• Информируем вас, что с 1 января 2024 года оценки и расписание доступны в новой версии Электронного образования по адресу ms-edu.tatar.ru. В данной версии электронного дневника вы можете продолжать смотреть ранее полученные оценки.
    С более подробной информацией можно ознакомится на сайте: info.edu.tatar.ru.

Электронное образование Республики Татарстан

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 37 «Сказка» г. Альметьевска»/Әлмәт шәһәре 37 нче "Әкият" компенсация төрендәге балалар бакчасы мәктәпкәчә белем бирү муниципаль бюджет учреждениесе

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Визитная карточка

Адрес: 423451, Республика Татарстан, г. Альметьевск, ул. Герцена, д. 96 Б./ Татарстан Республикасы, Әлмәт шәһәре, Герцен урамы, бина 96 Б
Телефон: +7(8553)43-24-08
E-Mail: dou37.skazka@mail.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МБДОУ "Д/с № 37 "Сказка"
Руководитель: Маркина Людмила Петровна
Год основания учреждения: 1974
У нас учатся: 80 воспитанников /тәрбияләнүче
У нас учат: 23 педагога /педагог

Информационно-коммуникационные технологии как эффективное средство коррекции речи

"Информационно-коммуникационные технологии как эффективное средство коррекции речи"

Сообщение из опыта работы 

учителя-логопеда высшей квалификационной категории 

МБДОУ №37 "Сказка" г. Альметьевска, РТ 

Поповой Раисы Георгиевны

 

Бурное развитие информационных компьютерных технологий свидетельствует о формировании «информационной культуры» (Р.Ф. Абдеев, 1994). Как отмечают многие авторы, применение компьютерной техники в образовательной деятельности позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности (Р.Ф. Абдеев, 1994; В.П. Беспалько, 2002; Е.И. Машбиц, 1988; О.И. Кукушкина, 1994 и др.). 

В последнее время при устранении речевых недостатков всё большая роль отводится компьютерным технологиям, которые выступают как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия, включаются в структуру организованной образовательной деятельности как дополнительные инновационные элементы. Компьютерные программы отражают несколько аспектов логопедической работы: развитие когнитивных функций, обогащение словаря, развитие грамматических структур, совершенствование связной речи. 

Информационно-коммуникативные технологии открывают перед педагогом новые перспективы в поиске улучшения образовательного процесса. В своей работе использую компьютер как средство: 

- создания электронной библиотеки, 

- электронного блог-портфолио «ЛогизС»

- копилки дидактических игр, картинок, иллюстраций, видеоматериала, 

- создание презентаций для родителей и детей, 

- создание медиатеки - собрание образовательных и игровых ресурсов, заимствованных на сайтах, содержащих коррекционно-развивающую информацию, а также созданных собственными силами, 

В работе с дошкольниками применяю компьютерные игры «Баба яга учится говорить», «Учимся говорить правильно», «Букварик-Смешарик», «Калейдоскоп игр», «Форма, цвет», которые позволяют развивать речь, логическое, оперативное мышление, умение прогнозировать. 

Во время проведения организованной образовательной деятельности (индивидуальная и подгрупповая форма работы) с детьми использую и авторские мультимедийные презентации, дидактические игры, информационные ресурсы, созданные мною в программе Microsoft Power Point: «Зачем животным хвост?», «Как зимуют птицы?», «Снегопад», «Звери», «Приметы осени», «Весна», «Калейдоскоп заданий» и т.д.

Электронные образовательные ресурсы дидактическая игра «Четвертый лишний» и «Интерактивная игра-занятие. Сказка «Айболит» на новый лад» успешно прошли открытую общественную профессиональную экспертизу и получили «Логотип портала Сеть творческих учителей», выдано «Свидетельство о регистрации электронного ресурса» ИНИМ РАО (Институт научной информации и мониторинга Российской академии образования). 

Компьютер предоставляет ребенку разнообразный красочный материал для осуществления его творческого замысла. Занимательные истории придают обучению игровой характер, что очень важно для детей дошкольного возраста; ведь основной целью занятий с компьютерными программами является не только приобретение новых и закрепление полученных ранее знаний, но и эмоциональное раскрепощение детей, активизация и побуждение их к продуктивной познавательной деятельности. 

Организованная образовательная деятельность с использованием компьютера проводятся в соответствии с гигиеническими требованиями к организации учебных занятий с использованием информационно-коммуникационных технологий, длительность занятий 5 – 10 минут (в зависимости от возраста и особенностей нервной системы ребенка, но не более 2 раз в неделю). 

С детьми уточняются, формируются и закрепляются зрительно-пространственные ориентировки – презентация «Где спрятался жук?», «Лабиринты», «Где находится?», «Звездочет». В работе над звукопроизношением используются видеофильмы с артикуляционной гимнастикой, схемы и модели, презентации «Пение гласных», «Веселый язычок», «Звукарики». Все это помогает приучить детей к наблюдениям за языком, повышает интерес к звуковой стороне речи, слову, его смысловому значению, что создает предпосылки для формирования фонематического восприятия. 

На индивидуальных и подгрупповых занятиях с применением компьютера дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты.  Решая, заданную компьютерной программой проблемную ситуацию, ребенок стремиться к достижению положительных результатов, подчиняет свои действия поставленной цели. Тем самым у дошкольников развиваются такие волевые качества, как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость.

Совершенно новый потенциал для взаимодействия с родителями несет в себе персональный логопедический сайт для детей, родителей и педагогов, на страницах которого размещены текстовые материалы, презентации, слайд-шоу, фотоколлажи, видео … Любой родитель имеет возможность зайти на сайт и выбрать нужную информацию, например словарная работа и игровые упражнения по лексическим темам, артикуляционная гимнастика, тесты логопеда. Размещенные авторские компьютерные материалы: презентации и flash-игры - «Профессии»«Звери наших лесов»«Музыкальная открытка»"Поиграем цветом""Скажи наоборот" и т.д. - помогают расширить осведомленность родителей и педагогов в вопросах коррекции речевых трудностей. Родителям очень интересно вместе с ребёнком заглянуть на сайт, посмотреть вместе новые фоторепортажи, выслушать сообщение ребёнка о прошедших событиях и, конечно же, выполнить рекомендованные домашние задания по формированию лексико-грамматических категорий, развитию связной речи, звукопроизношению.

Еще одно электронное средство обучения – дидактический онлайн-альбом «Антонимы», созданный в динамическом просмотре. Представляет собой сборник материалов по достаточно узкой теме: антонимы слова с противоположным значением. Цель: развитие лексики, преодоление речевого недоразвития и восполнение пробелов в усвоении антонимии у дошкольников.

Неоспоримым преимуществом информационно-коммуникационных технологий для логопедической практики является: 

- использование игровой формы обучения; 

- полисенсорное воздействие, т.е. слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль, что позволяет задействовать сохранные анализаторы и дает возможность создания эффективных компенсаторных механизмов; 

- дифференцированный подход к обучению; 

- формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов; 

- повышение самооценки ребенка (система поощрений – компьютерные герои, звуковые эффекты); 

- формирование сотрудничества между ребенком, учителем-логопедом, педагогами и родителями; 

- активизация работы с родителями, повышение компетентности родителей в коррекционно-развивающем процессе; 

- экономия временных ресурсов. 

Ресурсы, предоставляемые информационно-коммуникационными технологиями, создают условия для профессионального саморазвития: это возможность использования в логопедической практике электронных учебников, статей, ознакомление с прогрессивным опытом зарубежных специалистов, обмен информацией с коллегами посредством электронной почты, участие в профессиональных интернет-конференциях, семинарах и конкурсах. 

Применение компьютерных технологий в процессе коррекции речи - один из эффективных способов передачи знаний. Этот современный способ развивает интерес к обучению, воспитывает самостоятельность, развивает интеллектуальную деятельность, формирует правильные речевые навыки, самоконтроль за своей речью, позволяет детям развиваться в духе современности.

Литература. 

1. Жукова П. С., Мастюкова Р.. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда. 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1990. - 239 с.; ил. 

2. Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. - 1998. - № 1.с.47-55. 

3. Кукушкина О. И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы //Дефектология. 1994. - № 5. 

4. Мамайчук И. И., Пятаков Р. В. Исследование личностных особенностей детей с детским церебральным параличом. //Дефектология. 1990. - № 3. с. 23. 

5. Мастюкова Е. М. О развитии познавательной деятельности у детей с церебральным параличом. //Дефектология. 1973. - № 6. с. 21. 

6. Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. - М.: Педагогика. 1988. - 191 с. 

7. Репина 3. А., Лизунова Л. Р. Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения //Вопросы гуманитарных наук. 2004, № 5 (14), стр. 283-285. 

8. Тимофеева Ж. А. О способности детей с нарушением в развитии извлекать информацию из общения с героем компьютерной программы //Дефектология. 1997. - № 2. с.41-4