнение взаимодействия со взрослыми (учитель, родители, другие взрослые).
 
 
 
ФОРМЫ И ВИДЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
 
В практике работы утвердились следующие организационные формы обучения: фронтальные, групповые и индивидуальные.
Фронтальные формы организации обучения предполагают познавательную деятельность всего класса под руководством учителя. При этом класс выполняет общее задание, работает, как правило, в едином темпе.
В процессе изучения курса ОРКСЭ фронтально могут быть организованы такие виды занятий, как:
             - различные формы работы с текстом (комментированное чтение, коллективное составление планов, опорных конспектов к текстам, пересказам);
- беседа;
- работа с изобразительным рядом (на бумажных и электронных носителях).
Однако фронтальная работа не рассчитана на учет индивидуальных особенностей, в результате одним трудно работать в заданном темпе, другим - неинтересно. Поэтому современная ситуация требует организации учебного процесса в групповых и индивидуальных формах.
Групповая работа активно используется учителями как форма, способствующая развитию у школьников не только познавательных, но и коммуникативных компетенций. Она предполагает функционирование малых групп, работающих как над общими, так и специфическими заданиями. Групповые формы организации учебного процесса используются как в урочной, так и во внеурочной деятельности учащихся в рамках курса ОРКСЭ. Их характеризуют осознание цели деятельности как единой и значимой, разделение функций, установление отношений взаимной ответственности и сотрудничества.                                                                                                                                                                                             
Организация работы в группе позволяет учитывать личностные характеристики учащихся, степень развития их метапредметных компетенций, степень мотивации, а также степень самостоятельности в познавательной деятельности.
Работа в группе также позволяет ученикам получить эмоциональную и содержательную поддержку, создает эффект включенности в общую работу класса. Одна из задач, стоящих перед учителем при организации работы в группах, – создание перспективы для получения индивидуального образовательного результата каждым учеником.
  В современной образовательной практике значимы индивидуальные формы организации занятий, позволяющие полнее учитывать познавательные возможности и интересы обучающихся, например, выполнение различных заданий к занятиям, подготовка разнообразных творческих работ (сообщений, сочинений, проектов и др.). Особенно это актуально во внеурочной деятельности в рамках курса ОРКСЭ.
Рассмотренные организационные формы обучения могут выступать как самостоятельные формы образовательного процесса (урок-экскурсия, урок-исследование и др.) и как элемент урока.
Основной организационной формой обучения по курсу ОРКСЭ является урок. Он обеспечивает организационную четкость, целостность и системность образовательного процесса, предоставляет возможность в рамках урока органично соединить фронтальные, групповые и индивидуальные формы обучения.
При освоении курса «Основы религиозных культур и светской этики» уместны как репродуктивные, так и творческие формы деятельности учащихся:
-репродуктивные формы необходимы для получения фактических знаний, развития наглядно-образного мышления, памяти, навыков учебного труда;
-частично-поисковые (эвристические) способствуют развитию интеллектуальных навыков, они необходимы для закрепления знаний и способствует развитию самостоятельности мышления и познавательного интереса;
-творческие формы освоения материала курса ОРКСЭ (сочинение, ученическое исследование, проект) способствуют формированию навыков критического мышления, умения ориентироваться в информационном потоке, вырабатывать собственную позицию по обсуждаемым вопросам.
 
***
Распространенной формой работы в начальной школе и актуальной в преподавании курса ОРКСЭ является беседа, предполагающая целенаправленный разговор по определенной теме. Беседа проводится с различной целью и на разных этапах урока при:
-   выявлении уровня   знаний учащихся;
- изучении нового материала;
- закреплении знаний.
Беседа может быть репродуктивной или эвристической. Беседа репродуктивного характера направлена на сознательное усвоение и последующее воспроизведений учащимися знаний; эвристического характера - на стимулирование познавательной деятельности учащихся, на создание проблемных ситуаций.
При организации беседы учителю необходимо владеть способами установления и активизации механизмов обратной связи. Важно подготовить продуманную систему логически связанных вопросов, раскрывающих изучаемую тему и соответствующих уровню развития учащихся.
Эффективность беседы зависит от следующих факторов:
- четкое определение цели беседы;
- разработка доступных учащимся вопросов;
- последовательность постановки их в процессе беседы;
- умение при необходимости видоизменить вопросы, задать наводящие вопросы и т.д.
Одной из важных форм учебной работы на занятиях в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» является работа с текстом учебника, поскольку он является одним из основных источников знаний при изучении курса ОРКСЭ. Среди многообразия форм работы с текстом можно назвать:
- комментированное чтение – оно актуально, если осваивается сложный материал;
- чтение текста или его фрагментов с последующим обсуждением;
- передача текста в преобразованном виде – составление планов, опорных схем.
Важно формировать у учащихся вдумчивое отношение к вопросам и заданиям к тексту, обращать внимание на их типологию. Часть из них направлена на воспроизведение информации, например: «Как называются священные книги христиан?», «В чем основы ислама?». Репродуктивный характер носит также выполнение заданий на пересказ, определение понятий и т. п.
         Другие задания требуют перечисления, извлечения и описания информации, например: «Опишите устройство синагоги», «Как выглядит мечеть?» и др. Такого типа задания способствуют развитию наблюдательности учащихся, умений находить необходимую информацию.
Есть задания, требующие осмысления и оценки информации. Это - задания сравнительно-сопоставительного, причинно-следственного характера, например, «Укажите сходство и различие разных храмов».
          Развитию навыков работы с текстом, с одной стороны, с другой – лучшему осмыслению содержания способствуют задания, направленные на передачу текста в преобразованном виде. Это – выделение главной мысли фрагмента текста, составление плана, подготовка сообщения или доклада, заполнение таблиц.
         В процессе изучения курса учитель может привлекать документы, отрывки из художественной литературы. При работе с документами учащиеся под руководством учителя выясняют содержание документа:
- кто автор документа?
- с какой целью написан документ?
- о чем говорится в тексте (о ком)?
- о каких событиях рассказывает автор?