• Информируем вас, что с 1 января 2024 года оценки и расписание доступны в новой версии Электронного образования по адресу ms-edu.tatar.ru. В данной версии электронного дневника вы можете продолжать смотреть ранее полученные оценки.
    С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте: info.edu.tatar.ru.

Электронное образование Республики Татарстан

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Лицей №2" г.Альметьевска Республики Татарстан

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Визитная карточка

Адрес: 423403, Республика Татарстан (Татарстан), Альметьевский район, город Альметьевск, проспект Строителей, дом 14
Телефон: +7(855)-333-51-23
E-Mail: directorlic2@mail.ru; Licey-2.Alm@tatar.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МАОУ "Лицей №2" г. Альметьевска
Руководитель: Сулейманова Зульфия Явдатовна
Год основания учреждения: 1995
У нас учатся: 1310 учеников
У нас учат: 65 учителей Язык обучения русский

О дополнительных источниках дохода образовательных учреждений и ответственности за нарушение установленного порядка их привлечения

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ                                                   ТАТАРСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНЫН

                  РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН                                                             МЭГАРИФ ЬЭМ ФОН МИНИСТРЛЫГЫ

 

                                     ПРИКАЗ                                                                                                        БОЕРЫК

 
О дополнительных источниках дохода образовательных учреждений
и ответственности за нарушение установленного порядка их привлечения
 
 
Уважаемые коллеги!
 
В Министерство образования и науки Республики Татарстан поступают обращения граждан о сборе денежных средств в фиксированных суммах с родителей учащихся родительскими комитетами, попечительскими советами, благотворительными фондами с установленной периодичностью, свидетельствующие о нарушении принципа добровольности, в связи с чем Министерство образования и науки Республики Татарстан доводит до Вас следующую информацию.
Платные образовательные услуги.
Платные образовательные услуги реализуются за рамками основных и дополнительных образовательных программ, финансируемых за счет средств соответствующего бюджета. Плата родителей за такие услуги должна перечисляться безналичным расчетом на счет общеобразовательного учреждения.
Законодательное и инструктивно-директивное регулирование оказания платных услуг осуществляется: Конституцией РФ (ст.43, п.5), Гражданским кодексом РФ, Законом РФ «Об образовании», Законом РФ «О защите прав потребителей», Налоговым кодексом Российской Федерации от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ст.39, ч.1, п.1), постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001г. № 505 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг», приказом Министерства образования РФ от 10 июля 2003 г. № 2994 «Об утверждении примерной формы договора на оказание платных образовательных услуг в сфере общего образования», приказом Министерства образования РТ от 13 января 2004 г. № 39 «О мерах по упорядочению практики оказания платных образовательных услуг в образовательных учреждениях РТ», письмом Министерства образования РТ от 11 мая 2004г. №1093 «О методических рекомендациях по определению стоимости дополнительных

платных образовательных услуг на основе норматива бюджетного финансирования» и др.
При организации платных образовательных услуг образовательное учреждение:
-     разрабатывает учебный план и программу по каждому виду услуг, которые указаны в Уставе образовательного учреждения и в лицензии, предварительно изучив потребности населения в образовательных услугах;
-     составляет смету расходов, исходя из расчета в целом на группу обучающихся по каждому виду услуги, и с последующим определением цены услуги на одного обучающегося;
-        оформляет индивидуальные договоры с родителями (законными представителями), а с преподавателями заключает дополнительное соглашение к трудовому договору;
-     издает приказ об организации платных образовательных услуг, которым утверждает:
-     учебный план, программы;
-     смету расходов;
-     расписание занятий;
-     количество и списочный состав групп;
-    состав преподавателей, административно-хозяйственного, учебно-вспомогательного, обслуживающего персонала, обеспечивающего оказание услуг;
-   должностные инструкции, регламентирующие вопросы охраны жизни и здоровья детей, техники безопасности, ответственность работников.
Руководитель муниципального образовательного учреждения несет персональную ответственность за деятельность по оказанию платных образовательных услуг, по привлечению и расходованию благотворительных средств, а также за информирование родителей (законных представителей) по данному виду деятельности.
Благотворительные пожертвования.
Деятельность различных благотворительных и общественных некоммерческих организаций (фондов), которые создаются на базе образовательных учреждений с целью объединения усилий граждан и юридических лиц для поддержки образовательных инициатив является полностью самостоятельной и строится на договорной основе с руководством образовательных учреждений в рамках социального партнерства.

Оказание благотворительной помощи регламентируется следующими законодательными актами: Законом РФ «Об образовании», Гражданским кодексом РФ, Налоговым кодексом РФ, Федеральным законом от 11.08.95 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», а также «Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации» (письмо Центрального банка РФ от 04.10.93 №18), Положением о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации (письмо Центрального банка РФ от 05.01.98№ 14-П).

Благотворительная помощь (добровольные пожертвования) со стороны юридических и физических лиц может оказываться в денежной форме (наличной и безналичной), а также в виде предоставления различных товаров, имущества, работ, услуг. Непременным условием добровольных пожертвований является принцип добровольности, в противном случае данная деятельность будет считаться незаконной.
Прием средств может производиться на основании письменного заявления благотворителя на имя руководителя образовательного учреждения, либо договоров дарения (ст.5 72 ГК РФ) и пожертвования (ст.5 82 ГК РФ), заключенных в установленном порядке, в которых должны быть отражены:
- сумма взноса;
-  конкретная цель использования средств, связанная исключительно с уставной деятельностью учреждения;
- реквизиты благотворителя;
- дата внесения средств.
На принятие пожертвования не требуется чьего-либо разрешения или согласия (п.2 ст.582 ГК РФ).
Расходование благотворительных пожертвований в форме денежных средств допускается только в соответствии с их целевым назначением, определенным в договоре пожертвования. В частности, в качестве такой цели может выступать оплата охранных услуг, оказываемых образовательному учреждению специализированными организациями.
Привлечение и расходование добровольных пожертвований на нужды образовательного учреждения должно производиться только в соответствии с требованиями законодательства.
Руководителям образовательных учреждений необходимо обеспечить процедуру оформления приходного кассового ордера и выдачу его благотворителю через ЦБ (при отсутствии у образовательного учреждения собственной бухгалтерии) в установленном порядке. При этом должно быть обеспечено:
-    поступление денежных средств благотворителей на расчетные счета образовательных учреждений;
-   оформление в виде акта с подписями руководителя и материально ответственного лица образовательного учреждения, благотворителя;
в договора необходимо включать обязательное условие о предоставлении отчета о расходовании благотворительных средств не позднее чем через 1 месяц после использования средств благотворителю;
-  оформление постановки на отдельный баланс имущества, полученного от благотворителей и (или) приобретенного за счет внесенных ими средств;
-    ежегодное представление публичных отчетов о привлечении и расходовании дополнительных финансовых средств;
- запрещение иным работникам образовательных учреждений, кроме специально установленного работника бухгалтерии, сбора наличных денежных средств.
Пожертвования в материальной форме приходуются образовательным учреждением.
В соответствии с п.8 ст.41 Закона РФ «Об образовании» и ст.572, 582 Гражданского кодекса РФ не допускается принуждение родителей (законных представителей) учащихся, воспитанников к внесению денежных средств со стороны работников образовательных учреждений, неправомерных действий органов самоуправления образовательных учреждений, в том числе родительских комитетов, попечительских советов и др. в части принудительного привлечения родительских взносов и благотворительных средств.
Вмешательство со стороны руководителей образовательных учреждений в деятельность общественных и благотворительных некоммерческих организаций (фондов), является противозаконным.
В дополнение сообщаем, что нарушение вышеуказанных норм -нарушение образовательным учреждением принципа добровольности при привлечении средств родителей обучающихся: принудительный сбор денег на ремонт, охрану и др. (письмо Министерства образования РФ от 27 июня 1995г. № 48-М «О фактах неправомерного взимания денежных средств с родителей обучающихся»); принуждение со стороны администрации образовательного учреждения и учителей к получению платных образовательных и иных услуг (постановление Правительства РФ от 5 июля 2001 г.№505 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг». 01.04.2003 № 181); требование внесения так называемого «вступительного взноса» при приеме ребенка в образовательное учреждение (нарушается п.З ст.5 Закона РФ «Об образовании»); нарушение должностных инструкций педагогического персонала путем привлечения к сбору благотворительных пожертвований классных руководителей (нарушение регламента приема пожертвований, изложенных в ФЗ от 11.08.95№ 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»), а также «Порядке ведения кассовых операций в Российской Федерации» (письмо ЦБ РФ от 04.10.93 №18), «Положении о правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ» (письмо ЦБ РФ от 05.01.98 № 14-П); расходование привлеченных средств без согласованной с органами общественного самоуправления сметы доходов и расходов; сбор денежных средств наличным путем, без оформления надлежащих кассовых документов (инструктивное письмо от 15 декабря 1998 №57 «О внебюджетных средствах образовательных учреждений» Министерства общего и профессионального образования РФ) -может квалифицироваться по следующим составам административных нарушений и повлечь за собой следующую ответственность:
- нарушение или незаконное ограничение права на образование, выразившиеся в нарушении или ограничении права на получение общедоступного и бесплатного образования, а равно незаконные отказ в приеме в образовательную организацию либо отчисление (исключение) из образовательной организации, согласно статьи 5.57. Кодекса Российской Федерации   об   административных   правонарушениях   -   влечет   наложение
административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей;
нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования прав и свобод обучающихся и воспитанников образовательных организаций либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей;
-  совершение административного правонарушения должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, - влечет дисквалификацию на срок от одного года до двух лет;
-  нарушение установленных законодательством Российской Федерации в области образования требований к ведению образовательной деятельности, выразившееся в ведении образовательной деятельности представительствами образовательных организаций или нарушении правил оказания платных образовательных услуг, согласно статьи 19.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей;
- нарушение установленного законодательством Российской Федерации в области образования порядка приема в образовательную организацию - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с Законом Республики Татарстан от 22.02.2006г. № 15-ЗРТ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Татарстан отдельными государственными полномочиями Республики Татарстан в области образования», муниципальным образованиям переданы отдельные государственные полномочия по информационному обеспечению образовательных учреждений.
В связи с вышеизложенным, настоящее письмо Вам необходимо довести до сведения образовательных учреждений, вне зависимости от организационно-правовой формы, расположенных на территории Вашего муниципального района (городского округа).
Информацию об исполнении данного обращения с указанием перечня проинформированных учреждений необходимо представить в Министерство образования и науки Республики Татарстан до «05» февраля 2011 года.