Отчет о результатах самообследования за 2014-2015
/upload/storage/org3825/files/Отчёт о результатах самообследования_docx-2014-2015(2).docx
Утверждаю:
Принято на общем собрании Заведующий МБДОУ
Детского сада»Колосок» « Поручиковский детский сад»
Протокол №_____ от___________ «Колосок»
____________Т.П. Тимофеева
«______»____________2015г.
Отчет о результатах самообследования
МБДОУ «Поручиковский детский сад «Колосок»
За 2014-2015учебный год
Отчёт о результатах самообследования
МБДОУ «Поручиковский детский сад «Колосок» за 201 - 2015 учебный год
С целью определения эффективности образовательной деятельности дошкольного учреждения за 2014/2015 учебный год, выявления возникших проблем в работе, а также для определения дальнейших перспектив развития ДОУ был проведено самообследование выполнения поставленных задач по основным разделам:
I. Выполнение годовых задач, поставленных перед коллективом;
II. Результаты образовательной деятельности;
III. Состояние здоровья воспитанников;
IV. Результаты повышения квалификации и аттестации педагогов.
Детский сад успешно функционирует в течение более 7 лет. В нем бережно сохраняются и развиваются лучшие традиции воспитания здорового поколения, обеспечение физического и психического здоровья ребенка, постоянно идет поиск новых технологий работы с детьми дошкольного возраста.
Здание МБДОУ расположено в жилом секторе и хорошо вписывается в окружающий ландшафт. Шумовой фон нормальный. На территории учреждения имеются различные виды деревьев и кустарников, клумбы, огород. Опасных мест для прогулки на территории детского сада нет, удобрения и ядохимикаты на участке не применяются. Уровень освещённости, влажности соответствует санитарным нормам.
МБДОУ осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» от 1 сентября 2013 г., а так же следующими нормативно-правовыми и локальными документами:
- Конвенцией ООН о правах ребёнка.
- Нормативно-правовыми актами администрации Заинского муниципального района и приказов УО ЗМР;
- Уставом МБДОУ;
- Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН от 2013г.;
- Договором между ДОУ и родителями (законными представителями) и локальными актами образовательного учреждения;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 21.10.2010 г 03-248 «О разработке Основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009г № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре Основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;
- «Федеральные государственные требования к условиям реализации Основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ №21016 от 28.12.2010 «ФГТ к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».
В МБДОУ функционирует 1 разновозрастная группа.
Режим работы Учреждения - 9 часов: с 07.00 до 16.00 при пятидневной рабочей неделе. Государственные праздники, суббота, воскресенье - выходные дни.
Структура управления
Управление ДОУ осуществляется на основе принципов единоначалия и самоуправления. Заведующий осуществляет непосредственное руководство детским садом и несет ответственность за деятельность учреждения. Формами самоуправления ДОУ являются:
• Общее собрание трудового коллектива
• Общее родительское собрание и родительский комитет
Основное внимание в 2014-2015 учебном году было уделено выполнению приоритетных направлений развития системы образования Российской Федерации, реализации государственной политики в сфере дошкольного образования с учетом региональной специфики и запросов населения на образовательные услуги. МБДОУ реализует Основную общеобразовательную программу.
Для этого были выделены следующие задачи:
1. Обеспечить условия для внедрения в работу ДОУ ФГОС к структуре образовательной программы дошкольного образования: пополнить предметно-развивающую среду.
2. Развивать основные физические качества через подвижные игры и комплексную непосредственно образовательную деятельность (занятия по физическому развитию), разработанные с учетом классификации способов двигательной деятельности.
3. Развивать интегративное качество «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе» через конструктивные способы взаимодействия с воспитанниками и взрослыми.
Дошкольное учреждение укомплектовано педагогическими кадрами и техническим персоналом.
В МБДОУ работают: заведующий и 2 воспитателя.
Заведующий имеет высшее образование ,1- воспитатель имеет среднее-специальное образование и первую квалификационную категорию, 1- воспитатель высшее образование.
В 2014-2015 учебном году были аттестованы:
- на соответствие занимаемой должности: 0 человек.
- на первую квалификационную категорию – 1 человек
Таким образом, профессиональная компетенция педагогического состава МБДОУ позволяет успешно решать оздоровительные и воспитательно-образовательные задачи с учетом современных требований.
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации(Минобрнауки России) г. Москвы"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 30, ст.4036), подпунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702), пунктом 7 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4377), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
2. Признать утратившими силу приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:
от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 февраля 2010 г., регистрационный N 16299);
от 20 июля 2011 г. N 2151 "Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2011 г., регистрационный N 22303).
Настоящий приказ вступил в силу с 1 января 2014 года.
Поэтому, первое место в работе ДОУ было отведено изучению и введению в практику работы ФГОС к структуре образовательной программы дошкольного образования. Деятельность ДОУ организована в соответствии с уставом, планами и локальными актами учреждения, обеспечена годовым и календарно-тематическим планированием. Содержание планирования включает в себя совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому. Учитываются принципы модели организации образовательного процесса в соответствии с Федеральными Государственными Образовательными Стандартами.
ДОУ разработало план внедрения ФГОС в 2014-2015 учебном году.
Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграции. В процессе планирования учитываются следующие параметры:
1. Общий объем непосредственно образовательной деятельности.
2. Продолжительность периодов непрерывной непосредственно образовательной деятельности в течение дня, распределение периодов непрерывной непосредственно образовательной деятельности в течение дня (в первую и во вторую половину).
3. Перерывы между периодами непрерывной непосредственно образовательной деятельности.
4. Основные виды деятельности детей в конкретные периоды непрерывной непосредственно образовательной деятельности в течение дня, недели и их чередование.
5. Образовательные области, задачи которых решаются в каждой из конкретных периодов непрерывной непосредственно образовательной деятельности.
6. Формы работы, в которых осуществляется непрерывная непосредственно образовательная деятельность.
С целью приведения календарного планирования в соответствие с ФГОС, в течение года работала творческая группа в составе: Заведующего и воспитателя. В процессе планирования соблюдаются следующие принципы:
- принцип интеграцииобразовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «»Художественно-эстетическое развитие»;
Еще один из ведущих принципов – это принцип комплексно-тематического планирования, в основу которого положена идея интеграции содержания разных образовательных областей вокруг общей темы, которая на определённое время становится объединяющей: «Моя семья», «Наш детский сад», «Золотая осень» и т.д. При выборе темы учитываются интересы детей, задачи воспитания и развития, текущие явления (например, времена года) и яркие события (например, праздники).
Педагогами ДОУ разработано комплексно – тематическое планирование на учебный год для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Темы недели различны в зависимости от возрастной группы.
В комплексно-тематической неделе за основу берется познавательное занимательное дело. К нему разработаны сопутствующие занятия (развитие речи, лепка, аппликация, конструирование, рисование), которые продолжают основную тему недели. В разных видах детской деятельности дети познают необходимый объем знаний, умений и навыков по теме.
Педагог стал более тщательно планировать и организовывать образовательную деятельность не только на НОД (занятиях), а в течение всего пребывания ребенка в детском саду: через все виды детской деятельности, основной из которых является детская игра, что соответствует ФГОС.
Воспитателем тщательно продумывается содержание развивающей среды по возрастам. Она еженедельно старается обновлять игровую и наглядную среду в зависимости от темы недели. При планировании предусматривает виды самостоятельной свободной детской деятельности в специально подготовленной развивающей среде ДОУ, где дети могут закрепить знания, умения, навыки в самостоятельных играх и взаимодействии с окружающей средой. Иллюстрации, книги, игрушки, работы детей, использованные на тематической неделе, оформляются в группе, чтобы дети вне занятий повторно рассматривали, использовали для игры, беседовали со сверстниками в свободной обстановке и тем самым закрепляли свои знания по теме.
- принцип взаимодействия с семьёй. Документ ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.
Родители принимают активное участие в жизнедеятельности детского сада: тематические выставки («Чудо-овощи», «Зима-зимушка», «Космос», выставки поделок для сюжетно-ролевой игры «Автодороги».)
Хорошей традицией нашего детского сада стала организация различных смотров - конкурсов, в которых принимают активное участие и сотрудники детского сада, и родители, дети. (Конкурс новогодней открытки «Мы рисуем Новый год», «Новогодние поделки». «Лето – красное») Такие мероприятия, позволяют каждому проявить свои творческие способности.
Также родители оказывают помощь по благоустройству территории детского сада.
Велась работа в плане оформления наглядной информации для родителей. Яркие, красочные, со вкусом оформленные стенды и папки, привлекают внимание родителей и оказывают немаловажное значение в их педагогическом просвещении.
Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя. Именно на это и направлен принцип взаимодействия с семьёй, обозначенный в тексте ФГОС.
В соответствии с ФГОС обучение детей строиться как увлекательная проблемно-игровая деятельность, обеспечивающая постоянный рост их самостоятельности и творчества. При построении педагогического процесса основное образовательное содержание педагоги осуществляют в повседневной жизни, совместной с детьми деятельности, путём интеграции естественных для дошкольника видов деятельности, главным из которых является игра.
Гарантия успешного осуществления педагогического процесса – культура развивающей среды, совокупность рационального использования рабочего времени, потребности педагогов в инновационной деятельности. В дошкольном учреждении обновляется и пополняется предметно-развивающая среда в центрах «Социализация», «Безопасность», «Физическая культура». Развивающая предметная среда в ДОУ организована с учетом традиционных видов детской деятельности: игры, рисования, лепки, конструирования, театрально - художественной деятельности. Наиболее популярными являются игровые центры релаксации и зоны для свободной самостоятельной детской деятельности. Однако, имеются существенные проблемы, которые не позволяют детскому саду в достаточной мере обеспечить учебно-воспитательный процесс – недостаточная материально-техническая база ДОУ.
Большое значение в работе ДОУ имеют практические занятия по привитию детям навыков безопасного поведения. С этой целью оформлены уголки безопасности, изготовлены методические пособия, макеты, ширмы, имеются планы работы.
Сохранение и укрепление здоровья детей – еще одно из основных направлений работы ДОУ. Только здоровый ребенок способен на гармоничное развитие, поэтому формирование привычки к здоровому образу жизни были и остаются первостепенной задачей детского сада.
ДОУ организует разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, реализует комплекс воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий по разным возрастным ступеням.
Систематически проводятся: утренняя гимнастика, как средство тренировки и закаливания организма, подвижные игры на прогулке, физкультминутки на занятиях. Организованы занятия, которые направлены на развитие скоростно-силовых качеств и выносливости детей, на профилактику плоскостопия у детей, укрепление опорно-двигательного аппарата, приобщение к здоровому образу жизни.
Педагогический коллектив ДОУ уделяет должное внимание закаливающим процедурам, которые подходят для детей всех трех групп здоровья, а это щадящие методы закаливания: игровая оздоровительная гимнастика после дневного сна, включающая релаксационную и дыхательную гимнастику, утренний прием на свежем воздухе, и др.
Организация питания детей.
Большое значение по оздоровлению детей придается питанию. Оно осуществляется по примерному перспективному (10-ти дневному) меню, которое составляется ежегодно на два периода – осенне-зимний и весенне-летний. В детском саду 4-х разовое питание. Организацию питания в нашем дошкольном учреждении мы рассматриваем в нескольких аспектах:
• 1 – санитарно-гигиенический компонент связан с правилами хранения продуктов питания, их приготовлением, выдачей, соблюдением требований к мытью посуды и пищеблока.
• 2 – нормативный компонент подразумевает выполнение ежемесячных номинальных норм питания в соответствии с нормами выхода готовой продукции при приготовлении блюд, нормирование порций и доведение норм питания до детей.
• 3 – оздоровительный компонент (в рационе круглый год присутствуют фрукты, овощи, соки, витаминизированные напитки)
• 4 – психологический компонент, который связан с созданием комфортных условий приема пищи.
В правильной организации питания детей большое значение имеет создание благоприятной, эмоциональной и окружающей обстановки в группе. Группы обеспечены соответствующей посудой, удобными столами.
Работа со школой
Формы работы:
• Посещение занятий в ДОУ учителями начальных классов
• Знакомство учителей с выпускниками
• Родительские собрания с приглашением учителей
• Экскурсии в школу и на пришкольную территорию
• Выступление выпускников начальной школы перед детьми ДОУ
Обеспечение безопасности жизни и деятельности ребенка в здании и на прилегающей к детскому саду территории.
Безопасность детей в образовательном учреждении, обеспечивается системой соответствующих мероприятий:
• Инструктаж по охране жизни и здоровья детей;
• Ежедневный контроль за состоянием помещений, участков;
• Осмотр всего здания;
• Проведение ремонтных работ;
• Правильному хранению различных материалов, медикаментов (ножницы, находятся в недоступном для детей месте, соответствуют требованиям; лекарства, а также моющие средства находятся в недоступном для детей месте);
• Подобранной по росту детей мебели и ее маркировки;
• Правильному освещению и др.
Обеспечение условий безопасности
Постоянная охрана детского сада во время его функционирования осуществляется силами сотрудников, на время выходных, праздничных дней, ночных смен дежурит сторож. Регулярно проводятся тренировочные занятия педагогов с детьми по обучению правильным действиям в условиях ГО и ЧС.
Практические мероприятия, формирующие способности воспитанников и педагогов к действиям в экстремальных ситуациях:
• Тренировочные эвакуации – 1 раз в квартал;
• Беседы с детьми по безопасности жизнедеятельности. Встреча с сотрудниками МЧС и ГИБДД;
• Оформление стендов по ПДД;
• Оформление стендов по поведению в экстремальных ситуациях (терроризм);
• Оформление стендов по проведению в экстремальных ситуациях (пожар).
Оснащение педагогического процесса:
- разработка конспектов НОД (занятий). Образовательных областей: «Физическое развитие», «Познавательное развитие».
Воспитатель в своей работе использовала наиболее эффективные формы, методы и приемы организации работы организации оздоровительной работы с воспитанниками: утреннюю гимнастику, физкультурную непосредственно образовательную деятельность, психогимнастику, физкультминутки, физические упражнения после сна, подвижные игры в помещении и на свежем воздухе, спортивные игры и развлечения, физкультурные праздники и Дни здоровья.
К решению данной задачи привлекались и родители воспитанников. Информация в родительских уголках помогала привлечь внимание, сделать особый акцент на важность решения проблемы развития основных движений у детей в условиях дома, семейного воспитания. Консультации были направлены на обогащение опыта родителей по профилактической работе оздоровительных мероприятий (закаливание водой, самомассаж, использование элементов релаксации, продолжительные прогулки на свежем воздухе, спортивные развлечения и т.д.) Но следует отметить, что возникла проблема безразличия некоторых родителей, которые не использовали советы специалистов и продолжали относиться к физическому развитию своих детей посредственно.
Дошкольное учреждение проводит целый ряд мероприятий по обогащению и озеленению своей территории: субботники, уход за клумбами в весеннее-летний период. Коллектив МБДОУ организует работу летом так, чтобы детям было интересно в детском саду, а родители (законные представители) были спокойны за их здоровье. Летний период года благоприятен для решения таких задач, как: оздоровление детей, познавательное развитие детей, художественно-эстетическое, социальное развитие. Составляется план организационно-хозяйственной работы в летний период времени каждого ДОУ.
Заключение
Модернизация системы образования в России предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям и к организации в них воспитательно – образовательного процесса.
В МБДОУ разрабатывается проект основной общеобразовательной программой дошкольного образования в учётом ФГОС. Цели:
1) повышение социального статуса дошкольного образования;
2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
4) сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Задачи:
1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
Современное общество стоит перед необходимостью осуществления всесторонних и масштабных перемен. МБДОУ активно ведет поиск нового облика образовательного учреждения, отвечающего запросам времени, Федеральным государственным образовательным стандартам, соответствующего потребностям и запросам родителей (законных представителей), индивидуальности развития каждого ребёнка.