Электронное образование в Республике Татарстан

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 37 «Сказка» г. Альметьевска»/Әлмәт шәһәре 37 нче "Әкият" компенсация төрендәге балалар бакчасы мәктәпкәчә белем бирү муниципаль бюджет учреждениесе

Визитная карточка

Адрес: 423451, Республика Татарстан, г. Альметьевск, ул. Герцена, д. 96 Б./ Татарстан Республикасы, Әлмәт шәһәре, Герцен урамы, бина 96 Б
Телефон: +7(8553)43-24-08
E-Mail: Skazka.37@tatar.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МБДОУ "Д/с № 37 "Сказка"
Руководитель: Маркина Людмила Петровна
Год основания учреждения: 1974
У нас учатся: 82 воспитанника /тәрбияләнүче
У нас учат: 23 педагога /педагог

Информационно-коммуникационные технологии как эффективное средство коррекции речи

"Информационно-коммуникационные технологии как эффективное средство коррекции речи"

Сообщение из опыта работы 

учителя-логопеда высшей квалификационной категории 

МБДОУ №37 "Сказка" г. Альметьевска, РТ 

Поповой Раисы Георгиевны

 

Бурное развитие информационных компьютерных технологий свидетельствует о формировании «информационной культуры» (Р.Ф. Абдеев, 1994). Как отмечают многие авторы, применение компьютерной техники в образовательной деятельности позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности (Р.Ф. Абдеев, 1994; В.П. Беспалько, 2002; Е.И. Машбиц, 1988; О.И. Кукушкина, 1994 и др.). 

В последнее время при устранении речевых недостатков всё большая роль отводится компьютерным технологиям, которые выступают как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия, включаются в структуру организованной образовательной деятельности как дополнительные инновационные элементы. Компьютерные программы отражают несколько аспектов логопедической работы: развитие когнитивных функций, обогащение словаря, развитие грамматических структур, совершенствование связной речи. 

Информационно-коммуникативные технологии открывают перед педагогом новые перспективы в поиске улучшения образовательного процесса. В своей работе использую компьютер как средство: 

- создания электронной библиотеки, 

- электронного блог-портфолио «ЛогизС»

- копилки дидактических игр, картинок, иллюстраций, видеоматериала, 

- создание презентаций для родителей и детей, 

- создание медиатеки - собрание образовательных и игровых ресурсов, заимствованных на сайтах, содержащих коррекционно-развивающую информацию, а также созданных собственными силами, 

В работе с дошкольниками применяю компьютерные игры «Баба яга учится говорить», «Учимся говорить правильно», «Букварик-Смешарик», «Калейдоскоп игр», «Форма, цвет», которые позволяют развивать речь, логическое, оперативное мышление, умение прогнозировать. 

Во время проведения организованной образовательной деятельности (индивидуальная и подгрупповая форма работы) с детьми использую и авторские мультимедийные презентации, дидактические игры, информационные ресурсы, созданные мною в программе Microsoft Power Point: «Зачем животным хвост?», «Как зимуют птицы?», «Снегопад», «Звери», «Приметы осени», «Весна», «Калейдоскоп заданий» и т.д.

Электронные образовательные ресурсы дидактическая игра «Четвертый лишний» и «Интерактивная игра-занятие. Сказка «Айболит» на новый лад» успешно прошли открытую общественную профессиональную экспертизу и получили «Логотип портала Сеть творческих учителей», выдано «Свидетельство о регистрации электронного ресурса» ИНИМ РАО (Институт научной информации и мониторинга Российской академии образования). 

Компьютер предоставляет ребенку разнообразный красочный материал для осуществления его творческого замысла. Занимательные истории придают обучению игровой характер, что очень важно для детей дошкольного возраста; ведь основной целью занятий с компьютерными программами является не только приобретение новых и закрепление полученных ранее знаний, но и эмоциональное раскрепощение детей, активизация и побуждение их к продуктивной познавательной деятельности. 

Организованная образовательная деятельность с использованием компьютера проводятся в соответствии с гигиеническими требованиями к организации учебных занятий с использованием информационно-коммуникационных технологий, длительность занятий 5 – 10 минут (в зависимости от возраста и особенностей нервной системы ребенка, но не более 2 раз в неделю). 

С детьми уточняются, формируются и закрепляются зрительно-пространственные ориентировки – презентация «Где спрятался жук?», «Лабиринты», «Где находится?», «Звездочет». В работе над звукопроизношением используются видеофильмы с артикуляционной гимнастикой, схемы и модели, презентации «Пение гласных», «Веселый язычок», «Звукарики». Все это помогает приучить детей к наблюдениям за языком, повышает интерес к звуковой стороне речи, слову, его смысловому значению, что создает предпосылки для формирования фонематического восприятия. 

На индивидуальных и подгрупповых занятиях с применением компьютера дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты.  Решая, заданную компьютерной программой проблемную ситуацию, ребенок стремиться к достижению положительных результатов, подчиняет свои действия поставленной цели. Тем самым у дошкольников развиваются такие волевые качества, как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость.

Совершенно новый потенциал для взаимодействия с родителями несет в себе персональный логопедический сайт для детей, родителей и педагогов, на страницах которого размещены текстовые материалы, презентации, слайд-шоу, фотоколлажи, видео … Любой родитель имеет возможность зайти на сайт и выбрать нужную информацию, например словарная работа и игровые упражнения по лексическим темам, артикуляционная гимнастика, тесты логопеда. Размещенные авторские компьютерные материалы: презентации и flash-игры - «Профессии»«Звери наших лесов»«Музыкальная открытка»"Поиграем цветом""Скажи наоборот" и т.д. - помогают расширить осведомленность родителей и педагогов в вопросах коррекции речевых трудностей. Родителям очень интересно вместе с ребёнком заглянуть на сайт, посмотреть вместе новые фоторепортажи, выслушать сообщение ребёнка о прошедших событиях и, конечно же, выполнить рекомендованные домашние задания по формированию лексико-грамматических категорий, развитию связной речи, звукопроизношению.

Еще одно электронное средство обучения – дидактический онлайн-альбом «Антонимы», созданный в динамическом просмотре. Представляет собой сборник материалов по достаточно узкой теме: антонимы слова с противоположным значением. Цель: развитие лексики, преодоление речевого недоразвития и восполнение пробелов в усвоении антонимии у дошкольников.

Неоспоримым преимуществом информационно-коммуникационных технологий для логопедической практики является: 

- использование игровой формы обучения; 

- полисенсорное воздействие, т.е. слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль, что позволяет задействовать сохранные анализаторы и дает возможность создания эффективных компенсаторных механизмов; 

- дифференцированный подход к обучению; 

- формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов; 

- повышение самооценки ребенка (система поощрений – компьютерные герои, звуковые эффекты); 

- формирование сотрудничества между ребенком, учителем-логопедом, педагогами и родителями; 

- активизация работы с родителями, повышение компетентности родителей в коррекционно-развивающем процессе; 

- экономия временных ресурсов. 

Ресурсы, предоставляемые информационно-коммуникационными технологиями, создают условия для профессионального саморазвития: это возможность использования в логопедической практике электронных учебников, статей, ознакомление с прогрессивным опытом зарубежных специалистов, обмен информацией с коллегами посредством электронной почты, участие в профессиональных интернет-конференциях, семинарах и конкурсах. 

Применение компьютерных технологий в процессе коррекции речи - один из эффективных способов передачи знаний. Этот современный способ развивает интерес к обучению, воспитывает самостоятельность, развивает интеллектуальную деятельность, формирует правильные речевые навыки, самоконтроль за своей речью, позволяет детям развиваться в духе современности.

Литература. 

1. Жукова П. С., Мастюкова Р.. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда. 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1990. - 239 с.; ил. 

2. Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. - 1998. - № 1.с.47-55. 

3. Кукушкина О. И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы //Дефектология. 1994. - № 5. 

4. Мамайчук И. И., Пятаков Р. В. Исследование личностных особенностей детей с детским церебральным параличом. //Дефектология. 1990. - № 3. с. 23. 

5. Мастюкова Е. М. О развитии познавательной деятельности у детей с церебральным параличом. //Дефектология. 1973. - № 6. с. 21. 

6. Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. - М.: Педагогика. 1988. - 191 с. 

7. Репина 3. А., Лизунова Л. Р. Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения //Вопросы гуманитарных наук. 2004, № 5 (14), стр. 283-285. 

8. Тимофеева Ж. А. О способности детей с нарушением в развитии извлекать информацию из общения с героем компьютерной программы //Дефектология. 1997. - № 2. с.41-4