• Информируем вас, что с 1 января 2024 года оценки и расписание доступны в новой версии Электронного образования по адресу ms-edu.tatar.ru. В данной версии электронного дневника вы можете продолжать смотреть ранее полученные оценки.
    С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте: info.edu.tatar.ru.

Электронное образование Республики Татарстан

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида №21 "Незабудка" Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан / Татарстан Республикасы Зеленодол муниципаль районы “Катнаш төрдәге №21 нче “Күгәрчен күзе” балалар бакчасы” муниципаль мәктәпкәчә белем бирү бюджет учреждениесе

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Визитная карточка

Адрес: 422549, Республика Татарстан, г. Зеленодольск, улица Гоголя, дом 66
Телефон: +7(843)-714-03-60
E-Mail: zel.21-1@tatar.ru, mbdoy21zmr@mail.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №21 "Незабудка" ЗМР РТ
Руководитель: Ахметзянова Алсу Салимзяновна
Год основания учреждения: 1958
У нас учатся: 185 детей
У нас учат: 17 педагогов

Татарские национальные игры на занятиях и на прогулке

Игра имеет важное значение в духовном и физическом развитии человека. Если игра для взрослых – средство для отдыха и веселья, то для ребенка игра – это подготовка к взрослой жизни.

   Под понятием «игра» подразумевается система увлекательных и веселых занятий, возникших в процессе развития человечества как отражение форм труда, выполняющих функции физического и морально – эстетического воспитания подрастающего поколения, подготовки его к будущей жизни.

        По тематики игры делятся на:

·        Драматические игры

·        Песенно – плясовые игры

·        Игры на мышление

·        Подвижные игры

    Впервые в древних источниках детские игры упоминаются в словаре М. Кашгари «Дивани лугат – ат - турк» (ХI в.), в котором дается описание детской игры «Мануз – мануз» (Рожки - рожки). Ее содержание заключается в следующем: детишки сидят на корточках возле речки. Кто – нибудь из них произносит: «Рожки - рожки». Остальные спрашивают: «Какие рога, чьи рога?». Ведущий начинает перечислять по одному из рогатых животных, остальные повторяют за ним. Ведущий, между тем, изредка называет таких животных, как верблюд, осел. Если же  кто – то, забывшись, повторит за ним название безрого животного, его сталкивают в воду. По содержанию эта игра очень близка к популярной, среди татарской детворы игре «Улетели - улетели» («Очты - очты»). Таким образом, можно сказать, что и в XI веке среди детей тюркских народов были распространены подвижные игры.

   Татарские народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений,  проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

   Татарские народные игры являются неотъемлемой частью интернационального,  художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей.  У  них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине.

   Несмотря на немногочисленность песенно – плясовых игр, дети, особенно девочки, с удовольствием играют в них. В этой группе игр песни и куплеты (такмак) имеют сюжетообразующую роль.  При этом ритм мелодии и песни соответствует ритму игровых движений, содержание их иллюстрируется действиями. Например, в игре «Габдулла» дети ставят в круг одного играющего, сами берутся за руки и идут по кругу с песней:

  Син уртада, без кырыйда / Ты в середке, мы вокруг

                       Әйләнәбез Габдулла. / Кружимся, Габдулла.

             Син нишләсәң, ни кылансаң, / Что ты ни захочешь вдруг –  

                       Шулай эшләргә кала. /Повторим мы Габдулла.

   После этого стоящий в середине делает какое – нибудь движение и требует повторения его другими.

                       Ул шулай да, ул болай / Вот так вот, так вот,

Әйдә эшләгез шулай... / Повторяйте все за мной...

   Анализ песенно – плясовых игр детей показывает, что они прежде исполнялись взрослыми в течении многих веков во время обрядовых праздников: Сабантуй, джиен (җыен) и на посиделках, а в последствии перешли в детский репертуар.

   Одна из популярныхгрупп игр – драматические игры. В них через телодвижения персонажей, диалоги, монологи передается какое – либо событие. В сюжете игры ясно вырисовывается завязка, кульминация и развязка. Словом, в таких играх на первый план выходят элементы драмы. По наличию тех или иных поэтических форм драматические игры, в свою очередь, можно разделить на следующие подгруппы:

·        Игры с устойчивым текстом;

·        Игры с неустойчивым текстом;

·        Театрализованные игры;

·        Игры – импровизации.

   Как правило, во всех подгруппах драматических игр имеет место компонент словесного фольклора (такмаки, переговорки, прибаутки или свободный диалог).

   В первой подгруппе словесный компонент игры имеет традиционную форму, в ходе игры сохраняет устойчивость и не изменяется. Например, в игре «Волк – медведь» между детьми, идущими в лес по ягоды, и одним прохожим происходит такой диалог:

 – дуслар кая барасыз?                  – друзья, куда идете?

 –  карурманга барабыз.                – в дремучий лес идем.

  –  каурманда нишлисез?             – в дремучем лесу, что вы делаете?

  –   кура җиләк җыябыз.               – собираем ягоды.

  –   җиләк белән нишлисез?         –  что вы с ними делаете?

–  җиләктән как коябыз.                –делаем из них пастилу.

–  бүре килсә, нишләрсез?            –  если волк, куда денетесь?

–  урман буйлап качабыз.             – разбежимся по лесу.

Потом все поют хором:

                              Җиләк җыям, как коям,  /  Собираем ягоды, делаем пастилу,

                               Дәү әнигә бүләккә.         /  В подарок бабушке.

                               Монда җиләк күп икән, / Ах, как много здесь ягод,

                              Аю – бүре юк икән.        / Нет ни волка, ни медведя.

   Вдруг выскакивает спрятавшийся «волк» и гонится за детьми. Кого поймает, тот становится «волком». Игровые переговорки и песни, содержащиеся в этой игре, во всех случаях не теряют своей традиционной устойчивой формы.

   В играх с неустойчивым текстом диалоги и монологи, несмотря на то, что ход игры идет по определенному содержанию, не имеют устойчивой поэтической формы, дети употребляют их по своему усмотрению. Например, в игре «Продажа красок» диалог, смотря по обстоятельствам, может изменяться:

-         дөбер – дөбер!                                 - тук – тук!

-         Кем бар?                                           - кто там?

-         Юллаучы бар.                                  - проезжий.

-         Ни кирәк?                                         - что нужно?

-         Җеп мандырам, буяу кирәк.           -нитки крашу, краска нужна.

-         Нинди?                                             -какая?

-         Сары...                                              -желтая...

   Другая группа драматических игр своей формой и содержанием напоминает драматизированные представления. В них, в отличие от других, конфликт между персонажами проявляетсяболее отчетливо. При «постановке»  таких «драм» иногда могут быть и зрители. Поэтому их принято называть театрализованными играми.  В них широко употребляются шутки, остроты, характерные для репертуара народных комедиантов. Следовательно, эти игры можно считать «осколками» народной драмы, сохранившимися в детском репертуаре.

   Также известно, что по содержанию все игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребенка – дошкольника.

   Большое воспитательное значение заложено в правилах игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, т.е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества. А так же в связи с изменчивостью ситуации игры или сменой игр у ребенка формируется быстрота.