Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида №3 "Колосок" с. Айша Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан" / Татарстан Республикасы Әйшә авылының Яшел Үзән муниципаль районының "Гомуми төрдәге №3 "Башак" балалар бакчасы" муниципаль мәктәпкәчә белем бирү бюджет учреждениесе
Визитная карточка
Адрес: | 422522, Республика Татарстан, Зеленодольский муниципальный район, c.Айша, ул. Молодежная |
Телефон: | +7(843)-714-77-38 |
E-Mail: | dlv1509@mail.ru |
Министерство: | Министерство образования и науки Республики Татарстан |
Короткое название: | МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №3 "Колосок" с. Айша ЗМР РТ |
Руководитель: | Дорофеева Любовь Владимировна |
Год основания учреждения: | 1974 |
У нас учатся: | 98 |
У нас учат: | 8 |
Новости детского садика №3
Сетевая акция: #Сказочные.Невидимые.Древние. / Челтәр акциясе: #Әкият.Күренми торган.Борынгы
Опубликовано: 14.02.2023Баба-яга
Обычно пожилая женщина, владеющая магией. В большинстве историй это отрицательный персонаж. Она крадет маленьких детей и юношей, чтобы убить и съесть. Однако в исключительных случаях Баба-яга помогает.
В современных представлениях она хозяйка леса и охранительница границ «иного измерения» (тридевятое царство). Поэтому у нее костяная нога – чтобы стоять в мире мертвых. Стоит отметить, что эта героиня также встречается в словацких, чешских, болгарских и сербских сказаниях.
В русских сказках Баба-яга — злая старуха, наделённая волшебной силой. По одной из версий, происхождение её имени связано с характером ведьмы. Баба-яга была вечно чем-то недовольна и хотела то извести Иванушку, то зажарить детишек в печи. А на Руси злых и ворчливых женщин называли ягишнами. По другой версии, Баба-яга носила шубу-безрукавку, которая и называлась яга. Также имя Бабы-яги связано с одним ритуалом язычников. Они делали куклу умершего человека, которая называлась «баба», и считали, что в неё вселяется дух покойного. После бабу заворачивали в ягу — шубу без рукавов, сшитую мехом наружу, — и помещали в сруб без окон и дверей, поставленный на сваи. Так имя Бабы-яги стали связывать с потусторонним миром, в некоторых старинных былинах она являлась проводником в мир мёртвых.
Змей Горыныч
По сути это дракон, который дышит огнем. Всегда является олицетворением зла. Чаще всего похищает красивых девушек и держит их в заточении (либо съедает).
Но почему Змей именно Горыныч? Всё дело в том, что его прозвище происходит от глагола «гореть». Во многих былинах Змей описывался как трёхглавое чудище, способное изрыгать пламя, сжигающее всё на своём пути. Кроме того, возможно, такое прозвище обусловлено ещё и тем, что в славянской мифологии был бог Горыня, заведующий стихией огня.
Есть и другая версия, почему злобный Змей получил такое прозвище. Согласно ей, Змей жил в горах или горных пещерах, потому и стал Горынычем. Но в некоторых сказаниях местом жительства Горыныча является вовсе не пещера, а поляна в непроходимом лесу или вовсе белокаменные палаты. Вне зависимости от места жительства он всё равно назывался Горынычем.
Кощей Бессмертный
В русских сказках Кощей — или Кащей — Бессмертный является постоянным противником богатырей и отъявленным злодеем. Но, по одной из версий, его прототипом был бог Карачун — повелитель мрака и холода, который впоследствии был переименован в Кащея.
Также некоторые исследователи русского фольклора считают, что прозвище Кощей связано со словом «кощун», что означает «колдун». Ведь во многих сказках Кощей умел колдовать, а владение магией на Руси было большим кощунством. Связано это имя и с внешним видом волшебников: как правило, они были костлявыми старцами.
Ещё по одной версии имя Кощей происходит от тюркского слова «кошчи» — невольник, пленник. И действительно, в нескольких сказках Кошей оказывается прикованным к стене крепкими цепями. А Бессмертным Кощея называли потому, что его смерть была надёжно спрятана в яйце, скрытом, в свою очередь, в различных животных и птицах.
Лихо одноглазое.
Не зря наши предки предвещали «не будить лихо, пока оно тихо». Существо олицетворяло собой несчастье и горе.
Лихо — злое человекоподобное существо, встречаются как мужские, так и женские особи. Внешне лихо выглядело, как огромная уродливая женщина с косматыми волосами и всего одним глазом. Отличается лихо высоким ростом и худощавым телосложением, у него всего один глаз, поэтому видит оно в узком диапазоне. Считалось, что для обитания лихо выбирало заброшенные постройки, в которых обустраивало себе кровать из человеческих костей. Питается лихо плотью и страданиями людей и животных, обычно оно старается не появляться в крупных поселениях, а большую часть жизни обитает в лесу, питаясь местным зверьем и птицами, чем часто злит лешего.
Но если лихо попадется одинокий человек или небольшая группа людей, то тут оно свой шанс не упустит. При встрече с человеком лихо становилось невидимым и привязывалось к своей жертве: везде ходило за несчастным или садилось ему на шею Пристав к одному человеку оно ввергает того в уныние и питается негативными эмоциями. Такой рацион делает существо еще сильнее, и чем больше негативных эмоций испытывает «носитель» тем сильнее лихо. Если же ему не удается справиться с волей человека, то существо предпочтет съесть жертву, нежели отпустить. Если лихо овладело человеком, то избавиться от него практически невозможно.
Лихо одноглазое - чудище, способное победить кого угодно.
Кикимора (мара, шишимора).
Кикимора — известный персонаж славянской мифологии. Чтобы познать мир славянских поверий, мировоззрение наших предков, полезно изучать истории и мифы, сохранившиеся о духах природы, дома, всего сущего. К тому же, это занятие чрезвычайно увлекательно!
Кикимора домашняя и Кикимора болотная — два разных персонажа. Если Кикимора домашняя — персонаж более древний, сказки про нее сохранились с самой старины, то Кикимора болотная — больше героиня современных мультфильмов, рассказов. Русские сказки и мультики сделали этого персонажа довольно безобидным.
Вместе с этим, в славянской мифологии кикимора считалась страшным зверем. Выглядели кикиморы как скрюченные, обезображенные старушки, с непропорционально большими головами и длинными руками, напоминавшими ветви. Могли иметь рога, длинный хвост или огромный нос. Иногда существа меняли облик на более человеческий или превращались в животных. Большую часть времени кикимора оставалась невидимой. При этом мара любила общаться с человеком с помощью голоса или стука. «Рождались» существа из неупокоенных душ: некрещёных детей, самоубийц. Пакостничали кикиморы знатно. Соседство с бестией оборачивалось огромными проблемами, так как существо быстро перемещалось по дому и наводило беспорядок. Зачастую кикиморы принимались за традиционно женские работы. Пряли, вязали, но делали это некачественно. В результате хозяйкам приходилось выбрасывать изделие или переделывать всё заново.
Кикимора болотная — более популярный нынче персонаж. Про нее сказки рассказывают, картинки рисуют. Рассказывали в таких сказках, что Кикимора болотная похищает в деревнях детей, подменивая их на своих собственных или даже на полена.
Су анасы
В татарской мифологии разновидность водных духов су иясе. Буквально – мать воды. Дух символизирует стихию воды, в том числе начала всего живого. Интересно то, как изменяется внешний вид водяницы: она то старая, то молодая, то жертвенная, то зловещая. Иногда выступает в образе некрасивой женщины (большая продолговатая голова, огромные иссиня-чёрные выпученные глаза, широкая грудь, красноватое, как медь, тело) и мстительной ведьмой, затягивает под воду купающихся детей и высасывает их кровь.Но зачастую — спасителем народа.
У Су анасы есть муж – су бабасы и дети (иногда также называются су иясе).
У болгар (булгар) и их потомков в лице казанских татар предстает в образе хозяйки или матери воды, выходящей, согласно легенде, из уха гигантской рыбы.
Неизменный атрибут Су анасы – золотой гребень, которым она расчесывает свои длинные волосы (седые, черные или сине-зеленые). Исследователи нашли в этом сакральный смысл — гребень олицетворяет душу ведьмы, а расчесывание волос традиционно перед погребением. Кроме того, этот предмет несет в себе противоречивые смыслы — отождествляется и со смертью, и с зарождающейся жизнью.
(Су анасы – персонаж одноименной поэм Г.Тукая и Г.Сунгати, пьесы З.Хакима «Су төбендә сөйгәнем» («Русалка – любовь моя», 1992).
Шурале
В татарской мифологии и фольклоре лесной дух
Представляется в виде обросшего волосами мужчины с длинными пальцами, иногда с рогом во лбу, или обнаженной женщины. Боится собак, воды: при встрече с ним нужно бежать к ручью или озеру. Заманивает людей в лесную чащу, может защекотать до смерти.
В одном лесу могут обитать несколько шурале.
Шурале – персонаж многих произведений татарского фольклора. В мифологических рассказах наиболее распространены 3 сюжета.
*Первый – о том, как находчивый джигит Былтыр, отправившийся в лес за дровами, перехитрил Шурале: он уговорил его засунуть пальцы в расщеплённое дерево, а затем выбил клин («Былтыр кысты» – «Былтыр защемил»).
*Второй сюжет о том, как хозяин лошади, на которой каждую ночь скакал Шурале, поймал его, намазав спину лошади смолой («Шүрәле куаклыгы» – «Кустарник Шурале»).
*Третий – как благодаря молитвам муллы, старик, которого Шурале заманил в непроходимую чащу, вышел из леса живым и невредимым («Шүрәле» – «Шурале»).
Шурале можно обмануть, переодев одежду наизнанку («Шүрәлене ничек алдарга» – «Как обмануть Шурале»). Из капли крови Шурале появляются несколько новых Шурале («Шүрәле каргаган авыл» – «Деревня, проклятая Шурале»).
Тема лесного духа воплощена во многих произведениях литературы, живописи, музыки. Наиболее широкую известность получили знаменитая поэма «Шурале» Г.Тукая, иллюстрации к ней Б.И.Урманче, Б.М.Альменова, Ф.Г.Аминова и других, одноименный балет Ф.Яруллина.
К списку новостей