• Информируем вас, что с 1 января 2024 года оценки и расписание доступны в новой версии Электронного образования по адресу ms-edu.tatar.ru. В данной версии электронного дневника вы можете продолжать смотреть ранее полученные оценки.
    С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте: info.edu.tatar.ru.

Электронное образование Республики Татарстан

  • Главная
  • Организации по районам
  • Алексеевский
  • Детские сады
  • Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Алексеевский детский сад №3 "Петушок" Алексеевского муниципального района Республики Татарстан/Татарстан Республикасы Алексеевск муниципаль районының 3нче «Әтәчкәй» Алексеевск балалар бакчасы мәктәпкәчә белем биру муниципаль бюджет учреждениесе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Алексеевский детский сад №3 «Петушок» Алексеевского муниципального района Республики Татарстан / Татарстан Республикасы Алексеевск муниципаль районының 3нче «Әтәчкәй» Алексеевск балалар бакчасы мәктәпкәчә белем бирү муниципаль бюджет учреҗдениесе

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Визитная карточка

Адрес: 422900, Республика Татарстан, Алексеевский район, пгт. Алексеевское, улица Калинина, дом 58А
Телефон: +7(84341)-2-58-96
E-Mail: DS3.Alx@tatar.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МБДОУ Алексеевский детский сад №3 «Петушок»
Руководитель: Баранова Оксана Леонидовна
Год основания учреждения: 1987
У нас учатся: 125
У нас учат: 15 педагогов

Новости детского сада №3

Мастер-класс «Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста через использование сюжетов сказок»

Опубликовано: 10.02.2016

Мастер-класс по теме
«Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста через использование сюжетов сказок»
 
Добрый день, уважаемые коллеги!
Разрешите представиться Андрякова Надежда Александровна воспитатель детского сада №3 «Петушок». Тема семинара «Мы без книги, как без света, как без мудрого совета», а как мы знаем книги в детском саду это сказки. Мне бы хотелось начать с нескольких слов о своем мастер-классе.
Современные дошкольные учреждения ищут новые личностно-ориентированные подходы в образовании. Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей, как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным. Просто и ненавязчиво, легко и играючи обучать дошкольника. Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать?
Как подойти к обучению нетрадиционно, а значит оригинально и непривычно?
Рассматриваемый мною в данном мастер-классе вопрос – обучение детей дошкольного возраста посредством сказки – является, на мой взгляд, интересным и актуальным. Поэтому тема моего мастер- класса звучит так: «Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста через использование сюжетов сказок». СЛАЙД №1.
Сказка – незаменимый инструмент формирования личности ребенка. Сказки
способствуют развитию в ребенке творческого мышления и воображения.
С помощью сказки можно в увлекательной форме познакомить ребёнка с окружающим миром, помочь лучше осознать и понять его. С её помощью можно оживить изучаемый материал. Когда ребёнок слушает увлекательную историю, он переживает вместе с героями, при этом он решает сложные интеллектуальные задачи, рассуждая, логически обосновывает свои действия.
Применяя сказки в своей работе с дошкольниками, я наблюдаю положительное влияние на более быстрое и прочное усвоение знаний. У детей повышается познавательная активность, активизируется интерес к обучению.
Одна и та же сказка может быть использована, как для детей младшего, так и старшего возраста с усложнением используемого материала.
С моей точки зрения, познавательная сказка — это увлекательная история с веселыми и умными героями, позволяющая формировать знания, представления и познавательный интерес к изучаемому предмету или явлению, содержание которой выступает в качестве особого рода занимательных проблемных ситуаций, заданий, требующих размышления, действенного обследования, выдвижения и проверки знаний.
Использование сказки в познавательном развитии
Сказочная ситуация, которая задается ребенку, должна отвечать определенным требованиям:
·        Ситуация не должна иметь правильного готового ответа (принцип открытости).
·        Ситуация должна содержать актуальную для ребенка проблему «зашифрованную» в образном ряде сказки.
·        Ситуация и вопрос должны быть построены и сформулированы так, чтобы побудить ребенка самостоятельно строить и прослеживать причинно-следственные связи.
В работе со сказкой я использую следующие приемы и методы:
-Чтение сказок (является основной формой знакомства с любой сказкой).
-Элементы театрализации. Наиболее эмоционально дети откликаются на представление кукольного театра. Можно использовать все виды театра.
-Творческие задания. Рисование, лепка сказочных персонажей из доступных материалов.
- Во время проведения занятий широко использую элементы ТРИЗ:
vПроблемные ситуации и вопросы.
vИгровые задания.
vИгры - экспериментирования с предметами и материалами.
vМожно использовать моделирование сказочных сюжетов.
Использование данных методов и приемов способствует развитию познавательной активности, формированию креативности, как качества личности у дошкольников; учит действиям, с помощью которых осуществляется творчество.
Опыт моей работы показывает, что использование познавательных сказок способствует более эффективному закреплению у дошкольников математических представлений, экологических знаний, экономических представлений.
Ребенок в результате таких занятий получает ощущение силы своего интеллекта, представление об упорядоченности и разумности окружающего его мира.
Рекомендации по использованию сказок для познавательного развития.
1. Прежде чем рассказывать сказку детям, взрослый должен сам проработать текст: проанализировать его, выделить тему, сюжет, обратить внимание на особенности языка данного произведения; подготовить наглядный материал.
2. Перед рассказыванием нужно настроить детей на слушание текста. Для этого можно использовать сюрпризный момент (появление персонажа из сказки, волшебного сундучка и пр.), волшебные слова, книжку-самоделку и т.д.
3. Сказки следует рассказывать не реже одного раза в неделю.
4. В процессе рассказывания сказок необходимо учитывать индивидуальные
особенности каждого ребенка.
5. Познавательные сказки следует преподносить детям в определенной
последовательности с постепенным усложнением материала.
6. В процессе организации образовательной деятельности по сказке с целью
активизации мыслительной деятельности дошкольников нужно применять наглядность (разнообразные виды театра, иллюстрации с изображением главных героев и пр.), а также проблемные ситуации.
7. По ходу выполнения заданий детям следует предоставлять свободу выбора материала для самостоятельных упражнений.
Познавательные сказки создаются педагогом для «упаковки» учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, складывается сказочный образ мира, в котором они живут. Этот вид сказок помогает раскрывать смысл и важность определённых знаний.
 При работе со сказками у детей формируется положительная мотивация к
выполнению заданий, повышается эмоциональный фон занятия. Занятия приобретают необычную окраску, переставая быть скучными и однообразными. Организация занятий с познавательными сказочными историями способствует
тому, что ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превращается в активного участника. Это положительно сказывается на усвоении детьми знаний, представлений об окружающем мире, а также их общем развитии. Вся работа проходит в форме сказочной игры, но при этом сохраняются элементы познавательного и учебного материала с нетрадиционным подходом. Это значит, инициирование у детей умения нестандартно, оригинально воспринимать содержание сказок, отражать его во всех видах деятельности, а также создавать предпосылки для сочинения ребенком собственной сказки. По принципу «от простого - к сложному».
Сегодня на мастер-классе я познакомлю вас с одной из форм работы со сказкой это – занятие или непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационная часть
1.1. Игра "Отгадай сказку". СЛАЙД №2
Загадываю детям загадки про зверей.
1.     Говорят, она хитра,
Кур уносит со двора.
Но зато красавица –
Всем ребятам нравится! (Лиса)
2.     Мчится без оглядки,
Лишь сверкают пятки.
Мчится что есть духу,
Хвост короче уха.
Живо угадай-ка,
Кто же это? (Зайка)
3.     Злой и страшный серый зверь,
Водится в лесу теперь,
Всех зайчат перепугал,
Также белок разогнал,
Но он бедный и голодный,
Хоть и страшный и проворный. (Волк)
4.     Очень он опасный зверь,
Красоте его не верь.
Белый, бурый и большой,
И всегда он очень злой.
Но зимой он засыпает,
Лишь в берлоге обитает.
Отвечаем, знаем ведь,
Дети это же…МЕДВЕДЬ!
5.     Из болота быстро прыг,
Комара поймала вмиг.
Выпучив глаза, сидит,
Во все стороны глядит.
Бойся, бойся, мошкара,
Крика грозного: "Ква-ква".
А зеленая квакушка
Называется... лягушка.
6.     Серая, белая и небольшая,
Умная очень, смешная такая.
Можно бояться, можно любить,
Но равнодушным нельзя точно быть.
Хвостик имеет, всюду грызет,
Сыр или крупы всегда унесет.
И загадка легкая слишком,
Дети знают…это МЫШКА!
А сейчас посмотрите на героев и догадайтесь, в какую русскую народную сказку
они нас приглашают.
- Теремок. СЛАЙД № 3
- Молодцы, ребята. Сегодня мы отправимся в увлекательные путешествие по русской народной сказке "Теремок". Здесь нас ждут игры, загадки, весёлые стихи,
упражнения на смекалку, сообразительность и многое другое.
Солнце вышло из - за тучи,
Что-то скрипнуло в углу.
Чудеса – случаются.
Сказка начинается.
Итак, сказка начинается.
2. Основная часть (весь текст сопровождается слайдами)
2.1. Игра "На лесной полянке"                                                                  
Стоит в поле теремок. Он не низок, не высок. Покажи этот теремок. СЛАЙД № 4
Бежит мимо мышка-норушка. СЛАЙД № 5
Увидела теремок, остановилась и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
Никто не отзывается.
Вошла мышка в теремок и стала в нём жить. СЛАЙД № 6
Решила мышка убраться в тереме, да веник не нашла. Поможем мышке веник сделать (из счетных палочек выкладываем веник).
СЛАЙД № 7. Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
— Я, мышка-норушка! А ты кто?
— А я лягушка-квакушка.
— Иди ко мне жить!
Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоём жить.
Захотела лягушка сварить обед, да воды нет. Пошла лягушка на речку.
СЛАЙД № 8. Набрала воды из речки. Помоги ей донести до теремка. Бери только полные ведра.
Зайка по лесу гулял, теремок тот увидал.
Помоги зайчику дойти до теремка. СЛАЙД № 9
 Остановился и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живёт? СЛАЙД № 10
— Я, мышка-норушка!
— Я, лягушка-квакушка. А ты кто?
— А я зайчик-побегайчик
— Иди к нам жить!
СЛАЙД № 11. Заяц скок в теремок! Стали они втроём жить. Покажи нужную цифру.
- Ребята, мы уже помним с вами, что лягушка хотела сварить обед. Воды принесла, а овощей то нет. Урожай очень богатый уродился. Поможем зверюшкам его собрать.
Физкультминутка.
В огород мы пойдем, урожай соберем
Мы моркови натаскаем
И картошки накопаем
Срежем мы кочан капуст
Круглый, сочный, очень вкусный (показывают круг руками 3 раза)
Щавеля нарвем немножко («рвут»)
И вернемся по дорожке (идут по кругу, взявшись за руки)
Положи в лукошко только овощи, называя их на татарском языке. СЛАЙД № 12
СЛАЙД № 13. Идёт лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
— Я, мышка-норушка.
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, зайчик-побегайчик.
— А ты кто?
— А я лисичка-сестричка.
— Иди к нам жить!
СЛАЙД № 14. Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить. Покажи нужную цифру. Кто живет на 1 этаже справа, слева.
Кто живет на 2 этаже справа, слева.
СЛАЙД № 15. Лисичка ходит в лес за грибами для пирогов. Помоги лисичке собрать грибы, бери только съедобные.
СЛАЙД № 16. Прибежал волчок - серый бочок, заглянул в дверь, и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
— Я, мышка-норушка.
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, зайчик - побегайчик.
— Я, лисичка-сестричка.
— А ты кто?
— А я волчок - серый бочок.
— Иди к нам жить!
СЛАЙД № 17. Волк и влез в теремок. Стали впятером жить. Покажи нужную цифру.
Вот они все в теремке живут, песни поют, а волк на балалайке играет. Покажи инструмент, на котором играет волк. (Вызвать 1-2 детей для показа) СЛАЙД № 18
СЛАЙД № 19. Идёт мимо медведь косолапый. Грибы, ягоды собирает. Поможем медведю ягоды собрать?
Упражнение "Найди и зачеркни". Найдите на карточке и зачеркните ягоду малину. 1 минута (10 штук)
Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:
— Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
— Я, мышка-норушка.
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, зайчик-побегайчик.
— Я, лисичка-сестричка.
— Я, волчок-серый бочок.
— А ты кто?
— А я медведь косолапый.
— Иди к нам жить!
Медведь и полез в теремок.
Лез-лез, лез-лез — никак не мог влезть и говорит:
— Я лучше у вас на крыше буду жить.
— Да ты нас раздавишь!
— Нет, не раздавлю.
— Ну так полезай!
Влез медведь на крышу.
Только уселся. Затрещал теремок, упал на бок и весь развалился. СЛАЙД № 20
Еле-еле успели из него выскочить: мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок — все целы и невредимы.
Принялись они брёвна носить, доски пилить — новый теремок строить. Выбери предметы, с помощью которых можно построить теремок. Как их можно назвать одним словом? (строительные инструменты) А другие предметы? (музыкальные инструменты) Одно слова имеет два значения. СЛАЙД № 21
Лучше прежнего выстроили! Всем теперь места хватит! СЛАЙД № 22
Предлагаю сконструировать теремок.
Детям для обыгрывания постройки предлагаются персонажи сказки «Теремок».
Итог.
- В какой сказке мы сегодня с вами побывали? (теремок)
- Что отличало нашу сказку от русской народной сказки "Теремок"? (Дети вспоминают занятие и называют)
- Что вам понравилось?
- Какое задание было трудным?
- Наше увлекательное путешествие по сказке закончилось.
Воспитание сказкой способствует воспитанию уверенности в себе и своих силах. Под влиянием эмоций качественно по-иному проявляются и внимание, и мышление, и речь, усиливается конкуренция мотивов, совершенствуется механизм «эмоциональной коррекции поведения». Роль сказки очень велика и доступна восприятию детей дошкольного возраста.
В сказках всегда побеждает добро – это очень важно в воспитании детей.
Таким образом, можно сделать вывод, что, занятия, построенные на сказочном сюжете, очень широко влияют на развитие личности ребенка, помогают эффективно решать задачи обучения и воспитания, развивать внимание, память, логическое мышление. А также воспитывать важное личное качество, которое несет в себе и национальное и общечеловеческое свойство. Это чувство доброты.
Спасибо за сотрудничество, всем творческих успехов!

Источник: администрация

К списку новостей