Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Рябинка» общеразвивающего вида» Заинского муниципального района Республики Татарстан
Визитная карточка
Адрес: | 423520, Республика Татарстан, Заинский район, г. Заинск, ул. Пионерская, д. 14"б" |
Телефон: | +7(855)-583-61-15 |
E-Mail: | zai_ryabinka2016@mail.ru / ryabinka.zai@tatar.ru |
Министерство: | Министерство образования и науки Республики Татарстан |
Короткое название: | МБДОУ "Детский сад "Рябинка" |
Руководитель: | Каштанова Елена Витальевна |
Год основания учреждения: | 1960 |
У нас учатся: | 50 ребенка |
У нас учат: | 10 педагогов |
Адаптация ребенка к условиям ДОУ
«Адаптация ребенка к условиям дошкольного учреждения»
Определение понятия «адаптация»
Термин "АДАПТАЦИЯ" означает приспособление, т.е. способность человека менять свое поведение в зависимости от условий.
Время адаптации для каждого ребенка может быть разным - от 20-30 дней до 2-6 месяцев. Каждому ребенку нужно время, чтобы приспособиться к этому новому миру, справиться со стрессом.
Во – первых, ломается привычный образ жизни, в котором ребёнок чувствовал себя спокойно и уверенно: режим дня, температура помещения, требования к одежде, характер питания.
Во – вторых, это чрезвычайно травмирующий факт – разлука с матерью, другими близкими людьми, которые заботились о ребёнке с рождения.
И наконец, в – третьих, ребёнок попадает в совершенно незнакомую ему обстановку, где кроме него уже есть 10 - 15 таких же, как и он малышей. Новые воспитательные воздействия, стиль общения с окружающими.
Все это требует от ребёнка большого нервного напряжения.
Поэтому иногда период адаптации проходит настолько тяжело, что ребенок заболевает. Чаще всего болезнь связана не только с инфекциями, но и является ответной реакцией ребенка на психоэмоциональное напряжение, которая угнетает защитные силы организма, причем тем сильнее, чем возбудимее ребенок.
Характер и длительность адаптационного периода зависит от:
Возраста поступления ребенка в группу Гораздо проще в садике будет детям, которые умеют самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, пользоваться туалетом, самостоятельно засыпать.
Состояния здоровья ребенка. Уровня его развития.
Легче адаптируются к новым условиям дети, хорошо говорящие, которые умеют внятно выразить свои просьбы, формулировать вопросы.
Индивидуальных особенностей
Опыта общения со сверстниками и взрослыми
Особенности поведения ребенка в период адаптации
При первом посещении дошкольного образовательного учреждения малыши обычно проявляют выраженную негативную реакцию. Малыш не понимает, что с ним происходит (рефлексия в этом возрасте отсутствует). Ему просто трудно, страшно без мамы, и потому в момент разлуки он не отпускает её, рыдает, кричит. Бывает, что после плача и сопротивления во время разлуки с матерью ребенок успокаивается и ведет себя в группе адекватно, однако спокойствие обманчиво. Оно достигается большим эмоциональным напряжением, и по возвращении домой ребенок либо плаксив и капризен либо безудержно расторможен.
Длительное стрессовое напряжение не проходит для малыша бесследно: он или заболевает острыми респираторными инфекциями в первые 10 дней пребывания в ДОУ, или демонстрирует невротические реакции (перестает разговаривать, контактировать с другими детьми). Что является защитной реакцией организма.
Однако если вы приняли твёрдое решение отдать ребёнка в садик, не стоит демонстрировать чрезмерную тревожность. В противном случае такое поведение может закрепиться, и малыш в сад не пойдет. Простой закон детского поведения — удачные стратегии закрепляются. Если поведение принесло желаемый результат, оно будет повторяться. Для родителей важно не пропустить реальные жалобы и отбросить надуманные. Наиболее стратегически правильный вариант родительского поведения в такой ситуации такой — внимательно выслушать. Скажите приблизительно следующее: «Я понимаю, как тебе сложно. Многим детям, которым три (четыре) года, не хочется с утра идти в детский сад, и им кажется, что у них что-то болит.
Но....» — а далее должен идти список доводов, почему в детский сад нельзя не пойти.
Рекомендации по преодолению трудностей адаптации к ДОУ.
Режим дня
Важно придерживаться режима дня. Это предполагает довольно ранние пробуждения и отбои. В домашних же условиях детки, ожидая папу с работы, нередко ложатся довольно поздно. Несовпадение режимов может стать серьёзным источником стресса и затруднить адаптацию.
Обычно детей в садик приводят к 8.00, значит, нужно будет встать минут за сорок; завтрак в 8.30; обед около 12.00; дневной сон с 12.45 до 15.00; полдник примерно в 15.30.
Не опаздывайте! Вашему ребенку, да и вам будет гораздо спокойнее, если вы не будете в спешке раздевать его и выпихивать в группу, где другие дети давно уже завтракают. Встаньте на десять минут раньше и прогуляйтесь. Ничто не заменит вам этого времени общения со своим малышом.
В первый год посещения детского сада «полная рабочая неделя» для малыша может оказаться неподъёмной. «Домашним» деткам, которые к садовской жизни привыкают с трудом, лучше устраивать выходной в среду. Идеально, если этот день малыш проведёт дома, с мамой, без большого количества впечатлений.
Есть некое общее жизненное правило: достаточно одного крупного изменения (жизненного стресса) на единицу времени. Начало посещения детского сада лучше не совмещать с выходом мамы на работу, а также с переездом, рождением следующего ребёнка, уходом няни. Чтобы адаптация прошла гладко, лучше разделить события во времени, если есть к тому малейшая возможность.
Питание
Максимально приблизьте меню вашего ребенка к детсадовскому, устраните «кусочничество» между едой. Попробуйте снизить калорийность употребляемой им пищи, что через некоторое время может привести к улучшению аппетита.
О проблемах с аппетитом необходимо разговаривать с воспитателем.
Интересуйтесь меню. В том случае, если у ребенка есть пищевая аллергия, предупредите воспитателей о том, какие продукты ему запрещены.
В том случае, если вы считаете, что вашего ребенка не нужно докармливать, или точно знаете, что суп, или кашу он не ест, предупредите об этом воспитателей. И попросите, чтобы ребенка не кормили тем, что он не ест. Он поест дома за ужином. И можно с утра покормить его завтраком.
3. Самообслуживание
Постарайтесь приучить ребенка проситься в туалет. «По-маленькому» малыша нужно научить ходить в туалет не тогда, когда уже «очень хочется», а заранее: перед выходом в детский сад, перед прогулкой, перед сном.
Не пугайтесь, если ваш малыш начнет писаться. У него так много новых дел, что в тот момент, когда он поймет, что хочет в туалет, вероятнее всего будет уже поздно. Через некоторое время, когда карапуз привыкнет к новому помещению, игрушкам, играм, детям, воспитателям, это пройдет само собой. А если вдруг не пройдет, то у вас всегда есть возможность обратиться с этим вопросом к психологу.
Закрепляем навыки самообслуживания дома: одевание – раздевание, кормление, укладывание спать, мытье рук и т.д.
4. Одежда
Одежда должна быть удобной. Для мальчика самая удобная одежда, это трикотажные кофты (проверьте, чтобы они легко надевались через голову), колготки и шорты. Для девочек, тоже трикотажные кофты, колготки и сарафан или юбка. Эту одежду быстрее и легче всего снять, переодеть и поменять.
На первых порах старайтесь, чтобы обувь у малыша была на липучках. Тогда он гораздо быстрее сможет научиться сам ее одевать.
Обязательно приносите в садик сменную одежду.
5. Игрушки
Если ребенок просит дать ему в садик игрушку - дайте и никогда не ругайте, если она потеряется или сломается. Давая игрушку в сад, попрощайтесь мысленно с ней, или не давайте совсем.
Приучайте ребенка приносить в детский сад только те игрушки, которыми он готов поделиться с друзьями. В противном случае малыш прослывет жадным или все время будет находиться в тревоге за свою любимую игрушку, с которой может что-нибудь случиться.
Зачастую на первых порах ребёнок почти не играет с другими детьми, а лишь наблюдает за их игрой. Наблюдение за чужой игрой — один из этапов социализации. Так малыш накапливает знания о различных способах поведения, о том, что и в какой ситуации нужно сказать или сделать. Гуляя на детских площадках родителям необходимо включаться в детскую игру, объяснять правила общения, комментировать действия за ребенка.
6. Учимся общаться
Познакомьтесь с родителями других детишек. Вместе гуляйте, общайтесь, ходите в гости. Так у ребенка быстрее появится друг, и ему проще будет находиться в детском саду.
Наблюдайте, как ребенок играет с другими детьми. Легко ли он знакомится. Умеет ли играть, соблюдать очередность и правила игры. Может ли поделиться игрушками и при необходимости отстоять свою собственность и свои интересы. Если ему трудно это сделать, помогите: научите его правильно здороваться с детьми, предлагать детям свои игрушки, попросить разрешения играть с ними, правильно реагировать на отказ, находя компромиссный вариант.
7. Семейная ситуация
Очень важно, чтобы позиции взрослых в семье по поводу посещения детского сада совпадали. Если же разногласия не устранены, то в моменты протестного поведения ребёнка реакции взрослых могут всё усугубить. Вот типичная ситуация. Малыш с утра плачет: «Не хочу в сад». Папа в сердцах кричит маме: «Мне на работу, хватит тут нервы трепать, оставь его дома!» Мама, пытаясь совладать с собой, обращается к сыну: «В сад пойдёшь обязательно, никаких разговоров!» А бабушка, держась за сердце, причитает: «Что вы его мучаете, я вообще хотела на пенсию выйти и сидеть с ним!» Как вы думаете, подобная ежеутренняя разминка взрослых поможет ребёнку привыкнуть к новым условиям?
Если кто-то из родителей легче воспринимает разлуку с ребенком или с кем-то ребенок легче расстается, то лучше выбрать этого члена семьи для проводов в детский сад.
Никогда не обманывайте своего ребенка! Если обещаете забрать его до обеда, то забирайте. А если не сможете забрать раньше 18.00, то скажите ему об этом. У большинства детей такое сообщение навряд ли вызовет положительные эмоции. Будьте готовы к слезам, нытью и «выкручиванию рук». Но это все равно лучше, чем обман. И потом вам еще долго придется завоевывать его доверие.
8. Утреннее прощание
. Кстати, эта адаптация — не только для ребёнка, но и для вас. Важно, чтобы процесс расставания с ребенком был естественен для Вас и так же естественно воспринимался ребенком. Известно, что самое сильное влияние на формирование детских реакций оказывает реакция родителей. Если вы не станете бояться разлуки с ребенком, то, скорее всего, и он легче перенесет ее.
Рекомендуем нежно и спокойно попрощаться с ребенком, передать его воспитателю и немедленно уходить, т.к. "долгие проводы - лишние слезы". Если вы по часу будете сидеть в раздевалке, слушая как плачет ваш ребенок, то ситуация может стать еще более тяжелой для вас и прежде всего для малыша. В любом случае, акцент нужно делать не на том, что ребенку необходимо быть в садике, а на том, что и вам тоже нужно заняться своими делами.
Если у вас возникают какие-то вопросы, не стесняйтесь обращаться к воспитателям, психологу, администрации.