• Информируем вас, что с 1 января 2024 года оценки и расписание доступны в новой версии Электронного образования по адресу ms-edu.tatar.ru. В данной версии электронного дневника вы можете продолжать смотреть ранее полученные оценки.
    С более подробной информацией можно ознакомится на сайте: info.edu.tatar.ru.

Электронное образование Республики Татарстан

МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 19 «Звездочка» Альметьевского муниципального района Республики Татарстан/«Татарстан Республикасы Әлмәт шәhәpe 19 нче «Звездочка» компенсация төрендәге балалар бакчасы мәктәпкәчә белем бирү муниципаль бюджет учреждениесе»

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Визитная карточка

Адрес: 423450, Республика Татарстан, Альметьевский район, г. Альметьевск, ул. Гагарина, д.13А
Телефон: +7(855)-332-59-66
E-Mail: dou_19@mail.ru или Mbdou.19alm@tatar.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МБДОУ "Д/с №19 "Звёздочка" г.Альметьевска"
Руководитель: Петрова Наталья Владимировна
Год основания учреждения: 1962
У нас учатся: 108 детей
У нас учат: 30 педагогов

ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Музыкально – дидактические игры в обучении дошкольников с особыми образовательными потребностями»

ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Музыкально – дидактические игры в обучении дошкольников с особыми образовательными потребностями

 

Дидактические игры, направленные на формирование сотрудничества ребенка со взрослым

 

         Детям с проблемами в развитии свойственна инертность, отсутствие интереса к окружающему, и поэтому, эмоциональный контакт со взрослым, потребность в общении с ним у ребенка в младшем возрасте часто совсем не возникает. В результате дети не умеют действовать ни по словесной инструкции, ни по подражанию по образцу.

         В связи с этим первой задачей в коррекционной работе с особым ребенком является формирование эмоционального контакта со взрослыми, направляя его на сотрудничество с ними, а также обучение ребенка способам усвоения общественного опыта.

         Эмоциональное общение взрослого и ребенка возникает на основе совместных действий, которые должны сопровождаться приветливой улыбкой и ласковым голосом.

         Например, такие игры, как "Хоровод с куклой", "Пришел Петрушка" помогают формировать эмоциональный контакт со взрослым, вызвать интерес к игрушкам, умение действовать с погремушкой.

 

Дидактические игры на развитие внимания

 

         Внимание является одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение особым ребенком доступного для него объема знаний, умений и установление контакта со взрослым. Если внимание отсутствует, ребенок не может научиться ни подражать действиям взрослого, ни действовать по образцу, ни выполнять словесную инструкцию. Поэтому наряду с играми, обеспечивающими эмоциональный контакт ребенка со взрослым и воспитывающими умение подражать, выполнять инструкцию или действовать по образцу, необходимо с самого начала проводить игры, способствующие формированию внимания.

         Например, с малышами можно провести игру "Покорми птичку". Слышится чириканье птички. Спросить у ребенка: "Кто там? Слышишь, чирикает? Давай ее послушаем". С пением появляется птичка. Можно предложить покормить птичку зернышками. Цель данной игры - формирование не только зрительного, но слухового внимания детей, побуждение к подпеванию звукоподражаний.

         Со старшими детьми можно провести игру "Найди свою игрушку",  где ребенок учится внимательно рассматривать игрушку, чтобы потом опознать свою игрушку среди других, выполняет несложные танцевальные движения.

Дидактические игры на развитие подражания

 

         Подражание - один из основных способов усвоения общественного опыта маленьким ребенком. Таким путем он усваивает бытовые навыки и овладевает речью. Но само подражание складывается у ребенка не сразу, оно требует обучающего воздействия со стороны взрослого.

         Подражание - это повторение движений взрослого или его действий с предметами, происходящих на виду у ребенка. Взрослый показывает, а ребенок повторяет. Показ должен производиться медленно, с фиксированием того или иного момента и обозначаться словом.

         Если  ребенок не подражает движению или действию с предметом, взрослый должен взять его руки и свои и совместно произвести нужное действие, а затем предложить это повторить самостоятельно по подражанию.

         Например, такие игры, как "Птичка", "Покатай куклу "Кукла пляшет", учат детей подражать взрослому, развивают эмоциональный контакт между взрослым и ребенком, учат хорошо ориентироваться в пространстве.

 

Дидактические игры на развитие ручной моторики

 

         В развитии ручной моторики у детей младшего дошкольного возраста большую роль играют соотносящие действия, т. е. такие действия, при которых нужно совместить два предмета или две части предмета. Принцип соотносящих действий лежит в основе игровых задач многих дидактических игрушек. Играя с ними, ребенок совершенствует ловкость рук, глазомер, согласованность действий рук.

         С малышами можно провести игру "Покатай игрушку". Предложить покатать игрушку на коляске. Обратить внимание на то, чтобы ребенок держал коляску двумя руками.

         Со  старшими дошкольниками можно провести игры:

- "Игра на детском пианино". Изготовить для этого картонные клавиатуры и сказать: "Это пианино, на нем мы будем играть музыку". После чего дети вместе с взрослым ударяют по клавишам указательным пальцем правой руки, затем другими пальцами, подпевая "ля-ля-ля". В дальнейшем можно играть для игрушек.

- "Собери целое". Для этой игры необходимо изготовить разрезные картинки с изображением музыкальных инструментов (барабан, колокольчик, бубен, маракас, ксилофон, треугольник, ложки) и иметь в наличии перечисленные музыкальные инструменты. Благодаря игровым действиям у ребенка развиваются мелкие движения рук, формируется целостный образ предмета, идет закрепление названий музыкальных инструментов и навыки игры на них.

 

Дидактические игры на развитие восприятия цвета

 

         Вначале при определении цвета большую роль играет примеривание, сопоставление путем приложения. Когда два цвета вплотную прилегают друг к другу, ребенок может увидеть их одинаковость. При этом он может еще и не владеть восприятием цвета, не видеть, что оба предмета красные или один из них красный, а другой желтый, но увидит, что цвета одинаковые или разные.

         Когда ребенок научится определять цвета при их непосредственном контакте, т. е. путем наложения и приложения, можно переходить к выбору по образцу, к настоящему восприятию цвета, а затем и к усвоению названий цветов.

         Для решения поставленных задач предлагаю вашему вниманию следующие игры:

- Цветные кубики". Предложить ребенку взять кубик и назвать его цвет. Если ребенок затрудняется с ответом, помочь ему. На противоположной стороне комнаты расположены кубики разных цветов. С началом музыки можно погулять по комнате или выполнить несложные танцевальные движения, с окончанием музыки подойти к кубику такого же цвета.

- "Найди свою пару". Каждый ребенок берет по одному платочку разного цвета. С началом музыки все гуляют по комнате. По окончании музыки останавливаются и ищут платочек такого же цвета. В конце игры можно предложить выполнить танцевальные движения с платочками.

 

Дидактические игры, способствующие формированию тактильно-двигательного выбора по образцу при восприятии формы

 

         Тактильно-двигательный выбор по образцу тесно связан со зрительным восприятием, с тем, в какой форме будет дан образец. В выборе предмета активно участвует зрение, а соприкосновение с предметом помогает ребенку получить образ в целом. Выбор по образцу на ощупь не следует предлагать детям раньше того, как они научатся осуществлять этот выбор зрительно.

         Игра "Чудесный мешочек" учит ребенка выбирать предмет по образцу на ощупь, развивает внимание, ритмический слух, помогает закреплять название музыкальных инструментов.

 

Дидактические  игры на развитие неречевого слуха

 

         Дети с особыми образовательными потребностями в большинстве случаев плохо воспринимают неречевые звуки и не опираются на них в своей деятельности. Они испытывают большие трудности не только в дифференциации звуков, но и в их осмыслении. Это препятствует правильной ориентировки в пространстве. Между тем восприятие неречевых звуков может идти у них достаточно хорошо, если правильно организовать коррекционное обучение.

         Например, можно провести следующие игры:

- "Тук-тук-тук". Раздается стук в дверь. Педагог прислушивается, прикладывает палец к губам, всем видом показывает интерес к звуку. Стук повторяется, усиливается. Педагог встает, идет к двери, открывает ее. Входит другой педагог с Мишкой и говорит радостно; "Мишка пришел! Это он стучал". Можно предложить с Мишкой поплясать.

- Шагаем и танцуем". На столе лежат барабан и гармонь. Педагог объясняет ребенку, что под барабан можно маршировать, а под гармошку - танцевать. Показывает, как это делать. Ребенок стоит к педагогу спиной, и не видит, на чем он играет.

-"Поймай меня". Педагог звонит в колокольчик, а ребенок с завязанными глазами "Ловишка" идет на его звук и старается его поймать.

 

Дидактические игры на развитие речевого слуха

 

         Развитие речевого слуха у  детей с особыми образовательными потребностями происходит с большим опозданием и отклонениями. Они недостаточно дифференцируют звуки родного языка, что сказывается и на понимании речи окружающих и развитии собственной речи. Чем раньше начинается специальная коррекционная работа в этом направлении, тем больше возможностей для предупреждения в отставании пассивной и активной части детей.

         Например, такие игры, как "Кто тебя позвал?", "Кто поет?", Кто в домике живет?" учат детей прислушиваться к звукам человеческого голоса, звукоподражанию.

 

Дидактические игры на развитие речевого общения

 

         Для того чтобы дети начали общаться друг с другом, нужно создать такую ситуацию, в которой общение будет необходимым условием. Нельзя понимать под общением обмен заученными фразами. Например, когда содержание игры еще недостаточно понятно детям, у них не возникает желание в общении. Как правило, в таком случае дети действуют по подсказке, говорят заученные специально для этой игры фразы, имитируя общение.

         Дидактические ситуации, в которых детям необходимо вступать в общение, должны быть вначале очень простыми. И общение может не быть чисто речевым, т. е. желательно создавать его на основе совместных действий, жестов. Постепенно ситуативные задачи усложняются, а вместе с ними усложняется и речевой материал, который дети должны использовать в процессе общения.

         В игре "Передай колокольчик" педагог напевает песенку, называя имя  ребенка:

                    Таня, Таня выходи!

                    Колокольчик ты возьми.

                    Веселее позвони

Ребенок звонит в колокольчик и  зовет кого то из детей и т. д.

         В игре "Позови" у ребенка формируются предпосылки к деловому общению, он учится обращаться друг к другу по имени. Педагог предлагает потанцевать с ребенком. Затем говорит: "Я танцевала с Машей. Маша, с кем ты хочешь танцевать? Позови!" Маша зовет  Ксюшу и т.д.