• С 01.06.2025 почтовые ящики @edu.tatar.ru будут отключены.
    Просим вас сохранить все необходимые данные/документы и перейти на иные (отечественные) почтовые сервисы.
    Коллеги, не путайте с почтой @tatar.

Электронное образование Республики Татарстан

МБОУ «Карамалинская начальная общеобразовательная школа» Алькеевского муниципального района РТ (реорганизация)

Визитная карточка

Адрес: 422877, РТ, Алькеевский район, с. Карамала
Телефон: (84346) 7-36-13
E-Mail: skaramal.alk@edu.tatar.ru
У нас учатся: 25
У нас учат: 15

Программа информатизации

История информатизации
Карамалинской средней школы Алькеевского района
 
Полное название школы: муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
Адрес школы: Татарстан, Алькеевский район, с.Карамала,18 тел. 8(843) 46 73-6-13
Директор школы: Валиева Фания Мидхатовна
Сайт школы:  
 
Общая информация о школе
Школа была создана в 1917 году. В настоящее время в школе работают 13 педагога, из них высшую квалификационную категорию имеют 1 человек, первую – 4 и вторую – 8 человек.
В школе обучаются в 9(8класс-комплектов) классах 25 ученик, из них на первой ступени – 12, на второй – 13 учеников
 
Приоритетные направления и основные ценности, на которых строится обучение и воспитание
·        личностно-ориентированное обучение
  • здоровье-охранный режим обучения
  • профессиональное самоопределение школьников
  • возрождение национальных и культурных традиций
  • повышение роли физической культуры в формировании здорового образа жизни детей
  • развитие самоуправления школьников
  • гражданско-правовое воспитание
Особенности содержания образования
  • иностранный язык в начальной школе
Реализуемые технологии и программы
  • здоровье-сберегающие технологии
  • игровые
  • интерактивные
  • разноуровневое обучение
  • развивающее и опережающее обучение
  • тренинги
  • тестовые методики
  • информационно-коммуникативные технологии
Инновационная деятельность
·        внедрение ИКТ в учебно-воспитательный процесс.
В школе, за время ее существования, сформировались традиции, которыми мы дорожим:
·               открытость образовательного процесса («Дни открытых дверей» для родителей, «Круглые столы», «Семейная гостиная», презентация достижений коллектива на РМО,КМО , родительских собраниях и т.п.)
·               уважение к личности ученика и педагога (гуманистические принципы воспитания и обучения, создание благоприятного психологического климата для сотворчества, сотрудничества и проживания школьной жизни)
·               сохранение и передача педагогического опыта педагогов (выступления на РМО, районные семинары, публикации статей в печатных изданиях и в Интернете, участие в краевых и всероссийских конкурсах)
·               использование передовых компьютерных технологий (создание компьютерных презентаций, работа в Интернет классе, проведение уроков контроля с использованием ноутбуков, ведение отчетной документации, мониторинги, базы данных и т.п.)
·               ежегодное проведение школьных педагогических чтений
·               сотрудничество с ДОУ (совместные праздники «Осень», «Подорожник», «Бабушкины блины» и т.д. родительские собрания, семинары с учителями и воспитателями) с показом компьютерных презентаций
·               проведение школьных олимпиад по предметам с применением ИКТ (тестирование, подсчет балов и выявление победителей на компьютерах)
·                проведение общешкольных мероприятий с применением ИКТ,
В нашей школе работает творческий, высокопрофессиональный коллектив педагогов, среди них немало учителей. Учителя нашей школы являются участниками и победителями районных, республиканских всероссийских конкурсов, имеют печатные работы, выступают на семинарах и конференциях разного уровня, ведут мастер-классы на уровне района, 2 педагога имеют звание Почетный работник общего образования.
 
Опыт работы наших учителей был представлен на конкурсах, семинарах, педагогических фестивалях различного уровня.
 
Конкурсы и мероприятия
 
2008 г. —  Конкурс план- конспектов посвященных Ш. Маннапову.
2009 г. —Конкурс буклетов посвященных Ш.Маннапову.
2009 г. —  «Лучшая презентация  учителя начального класса»
2011 г. — «Лучшая презентация на тему 65летие ВОВ»
2011г- «Лучший конспект урока по математике»
2009-12- всероссийский конкурс «Русский медвежонок»
2009-12- всероссийский конкурс «Кенгуру»
2009-12- всероссийский конкурс «Зирек тиен»
2011-гг. — мастер-класс «Учитель татарского языка и литературы».
2011 гг. — выступления на РМО «Профильное обучение».
2012 г. — выступление на августовской педагогической конференции на РМО
«Результаты педагогической деятельности».
 
 
Родители учеников школы активно участвуют в решении школьных проблем, оказывают посильную помощь. В школе создан и работает Совет школы. По результатам опроса в ходе аттестации образовательного учреждения независимой экспертизой родители считают, что в школе созданы комфортные условия обучения и воспитания.
 
За период с 2002 по 2010 год образовательное учреждение выпустило 9 медалистов, учащиеся являются неоднократными призерами районных, краевых конкурсов, олимпиад, конференций.
 
 
 
 
 
 
Этапы информатизации
Информатизация системы образования представляет собой процесс создания оптимальных условий для комплексного применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательной деятельности, научных исследованиях, административном управлении школы. В более широком смысле информатизация образования включает также процесс изменения содержания, методов и организационных форм образовательной подготовки учащихся с целью перехода к образованию с использованием ИКТ (см., например, Федеральную целевую программу "Развитие Единой образовательной информационной среды" на 2001-2005 годы, далее – ФЦП РЕОИС).
Вся деятельность школы в этом направлении ведется в соответствии с основными нормативно-правовыми актами РФ и РТ, регламентирующими вопросы развития информатизации и использования ИКТ:
– Закон Российской Федерации "Об образовании" от 10.07.1992г. № 3266-1,
– Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г. № 1756-р),
– Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы (Постановление Правительства Российской Федерации от 23.12.2005 г. № 803),
– Закон Республики Татарстан "Об образовании" от 19.10.1993г. 1982-XII,
– Распоряжение Кабинета Министров РТ (№201-р от 12.02.07 г.) о реализации приоритетного национального проекта "Образование" в Республике Татарстан.
– Постановление Кабинета Министров РТ "О ходе реализации приоритетного национального проекта "Образование в Республике Татарстан" от 11.12.2006 г. № 617.
– Закон Республики Татарстан "Об информационных ресурсах и информатизации Республики Татарстан" от 13.01.2004 г. № 3-ЗРТ.
 
 
1-й компьютер появился в нашей школе в 1999 году, но до 2001 года использование компьютеров и информационных технологий ограничивалось уроками информатики, поэтому начало процесса информатизации в школе мы связываем с 2001 годом, когда были приобретены современные компьютеры с офисными приложениями.
 
I. Описание информационно-технологической среды
I. 1. Описание компьютеров на 1 этапе
В 1999 году в нашей школе появился первый компьютер «Электроника 32 ВТЦ 101» класс находился непосредственно в кабинете информатики и использовался на уроках информатики, работали под операционной системой MS-DOS
О мобильных ПК в те времена не было и речи.
Федеральной целевой программой "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 гг.)", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2001 г. № 630, и республиканскими проектами информатизации образования, школа обеспечена компьютерным классом.
С 2001 года компьютеры начали использовать административные работники школы, формируя с их помощью различного рода статистику, оформляя в офисных приложениях разнообразную деловую документацию.
I. 2. Состояние школьной локальной компьютерной сети на 1 этапе
Использовалась кольцевая топология сети, обеспечивающая простую физическую связь между устройствами, возможность передачи данных всем рабочим местам учеников одновременно, простой контроль ошибок, скорость передачи данных 57 Килобод. Недостатком   использования сети можно было считать зависимость ее функционирования от надежности каждого рабочего места, (так как происходила постоянная ретрансляция данных) и довольно сложную начальную загрузку кольца. Чем больше было подключено рабочих станций, тем более длинным было ожидание при обращении к ней. Работать можно было только в какой-то одной программной среде всем одновременно. Рабочее место учителя играло роль сервера для хранения и расположения программных сред и файлов.
Некоторые ПК имели в составе сетевые карты (3—4 ПК), хотя должного применения они не нашли, т. к. могли использоваться только в сети на основе витой пары, которой в школе не имелось. 
I. 3. Периферийные устройства, которые использовались в школе в начале этапа
Первые принтеры HP 695 появились в школе в 2001 году в кабинете информатики.
Устройства для ввода графической информации
Сканер, цифровых фотоаппаратов, видеокамер, проекционных устройств, других цифровых инструментов, а тем более цифровых комплексов работы со звуком и видео в школе на начало этапа не было.
1.4. Доступ в Интернет
На начальном этапе школа не имела доступа в Интернет.
1.5. Программные продукты, использовавшихся для решения учебных и административных задач в начале этапа.
Для обработки и представления различного рода информации использовались текстовые редакторы, электронные таблицы и базы данных, программы для подготовки презентаций. Такие программные продукты как электронные учебники, энциклопедии, тренажеры, тестирующие программы, приобретались за счет личных средств учителей. Все ресурсы учителями предметниками использовались во внеурочное время, и только учитель информатики мог применять их в течение уроков.
Для решения административных задач программные продукты на этом этапе не использовались.
II. Организационные условия использования ИКТ
II. 1. Организация школьной технической службы в начале этапа.
Техническая служба, как таковая, не существовала, учитель информатики осуществлял мелкий ремонт, настройку и установку программного обеспечения и консультировал учителей по техническим вопросам.
II. 2.    ИКТ-грамотность педагогов школы в начале этапа.
ИКТ-грамотных работников насчитывалось около 2 человек — окончивших соответствующие курсы и считающих, что они в состоянии пользоваться средствами ИКТ. Использование педагогами ИКТ было основано на личном интересе и мотивации.
Регулярно использовали ИКТ 1 педагог и директор школы. Несколько педагогов готовили тексты на компьютерах и использовали информацию из Интернета.
В начале этапа учителя не имели возможности повышать квалификацию на специализированных курсах, такая возможность появилась лиши в 2003 году.
Учитывая необходимость овладения информационными технологиями, в школе была организована группа учителей, которая начала активно изучать сервисные возможности Интернета, посещать курсы, семинары в   ЦИТ г. Казани.
III. Преподавание информатики
Уроки информатики сначала проводились только в старших 10-11 классах, с появлением персональных компьютеров преподавание информатики стало осуществляться с 8 по 11 классы, факультативные часы были введены во 2-4 классах.
На этом этапе творческие и исследовательские работы учащихся, в основном, представляли их умение программировать и работать в графических редакторах. Это были различного рода цветные фотоальбомы с детскими фотографиями и пейзажами родного Cевера, оформленные с помощью новой тогда еще программы AdobePhotoshop. В средах программирования на языках Паскаль и QBasic создавались различного рода простые рисунки, например, наборы картинок для вышивки крестом. Разрабатывались также программы с элементами тестирования.
Ш. 3. Межпредметные связи информатики с другими учебными предметами в начале этапа.
Межпредметные связи информатики с другими учебными предметами   использовались, в основном, для составления и решения различных математических и физических задач, формул, построений графиков в среде программирования, а также для создания электронных таблиц, графиков, диаграмм, фигур. С того периода по настоящее время ИКТ используется на уроках рисования для создания рисунков в графическом редакторе Paint. На целом ряде предметов ИКТ используется   для исправления неправильно набранного текста.
IV.      Использование ИКТ администрацией учителями, полученные образовательные результаты.
В школе становится традицией проводить внеклассные мероприятия и уроки с использованием ИКТ. Например, урок физики в 9 классе по теме: «Оптические явления в физике»
IV. 1. Использование проектного метода обучения
В школе активно используется метод проектов.
Например, в рамках урока-погружения в поэтическое искусство реализован проект «Фет и эстетика чистого искусства». Мультимедийное сопровождение использовалось при защите таких групповых проектов как: «Литературоведы», «Текстологи», «Архивариусы».
С помощью компьютеров осуществляется тестирование знаний по ПДД. Учащиеся используют ресурсы Интернета для подготовки и проведения социальной акции «Ветеран живет рядом», организации игры   «Брейн-ринг», «КВН».
IV.2. Примеры использования ИКТ для решения административных задач
Администрация школы осуществляет компьютерный набор текстов для педагогических советов, семинаров, оформления результатов экспериментальной деятельности. Учителя сдают тематическое планирование на магнитных носителях. Заместитель директора по УВР на постоянной основе формирует банки данных по коллективным творческим делам, КТД, повышению квалификации учителей, награждениям. В электронной форме зафиксированы данные по контролю хода и результатов образовательного процесса (диагностика, мониторинг, анализ посещаемости и д.). Эти данные используются в том числе и для информирования родителей. 
V.   Цели и задачи этапа, решаемые проблемы
Основными проблемами в начале этапа были следующие: недостаточная ИКТ-компетентность учителей, слабая материально-техническая база, дефицит современных дидактических материалов, моделирующих программ, неготовность родителей к новым условиям обучения детей.
V.1. Цели программы развития, которые педагоги поставили перед собой на данном этапе на основе анализа школьных проблем.
Цель развития информатизации педагоги нашей школы видят в следующем:
создание непрерывной системы формирования информационной культуры учащихся и педагогов, единой информационной образовательной среды (ИОС) как составной части единого образовательного пространства  и ключевого фактора повышения конкурентоспособности образовательного учреждения и обеспечивающей повышение доступности и качества всех уровней образования, формирование научно-педагогического кадрового корпуса, владеющего инновационными и информационными технологиями, создание условий для поэтапного перехода к новому уровню качества образования на основе информационных технологий.
V. 2. Конкретные задачи информатизации школы, которые педагоги выделили для достижения целей развития:
  • Внедрить в учебный процесс широкое использование глобальной сети Интернет.
  • Ввести в эксплуатацию электронные средства почтовой связи.
  • Повысить квалификацию руководителям, педагогам по использованию современных методов и принципов организации работы.
  • Организовать внутришкольные курсы повышения ИКТ-компетентности учителей.
  • Оказывать методическую помощь учителям информатики по вопросам использования новых технологий преподавания.
  • Стимулировать развитие межпредметных связей.
  • Подготовить школьный сайт.
·         Создать условия для системного внедрения и активного использования информационных и коммуникационных технологий.·         Создать школьную локальную компьютерную сеть.·         Создать на базе библиотеки медиацентр.·         Организовать выпуск электронной версии школьной газеты.

V. 3. Описание ожидаемых результатов этапа

Учащиеся:

        увеличение числа учащихся, принимающих участие в дистанционных олимпиадах по различным предметам;        организация дистанционного обучения учащихся;        возможность дистанционной подготовки через дополнительные образовательные услуги Вузов        повышение качества обучения за счёт эффективного использования ИКТ.Преподаватели:        повышение квалификации учителей через использование услуг Центров дистанционного образования;        повышение квалификации педагогических работников МБОУ «Карамалинской СОШ» по информационно-коммуникационным технологиям;        активизация методической работы путем проведения семинаров-практикумов и мастер-классов педагогами МОУ «Карамалинской СОШ»;        обеспечение доступа к современным информационным ресурсам через подключение к сети Интернет;        создание школьного методического центра для поддержки информатизации школы и распространения новой практики преподавания;        повышение эффективности работы с одаренными детьми         создание электронного каталога школьной библиотеки, информационно – библиотечного центра;

 

 

Администрация:

Разработка и использование «Электронного офиса руководителя», который включает информацию по следующим вопросам:          КТП учителей предметников, методические материалы, результаты своей работы;          методическая работа;           локально-правовые акты;          планы, программы, отчеты;          кадры, учащиеся;          внутришкольный контроль;          учебный план, учебная нагрузка, расписание, всевозможные отчеты.Все это позволит администрации вести управление по результатам деятельности, принимать эффективные управленческие решения, четко видеть динамику происходящих изменений, объективно оценивать деятельность педагогических работников, повысить уровень организации управленческого труда. Родители:

        Размещение на сайте школы «Родительской странички» позволит родителям получать более полную информацию о школе, по всему кругу вопросов, касающихся организации учебно-воспитательного процесса, профилактической .

 
Для решения поставленных задач была сформирована школьная команда, в которую вошли 5 человек. Все задачи были разделены на блоки и назначены ответственные за каждый блок:
1.Общее руководство. Разработка регламентов (проектов локальных нормативных актов, приказов, распоряжений) по использованию ИКТ в управлении школой. Разработка регламентов (проектов локальных нормативных актов, приказов, распоряжений) по использованию в образовательном процессе   электронных учебных комплексов и пособий. Разработка и опытная апробация программы мониторинга Поддержка инновационного движения. Организация и проведение в школе ежегодного конкурса   педагогических инициатив по использованию ИКТ.
2. Автоматизация программы психологического сопровождения, систематизация в электронной форме данных психологического обследования, создание и поддержка электронных карт индивидуального развития, перевод в электронный формат журнала консультаций.
3.Создание и систематизация ЦОР.
4. Дистанционное образование педагогов и учащихся.
5. Обучение педагогов технологиям проектирования учебных занятий с применением ЦОР.
6. Реализация программ дополнительного образования, предусматривающих освоение обучающимися новых информационных технологий. Создание, разработка, поддержка Web-сайта.
7. Интернет-поддержка профессионального развития педагогов. Создание, работка поддержка Web-сайта.
8. Создание информационно-библиотечного центра.
9. Организация фонда информационных ресурсов и его расширение.
 
V. 4.1. План мероприятий, обеспечивающих решение задач информатизации школы на данном этапе
1.      Школьной командой был разработан следующий план мероприятий на 2006—2007 года для решения задач информатизации школой:
2.Разработка Программы информатизации ОУ на 2006—2007 гг. Доработка Программы информатизации ОУ на основе рекомендаций Проекта ИСО
3.Обучение членов школьной команды работе с АРМ «1С: ХроноГраф Школа».
4.Разработка регламентов пользования   информацией общего доступа.
5.Персональное распределение обязанностей по работе с информацией общего доступа.
6.Сбор информации о возможности организации обратной связи с администрацией, учителями, родителями учащихся посредством   Информационных технологий.
7.Разработка регламентов работы с электронной почтой
8.Создание сайта для родителей.
9.Размещение на официальной странице сайта информации о Проекте ИСО.
10. Поддержка сайтом ресурсов методических объединений учителей предметников.
11. Опубликование на сайте работ учителей, учащихся.
12. Организация и проведение семинара «ИКТ в деятельности классного руководителя» 
13. Разработка формы электронной отчетности, отражающей деятельность классных руководителей.
14. Освоение классными руководителями прикладной программы "Социометрический статус ученика в коллективе"
15. Организация работы по отражению текущих оценок в электронном виде (выборочно, в качестве эксперимента).
16. Разработка программы "Учет отсутствующих учащихся".
17. Организация и проведение семинара «Работа учителей предметников с информацией посредством информационных технологий».
18. Подготовка электронных отчетов по выполнению учебных программ.
19. Оформление в электронной форме рабочих и учебных дней (на текущий учебный год).
20. Участие учителей-предметников и учащихся в телекоммуникационных викторинах, играх, олимпиадах.
21. Разработка и апробация ЦОР по учебным предметам.
22. Проведение проектной недели.
23. Участие в конкурсе педагогических инициатив.
24. Освоение в дистанционной форме программ повышения квалификации. (5 педагогов)
25. Организация электронного документооборота.
26. Создание базы данных нормативных документов (приказов) по образовательному учреждению
27. Поэтапный переход к организации обмена информацией между службами ОУ посредством школьной локальной сети.
28. Привлечение дополнительного контингента учащихся к школьным мероприятиям, связанным с использованием средств телекоммуникаций.
29. Привлечение дополнительного контингента учащихся к разработке ЦОР для уроков, внеклассных мероприятия. 
30. Организация и проведение проектной недели.
31. Разработка электронной базы данных учебной литературы, и учебных материалов, имеющихся в библиотеке ОУ.
32. Разработка электронной базы данных выдачи художественной и отраслевой литературы из библиотеки.
33. Участие в конкурсе «Коллекция электронных уроков. Предметы регионального и школьного компонентов учебного плана» и др.
34. Участие в конкурсах «Портфолио»
35. Проведение конкурса учебных и сетевых проектов с применением ИКТ.
36. Организация дистанционного обучения по математике и другим предметам.
37. Создание и поддержка на сайте школы в разделе «Для родителей» страницы «В помощь обу­чающемуся» (тесты по предметам для проверки базовых знаний).
38. Размещение на сайте школы страниц по всем дисциплинам для нескольких параллелей классов с целью создания индивидуальных маршрутов обучающихся.
39. Обучение группы учителей школы основам построения сайтов. 
40. Организация ОЭР по созданию электронных учебников по отдельным предметам и темам.
41. Организация на постоянной основе семинара   для педагогов по методике применения Интернет-ресурсов.
 
V. 4. 2. Трудности (технические, методические, организационные и др.), которые возникли при выполнении работ. Как преодолевались трудности. Замыслы, от которых пришлось отказаться:
        Неготовность части учителей к использованию в образовательном процессе информационных технологий, работать в условиях эксперимента.
Эту проблему мы решали путем повышения квалификации учителей, повышения ИКТ-компетентности педагогических кадров, разработки собственных методических рекомендаций по организации образовательного процесса в условиях эксперимента.

        Недостаточная направленность образовательного процесса на формирование функциональной грамотности: языковой, информационной.
Эту проблему мы решали путем внедрения технологий, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и подготовку к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизни, организации и проведения мастер-классов, курсов, семинаров, открытых уроков.

        Снижение мотивации учащихся на 2 ступени. Эту проблему помогает решить внедрение в образовательный и воспитательный процесс информационных технологий, способствующих развитию и поддержанию у школьников стремления к успеху.        Недостаточное количество программно-методического обеспечения, позволяющего внедрить Информационные технологии в учебный процесс. Для решения этой проблемы мы провели работу по созданию банка программно-методических материалов, мультимедиапрограмм, пособий, учебников для организации эффективной работы по внедрению информационных технологий, использованию ресурсов информационной сети.

        Недостаточность материально-технической базы для реализации программ профильного обучения, внедрения информационных технологий, стимулирования мотивации к обучению, совершенствования УВП.
Для решения этой проблемы необходимо насыщение школы оборудованием, создание сетей, подключение к Интернету, создание рабочих мест свободного доступа, оснащение видео- и телеаппаратурой, пополнение компьютерного оснащения.

 
Трудности заключались также в недостатке финансирования, но решались через привлечение спонсорских средств и грантов.
 
V.5. Изменения в информационно-технологической среде школы
В декабре 2001г. в нашей школе появился современный компьютерный класс. Он включал: 4 компьютеров PHILIPS, процессором IntelGeleron 601 MHz, памятью 128 MB, CD –дисководом, жестким диском 10.2 GB.
2010г. школа по республиканской программе получила 2 компьютера с жидкокристаллическими мониторами LG; с материнскими платами Proxima mATX, процессором Intel(R) Core(TM
 
 
В школе имеется 15 ноутбоков и 1 интрактивная доска и 2 мультимидейного проектора