Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Сарсак-Омгинский лицей Агрызского муниципального района Республики Татарстан
Визитная карточка
Адрес: | 422206, с. Сарсак-Омга, пл. Кирова, д. 13 |
Телефон: | +7(855)-513-47-12. |
E-Mail: | ssomga.agr@tatar.ru; ssomga@mail.ru |
Министерство: | Министерство образования и науки Республики Татарстан |
Короткое название: | МБОУ Сарсак-Омгинский лицей |
Руководитель: | Шайдуллина Ляйсан Маликовна |
Год основания учреждения: | 1896 |
У нас учатся: | 20 воспитанников первого уровня обучения (дошкольники) и 94 обучающихся с 1 по 11 классы. |
У нас учат: | 25 педагогов |
ВСЕ новости лицея
Общественное слушание. Публичный доклад
Опубликовано: 18.04.2011
Публичный доклад
МОУ Сарсак-Омгинский лицей Агрызского района РТ.
директор Николаева Т.С.
Я верю, что ни что не проходит бесследно и
что каждый малейший шаг наш
имеет значение для настоящей и будущей жизни
А.П.Чехов.
Общая характеристика.
Сельская школа – особенная школа. Она взрастила не одно поколение людей, интуитивно опираясь на те простые истины, которые составляют духовный мир деревенского народа. Важнейшей из этих составляющих является «нравственная оседлость» - привязанность к своему дому, селу, родной земле. Наше учебное заведение зарождалось еще в 19 веке, в 20 веке оно было широко известно всему Агрызскому району, как одна из школ, обучающая детей на русском языке. А в 21 веке- всей России, как инновационное учреждение и победитель ПНПО .
Лицей имеет столетнюю историю. Открыто оно было как земское училище. В 1933 году начальная школа была преобразована в семилетнюю, в 1951 – в среднюю. Сюда стали приходить учиться дети из многих окрестных деревень. С 1993 года стала лицеем. Все эти годы в школе работает коллектив педагогов-энтузиастов, которые стремятся сохранить в детях привязанность к родной деревне, к родной земле.
В 90-ые годы, получив статус лицея и заключив договор с Ижевской сельхоз академией, учащиеся лицея и других школ района получили прекрасную возможность на базе лицея обучаться на подготовительных курсах для поступления в Академию и получать свидетельства о прохождении курсов «овощевод», «хозяин сельского дома», «бухгалтер-счетовод», «тракторист 3-го класса», «слесарь по ремонту сельхозмашин». В последствии образовательные услуги расширились – стало возможным не выезжая из села получить начальное профессиональное образование по специальностям «слесарь по ремонту автомобилей», «бухгалтер».
За свое существование Сарсак-Омгинская школа выпустила 1682 выпускника, 39 из которых окончили с медалью - 4 человека с золотой и 35 человек с серебряной медалью. Выпускники нашего лицея успешны и конкурентоспособны в различных сферах деятельности, о них поступают добрые отзывы из различных уголков России, ближнего и дальнего зарубежья.
Сегодня мы гордимся: и заслуженными колхозниками, награжденными орденами «Красного знамени»: Ивановым С.И., Маркитоновой Л.В., Гавриловой А.И., Касьяновой Е.П., и представителями военной профессии : полковниками в отставке Маннановым Д.Г., Гайнуллиным Л,Х., Ефимовым Н.П.- начальником кафедры выс.военного авиационного училища г.Балашова, государственным советником 3 класса -Валиевым Э.А., заслуженной артисткой УР- Прокопьевой А.Н, заместителем министра по строительству РТ- Хазиевым Р.М.
Нельзя не отметить и тех, кто выбрал самую почетную и ответственную профессию – профессию учителя – это более 100 выпускников. Среди них Заслуженные учителя РТ, Заслуженные учителя УР, Почетные работники общего образования, Отличники просвещения.
Состав обучающихся.
На 1 сентября 2010 года в лицее обучается 92 учащихся и 38 воспитанников дошкольной группы. В лицее обучаются дети различных национальностей. Всего в лицее 11 класс-комплектов, средняя наполняемость – 8 учеников.
Лицей работает в режиме 6-ти дневной учебной недели, две перемены по 20 минут для приема пищи и отдыха учащихся; другие по 10 минут. Продолжительность урока - 45 минут.
После уроков, во второй половине рабочего дня, начинают свою работу кружки по интересам, спортивные секции. Для учащихся организуются индивидуальные и групповые занятия, общешкольные творческие дела и дела классных коллективов.
Разрабатывая целевую программу развития лицея, а позже, отслеживая и анализируя этапы ее реализации, административная команда всерьез задумалась над тем, что такое инновации в образовании, зачем они нужны лицею, как управлять инновационным движением, в чем отличие инновационной деятельности от экспериментальной. Новое видение инноваций дало возможность перестроить систему существующих в лицее экспериментальных площадок, выработать единые цели и задачи для всех творческих групп педагогов, пересмотреть систему управления их деятельностью.
Еще до введения в действие национального проекта «Образование» в нашем образовательном учреждении работали экспериментальные площадки следующих направлений:
• «районная экспериментальная площадка по освоение системы развивающего обучения Л.В. Занкова»;
• С 2001 года Всероссийский эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования по 2007 г.г.
• С 2003 года- «Организация профильного обучения» и
• «Организация предпрофильной подготовки в лицее».
Однако эти направления экспериментальной работы были не связаны друг с другом, работали в индивидуальном режиме. Подготовка к участию в национальном проекте побудила проанализировать сложившуюся ситуацию. В результате анализа выстроили систему инновационной деятельности в таких направлениях:
• модернизация лицейского образования на основе межпредметной интеграции;
• внедрение в образовательный процесс информационных технологий.
• создание единого образовательного пространства лицея
Конечная цель программы развития: создание ресурсного центра для образовательных учреждений района по профильному обучению.
Приоритетный национальный проект «Образование» стал для нас способом не только поддержки, но и запуска новых механизмов саморазвития лицея, основанных на творчестве учителей, разработке и введении новых образовательных технологий, укрепления связей школы с наукой, обращении к мировому педагогическому опыту. Что же произошло с нами, членами администрации и педагогами лицея, в результате участия в ПНПО?
Мы переосмыслили цели, задачи, характер и направления инновационной деятельности своего образовательного учреждения
Приоритетный национальный проект «Образование» побудил нас активизировать информатизацию лицея. Ведь для того чтобы победить в нем, образовательное учреждение должно создать собственную информационную среду, а учителя - активно использовать информационно-коммуникационные технологии в своей педагогической деятельности.
После разрешения проблемы преодоления страха учителей перед компьютерной техникой и обучения педагогов азам компьютерной грамотности у нас появилось новое понимание информатизации образования. Компьютеризацию образовательного процесса надо использовать как инструмент для вовлечения всех участников образовательного процесса в единую информационную среду.
С этой целью мы стали шире применять в образовательном процессе Интернет-технологии что позволило всем его участникам начать овладение новой информационной культурой. Этому способствовали:
• поиск информации, дополнительной к материалам учебников и необходимой для исследовательской деятельности;
• знакомство с различными программными и мультимедийными объектами, их скачивание и использование в своей деятельности;
• разработка школьных сайтов;
• знакомство с многочисленными научными и практическими работами в той или иной области знаний, с разнообразным опытом ученых и практиков.
Приобретены и применяются на уроках компьютерные программы по всем предметам, это и медиа-программы.
Информационные технологии используются как образовательном ,так и в управленческом процессе. У каждого учителя имеется своя электронная почта, и у 90% имеется домашний компьютер, подключенный к Интернету, также учителя получили ноутбуки. На школьном сайте имеется своя WEB страничка, где учителя помещают все свои наработки, КИМы, создана база КИМов по всем предметам. Завучем лицея ведется мониторинг качества обученности учащихся, мониторинг индивидуальной профессиональной траектории повышения квалификации учителей, создана база авторских программ. Учителями создаются уроки с использованием интерактивной доски.
Благодаря средствам ПНПО удалось начать реализацию нового проекта «Детская киностудия просветительских фильмов». Инициаторами которой вышли учитель русского языка и литературы Зарипова Ф.К. и учитель информатики Файзуллин Ф.А.. Основной миссией проекта стала интеграция образовательного процесса лицея. Учащиеся лицея начав работу в выпуске
лицейской газеты получили навыки работы над составлением текста, приобрели навыки брать интервью, собирать данные и обобщать весь собранный материал. В настоящее время по своим авторским сценариям создают авторские фильмы .
Интернет-технологии дали возможность лицеистам и учителям принимать участие в различных конкурсах и республиканского, и российского уровня, Интернет-педсоветах и Интернет-форумах, предметных тестированиях; проходить обучение на дистанционных курсах.
Возникло понимание необходимости развития информационной культуры участников образовательного процесса
Национальный проект побудил учителей лицея к поиску новых форм применения компьютерной техники на уроке и во внеурочное время. В результате использование мультимедийной техники стало носить не только иллюстративный, но и развивающий характер благодаря применению в ходе образовательного процесса новых для нас методов и приемов работы. Так, использование элементов анимации позволяет не только показать динамику построения математических, физических или химических моделей, но и побудить учащихся к анализу информации, выделению общего, нахождению различий. Оно дает возможность обучать школьников умению воспринимать информацию в новой форме и более высоком темпе, грамотно излагать свои мысли, рассуждать. Немаловажно и то, что анимация позволяет педагогу передавать информацию без искажений вне зависимости от его художественных способностей.
Использование видеофильмов на электронных носителях дает возможность школьнику:
• выйти в ходе учебного процесса за рамки школьного кабинета - оказаться в любой точке Земли, спуститься в ее недра, заглянуть в космос, оказаться в современной исследовательской лаборатории или на сложной хирургической операции;
• полнее приобщиться к культурному наследию человечества. Так, благодаря учебному фильму наши девятиклассники впервые увидели Гамлета в исполнении И. Смоктуновского;
• увидеть химические соединения с опасными веществами и поучаствовать в физических опытах, требующих специального оборудования, а также проанализировать их результаты.
Применение электронных опорных схем и таблиц, предполагающих заполнение учащимися пропусков и установление причинно-следственных связей между объектами и явлениями позволяет школьнику:
• освоить новую форму обработки информации;
• увидеть межпредметные связи;
• овладеть навыками работы в системах Word и Excel на уроках по различным предметам.
Кроме того, мобильность электронных схем дает учителям еще одно средство для развития аналитических способностей своих учеников.
Использование компьютерной техники в ходе контроля знаний помогает решить такие проблемы, как:
• ускорить время проверки заданий;
• повысить объективность оценки знаний;
• развить у школьников навыки работы с тестом, необходимые для их подготовки к ЕГЭ.
• компьютер позволяет увеличить количество вариантов контрольных заданий вплоть до формирования индивидуальных контрольных работ.
Результатом применения информационных компьютерных технологий стали:
• увеличение скорости ведения урока, достигнутое за счет экономии времени на непродуктивных действиях учителя;
• расширение возможностей демонстрации прикладной направленности той или иной учебной дисциплины, ее связей с другими науками;
• усиление мотивации лицеистов к учебе;
• рост уважения учеников к педагогу как человеку, способному саморазвиваться, овладеть современной техникой;
• развитие творческого потенциала учащихся;
• активизация всех видов памяти ученика, что положительно сказывается на восприятии учебного материала;
• стимулирование развития кругозора учителей и учащихся, что оказывает плодотворное влияние на формирование межличностных отношений в коллективе;
• увеличение времени, которое педагог может затратить на общение с учениками на уроке.
• Использование современных образовательных технологии привело к улучшению качества образования.
Мы овладели новыми методами и приемами использования компьютерной техники в ходе образовательного процесса
Материально-техническая база лицея в определенной мере обеспечивает учебно-воспитательный процесс. Лицей функционирует в одном двухэтажном здании с 1973 года постройки. В школе имеется 15 оборудованных кабинета по всем предметам (оснащенность составляет 80%), библиотека, актовый зал, совмещённый со столовой, мастерские (столярная, швейная), лаборатории при кабинетах химии - биологии и физики.
В лицее имеются объекты физической культуры и спорта: спортзал спортивная площадка с оборудованием, футбольной, волейбольной и баскетбольной площадками, брусьями, турником, рукоходом, полосой препятствий. Оснащенность спортинвентарем составляет 90%.
Столовая для организации горячего питания оборудована на 60 посадочных мест. Питание учащихся соответствует нормам СанПиН, организовано одноразовое питание детей в среднем на 12 рублей и бесплатными овощами с участка. В лицее работает 1 медсестра, налажено сотрудничество с медицинскими работниками фельдшерско-акушерского пункта
Библиотека обладает общим фондом 11431 единиц, из них учебники – 962 экз., методической литературы 2295 экз., художественной литературы 7837 экз. Имеется компьютер с базой данных всей литературы и формулярами читателей, собраны также.
Все кабинеты лицея укомплектованы книжным фондом, справочной и методической литературой, раздаточным и демонстрационным материалом, аудио, компакт-дисками, видеокассетами.
Для поддержания процесса информатизации в лицее имеются:
- компьютеры- 23 штук; из них нового поколения – 14 и 20 ноутбуков для учителей.
- струйные принтеры – 2 шт., лазерные принтеры- 6 шт.;
-сканеры – 2 шт.- DVD проигрыватель – 5 шт.
- музыкальный центр – 2 шт.- телевизор – 6 шт.
- видеомагнитофон – 2 шт.- видеокамера – 3 шт.
- 30 электронных изданий учебного назначения по всем предметам.
На средства Гранта мы приобрели компьютерный класс, передвижные 2 мультимедийных комплекса, интерактивную доску, лабораторное оборудование в кабинет физики, химии, учебно-методические пособия
Средства, полученные в качестве государственной поддержки, способствовали реализации инновационных образовательных программ, модернизации и существенному укреплению материально-технической учебной базы и повышения квалификации и переподготовки педагогических работников лицея.
Укрепление материально-технической базы лицея способствовало увеличению направлений экспериментальной работы
Учебный план лицея разработан на основе базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РТ (БУП РТ - 2010) и примерного учебного плана с этнокультурным (чувашским, удмуртским, марийским, мордовским) компонентом на основе федерального базисного учебного плана, утвержденного Министерством образования Российской Федерации, Закона РФ «Об образовании», Закона РТ «О государственных языках РТ и других языках в РТ» Типового положения об общеобразовательном учреждении, Устава лицея.
При составлении плана учитывались следующие принципы:
- принцип вариативности;
- принцип дифференциации;
- принцип преемственности и непрерывности образования.
Учебный план обеспечивает выполнение образовательных программ в зависимости от ступеней обучения и в соответствии с их целями и задачами.
Условия осуществления образовательного процесса.
В структуре лицея выделяется 4 ступени образования:
.Дошкольное образование. Организация дошкольного образования в здании образовательного учреждения дает преимущественную возможность начинать работу по адаптации ребенка к школе. Учебно-воспитательный процесс организуется по программе «Воспитание и обучение в детском саду»,по редакцией М.А.Васильевой. Обучение ведется на родном удмуртском языке.
При работе с детьми дошкольного возраста предусматривается больше уделять внимания сенсорному развитию ребенка, отработке двигательных навыков, пространственной ориентировке, развитию коммуникативных качеств личности, мышления, навыков культурного поведения, укреплению здоровья, физической, психологической и мотивационной готовности детей к школе.
. Начальная ступень закладывает основы функциональной грамотности учащихся, вооружает их основными навыками общения, учебного труда, приобщает к мировой и отечественной культуре, формирует базу знаний для последующего освоения образовательных программ основной школы.
«Информатика и информационно - коммуникативные технологии (ИКТ)» направлены на обеспечение всеобщей компьютерной грамотности, изучаются в 3-4 классах в качестве учебного модуля в рамках учебного предмета «Технология»
На 2 ступени обучения (5-9 классы) основными задачами обучения являются расширение знаний о мире и его закономерностях, формирование основ мировоззрения, развитие коммуникативных информационных навыков, формирование знаний, умений, навыков по образовательным областям, обеспечивающим дальнейшее получение образования на 3 ступени обучения. в 9 классе в рамках предпрофильного обучения, ведутся курсы по выбору, ориентированны на расширение знаний учащихся и их самоопределения относительно профильного обучения.
Третья ступень обучения является завершающим этапом образовательной подготовки, обеспечивающим освоение учащимися образовательных программ данной ступени обучения, развитие познавательных интересов, креативных способностей, формирование творческой деятельности. Созданы условия для дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения индивидуальных образовательных программ с учетом потребностей обучающихся. Ведутся два профиля: естественноматематический и естественнонаучный, в зависимости от потребностей учащихся.
Кадровое обеспечение образовательного процесса в лицее
Начав свое существование с двух учеников и одного учителя, лицей на сегодняшний день превратился в единый целенаправленно работающий коллектив. В реализации концепции развития лицея ведущую роль играет кадровая политика, где приоритетным направлением является организация непрерывного педагогического образования. В связи с этим администрация уделяет большое внимание повышению квалификации педагогических работников.
Лицей немыслим, если педагоги не ориентируются на достижение высоких личных, профессиональных и иных достижений. Учитель, ориентированный на достижения, является примером для учеников и доказательством состоятельности методов его работы.
Профессиональный уровень педагогов подтверждается признанием их мастерства на уровне района и республики учителя входят в состав: муниципальной комиссии по проверке олимпиадных работ, в экспертные группы по аттестации учителей района, в республиканское педагогическое сообщество творчески работающих учителей, членами Совета национального проекта «Образование», экспертами предметных комиссий по проверке ответов на бланках №2 ЕГЭ.
Анализ методической работы
Педколлектив лицея является одной из творчески и результативно работающих не только в районе, но и в республике, качественный уровень которого по уровню образования и категорийному составу очень высок. По результатам инновационной, поисково-исследовательской деятельности, продуктивности работы коллектив имеет высокий рейтинг в педагогическом социуме, как на уровне республики, так и на уровне России. Такие учителя как Панфилова Л.А, Зарипова Ф.К,, Олхаева Н.И.,Маркитонова Л.Л.,- учителя стотысячники, новаторы новый идей,
Маркитонов В.И., Савельева Н.И., Хамитова Л.Ч.,Васильева Г.А,Тимофеева Р.В.,Широбокова О.Н., Бадретдинова И.И. – учителя высшей квалификационной категории.
Гаврилова Е.И., Бадертдинова И.И.,Широбокова О.Н,Маркитонов С.Ю., Сергеев В.В.. из года в год готовят победителей районных и республиканских олимпиад.
Шайдуллина Л.М, Маркитонова Т.В., Сабирова Л.Г.,Маркитонова С.Б., Васильева О.В, Байкова Т.В. являются результативно работающими учителями по инновациям. Сабирова А.Х., Воробьева Л.Д.,– учителя профильного обучения, являются проводниками для учащихся в мир профессий.
В соответствии с методической проблемой лицея «Формирование конкурентоспособной личности в условиях перехода на профильное обучение» в лицее функционируют пять МО:
- МО учителей начальных классов и воспитателей дошкольного образования, руководитель Савельева Н.И., учитель высшей квалификационной категории;
- МО учителей гуманитарного цикла, руководитель Зарипова Ф.К.,
учитель высшей квалификационной категории;
- МО учителей естественно - математического цикла, руководитель Панфилова Л.А., учитель высшей квалификационной категории;
- МО учителей технологии и мастеров производственного обучения, руководитель Сабирова А.Х., учитель I квалификационной категории.
- МО классных руководителей, руководитель Шайдуллина Л.М., руководитель первой квалификационной категории
Учителя лицея широко внедряют в свою практическую деятельность 15 образовательных технологии. Их использование привело к улучшению качества образования.
И возросла инновационная активность педагогов и их уверенность в собственных силах
Педагогический коллектив лицея заинтересовался инновационной деятельностью. Появилось желание бороться, участвовать в конкурсах, фестивалях, олимпиадах. Возродилось объединяющее чувство гордости за родной лицей. Равнодушных стало меньше.
Целенаправленная работа по систематизации, обновлению и пополнению информационных ресурсов образовательного процесса, расширению использования мультимедийного сопровождения значительно сплотила коллектив. Так информационно-коммуникационные технологии на уроках и внеклассных мероприятиях сегодня применяют учителя биологии, химии, начальных классов, русского языка и литературы, английского языка, истории, ОБЖ, географии, вместе с математиками и информатиками -это третья часть коллектива. Учителями лицея разработано 37 авторских программ, 12 из них удостоены Диплома Республиканского конкурса авторских программ и учебно-методических материалов, и 2 работы удостоены Диплома Всероссийского открытого конкурса «Педагогические инновации»(могли увидеть на выставке).
В результате переосмысления основных принципов инновационной деятельности в лицее появилась новая форма активизации творчества педагогов и обобщения накопленного опыта - проведение педагогических семинаров. По инициативе ИМЦ и поддержке наших педагогов в лицее за 3 года было проведено 11 районных семинаров- 3 из которых с участием учителей Удмуртии.
Эти семинары во многом помогли решить проблему вовлечения педагогов в экспериментальную деятельность. Строгий календарный график, задаваемый сроками семинаров, позволил постепенно приучать педагогов к формированию своего профессионального портфолио. Практика показала, что активное участие в методических семинарах дало толчок профессиональному росту многих учителей лицея. На сегодня учителя уже создают электронные портфолио. (в частности с эл. портфолио Панфиловой Л.А. вы сегодня ознакомились)
Рост профессионального уровня каждого педагога отражен в КАРТЕ индивидуальной траектории повышения квалификации по модульно-накопительной системе. К данной системе мы перешли в текущем учебном году, она заменила имеющуюся до этого ПАПКУ по самообразованию. (Сегодня на методической выставке лицей вы имели возможность с ними познакомиться).
Внедрение этих новшеств способствовали достижению новых результатов. Вот наиболее значимые за три года: (вы видите на таблице).
Учителя также активно обобщают свой опыт на страницах периодической печати. Всего за последние три года имеются 38 печатных работ.
Происходящие новации и изменения в образовательном процессе и материально-техническом оснащении, безусловно, вызывают только положительные эмоции. Поэтому значительно увеличилась творческая активность не только учащихся, но и родителей. В последние годы реализованы проекты, лидирующую роль в которых сыграли родители. Это проекты «Родословная», «Малая энциклопедия села Сарсак-Омга», «По дорогам войны».
Как директор хочу особо отметить, что от души радуюсь за успехи каждого учителя и ученика. Буквально на днях учитель татарского языка Хамитова Л.Ч. с учащимися 11 класса Файзуллиной Р. И Шуматовой А. приехала с Конкурса им.Вернадского в Москве с благодарственными пис
К списку новостей