Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Рябинка» общеразвивающего вида» Заинского муниципального района Республики Татарстан
Визитная карточка
Адрес: | 423520, Республика Татарстан, Заинский район, г. Заинск, ул. Пионерская, д. 14"б" |
Телефон: | +7(855)-583-61-15 |
E-Mail: | zai_ryabinka2016@mail.ru / ryabinka.zai@tatar.ru |
Министерство: | Министерство образования и науки Республики Татарстан |
Короткое название: | МБДОУ "Детский сад "Рябинка" |
Руководитель: | Каштанова Елена Витальевна |
Год основания учреждения: | 1960 |
У нас учатся: | 50 ребенка |
У нас учат: | 10 педагогов |
Роль творческого объединения в трудовом воспитании детей
Каштанова Елена Витальевна,
воспитатель МБДОУ «Рябинка»
г. Заинск, РТ
Роль творческого объединения в трудовом воспитании детей
«Труд – всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе он должен быть одним из самых основных элементов».
А. С. Макаренко
Трудовое воспитание – важная составная часть воспитания подрастающего поколения. Труд – важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в его процессе формируется личность ребенка. Предпочтение в определенном виде труда может сказаться и на выбор будущей профессии.
Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов. Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Именно поэтому тема воспитания трудолюбия у детей всегда будет оставаться актуальной.
Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд. Я расскажу о ручном труде.
Ручной труд развивает конструктивные способности детей, художественно- эстетический вкус, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, желание справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше. Дети на опыте усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов: материал подвергается различным превращениям, из него можно делать разнообразные вещи. Так, обучаясь изготовлению полезных предметов из плотной бумаги, дети узнают, что ее можно складывать, резать, склеивать.
Мы решили, что одним из эффективных вариантов развития навыков у детей ручного труда может стать организация кружковой работы в детском саду. Преимущества кружковой работы на лицо:
- учет индивидуальных особенностей;
- свободное общение всех участников;
- более тесная совместная деятельность ребенка и педагога;
- отсутствие строгой ограниченности при выполнении задания.
Мы организовали в ДОУ творческое объединение «Чудо мастерская», по своему желанию его посещают дети 5-6 лет. Программа обучения рассчитана на один год. Творческая группа состоит из 10-12 человек, не более. Занятия проводятся 2 раза в неделю, их продолжительность 25-30 минут. В программу кружка входят 6 разделов:
Ø Аппликация из засушенных листьев
Ø Поделки из овощей
Ø Работа с крупой
Ø Работа с природным материалом (шишки, желуди, рябина ит.д.)
Ø Работа с бросовым материалом
Цель программы:
- формирование художественно-творческих способностей детей;
- воспитание любви к родному краю и уважения к своему труду и труду взрослого человека.
В начале года проводятся ознакомительные занятия для детей, на которых формируется первоначальный интерес к изготовлению поделок из различных материалов, а также даются понятия о правилах безопасности при работе с различными инструментами. Затем начинается работа с природным материалом – листьями, желудями, соломой, корой и т. д. Она дает воспитателю возможность знакомить детей с разнообразием их качеств: цветом, формой, твердостью, хрупкостью. Так же из природного материала (шишек, листьев, веток, желудей, различных семян) можно сделать много забавных игрушек-самоделок, атрибутов для сюжетно-ролевых игр и игр драматизаций к сказкам, можно сделать подарки мамам, малышам, педагогам.
Ручной труд развивает конструктивные способности детей, творчество, фантазию, выдумку. Так, чтобы смастерить забавного сказочного человечка из природного материала, ребенок подбирает крупный желудь для туловища, чашечку от него для юбочки или шапочки. Затем раскалывает желудь пополам, чтобы сделать ботинки, и т. д. Дошкольники с интересом приглядываются к природному материалу, чтобы выбрать форму, соответствующую задуманному предмету: из семян клена делают крылышки стрекозы, из шишки – лесовика и пр. В процессе работы они знакомятся со свойствами различных материалов, способами их обработки и соединения, учатся пользоваться различными инструментами. Изготовление задуманных предметов всегда сопряжено с приложением сил. Ребенку необходимо проявить настойчивость, терпение, аккуратность, чтобы предмет получился прочным, имел опрятный, нарядный вид.
Все это оказывает большое воспитательное влияние на детей, формирует:
Ø Эстетические чувства и нравственно-волевые качества
Ø Реалистическое понимание явлений природы
Ø Любознательность и умение наблюдать
Ø Логически мыслить и бережно относится ко всему живому.
Во время проведения занятий использую различные методы и приемы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, метод проблемного изложения, частично-поисковый, практический.
Работа в творческом объединении «Чудо мастерская», требует много предварительной подготовки: сбор и обработка листьев, шишек, рябины и другого природного материала. Собрать его нам помогают как сами воспитанники, так и их родители. С детьми материал собираем во время дневных и вечерних прогулок.
В кружковой работе у дошкольников отлично формируется коллективизм, умение трудиться вместе, желание помогать друг другу, видеть затруднения товарищей и предлагать им свою помощь, обращаться за помощью к сверстникам, радоваться не только своим успехам, но и успехам своих друзей.
Этих качеств, как у взрослых, так и у детей, сегодня хронически не хватает.
Думаю, что в ходе данной деятельности смогу достичь главных целей – сформировать у детей интерес к труду, желание трудиться, правильное представление о том, что труд доставляет радость. Вполне возможно, что в ком то из этих детей прорастет зёрнышко любви к творческим профессиям, таким как дизайнер, художник, архитектор, скульптор, модельер.