• Информируем вас, что с 1 января 2024 года оценки и расписание доступны в новой версии Электронного образования по адресу ms-edu.tatar.ru. В данной версии электронного дневника вы можете продолжать смотреть ранее полученные оценки.
    С более подробной информацией можно ознакомится на сайте: info.edu.tatar.ru.

Электронное образование Республики Татарстан

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9 города Азнакаево" Азнакаевского муниципального района РТ/Татарстан Республикасы Азнакай муниципаль районы муниципаль бюджет гомуми белем учреждениесе “Азнакай 9 нчы гомуми урта белем бирү мәктәбе”

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Визитная карточка

Адрес: 423330, Республика Татарстан, Азнакаевский муниципальный район , город Азнакаево, улица Лениногорский тракт, д. 2 а
Телефон: +7(855)-927-20-79
E-Mail: Saznm.azn@tatar.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МБОУ "СОШ №9 г.Азнакаево"Азнакаевского муниципального района РТ
Руководитель: Хамидуллин Гаяз Музагитович
Год основания учреждения: 2006
У нас учатся: 271 учащихся,в дошкольной группе 3 воспитанника
У нас учат: 25 педагогов,1 воспитатель

Введение ФГОС в МО.

 

ВВЕДЕНИЕ
Выдвижение задач развития отечественного образования в разряд национальных приоритетов как нельзя лучше отвечает цели, способной соединить государственные, общественные и личные потребности и интересы, достижения мировой цивилизации и самобытность отечественной культуры.
Система образования — сфера жизни общества, в которой в той или иной мере представлены интересы всего населения страны. Общее образование составляет основу, базис системы, включает многие миллионы обучающихся, работников системы образования, людей, ее обслуживающих, затрагивает интересы членов их семей, работодателей, различные общественные организации.
Миссия стандартов проявляется в том, что их реализация рассматривается в качестве предмета солидарной ответственности главных действующих сил образования.
Новые задачи, поставленные сегодня перед школьным образованием, значительно расширяют сферу действия и назначение образовательных стандартов.
В настоящее время стандарты  должны  выступить:
·     инструментом организации и координации системы образования, служить ориентиром ее развития и совершенствования, критерием оценки адекватности образовательной деятельности новым целям и ценностям образования;
·     средством обеспечения единства и преемственности отдельных ступеней образования в условиях перехода к непрерывной системе образования;
·     фактором регулирования взаимоотношений субъектов системы образования (учащихся, их семей, преподавателей и руководителей образовательного учреждения), с одной стороны, и государства и общества — с другой;
·     одним из ориентиров создания современной инфраструктуры образования.
Вместе с тем новые стандарты должны создать условия для более эффективной реализации традиционных функций стандартов как средства нормативно - правового регулирования деятельности системы образования.
К числу основных функций стандарта следует отнести:
·     обеспечение права на полноценное образование, которое заключается в обеспечении посредством стандарта гарантированных Конституцией РФ «равных возможностей» для каждого гражданина «получения качественного образования», т. е. уровня образования, представляющего необходимую основу для полноценного развития личности и возможности продолжения образования;
·     обеспечение единства образовательного пространства страны, которое представляет собой переход к многообразию образовательных систем и типов учреждений образования, требует наличия механизма регулирования, призванного стабилизировать систему образования в стране. Эту стабилизирующую и регламентирующую роль должны выполнять стандарты образования. Не ограничивая развития специфических региональных подходов, наличия различных видов школ, вариативных программ, образовательные стандарты фиксируют требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Реальные образовательные программы конкретного образовательного учреждения по своему содержанию могут существенно различаться и по объему, и по глубине предлагаемой ими подготовки учащихся, но все они обязаны обеспечить реализацию и достижение требований стандартов. Это позволит обеспечить внутри страны гарантированное качество подготовки выпускников школы, на которое можно будет опереться при организации последующего обучения. Стандарт явится важнейшим фактором решения многих демографических и социальных проблем в условиях возможной миграции населения, станет основой признания эквивалентности документов об образовании, полученных в различных регионах, и т. п.;
·     обеспечение преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;
·     критериально-оценочную, которая проистекает из сущности стандарта как ориентира, равняясь на который развивается система образования. Отдельные компоненты системы документов, обеспечивающих функционирование стандарта, несут в себе требования к содержанию образования, объему учебной нагрузки, процедурам оценки образовательных результатов выпускников, являются составной частью оценки образовательной деятельности педагогов, образовательных учреждений, системы образования в целом;
·     повышение объективности оценивания, реализация которой связана с возможностью коренной перестройки существующей системы контроля и оценки качества образовательных результатов на основе критериально- ориентированного подхода к оцениванию и использования системы объективных измерителей качества подготовки выпускников и эффективности деятельности образовательных учреждений, системы образования в целом, определяемых стандартом. Получение достоверной информации о реальном состоянии дел в системе образования,  создаст условия для принятия обоснованных управленческих решений на всех уровнях — от учителя (выбор оптимальных методик, своевременная коррекция, дифференциация и индивидуализация обучения и др.) до руководителей образованием (разработка и принятие мер по улучшению состояния образования на региональном и федеральном уровнях, внесение изменений в программы и учебники, совершенствование организации и управления образованием).
Изложенное выше в целом позволяет сформулировать основные направления государственной политики в сфере образования, реализуемые посредством образовательных стандартов.
1. Создание условий равных возможностей осуществления права граждан (обучающихся) на образование, соответствие стандартов как правам обучающихся, так и правам лиц и коллективов, занимающихся образовательной деятельностью.
2. Взаимное согласие общества и государства в области принятия и исполнения государственных образовательных стандартов.
3. Достижение нового качества общего образования в Российской Федерации, создание условий для полноценного развития личности, продолжения образования, для интеграции личности в национальную и мировую культуру. 
4. Баланс взаимообязательств и баланс требований в области государственных образовательных стандартов. Обязанность государства обеспечить условия, необходимые для достижения ожидаемых результатов образования. Обязанность обучающихся использовать предоставленные возможности для получения качественного образования.
5. Государственный контроль и ответственность за полноценность образования, получаемого гражданином (обучающимся) в пределах государственных образовательных стандартов.
6. Гуманистический характер содержания стандарта, ориентированность на свободное развитие личности человека и гражданина, становление и проявление его индивидуальных, субъективно значимых эквивалентов норм и правил, морально - этических, социальных и правовых ценностей, принятых в демократическом обществе.
7. Сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации.  Развитие национально – региональных образовательных систем как условие устойчивого развития образования многонационального российского государства.
8. Обеспечение прав обучающихся на качественное образование и защиты педагогических работников от необъективной оценки их труда.
Высокая миссия стандарта как государственной нормы, установление которой отнесено к компетенции Российской Федерации (ст. 43 Конституции РФ), т. е. высших органов исполнительной власти, требует определения статуса стандарта и его места в системе нормативно - правовых документов системы образования.
Характеризуя статус стандарта, необходимо отметить, что в системе существующего законодательного поля системы образования стандарт становится важнейшим нормативным правовым актом, устанавливающим от имени Российской Федерации определенную совокупность наиболее общих норм и правил, регулирующих деятельность системы общего среднего образования.
 
 
Процесс внедрения  федеральных государственных образовательных стандартов  нового поколения требует разработки соответствующих механизмов.
         Для реализации планируемых механизмов введения ФГОС необходимо познакомить весь педагогический коллектив с особенностями конституционных изменениях, заложенных в Стандарте. С этой целью  организуется проведение педагогического совета по знакомству с методологией, целеполаганием, структурой ФГОС.
 
Этап анализа готовности ОУ к введению ФГОС
         ШАГ 1
Анализ ресурсов ОУ
Задачи этапа
         Для определения уровня готовности ОУ к введению ФГОС организуется аналитическая деятельность по определению уровня готовности. Данная работа может быть проведена силами членов Административного совета, Научно-методического совета. Если таких структур в ОУ не имеется, то необходимо создать временную творческую аналитическую группу.
         В ходе экспертизы определяется уровень готовности ОУ по следующим направлениям:
·        материально-технические ресурсы;
·        кадровые ресурсы;
·        учебно-информационные ресурсы;
·        организационно-управленческие ресурсы.
Экспертиза устанавливает соответствие ОУ требованиям ФГОС к условиям образовательного процесса.
 
Содержание этапа
 
Направления экспертизы
Критерии готовности
материально-технические ресурсы
 
Количество учебных кабинетов
Наличие помещений для внеурочного компонента
Наличие учебной мебели в соответствии с СанПиН
Наличие компьютера
Уровень оснащенности спортивного зала
Уровень оснащенности компьютерного класса
Уровень оснащенности кабинета изо и технологии
Уровень оснащенности кабинета музыки
Наличие лабораторного оборудования
 
кадровые ресурсы
 
Количество учителей начальных классов, имеющих курсовую подготовку
Количество учителей предметников и педагогов доп.образования, имеющих курсовую подготовку
Наличие в штатном расписании ставок психолога, логопеда, социального педагога, педагогов доп.образования, воспитателей ГПД, тьютеров, лаборанта, заместителей директора
Уровень готовности психолога, логопеда, социального педагога к ведению мониторинговых исследований
учебно-информационные ресурсы
 
Уровень оснащенности библиотеки учебной литературой
Уровень оснащенности библиотеки художественной, энциклопедической и методической литературой
Наличие медиатеки
Наличие локальной сети
Наличие единой информационной среды (электронный журнал, дневник, портфолио, документооборот)
 
организацинно-управленческие ресурсы
Наличие Административного совета
Наличие Научно-методического совета
Наличие предметных кафедр, методических объединений, лабораторий
Соответствие Устава ОУ требованиям ФГОС
Наличие Общественного договора
Наличие психологической службы
Наличие Образовательной программы
Наличие Рабочих программ по предметам
Система дополнительного образования
Наличие ГПД
Работа в режиме школы полного дня
Наличие локальных актов, регулирующих инновационную деятельность ОУ
 
 
В ходе проведения экспертизы заполняются  таблицы самоанализа (см.Приложение)
 
ШАГ 2
Подготовительный этап
         Определение уровня готовности ОУ к введению ФГОС, позволит системно выстроить подготовительную работу. Подготовительный этап определяет процесс инновационных изменений по всем направлениям деятельности школы. Этот процесс должен быть плановым, управляемым и направлен на создание условий для плавного вхождения в новую образовательную среду всех членов образовательного процесса.
ШАГ 2.1
Создание Совета по введению ФГОС
Задачи этапа
         Исходя из модели управления школы, структуры методической работы конкретного ОУ, возможны несколько вариантов определения руководящей структуры. Функции руководства, информирования членов педагогического коллектива и родителей могут быть возложены на уже существующие структуры – Административный совет, Научно-методический совет, лаборатория и др. Существует и другая модель принятия управленческого решения на данном этапе – создание Совета по введению ФГОС.
Содержание этапа
      В зависимости от выбранной модели на данном этапе могут быть предприняты различные организационные шаги. При выборе первой модели, это будет внесение корректив в уже существующие положения и локальные акты (Положение о Научно-методическом совете и др.). При выборе второго варианта, ОУ издаёт приказ о  создании и полномочиях Совета по введению ФГОС. В приказе определяется состав Совета, его функции, вводится в действие Положение о Совете по введению ФГОС.
Результаты этапа
      Создание управленческой структуры обеспечит планирование, структурирование перехода ОУ на ФГОС.
 
ШАГ 2.2 
Создание рабочих групп
      Один управляющий орган, даже состоящий из самых  опытных и информированных работников ОУ, не способен провести подготовительную работу в полном объёме.
Задачи этапа
      Рабочая группа создается для разработки и реализации проекта модернизации образовательной системы начальной ступени в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения. В состав Рабочей группы необходимо включить всех педагогов, работающих в начальных классах, педагога-психолога, заместителя директора по учебно-воспитательной работе курирующего начальную школу, а также консультанта по введению ФГОС (методиста, тьютера и др.). Руководство деятельностью рабочей группы целесообразно поручить представителю администрации образовательного учреждения или руководителю методического объединения (кафедры) учителей начальной ступени. Состав рабочей группы и порядок ее работы утверждается приказом директора образовательного учреждения (см.Приложение).
Содержание этапа
Участники рабочей группы должны быть достаточно информированы о концепции, содержании и условиях реализации ФГОС. Педагоги также должны иметь представление об особенностях проектной деятельности (целях, этапах, требованиях к промежуточным и окончательным результатам, их оформлению и т.д.). Необходимо, чтобы руководитель группы обладал навыками групповой работы (организации групповой дискуссии, круглого стола, мозгового штурма и др.).
Участники рабочей группы должны быть обеспечены необходимыми для работы инструктивно-методическими материалами и рекомендациями по разработке образовательной программы начальной ступени образовательного учреждения в соответствии с ФГОС нового поколения. В распоряжение участников группы предоставляется полный комплект документов, включающий содержание  ФГОС начальной ступени образовательного учреждения и методические материалы по работе с ним. Цели и формы работы группы определяются на организационном собрании.
Поскольку участие педагогов в деятельности рабочей группы требует от них дополнительных усилий, необходимо заранее определить формы дополнительного материального и морального поощрения за полученные результаты и довести до  сведения участников.
          Для каждой группы членами Совета или др. разрабатывается проектное задание.(см.Приложение). Направления проектов определяются исходя из первого этапа.
Результаты этапа. На первом этапе сформирована рабочая группа по разработке проекта модернизированной образовательной системы начальной ступени школы:
·        назначен руководитель рабочей группы;
·        определен список участников рабочей группы;
·        обеспечена подготовка рабочей группы к разработке проекта модернизации начальной ступени образовательного учреждения;
·        определены задачи членов рабочей группы по разработке проекта модернизации начальной ступени образовательного учреждения.
Возможные темы минипроектов:
·        Разработка рабочих программ учебного компонента
·        Разработка образовательной программы
·        Моделирование внеурочного компонента
·        Разработка нормативно-правовых документов ОУ.
 
ШАГ 2.3  
Определение изменений в существующей образовательной системе начальной ступени школы, необходимых для приведения ее в соответствие с требованиями ФГОС.
Задачи этапа
Определить, что необходимо изменить в существующей образовательной системе ОУ, чтобы привести ее в соответствие с нормативной моделью, определяемой ФГОС. Для этого необходимо выяснить, какие изменения требуется произвести: 
·        в образовательных целях;
·        в учебном плане;
·        в содержании учебных программ и программ внеучебной деятельности;
·        в образовательных технологиях;
·        в условиях реализации образовательных программ;
·        в способах и организационных механизмах контроля образовательного процесса и оценки его результатов.
Содержание этапа. Новые стандарты в обобщенном виде определяют нормативную модель образовательной системы начальной ступени общего образования, устанавливая требования:
·                   к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
·                   к структуре основной образовательной программы, включая соотношение обязательной части основной образовательной программы  и части, формируемой участниками образовательного процесса;
·                   к условиям  реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.
 Принцип действий на этом этапе:
·        найти новые элементы в ФГОС, необходимые для введения в систему образования ОУ;
·        определить какие элементы соответствуют новым стандартам и могут быть перенесены в неизменном или измененном виде в стандарты нового поколения;
·        привести в соответствие новые и существующие элементы.
Первый шаг – определить необходимые изменения в иерархической системе образовательных целей, определяющей модель выпускника начальной ступени образовательного учреждения и включающей цели начальной ступени образования и цели изучения учебных предметов. (Если в ОУ уже действует Программа развития, то данные материалы при их отсутствии в ПР, должны быть внесены в неё. Вместе с этим должны быть подготовлены изменения целей образования и в Устав ОУ). 
При сравнении целей стандартов нового поколения с существующей образовательной системой  необходимо выявить:
·        какие из них ранее не ставились;
·        какие ставились, но фактически не достигались, поскольку их достижение не обеспечивалось содержанием реализуемых в школе учебных и внеурочных программ;
·        какие ранее поставленные цели требуют корректировки.
Второй шаг - определить изменения в структуре образовательного процесса, определяемой учебным планом начальной ступени школы и  моделью  внеурочного компонента.
Требования к учебному плану задаются Базисным учебным планом, являющимся основой формирования учебного плана общеобразовательного учреждения, поэтому сначала необходимо, исходя из условий, потребностей и возможностей, имеющихся у школы, выбрать один из предлагаемых вариантов БУПа. На основе сравнения имеющегося учебного плана и выбранного БУПа определяются изменения:
·        в перечне предметов и отводимых на их изучение часов в рамках учебной деятельности (ее инвариантной и вариативной части);
·        в перечне программ внеурочной работы (дополнительного образования, социально-творческой деятельности, кружковой работы) и часов на эти занятия.
Особенность ФГОС начальной ступени школы как комплексного новшества состоит в том, что его структура задана не жестко. У школы есть возможность учесть образовательные потребности и интересы учащихся, а также потребности и запросы родителей в рамках вариативного компонента учебного плана при организации 6-дневной недели с введением шестого развивающего дня, насыщенного занятиями эстетической и спортивно-оздоровительной направленности, а также во внеучебной деятельности.
При определении содержания учебного плана в его вариативной части и во внеучебной деятельности (которая может включать дополнительные образовательные программы, программу социализации учащихся, воспитательные программы) необходимо рассматривать набор дисциплин и форм деятельности с точки зрения максимальной  поддержки образовательных целей.
На этапе формирования перечня программ внеурочного компонента обязательным является проведение опроса родителей, с целью определения социального заказа на внеурочную деятельность.
Результатом этой части работы должен стать новый учебный план начальной ступени школы, а также выводы о необходимых изменениях в составе образовательных программ по предметам, модель внеурочной деятельности школьников.
Третий шаг -  определить, какие необходимы изменения в содержании образовательных программ. Для этого в отношении каждого учебного предмета или курса, включенного в учебный план, должно быть определено: имеется ли программа его реализации.
Если такая программа есть, то необходимо выявить: в чем ее содержание не отвечает требованиям стандарта. Для  этого учебная программа или программа внеурочной деятельности сравнивается с примерной основной образовательной программой начального образования или – примерной программой внеурочной деятельности.  
Особо следует обратить внимание на то, что необходимые изменения в содержании программ по обязательным учебным предметам будут обусловливаться как изменениями в предметных целях, так и наличием метапредметных целей, которые необходимо реализовать в рамках каждого предмета, включив для этого в учебную программу соответствующие модули.
Содержание учебных программ вариативной части учебного плана и программ внеучебной деятельности должно определяться таким образом, чтобы они вместе с программами по обязательным предметам обеспечивали достижение всех образовательных целей.
Анализ содержания образовательных программ завершается выводами о том:
·        какое содержание образовательных программ не требует изменений;
·        какое содержание образовательных программ не требует корректировки;
·        какие образовательные программы отсутствуют в школе, и требуется их найти вовне или разработать.
Четвертый шаг - определить необходимые изменения  в технологиях обучения и воспитания. Для этого надо в первую очередь обратиться к требованиям новых стандартов, ориентирующих на переход от традиционных технологий к технологиям, более полно учитывающим возрастные особенности и потребности учащихся младшего возраста: личностно-ориентированный характер обучения; вариативность; повышение ответственности школьников за результаты обучения. При обучении рекомендуется использование: уровневой дифференциации; обучения на основе «учебных ситуаций»; проектной деятельности; информационных и коммуникационных технологий; активных форм обучения (организация работы в группах и парах; организация работы в группах подвижного состава).
После сравнения используемых школой образовательных технологий и методов с требованиями новых стандартов выявляются:
·        технологии и формы обучения, которые соответствуют требованиям стандарта и сохраняются при переходе к новой образовательной системе;
·        технологии и формы обучения, которые соответствуют требованиям стандарта и сохраняются при переходе к новой образовательной системе;
·        новые технологии и формы обучения, ориентированные на достижение образовательных целей.
Пятый шаг -  определить, достаточны ли внутренние и внешние возможности (материально-технические, временные, кадровые и др.) для обеспечения соответствия модернизированной образовательной системы требованиям ФГОС?
При определении необходимого ресурсного обеспечения следует использовать предложенные разработчиками «Требования к условиям и ресурсному обеспечению реализации образовательных программ начального образования», включающие:
·        систему гигиенических требований к условиям реализации образовательных программ общего образования;
·        систему требований к учебно-материальной базе (перечни рекомендуемой учебной литературы; перечни учебного оборудования для общеобразователь­ных учреждений; требования к оснащению учебных и административных помещений общеобразовательных учреждений).
ФГОС НОО определяет требования к различным видам универсальных(классная доска, тетрадь, учебник и т.п.) и целевых ресурсов (ориентированных на повышение эффективности  важнейших элементов образовательных программ, образовательного процесса и их инновационного содержания, видов деятельности учащихся, внеурочной воспитательной работы и т.п.), которые обеспечиваются на уровне образовательного учреждения, муниципальном  и региональном уровнях. Рабочая группа анализирует соответствие требуемых и имеющихся ресурсов на уровне образовательного учреждения.
При анализе степени обеспеченности кадровыми ресурсами необходимо учитывать, что в стандартах предусматривается в каждом образовательном учреждении наличие планов повышения профессионального уровня учителей начальных классов в учреждениях постдипломного педагогического образования, реализуемых на основе модульно-блочной и кредитной моделей. Кроме того, в новых стандартах закрепляется необходимость выявления образовательных потребностей и профессиональных затруднений  учителей начальных классов в условиях внедрения и действия Стандарта. 
В ходе анализа необходимо установить, имеются ли в образовательном учреждении планы повышения профессионального уровня учителей начальных классов. Если они есть, то надо выявить, насколько их содержание учитывает изменения в деятельности учителей, связанные с введением ФГОС (предусматриваются ли в них прохождение курсов, направленных на освоение новых образовательных технологий, позволяющих формировать у учащихся универсальные учебные действия; курсов по содержанию и методике применения новых форм оценивания результатов образования и т.п.). В случаях, когда содержание планов повышения профессионального уровня педагогов начальных классов не включает необходимых для введения ФГОС элементов, констатируется рассогласование между имеющимися и требуемыми ресурсами и выносится решение о необходимости корректировки планов.
Для упрощения анализа ресурсного обеспечения образовательного процесса в соответствии с ФГОС можно воспользоваться таблицей (см. Приложение), первые два столбца которой заполняются на основе содержания ФГОС.
В результате для каждого типа требований составляется перечень ограничений (несоответствий имеющихся условий или ресурсов требованиям), делающих не­возможными предполагаемые изменения в школе и поэтому требующих своего изменения.
Шестой шаг - определить необходимые изменения в  способах и организационных механизмах контроля образовательного процесса и оценки его результатов. На этом этапе необходимо провести сравнительную оценку действующей в ОУ системы оценивания с моделью критериального оценивания, заложенного в ФГОС и подготовить проект положения об оценке и отметке в начальных классах ОУ.
ФГОС второго поколения предусмотрено введение нового содержания контроля и оценки знаний уча­щихся, соответствующего новым целям и программам обучения, а также использование новых форм и технологий оценки. Система оценки, предлагаемая  ФГОС, включает в себя описание планируемых результатов образования, перечень показателей достижения планируемых результатов и инструментарий для оценки их достижения. Планируемые результаты выстраиваются на основе требований к результатам образования, включающих:
·        личностные результаты (знания и умения, опыт творческой деятельности и др.);
·        метапредментые результаты (способы деятельности, освоение на базе одного или нескольких предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях);
·        предметные результаты (знания и умения, опыт творческой деятельности и др.).
Основным результатом начального образования должна стат