• Информируем вас, что с 1 января 2024 года оценки и расписание доступны в новой версии Электронного образования по адресу ms-edu.tatar.ru. В данной версии электронного дневника вы можете продолжать смотреть ранее полученные оценки.
    С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте: info.edu.tatar.ru.

Электронное образование Республики Татарстан

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Рябинка» общеразвивающего вида» Заинского муниципального района Республики Татарстан

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Визитная карточка

Адрес: 423520, Республика Татарстан, Заинский район, г. Заинск, ул. Пионерская, д. 14"б"
Телефон: +7(855)-583-61-15
E-Mail: zai_ryabinka2016@mail.ru / ryabinka.zai@tatar.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МБДОУ "Детский сад "Рябинка"
Руководитель: Каштанова Елена Витальевна
Год основания учреждения: 1960
У нас учатся: 50 ребенка
У нас учат: 10 педагогов

Адаптация ребенка к условиям ДОУ

 

«Адаптация ребенка к условиям дошкольного учреждения»

Определение понятия «адаптация»

 

 Термин "АДАПТАЦИЯ" означает приспособление, т.е. способность человека менять свое поведение в зависимости от условий.

 

 Время адаптации для каждого ребенка может быть разным - от 20-30 дней до 2-6 месяцев. Каждому ребенку нужно время, чтобы приспособиться к этому новому миру, справиться со стрессом.

 

 Во – первых, ломается привычный образ жизни, в котором ребёнок чувствовал себя спокойно и уверенно: режим дня, температура помещения, требования к одежде, характер питания.

 

 Во – вторых, это чрезвычайно травмирующий факт – разлука с матерью, другими близкими людьми, которые заботились о ребёнке с рождения.

 

 И наконец, в – третьих, ребёнок попадает в совершенно незнакомую ему обстановку, где кроме него уже есть 10 - 15 таких  же, как и он малышей. Новые воспитательные воздействия, стиль общения с окружающими.

 

 Все это требует от ребёнка большого нервного напряжения.

 

   Поэтому иногда период адаптации проходит настолько тяжело, что ребенок заболевает. Чаще всего болезнь связана не только с инфекциями, но и является  ответной реакцией ребенка на психоэмоциональное напряжение, которая угнетает защитные силы организма, причем тем сильнее, чем возбудимее ребенок.

 

Характер и длительность адаптационного периода  зависит от:

   Возраста поступления ребенка в группу Гораздо проще в садике будет детям, которые умеют самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, пользоваться туалетом, самостоятельно засыпать.

  Состояния здоровья ребенка. Уровня его развития.

 Легче адаптируются к новым условиям дети, хорошо говорящие, которые умеют внятно выразить свои просьбы, формулировать вопросы.

 Индивидуальных особенностей

 Опыта общения со сверстниками и взрослыми

Особенности поведения ребенка в период адаптации

 При первом посещении дошкольного образовательного учреждения малыши обычно проявляют выраженную негативную реакцию. Малыш не понимает, что с ним происходит (рефлексия в этом возрасте отсутствует). Ему просто трудно, страшно без мамы, и потому в момент разлуки он не отпускает её, рыдает, кричит. Бывает, что после плача и сопротивления во время разлуки с матерью ребенок успокаивается и ведет себя в группе адекватно, однако спокойствие обманчиво. Оно достигается большим эмоциональным напряжением, и по возвращении домой ребенок либо плаксив и капризен либо безудержно расторможен.

 

 Длительное стрессовое напряжение не проходит для малыша бесследно: он или заболевает острыми респираторными инфекциями в первые 10 дней пребывания в ДОУ, или демонстрирует невротические реакции (перестает разговаривать, контактировать с другими детьми). Что является защитной реакцией организма.

 

 Однако если вы приняли твёрдое решение отдать ребёнка в садик, не стоит демонстрировать чрезмерную тревожность. В противном случае такое поведение может закрепиться, и малыш в сад не пойдет. Простой закон детского поведения — удачные стратегии закрепляются. Если поведение принесло желаемый результат, оно будет повторяться. Для родителей важно не пропустить реальные жалобы и отбросить надуманные. Наиболее стратегически правильный вариант родительского поведения в такой ситуации такой — внимательно выслушать. Скажите приблизительно следующее: «Я пони­маю, как тебе сложно. Многим детям, которым три (четыре) года, не хочется с утра идти в детский сад, и им кажется, что у них что-то болит.

 Но....» — а далее должен идти список доводов, почему в детский сад нельзя не пойти.

 

Рекомендации по преодолению трудностей  адаптации к ДОУ.

Режим дня

 Важно придерживаться режима дня. Это предполагает довольно ранние пробуждения и отбои. В домашних же усло­виях детки, ожидая папу с работы, нередко ложатся довольно поздно. Несовпадение режимов может стать серьёзным источником стресса и затруднить адаптацию.

 

 Обычно детей в садик приводят к 8.00, значит, нужно будет встать минут за сорок; завтрак в 8.30; обед около 12.00; дневной сон с 12.45 до 15.00; полдник примерно в 15.30.

 Не опаздывайте! Вашему ребенку, да и вам будет гораздо спокойнее, если вы не будете в спешке раздевать его и выпихивать в группу, где другие дети давно уже завтракают. Встаньте на десять минут раньше и прогуляйтесь. Ничто не заменит вам этого времени общения со своим малышом.

 В первый год посещения детского сада «полная рабочая неделя» для малыша может оказаться неподъёмной. «Домашним» деткам, которые к садовской жизни привыкают с трудом, лучше устраивать выходной в среду. Идеально, если этот день малыш проведёт дома, с мамой, без большого количества впечатлений.

 Есть некое общее жизненное правило: достаточно одного крупного изменения (жизненного стресса) на единицу времени. Начало посещения детского сада лучше не совмещать с выходом мамы на работу, а также с переездом, рождением следующего ребёнка, уходом няни. Чтобы адаптация прошла гладко, лучше разделить события во времени, если есть к тому малейшая возможность.

Питание

 Максимально приблизьте меню вашего ребенка к детсадовскому, устраните «кусочничество» между едой. Попробуйте снизить калорийность употребляемой им пищи, что через некоторое время может привести к улучшению аппетита.

 О проблемах с аппетитом необходимо разговаривать с воспитателем.

 Интересуйтесь меню. В том случае, если у ребенка есть пищевая аллергия, предупредите воспитателей о том, какие продукты ему запрещены.

 В том случае, если вы считаете, что вашего ребенка не нужно докармливать, или точно знаете, что суп, или кашу он не ест, предупредите об этом воспитателей. И попросите, чтобы ребенка не кормили тем, что он не ест. Он поест дома за ужином. И можно с утра покормить его завтраком.

3. Самообслуживание

 Постарайтесь приучить ребенка проситься в туалет. «По-маленькому» малыша нужно научить ходить в туалет не тогда, когда уже «очень хочется», а заранее: перед выходом в детский сад, перед прогулкой, перед сном.

 Не пугайтесь, если ваш малыш начнет писаться. У него так много новых дел, что в тот момент, когда он поймет, что хочет в туалет, вероятнее всего будет уже поздно. Через некоторое время, когда карапуз привыкнет к новому помещению, игрушкам, играм, детям, воспитателям, это пройдет само собой. А если вдруг не пройдет, то у вас всегда есть возможность обратиться с этим вопросом к психологу.

 Закрепляем навыки самообслуживания дома: одевание – раздевание, кормление, укладывание спать, мытье рук и т.д.

4. Одежда

 Одежда должна быть удобной. Для мальчика самая удобная одежда, это трикотажные кофты (проверьте, чтобы они легко надевались через голову), колготки и шорты. Для девочек, тоже трикотажные кофты, колготки и сарафан или юбка. Эту одежду быстрее и легче всего снять, переодеть и поменять.

 На первых порах старайтесь, чтобы обувь у малыша была на липучках. Тогда он гораздо быстрее сможет научиться сам ее одевать.

 Обязательно приносите в садик сменную одежду.

5. Игрушки

 Если ребенок просит дать ему в садик игрушку - дайте и никогда не ругайте, если она потеряется или сломается. Давая игрушку в сад, попрощайтесь мысленно с ней, или не давайте совсем.

 Приучайте ребенка приносить в детский сад только те игрушки, которыми он готов поделиться с друзьями. В противном случае малыш прослывет жадным или все время будет находиться в тревоге за свою любимую игрушку, с которой может что-нибудь случиться.

 Зачастую на первых порах ребёнок почти не играет с другими детьми, а лишь наблюдает за их игрой. Наблюдение за чужой игрой — один из этапов социализации. Так малыш накапливает знания о различных способах поведения, о том, что и в какой ситуации нужно сказать или сделать. Гуляя на детских площадках родителям необходимо включаться в детскую игру, объяснять правила общения, комментировать действия за ребенка.

 

 

6. Учимся общаться

 Познакомьтесь с родителями других детишек. Вместе гуляйте, общайтесь, ходите в гости. Так у ребенка быстрее появится друг, и ему проще будет находиться в детском саду.

 Наблюдайте, как ребенок играет с другими детьми. Легко ли он знакомится. Умеет ли играть, соблюдать очередность и правила игры. Может ли поделиться игрушками и при необходимости отстоять свою собственность и свои интересы. Если ему трудно это сделать, помогите: научите его правильно здороваться с детьми, предлагать детям свои игрушки, попросить разрешения играть с ними, правильно реагировать на отказ, находя компромиссный вариант.

7. Семейная ситуация

 Очень важно, чтобы позиции взрослых в семье по поводу посещения детского сада совпадали. Если же разногласия не устранены, то в моменты протестного поведения ребёнка реакции взрослых могут всё усугубить. Вот типичная ситуация. Малыш с утра плачет: «Не хочу в сад». Папа в сердцах кричит маме: «Мне на работу, хватит тут нервы трепать, оставь его дома!» Мама, пытаясь совладать с собой, обращается к сыну: «В сад пойдёшь обязательно, никаких разговоров!» А бабушка, держась за сердце, причитает: «Что вы его мучаете, я вообще хотела на пенсию выйти и сидеть с ним!» Как вы думаете, подобная ежеутренняя разминка взрослых поможет ребёнку привыкнуть к новым условиям?

 Если кто-то из родителей легче воспринимает разлуку с ребенком или с кем-то ребенок легче расстается, то лучше выбрать этого члена семьи для проводов в детский сад.

 Никогда не обманывайте своего ребенка! Если обещаете забрать его до обеда, то забирайте. А если не сможете забрать раньше 18.00, то скажите ему об этом. У большинства детей такое сообщение навряд ли вызовет положительные эмоции. Будьте готовы к слезам, нытью и «выкручиванию рук». Но это все равно лучше, чем обман. И потом вам еще долго придется завоевывать его доверие.

8. Утреннее прощание

. Кстати, эта адаптация — не только для ребёнка, но и для вас. Важно, чтобы процесс расставания с ребенком был естественен для Вас и так же естественно воспринимался ребенком. Известно, что самое сильное влияние на форми­рование детских реакций оказывает реакция родителей. Если вы не станете бояться разлуки с ребенком, то, скорее всего, и он легче перенесет ее.

 Рекомендуем нежно и спокойно попрощаться с ребенком, передать его воспитателю и немедленно уходить, т.к. "долгие проводы - лишние слезы". Если вы по часу будете сидеть в раздевалке, слушая как плачет ваш ребенок, то ситуация может стать еще более тяжелой для вас и прежде всего для малыша. В любом случае, акцент нужно делать не на том, что ребенку необходимо быть в садике, а на том, что и вам тоже нужно заняться своими делами.

  Если у вас возникают какие-то вопросы, не стесняйтесь обращаться к воспитателям, психологу, администрации.