• Информируем вас, что с 1 января 2024 года оценки и расписание доступны в новой версии Электронного образования по адресу ms-edu.tatar.ru. В данной версии электронного дневника вы можете продолжать смотреть ранее полученные оценки.
    С более подробной информацией можно ознакомится на сайте: info.edu.tatar.ru.

Электронное образование Республики Татарстан

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 37 «Сказка» г. Альметьевска»/Әлмәт шәһәре 37 нче "Әкият" компенсация төрендәге балалар бакчасы мәктәпкәчә белем бирү муниципаль бюджет учреждениесе

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Визитная карточка

Адрес: 423451, Республика Татарстан, г. Альметьевск, ул. Герцена, д. 96 Б./ Татарстан Республикасы, Әлмәт шәһәре, Герцен урамы, бина 96 Б
Телефон: +7(8553)43-24-08
E-Mail: dou37.skazka@mail.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МБДОУ "Д/с № 37 "Сказка"
Руководитель: Маркина Людмила Петровна
Год основания учреждения: 1974
У нас учатся: 80 воспитанников /тәрбияләнүче
У нас учат: 23 педагога /педагог

Наглядные формы моделирования в системе здоровьесберегающих технологий

"Наглядные формы моделирования в системе здоровьесберегающих технологий"

Сообщение из опыта работы 

учителя-логопеда первой квалификационной категории 

Резчиковой Ларисы Викторовны

«Чтобы обучить другого, 

требуется больше ума,

чем чтобы научиться самому». 

М. Монтень

Дошкольное образование - это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с дошкольниками - формирование интереса к процессу обучения и его мотивации, развитие и коррекция речи. Сегодня совершенно определённо можно выявить назревшие противоречия между общим для всех воспитанников нормативным содержанием образования и индивидуальными возможностями детей. Дети старшего дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями испытывают значительные трудности в усвоении, как программы детского сада, так и программы обучения в общеобразовательной школе. Эмоциональная возбудимость, отставание в развитии двигательной сферы, недостаточно развитая моторика пальцев рук свойственны детям с речевыми недостатками. У многих детей повышенная утомляемость, нарушения основных понятий и представлений. Исправление речевого дефекта и коррекции психического и физического состояния ребенка поможет использование здоровьесбеоегающих технологий.

Не вызывает сомнения тот факт, что для детей дошкольного возраста с речевой патологией важно организовать постоянную, познавательную, речевую и коррекционно-развивающую среду. При этом современному ребенку требуется и современная коррекционная среда и современные технологии обучения.

Среди многочисленных технологий можно выделить здоровье сберегающие.

На логопедических занятиях я использую как традиционные, так и нетрадиционные приемы здоровье сберегающей технологии, среди которых:

дыхательная гимнастика,

артикуляционная гимнастика,

пальчиковая гимнастика,

гимнастика для глаз,

массаж и самомассаж,

су-джок;

биоэнергопластика;

ниткография

Работая с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, логопеду приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является наглядное моделирование. Что такое наглядное моделирование?

Наглядное моделирование - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. (Т.В. Егорова 1973г; А.Н. Леонтьев 1981 г.).

Дошкольник лишен возможности, записать, сделать таблицу, отметить что-либо. На занятиях в детском саду в основном задействован только один вид памяти — вербальный. Опорные схемы — это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.

Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста (Леон Лоренсо С, Хализева Л.М. и др.). Учёные также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.

Следовательно, актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:

во-первых, ребёнок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, использование наглядного моделирования вызывает интерес ;

во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь - записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики»;

в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

На всех этапах коррекционной работы я использую метод наглядного моделирования. В логопедической работе наглядное моделирование выступает как определенный метод познания, с одной стороны, а с другой - как программа для восприятия, осмысления и анализа новых явлений.

Рассмотрим на конкретных примерах использование наглядного моделирования в системе здоровье сберегающих технологий.

При использовании различных схем, меняется характер деятельности детей: они получают возможность не только слышать свою или обращенную к ним речь, но и видеть её элементы. Ребенок овладевает операциями анализа и синтеза на наглядно представленном материале.

Для этой работы я использую различные схемы. 

Развитие речевого дыхания играет большую роль в воспитании правильной речи. Дыхательные упражнения развивают продолжительный, равномерный выдох у детей, формируют сильную воздушную струю, тренируют ситуативную фразовую речь. Мотивирую интерес детей к дыхательным упражнениям сочетанием наглядности и весёлых стихотворных форм. Вызывая тем самым положительные эмоции, которые к тому же способствуют развитию творческого воображения и фантазии детей.

Дыхательная гимнастика, используемая на логопедических занятиях, - уникальный оздоровительный метод, способствующий насыщению кислородом коры головного мозга и улучшению работы всех центров. Приступая к развитию речевого дыхания, следует отработать спокойный вдох и сильный плавный ротовой выдох. Этому помогут игры.

«Радуга улыбается»

Ребенок через стороны поднимает руки над головой, как бы рисуя дуги радуги. Одновременно он делает медленный вдох. На выдохе широко улыбается и произносит: «С-с-с», плавно опуская руки вниз.

«Трубач»

Предложите малышу сжать ладони, образуя трубочку, и приставить руки ко рту. Медленно выдыхая, ребенок громко произносит: «Ду-у-у-у, ду-у-у-у».

«Петух»

Ребенок стоит, расставив ноги на ширину плеч, руки опущены. На вдох он поднимает вверх руки-«крылья», на выдох опускает и произносит: «Ку-ка-ре-ку».

Каждое упражнение желательно выполнять 2 раза в день по 3-5раз.

Каждому упражнению соответствует картинка с движущейся частью. На картинке представлен несложный сюжет, доступный для понимания ребёнка. Кроме основной задачи (формирование длительного выдоха), иллюстрации можно использовать для развития ситуативной речи, уточнения грамматических категорий. Каждая иллюстрация дополняется коротким стихотворением, раскрывающим сюжет. Это повышает интерес детей к занятиям, развивает их память, внимание и способствует созданию эмоционально-положительной, здоровье сберегающей обстановке на занятии.

Одним из следующих этапов логопедического занятия может быть работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата, которая проводится в форме артикуляционной гимнастики. Артикуляционная (логопедическая) гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. При отборе материала надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их надо эмоционально в игровой форме, например, «Сказка о Веселом Язычке», «Храбрый комар».

Многие авторы отмечают взаимозависимость речевой и моторной деятельности, стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев. Для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков, чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей, применяем такой метод как биоэнергопластика (приложение 1.)– это содружественное взаимодействие руки и языка. По данным Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику. Начинали с упражнения “Птенчики”, поскольку важно научить ребенка открывать рот – это залог произнесения многих звуков и общей внятности речи. Темп выполнения – медленный. Рот открыт – счет до пяти. Рот закрыт – счет до пяти. Постепенно темп выполнения увеличивается. Дети ориентируются на темп, заданный логопедом, на его счет и образец движения руки. Исходное положение: голова держится прямо, подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. На счет – один – челюсть опускается на ширину двух пальцев, язык лежит свободно, кончик у нижних резцов, губы сохраняют округлую форму, зубы не обнажаются. Во время тренировки необходимо следить за тем, чтобы голова не наклонялась, все внимание должно быть сосредоточено на опускании челюсти. Показ кистью руки: четыре сомкнутых пальца ладонью вниз, большой палец прижат к указательному. Когда рот открывается, большой палец опускается вниз, четыре пальца поднимаются вверх.

Ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляем движение кисти. Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными: 

упражнение “Часики” сопровождает сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счет влево - вправо.

“Качели” - движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз.

“Утюжок” - сомкнутая ладонь поднята вверх, тыльной стороной от себя, четыре сомкнутых пальца медленно и плавно двигаются вперед - назад и влево - вправо.

“Футбол” - ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперед, под счет кисть руки поворачивается вправо – влево.

Статические упражнения способствуют развитию мышечной силы, динамической организации движения, помогают ребенку принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу:

“Улыбка” - пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счет 1 –пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак. И так далее. 

“Хоботок” - ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему.

“Жало”, “Змейка” - пальцы сжаты в кулак, указательный выдвинут вперед.

“Лопаточка” - большой палец прижат к ладони сбоку, сомкнутая, ненапряженная ладонь опущена вниз.

“Чашечка” - пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение “чашечки”. 

“Парус” - сомкнутая ладонь поднята вверх.

“Горка” - согнутая ладонь опущена.

Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Педагог может самостоятельно подобрать движение руки под любое артикуляционное упражнение. Важно не то, что именно будет делать ребенок, а то, как он это cделает. Необходимо привлечь внимание каждого ребенка к одновременности выполнения артикуляционных движений с работой кисти; их ритмичности и четкости. Недопустима малейшая небрежность. 

Обязательно на занятии присутствует физминутка, тесно связанная с темой занятия и являющаяся как бы переходным мостиком к следующей части занятия, где также возможно использование здоровьесберегающих технологий. Основные задачи физминутки – это:

снять усталость и напряжение;

внести эмоциональный заряд;

совершенствовать общую моторику;

выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.

Развитие возможностей мелкой моторики

Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений руки, или иначе говоря, ручной и речевой моторики. Рука, пальцы, ладони - едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребёнка. Хорошо развитые руки сами по себе приносят много пользы ребёнку. Владея своими руками, ребёнок может сделать много полезных и нужных вещей, и самое главное - развитая моторика рук способствует развитию речи. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развития речи ребёнка. При планировании работы над развитием руки придерживаюсь целого комплекса упражнений, в который входят: разнообразные пальчиковые игры и упражнения, пальчиковый театр, графические упражнения, игры с прищепками, ниткография, суджок-терапия…

Су-джок терапия в коррекционно-речевой практике

В последнее время всеобщий интерес к нетрадиционным формам и средствам работы с детьми значительно возрос. В своей работе успешно апробировала метод использования су-джок терапии в сочетании с логопедической и лечебно-оздоровительной работой. Су-джок терапия, обладая высокой эффективностью, безопасностью и простотой, базируется на традиционной акупунктуре и является достаточно хорошей системой самооздоровления.

Использование су-джок массажеров, в комплекте с металлическими кольцами, в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создаёт функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной работы с ребёнком. Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяют значительно повысить эффективность коррекционно-логопедических занятий, а также оптимизировать выполнение упражнений в домашних условиях.

Приведу несколько вариантов работы с использованием су-джок колец:

Дети поочерёдно надевают массажные кольца на каждый пальчик, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики, сначала на правой, затем на левой руке.

Ребёнок зажимает массажные кольца между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию нарушенного звука.

Дети работают по инструкции взрослого. Надень колечко на мизинец правой руки и т.д. Ребёнок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец. Дети называют, на какую руку и какой палец надето колечко.

Применение таких альтернативных приёмов и методов способствует более интересному, разнообразному и эффективному проведению занятий и режимных моментов в детском саду.

ниткография - как средство развития зрительно-моторной координации

Любое нарушение речи ребёнка часто сопровождается нарушением внимания и памяти, недоразвитием мелкой моторики и влияет на формирование изобразительных навыков. Дети с нарушением речи гораздо позже начинают обращать внимание на окраску предметов и соотносить цвета, с трудом запоминают их названия, плохо дифференцируют их. Недостаточное восприятие слабонасыщенных цветов влияет на настроение детей. Несформированность графических навыков и умений мешает ребёнку воплощать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет эстетическое восприятие окружающего.

Я пришла к выводу о целесообразности проведения специальной работы по развитию навыков рисования с помощью нетрадиционных методик. Мы рисуем с помощью обыкновенной верёвочки. Этот приём можно использовать как дома, так и на занятиях. Используя этот приём, я решаю следующие задачи: совершенствование зрительного восприятия, развитие зрительно-моторной координации, формирование плавности и точности движений, подготовка руки к письму, закрепление навыков рисования, развитие мелкой моторики и воображения, а также связной речи ребёнка. Ведь, используя данный приём на занятиях, я не только закрепляю навыки изобразительной деятельности, но и расширяю знания детей по основным лексическим темам.

Результатами данной работы являются: активность и самостоятельность детей, умение находить новые способы для художественной деятельности, умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности, чёткость изображения, расширение активного словаря детей. Рисование с помощью верёвочки - это творческий процесс, который располагает к развитию основных четырёх слагаемых: развитое художественно-эстетическое восприятие, способность представлять будущий рисунок, владение техническими, изобразительными навыками, опыт общения с миром искусства.

Кроме упражнений для кистей и пальцев рук, на своих занятиях использую гимнастику для глаз

Эти упражнения способствуют развитию концентрации внимания, обеспечивают межполушарное взаимодействие, навыки волевой регуляции, умение управлять движениями и контролировать свое поведение.

Это следующие упражнения:

вертикальные движения глаз "вверх – вниз”;

горизонтальные "вправо – влево”;

вращение глазами по часовой стрелке и против;

закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее.

Гимнастика для глаз «Мой щенок» (Е. Раннева)

Я щенка нарисовал, милого, смешного.

В целом мире не найти друга мне такого!

Он протягивает лапу (вытягиваем руку и смотрим на ладонь).

И глядит лукаво.

Убежать бы из рисунка – солнце светит справа (смотрим глазами вправо).

Слева луг цветет веселый (посмотрим глазами налево),

Убегает вдаль река (посмотрим вдаль). На другом большом рисунке

Конь взлетает к облакам (поднимем глаза вверх).

Упражнение для глаз «Белка и дятел».

Белка дятла ожидала (резко перемещаем взгляд вправо, влево),

Дятла вкусно угощала.

Ну-ка, дятел, посмотри (смотрим вверх, вниз).

Вот орешки: раз, два, три.

Пообедал дятел с белкой (моргаем глазками).

И пошел играть в горелки (закрываем глаза, гладим веки указательным пальцем).

 Массаж

а) Оттянуть уши вперед, затем назад, медленно считая до 10. Начать упражнение с открытыми глазами, затем глаза закрыть. Повторить 7 раз.

б) Двумя пальцами правой руки массировать круговыми движениями лоб, а двумя пальцами левой руки – подбородок. Считать до 30.

в) Сжимают пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимают кулак с усилием. Затем, ослабляя сжатие кулака, делают вдох. Повторить 5 раз. Выполнение с закрытыми глазами удваивает эффект.

Самомассаж отличное средство для поддержания в хорошей форме голосового аппарата. Приемы самомассажа доступны каждому ребенку, дают хороший результат. Большое подспорье для логопеда – работа детей с песком, в сухом бассейне, стабилизирующая эмоциональное состояние ребенка.

Соблюдая здоровье сберегающие приемы на логопедических занятиях, я не могу забыть о коррекции психоэмоциональной сферы дошкольников. Поэтому на своих занятиях стараюсь создать положительный эмоциональный фон, использую музыку и шумовые эффекты (шум моря, леса, ветра, пение птиц, голоса животных и т. д).

Таким образом, в результате использования приемов здоровье сберегающих технологий на логопедических занятиях и наглядное моделирование, мы учим детей:

добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять чёткий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;

формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;

применение наглядного моделирования оказало положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.

Следовательно, можно сделать вывод, что, анализируя новый материал и графически его обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворённость результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы

Использование наглядного моделирования в системе коррекционной работы даёт положительный результат, что подтверждается данными диагностики уровня речевого развития детей.                                   

Список литературы 

Аммосова Н. С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе: Логопед, № 6, 2004. 
Крупенчук О.И. Уроки логопеда: Пальчиковые игры / Крупенчук О.И. - Литера, 2008 
В.М. Акименко. Новые логопедические технологии. 
Н. М. Быкова. Игры и упражнения для развития речи. 
Н.С. Лопухина. Логопедия – речь ритм и движение. 
Нетрадиционные методики в коррекционной педагогике. / Составитель М. А. Поваляева. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. 
Крупенчук, О. И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. / О. И. Крупенчук. - Спб. : Издательский дом «Литера», 2001.